АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психический детерминизм

Читайте также:
  1. Внимание как познавательный психический процесс
  2. Детерминизм процессов природы
  3. Креативное Я, стиль жизни и детерминизм
  4. Мышление как познавательный психический процесс
  5. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм

Помимо теории инфантильной сексуальности составной частью фрейдовского учения о бессознательном является теория психического детерминизма. Согласно этой теории, человек таков, каков он есть, потому что его жизнь на всем ее протяжении контролируется бессознательной сферой. Фрейд писал, что «нас "изживают" неизвестные и неподвластные нам силы»21. Эти силы, согласно Фрейду, обусловливают все действия и поступки человека. Таким образом, на протяжении первых пяти-шести лет своей жизни человек есть не что иное, как марионетка неизвестных и неподвластных ему сил неведомого и невидимого бессознательного. По мере прогрессивного прохождения через фазы психосексуального развития характер и личность ребенка формируются его ближайшим окружением, в первую очередь родителями.

Психический детерминизм, по Фрейду, является источником процесса всеобщего осознания вины, начало которому полагается бессознательным, а конец — родителями. Фрейд снимает с человека ответственность за его поведение, когда учит, что судьба определяется сферой бессознательного, которое формируется под влиянием родителей в первые пять-шесть лет жизни ребенка. Результатом того или иного обращения с ребенком его 140


ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ

0дителей, по Фрейду, может стать его аномальное поведение, которое описывается такими словами, как оральная фиксация, садистский, обсессивно-компульсивный и неизжитый Эдипов комплекс.

Эти психоаналитические термины не имеют особого значения, поскольку все они основаны на предположениях, догадках и допущениях. Будучи всего лишь диагностическими ярлыками, они используются для осуждения на погибель некоторых лиц. Кроме того, подобная терминология снимает с человека личную ответственность, едва ли не отправляя его в камеру смертников, единственный мнимый ключ от которой хранится у аналитика. В случае психического ущерба спасение одно: обряд в исполнении «чародея Ид» —аналитика, который, как первосвященник, вхож в психоаналитическую святая святых, где пребывает Эдипов комплекс. Ради спасения от внутреннего смятения доведенные до отчаяния души прибегают к помощи аналитиков, этих шаманов символики, риторики и метафор.

Одна теория в рамках психоанализа проистекает из другой и в конце концов заводит вас в сложный лабиринт теорий страха кастрации и зависти к пенису, находящихся внутри теории Эдипова комплекса, находящейся внутри теории инфантильной сексуальности, находящейся внутри теории бессознательного, находящейся внутри теории психического детерминизма, питающейся затхлой, мертвой водой.

Эти теории в рамках теорий, связанных с теориями, стали паутиной измышлений, из которой ловкий и хитрый ткач по имени Фрейд сплетал сети, причем такие замысловатые, что в них попадали и по-прежнему попадают многие души. Озадаченные словами и ошеломленные психоаналитической терминологией, большинство людей просто не знают, каким образом можно проверить или опровергнуть столь субъективную систему, которая голословно их осуждает и их же заставляет недоумевать.

Вся теория бессознательного — это фантазия на фантазии и неправда на неправде. Это игра из знаменитой сказки Кэрролла, по условиям которой словам можно придавать какой угодно смысл.

«Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше», — сказал Шалтай высокомерно. «Вопрос в том, подчинится ли оно вам», — сказала Алиса. «Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, — сказал Шалтай-Болтай. — Вот в чем вопрос!»22

141


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Одно дело оказаться под чьим-либо влиянием, совершенно иное — быть обусловленным им. Не надо мучиться всю жизнь ца том основании, что в детстве ты получил дурное воспитание, ведь никакой гарантии того, что все в жизни будет гладко у того, кТ() получил хорошее воспитание, нет и быть не может. Тем не менее многие приемлют фрейдовскую ложь за истину, когда начинают исходить из того, что воспитание ребенка в раннем возрасте фи*, сируется в последующем поведении взрослого. То есть если взрос-лый человек плохо приспособлен к изменяющимся условиям, то считается, что он, по всей видимости, был плохо воспитан в раннем детстве23.

К исследованию фрейдовских измышлений в свое время обратились Виктор и Милдред Герцель. В своей книге «Как становятся знаменитыми» они сообщают об условиях, в которых протекала жизнь свыше четырехсот выдающихся людей XX в., в раннем детстве прошедших через множество испытаний24. Как поразительно и даже ужасно читать о чинимых средой препятствиях, преодоленных людьми, которым, согласно фрейдовским формулам, суждено было стать неудачниками. Вместо того чтобы стать жертвами неблагоприятных впечатлений раннего детства, они сделались выдающимися людьми во многих областях и принесли много пользы человечеству. То, что предположительно должно было стать проклятьем, в реальности выступило в роли катализатора гениальности и творческого потенциала. Исследование Виктора и Милдред Герцель не прославляет порочное воспитание — их книга служит веским аргументом против теории психического детерминизма Фрейда.

Человек не должен попадать в ловушку сформировавшихся в раннем детстве негативных поведенческих штампов, ведь Библия призывает начать новую жизнь, отложив прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и облечься в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его. Разве не сказал некогда Христос Никодиму:«...должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7), и в другом месте: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут...» (Лк. 5:37). Христос предлагает новую жизнь и новые веяния. Рожденный свыше наделяется духовной способностью оставлять старые пути и вставать на новые пути с помощью Святого Духа и плодов Духа посредством освящения. И все же многие и многие отказываются от упо-742


ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ

аний христианства в пользу отчаянной безысходности психического детерминизма!

Психоаналитическое представление о психическом детерминизме во всем противоречит библейскому учению об ответственности. Из фрейдовского детерминизма следует, что человек не отвечает за свое поведение. В конце концов, если его поведение детерминировано в пяти-шестилетнем возрасте невидимыми си-лами бессознательной сферы, то как он может в последующем от-вечать за свои дела?

Библия учит, что людям предоставлен выбор и поэтому они ответственны за свои дела. Психический детерминизм с вытекающей из него свободой от ответственности противоречит Божьему Слову. Люди воистину совершают свой выбор, и в свое время Бог воистину востребует с них ответа за все их дела. Психический детерминизм служит причиной абсолютной нравственной несостоятельности, что в свою очередь вызывает или осложняет душевные расстройства.

Психический детерминизм поддерживает естественную склонность человеческого сердца валить свою вину на обстоятельства или ближних. Эта установка впервые проявилась в Эдемском саду, когда Адам осудил Еву, а Ева осудила змея. В оправдание естественной склонности человека винить кого угодно и что угодно, только не себя, психоанализ приводит массу толкований и объяснений отклоняющегося поведения. Кто говорит, что его поведение детерминируется внешними обстоятельствами и действиями ближних, тот лжет и выставляет себя на посмешище либо (о святая простота!) он и в самом деле стал жертвой психоаналитического мошенничества. Отвергая личную ответственность, человек может поступать как ему угодно, т. е. под видом психического детерминизма он может поступать своевольно.

Например, ученые, тщательно изучившие обширные данные о типажах преступной личности, утверждают, что преступники идут надело после четкого и осознанного решения преступить закон25. Этот вывод противоречит идее психического детерминизма и обычных так называемых инсайтов* современной психотерапии, согласно которым вину в преступлении надо возлагать на общество, тем самым снимая ответственность с отдельных лиц. Про-

* Проникновение в суть неосознаваемых мотивов и предпосылок, обладающее целительной силой.

143


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

тест против дальнейших исследований преступной личности час тично объясняется тем, что в соответствующих исследованиях п0 является тенденция возлагать вину за делинквентное (с нарушен ем законов) поведение на самого преступника. Идея ответственно, сти за действия, не соответствующие установленным или фактически сложившимся в обществе нормам, не пользуется популярностьюв психологических и социологических кругах.

Фрейдовская теория защитных механизмов

В устроении индивидуальности Фрейд видит три составные силы: Ид, Эго и Суперэго. Вот что говорит об этом доктор Эрнст Хилгард:

Фрейд полагал, что поведение человека определяется главным образом конфликтными отношениями между импульсами Ид — первичными сексуальными и агрессивными импульсами — и контролирующими его произвольными действиями Эго и Суперэго26.

Согласно системе Фрейда, тревога возникает в результате безуспешных попыток справиться с источником «сексуальных и агрессивных импульсов». Средство борьбы с такой тревогой Фрейд называл подавлением. Согласно доктору Хилгарду и его соавторам, «средства ослабления тревоги под названием "защитные механизмы" призваны защищать личность от невыносимой тревоги»27. Ниже они пишут:

Фрейд обратился к термину «защитные механизмы», чтобы подчеркнуть роль бессознательных процессов, цель которых — избавить личность от невыносимой тревоги путем того или иного искажения реальности... все они носят характер самообмана28.

Описывая механизм подавления, Эрнст Хилгард говорит:

Механизм подавления устраняет импульсы или воспоминания, несущие чрезмерную угрозу для действий, либо осознанные переживания. Фрейд полагал, что подавление некоторых латентных сексуальных пер-версивных импульсов является универсальным механизмом. Например, он утверждал, что все мальчики испытывают страсть к матери и ревнивую враждебность к отцу (Эдипов комплекс); эти импульсы подавляются во избежание могущих возникнуть под их влиянием болезненных пове- 144


ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ

денческих последствий. В последующие годы могут подавляться чувства и воспоминания, не соответствующие представлению человека о самом себе и потому способные вызвать у него тревогу. Враждебность в отношении близкого человека и негативные переживания также могут вытесняться из памяти29.

Кроме того, защитные механизмы функционируют при желании человека «поддержать чувство собственного достоинства». Фрейд полагал, что «самоупреки» его подрывают. Он говорил: «Так получаешь в руки ключ к пониманию картины болезни, открыв в самоупреках упреки в адрес любимого объекта, перенесенные с него на собственное "я"»30. Таким образом, Фрейд считал, что защитные механизмы претерпевают известное развитие, становясь средством самообмана, поддержкой «чувства собственного достоинства».

Этика

Этические взгляды Фрейда базируются на том основании, что причиной психических расстройств является конфликт требований общества с инстинктивными биологическими потребностями индивида. Как говорил сам Фрейд, «мы нашли невозможным поддерживать прописную мораль, [которая] требует больше жертв, чем она того заслуживает»31.Фрейд думал, что психоэмоциональные расстройства возникают по вине самого индивида, который «слишком круто» обходится с собой. Фрейд поощрял людей избавляться от запретов ради удовлетворения своих инстинктов, ибо моральные нормы человека излишне высоки, а поведение излишне прилично. Тем самым он подталкивал людей на сделки с совестью.

Нравственная позиция Фрейда в отношении поведения индивида и необходимости самообладания состояла в апологии вседозволенности. В частности, он считал, что свободная любовь и отмена «репрессивной» морали в будущем станут основой профилактической медицины и психопрофилактики, которые в свою очередь приведут к оздоровлению цивилизации. Более того, Фрейд находил прямую связь между половой жизнью человека и психоэмоциональными расстройствами. Он говорил:

...Факторы половой жизни являются ближайшими и практически важнейшими причинами любого отдельного взятого случая нервного заболевания32.

'ОЗак 1449 145


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Хотя Фрейд и предлагал не отказываться от мастурбации во избежание заражения сифилисом и гонореей в случае секса в раннем возрасте, он считал, что «единственной альтернативой в будущем будут ничем не ограниченные сексуальные связи моло-дых мужчин с честными девушками; но к этому можно будет обратиться лишь в том случае, когда будут предложены безвредные профилактические методы», под которыми он подразумевал ре. гулирование рождаемости33. Таким образом, единственным возражением Фрейда против свободных внебрачных связей была возможность заражения венерической болезнью и нежеланной беременности. Он и представить себе не мог, до чего в своем бесстыдстве дойдет наше общество вседозволенности, когда достигнет «оздоровления цивилизации» путем отмены «репрессивной» морали и проповеди свободной любви. Он и представить себе не мог, что его догадки и предположения могут вызвать нечто вроде сексуальной революции. Он и представить себе не мог, что последствия половой распущенности не только отразятся в небывалом росте психоэмоциональных расстройств и поведенческих нарушений, но и станут разъедать нравственные устои самого общества.

Между тем существует ясная и четкая библейская позиция в отношении внебрачного полового общения — его полный запрет. Библейская строгость не является проклятием, в чем нас хотел убедить Фрейд; библейские ограничения приносят доброе здравие и исцеление души. Если бы эти ограничения вели к психическим расстройствам, зачем Творцу надо было их вводить? Половая распущенность, а не библейское самообладание, вот что ведет человечество кполному хаосу. Свидетельства тому мы находим в высоких показателях числа разводов и абортов, которые наносят тяжелый урон обществу, порождая стрессы, психоэмоциональные расстройства и поведенческие отклонения.

Вопреки тому, в чем фрейдистам хочется нас убедить, не свободная любовь ведет к оздоровлению цивилизации, но целомудрие и ответственность. Действующий против Божьего Слова грешит против Бога, но не только, ибо он грешит и против собственного душевного благополучия. Таким образом, любая внебрачная связь — это психопатология, а не психопрофилактика. Библейская сдержанность — это залог доброго душевного здравия, а библейские принципы — это бальзам для страждущих.

146


ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ

Стопроцентная причина банкротства фрейдовской этической сцстемы обусловлена принципом вседозволенности, при том что подобная вседозволенность характеризует этические взгляды не только самого Фрейда, но и большинства его последователей. Принцип вседозволенности стал такой же неотъемлемой частью социальных установок в отношении общественных, политических и экономических проблем, как и в отношении полового общения. Например, этот принцип сказался на большей части взглядов и учений в деле воспитания детей. Один профессор, на которого Фрейд оказал самое глубокое воздействие, имел обыкновение говорить: «Никогда не шлепайте ребенка, пока он не дорос, чтобы понять это, никогда не шлепайте ребенка, если его возраст позволяет ему понять это, и вообще никогда не шлепайте ребенка». Известный педиатр Бенджамин Спок проповедовал в бестселлере «Ребенок и уход за ним»34 воспитание все той же вседозволенности, и исполненные благих намерений миллионы родителей принимали эту фрейдистскую глупость без лишних вопросов.

Нет сомнения, что отказ от наказания детей противоречит Священному Писанию, где сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тотс детства наказывает его» (Притч. 13:24). Если наказание — это форма любви, то вседозволенность — это безразличие либо ненависть. В той же Книге Притчей сказано: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притч. 22:15).

Когда доктор Спок осознал, сколько вреда принесли его советы не наказывать детей в воспитательных целях, он признался, что вместе с другими специалистами убеждал публику относиться к профессионалам как к единственным на свете людям, «знающим наверняка, как следует управляться с детьми»35. Далее он отметил:

Именно мы, специалисты, навязывали матерям и отцам жестокий опыт недополучения необходимого. Разумеется, мы творили это из благих намерений... Мы не понимали, каким образом наше всезнайство подрывает уверенность родителей в себе, и спохватились лишь тогда, когда уже было поздно36.

Это хорошо, что доктор Спок отрекся от своего прежнего учения, льющего воду на мельницу вседозволенности. Теперь он говорит: «Неспособность проявить твердость представляется мне наиболее общей проблемой родителей в современной Америке»37.

147


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

И ниже признает, что «родители, покорные [детям], не избегают недоразумений, споров и ссор; родительская покорность делает их неизбежными»38.

Воистину, крайности — вседозволенность и запрет на все —. могут оказаться для ребенка пагубой, но именно Библия помогает устанавливать равновесие между тем и другим принципами. Христианам ни к чему учения Фрейда и его последователей о том, как следует воспитывать детей.

Фрейдизм и христиане

Пока некоторые христиане капля за каплей выдавливают из себя психосексуальные теории Фрейда, большинство уже обходится без Эдипова комплекса. Однако еще есть много проповедников фрейдистских измышлений о бессознательной сфере — вместилище мощного мотивационного материала, который, дескать, был накоплен в первые годы жизни и теперь определяет и направляет поведение человека. Таковые думают, что бессознательное — это своеобразный резервуар, содержащий все, что некогда происходило с человеком, и что содержание бессознательного обладает мощным мотивационным потенциалом, действующим на мысли, чувства и поведение человека. Эти люди все еще разделяют мнение Фрейда о том, что причины актуального поведения можно обнаружить в прошлом, обычно далеком, и прежде всего в первые пять-шесть лет жизни. Ответственность за поведение человека возлагается на его родителей и жизненные обстоятельства.

Любая терапия, которая стремится отыскать решение злободневных вопросов и проблем человека через воспоминание прошлого, коренится во фрейдизме. Так называемое движение внутреннего исцеления так же связано с фрейдистской теорией бессознательного, как все формы повторного переживания душевной боли и страданий связаны с фрейдистским принципом абреакции, согласно которому, повторно переживая прошлые огорчения и горести, люди избавляются от них навсегда. Психотерапевты, исповедующие фрейдистский принцип бессознательного с его мощными защитными механизмами подавления и отрицания, ввергают страждущие души в топи ложных воспоминаний, поскольку думают, что то или иное душевное страдание обусловливается некими бессознательными конфликтами.

148


Г"

__________ ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ ______________


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)