|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Единственный путьБиблия совершенно недвусмысленно провозглашает, что имеется лишь один путь спасения, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Согласно Библии, есть только один путь к Богу и, пусть кому-то это не нравится, христианство в этом смысле — уникальное вероисповедание. Суть исключительности христианства состоит в учении об абсолюте. Между тем Харрис заявляет, что «нет никаких абсолютов, относящихся к доктрине»19, и говорит следующее: Истина не есть нечто конечное, записанное в священную книгу. Истина — это все возрастающее обилие данных о том, что мы расцениваем как правильное (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)20. 247
________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ____________ Этим лукавым приемом Харрису хочется протащить древнюю идею: человек может достичь основополагающей истины с помощью собственной разумной способности, без обращения к Библии и религиозному опыту. Истина, согласно Харрису, зависит от самости и оттого, что именно эта самость считает истинным. Харрис, создавший свое учение на базе неподтвердившейся гипотезы эволюции, отвергает истины христианства на том основании, что небольшой процент населения Земли не может обладать истиной в последней инстанции. Он приводит статистические данные по численности населения Земли, его материальном достатке, питании, продолжительности жизни и религиях. Вот что он говорит в завершение своей книги: Мы совершили бы ошибку, если бы продолжали рассуждать о Боге и человеке, не обращаясь к реальным фактам — длительной истории человечества и существующему ныне разнообразию человеческих пред-ставлений2'. На самом же деле Харрис утверждает другое. Учитывая последние достижения человечества в процессе так называемой эволюции и принимая во внимание то, как может отличаться то или иное общество от остального мира в смысле религиозной принадлежности и материального достатка, никто не имеет права говорить об обладании истиной в последней инстанции. Харрис не желает понимать того, что Божье Слово и есть истина в последней инстанции. Эта истина была явлена Богом, и что бы там ни говорил Харрис, Божье Слово остается явлением уникальным и вечным. Взгляды на эволюцию и идеологию большинства человечества не имеют никакого отношения к тому, что именно говорят христиане об истине в последней инстанции. Взгляды христиан на Бога и мироздание не определяются текущей обстановкой, гипотезой эволюции и всякими иными неподтвердившимися гипотезами. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» (Рим. 3:3-4). Благодать Мало того, что Харрис отвергает уникальность христианского вероучения и в ложном свете представляет библейское учение о 248 ТОМАС ХАРРИС И ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ грехе, он искажает и смысл библейского учения о благодати. Он уродует его, чтобы подогнать к собственному евангелию самопрощения и спасения посредством самости. Он говорит: Учение о благодати... представляет собой теологическую формулировку принципа «я — о'кей, вы — о'кей». Ведь не говорится «У тебя все будет хорошо, если...» или «Ты будешь принят, если...», но скорее «Ты принят», и это безусловно22. Он основывается на толковании Паулем Тиллихом известного случая, имевшего место с Христом в доме фарисея, когда некая грешница обратилась к Нему. Тиллих говорит: «Иисус не прощает эту женщину, он объявляет ей, что она прощена... Женщина пришла к Иисусу, потому что она прощена», и далее словами Харриса: «...не для того, чтобы получить прощение (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)»23. Согласно Харрису, прощение, подобно безусловному оправданию, дается всем людям невзирая ни на что, без всяких условий. В конце этого библейского отрывка Христос говорит: «...вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:50). Согласно Библии, грешница получает прощение и спасение через спасающую веру. Оправдание связано со спасением. Все спасенные «облагодатствованы во Христе Иисусе». Бог любит и милует праведных и неправедных. Однако Он никак не оправдывает грешников на манер проповеди Харриса. Вместо этого Бог дает все необходимое для прощения и спасения по вере, в силу чего верные обретают жизнь новую, а не ветхую, подлатанную безусловным мирским избавлением от установки «со мной не все в порядке» ради установки «со мной все в порядке». Обрести прощение и спасение без веры невозможно, «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар...» (Еф. 2:8). Здесь говорится о вере в Бога, а не о вере в самость или учение ТА. Здесь Харрис снова впадает в грубейшее с библейской точки зрения заблуждение: никому не дано без всяких условий «становиться о'кей». Условия определяет Бог. Христос расплачивается. Верные приемлют благодать по вере. После слов Иисуса «ей же сказал: прощаются тебе грехи», в Библии сказано: «И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?» (Лк. 7:48-49). Получила ли эта грешница прощение до или после обращения ко Христу, неважно; важ- 17 3ак. 1449 249 ___________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ю, что необходимо прощение и что Христос, как милующий Гос-юдь, имеет по>лное право прощать. Харрис еще (больше запутывает учение о благодати, обращаясь четырем жизнненным установкам. Он утверждает, что основная |роблема человека — не греховный выбор, а греховная установка я — не о'кей». Человеку нужно просто признать или признаться, то он действуеет из патологической установки «я — не о'кей». Пе-юходотустансовки «я — не о'кей» к установке «я — о'кей», поХар->ису, и есть блаагодать. Абсурд, но Харрис утверждает, что покая-1ие в греховнош выборе не ведет к преображению, а только опош-1яет учение о благодати и подкрепляет установку «я — не о'кей»24. Согласно Бичблии, наша основная проблема состоит как в уста-ювке, так и в ввыборе. Всякий рождается во грехе (с жизненной 'становкои прееступать закон Божий), и всякий воистину грешит совершает грееховный выбор). Как записано в Библии, «если го-юрим, что не ичмеем греха, — обманываем самих себя, и истины ют в нас» (1 Иж. 1:8). Библия учит возрожденных «признаваться фугпреддруггом в проступках и молиться друг за друга...» (Иак. >:16). Апостол Иоанн призывает: «Если исповедуем грехи наши, о Он, будучи веерен и праведен, простит нам грехи наши и очистит iac от всякой ннеправды» (1 Ин. 1:9). Согласно Библии, чтобы об-)ести прощение, человек должен признавать и признаваться как в кизненной устгановке, так и в греховном выборе. Новое евангелие? Посреди свсоего антибиблейского евангелия Харрис заявляет: Раз транссактный анализ представляет собой часть той истины, которая помогаете освобождению человека, Церковь должна способствовать его распространению. Многие священники прошли соответствующую подготовку и/1 наряду с совершением ритуалов ведут занятия по транс-актному аналпизу для своих прихожан25. В прошлом 1ТА был почитаем в христианских кругах, его преподавали в христианских колледжах и осуществляли на практике хри-ггианские психхотерапевты. Прах этой теории до сих пор продол-кает осквернятть христианское душепопечение. ТА многимиi принимается за истину, ибо его «истина» весьма упоминает бжблейскую истину. Харрис говорит о нравственных достоинствах, грехе, возрождении и благодати. Однако учение >50 ТОМАС ХАРРИС И ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Харриса о моральных ценностях не является библейским. Еще дальше отстоит от Библии его учение о грехе, возрождении и благодати. Харрис проповедует ложное евангелие универсализма* и ложной путь спасения через простое самопрощение. Он старается подменить фундаментальные истины Священного Писания игрой в самосовершенствование под названием «ТА», вот и все. Внимательное изучение и здравое размышление дают возможность рассмотреть в ТА Харриса не что иное, как очередное жульничество и лукавство. * Вера в то, что по достижении полноты времен все души освободятся от грехов и страданий и вернутся к Богу. 251 ГЛАВА 16 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |