|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Три «открытия» Роджерса
Роджерс утверждает, что, исследуя человеческое поведение и занимаясь психотерапевтической практикой, он совершил три 8ажных открытия10. Первое важное открытие Роджерса — «умей слушать». Он указал, что люди остро нуждаются в том, чтобы кто-то их слушал, ибо, когда кто-то тебя слушает, по всей видимости, становятся сносными самые тяжкие страдания. К тому же, когда тебя никто не слушает, возникает ощущение крайнего одиночества. Бесспорно, очень важно, чтобы кто-то слушал и слышал тебя. Однако сей «психотерапевтический факт», недавно «открытый» Роджерсом, был давно известен и использовался Церковью, ибо разве не апостол Иаков писал ранней Церкви: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человекда будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев...»(Иак. 1:19). Это не особое дарование, которого удостаиваются только избранные, поскольку этой функцией наделен всякий человек. Роджерс действительно открыл нечто, однако это не Божья истина, а подделка под Священное Писание, так что не следует попадаться в тенета теории самости лишь потому, что это нечто там звучит по-библейски. Роджерс полностью пренебрегает важнейшим учением о необходимости слушать Бога и ждать ответа на свои мысли, слова и стоны. Второе важное открытие Роджерса — «будь самим собой». Он имел в виду, что человек не должен играть и притворяться. Быть честным с самим собой и ближними — принцип, который можно отыскать в Священном Писании повсюду. Например, автор Послания к Евреям говорит: «Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно» (Евр. 13:18). Павел увещевал верных «поступать благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждаться» (1 Фес. 4:12). Он ободрял Божьих слуг служить «не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Бо-жию от души...» (Еф. 6:6). Библия учит, что Бог взирает на сердце подлинного, внутреннего человека, так что людям следует проявлять честность и верность своему слову. Притворство — это своего рода обман и лжесвидетельство, и лицемерие в Библии — явный грех. Хотя, поучению Роджерса и Библии, человек призван быть самим собой, можно ли считать, что основной принцип теории Роджерса соответствует библейскому учению? Если «быть самим со- МЗак. 1449 209 ________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ _________ бой», по Роджерсу, — значит следовать автономной системе цен. ностей, которая у каждого своя, все равно добрая или не очень, то быть самим собой — не значит соответствовать библейской истине. Это не что иное, как еще один ведущий к погибели самообман Неразрывно с принципом «быть самим собой» связано уче-ние Роджерса о «безусловно позитивном отношении к самому себе». На деле понятие безусловно позитивного отношения к самому себе — это смягченное выражение, замещающее резкий нарушающий нормы приличия термин «самолюбие», т. е. «эгоизм»' Роджерс утверждает, что о безусловно позитивном отношении к самому себе можно говорить только в том случае, когда человек «воспринимает себя так, что никакой опыт его самости не выделяется как более или менее достойный позитивного отношения, нежели другой»11. Согласно Роджерсу, индивид становится «локусом самооценки», средоточием непререкаемого авторитета и высшей власти и судьей всякого опыта. В результате кропотливых исследований в области психологии мышления Хиллель Айнхорн и Робин Хогарт указывают на парадокс непререкаемой убежденности человека в истинности собственных суждений, несмотря на всю их ненадежность. Они с сожалением отмечают, что вследствие стремления человека полагаться на собственное, подверженное ошибкам мышление предположения наподобие теории Роджерса, полностью зависимые от субъективного человеческого восприятия и оценки, всегда будут пользоваться популярностью12. Система Роджерса помещает самость в ситуацию, когда она говорит: «Я даю оценку всякому опыту, я выстраиваю собственную систему ценностей. Ничто внутри вещи или вне ее не может быть ценнее чего-то иного без моей на то санкции». Несомненно, подобные речи в корне противоречат Священному Писанию, поскольку при этом оно полностью устраняется и самость становится непререкаемой высшей властью и творцом системы ценностей. Роджерс отверг библейское учение о необходимости быть самим собой и подменил его ложным учением, которое отказывает Библии в праве быть источником истины и отвергает библейское понятие греха. Третье важное открытие Роджерса, которое он почитал своим вершинным достижением, — принцип «любви между людьми»-Когда Иисуса спросили, «какая наибольшая заповедь в законе». Он ответил: 210 I КАРЛ РОДЖЕРС И ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА ЛИЧНОСТИ ТЕРАПИЯ ...«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»... (Мф. 22:37-39). Иисус говорит Своим ученикам: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12). Кроме того, апостол Павел заканчивает знаменитую главу из Первого послания к Коринфянам следующими словами: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13). Заповедь любви представляет собой одну из наиболее очевидных и чаще всего повторяющихся в Священном Писании заповедей Бога. Прежде чем критиковать или хвалить Роджерса, следует понять, чтб он имеет в виду под принципом «любви между людьми». Заметьте: Роджерс говорит только о человеческой любви. Человеческая любовь, несомненно, замечательная добродетель, но она не выдерживает сравнения с божественной любовью. Человеческая любовь без любви божественной — это всего лишь иная форма самолюбия. Божественная любовь характеризуется всеми теми качествами, что описаны в 13-й главе Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Однако Роджерс говорит лишь о любви междулюдьми. Он пренебрегает большей заповедью «возлюбить Господа Бога твоего». Кроме того, он ни разу не упоминает о Божьей любви, проявления которой демонстрирует вся Библия. Вершинное достижение Роджерса — ограниченная человеческая любовь между людьми за вычетом Божьей любви и любви к Богу. Исключив Бога, Роджерс наделяет самость, Я, эго способностью давать оценку и определять приоритеты всякого опыта. Самость, а не Бог становится центром мира, любовь же за вычетом Бога — самодостаточной наградой. Пренебрегая Богом, Роджерс кончает с любовью между людьми, ибо она представляет собой нечто едва ли большее, нежели ничтожное послабление самолюбию. Вот образчик любви, которую отстаивает Роджерс: Скоротечную жизнь человека в грядущем будут составлять по большей части лишь временные связи... поэтому контакты с людьми он должен научиться налаживать очень быстро. Ему следует быть готовым к разрыву интимных отношений без особых конфликтов и сожалений13. КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ Из этогоо фрагмента ясно, что такая любовь между людьми служит не Хриссту и даже не ближним, а только самости. Когда пренебрегают Бошьей любовью и любовью к Богу, остаются с любовью к самости. Любые сосновополагающие идеи относительно человеческого состояниия не являются открытием Роджерса. Они существовали всегдеа, и Роджерс всего лишь указал на три принципа — три подмены — глубочайших божественных законов Священного Писания. В своей i теории и практике Роджерс ухитрился придать самости божестгвенный статус. Теория с самостью в центре мира при полном отввержении Бога есть не что иное, как эрзац-религия. Теория самостги есть закамуфлированная система порабощения. Как любая праЕвдоподобная подделка, она может напоминать нечто реальное, жо в сущности она противна Священному Писанию. Растущее влияние Роджерса Благодафя теории личности и «центрированной на личности терапии» Роджерс оказывал и оказывает большое влияние на общество. Егсо идеи и методы чрезвычайно популярны не только среди специалистов, но даже в Церкви. В своей книге «История пастырского дуушепопечения в Америке: От спасения к самореализации» Брукс: Холифилд так характеризует влияние Роджерса на пастырскоеэ консультирование: Роджкерс предложил метод консультирования, которому можно научиться — или по крайней мере овладеть его основами — за короткое время, ввыделяющееся в учебном плане семинарии... Тем не менее опти-мистичесским изображением самости, способной к росту и переменам, Роджерс; пришелся по нраву религиозным либералам, т. к. отвращение последние к моралистическому законничеству соответствовало представлению Роджерса о том, что традиционные социальные обязательства подавлякют истинную самость14. Влияние) Роджерса не ограничивается только либеральной частью религиозного спектра. Его идеи проникли и в наиболее кон-сервативньые евангельские семинарии и церкви благодаря широкому признаанию исходных предпосылок разработанных им теорий, например сзамолюбия, самооценки и самопризнания (безусловного позитивного отношения). 212 г КАРЛ РОДЖЕРС И ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА ЛИЧНОСТИ ТЕРАПИЯ Роджерс вышел за рамки психологического консультирования, т. к. считал, что из его терапии все должны извлекать выгоду. Вот почему вместе со своим протеже Уильямом Коулсоном он вел групповую психотерапию в организованных детских коллективах. После основания Центра изучения личности в Ладжолле (штат Калифорния) они проводили групповые тренинги с интенсивным общением, на которых обсуждали проблемы, волнующие каждого члена группы, и разрабатывали обучающую модель тренинга. Подобно множеству исповедующих самопризнание движений, этими тренингами они пытались воспрепятствовать массовой наркомании. Роджерс считал, что человек должен быть самим собой, а для этого его самость должна действовать исходя из собственной системы ценностей, поэтому вместе с Коулсоном он стал помогать детям замещать систему внешних ценностей (полученную от родителей и т. д.) внутренней системой (недирективно передаваемой учителями или терапевтическими руководителями). Именно тогда в практическом приложении теории Роджерса Коулсон увидел ужасающий порок. Вместо того чтобы помогать детям развивать силу характера для противостояния наркотическим искушениям, происходило обратное. Мало того, что групповая психотерапия по Роджерсу подрывала учебу, поскольку дети больше времени проводили «на группе», чем на уроках чтения, письма и арифметики, — она подрывала нравственные устои как детей, так и преподавателей15. Подобные программы трансфигурации ценностей существуют и ныне, подрывая у детей внедренную родителями систему ценностей. И что примечательно, эти программы также заостряют внимание на образе Я, самооценке, самолюбии и самопочитании. В организации Калифорнийской конференции, посвященной вопросам самооценки (1989), принимали участие Центр исследования самооценки и Институт трансфигурации ценностей. Между самооценкой и собственными стандартами различения добра и зла существует тесная взаимосвязь. В отсутствие какого-либо внешнего морального кодекса, довлеющего над сокровенными чувствами ребенка, царствует вседозволенность. Вместо Библии, божественного инструмента оценки, используется субъективная самость. Таково естественное состояние человека, так проявляется его греховность. Все движения, исповедующие принципы самолюбия и милости к себе, суть плоды деятельности падшего человека. Когда родителей призывают культивировать в 213
КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ детях самолюбие, те подбивают детей на дурное дело — шествовать путями падшего человечества, чтобы самим себе сделаться царями, судьями и божками с собственной самостью в центре. Даже люди, которые не имеют никакого отношения к «центри-рованной наличности терапии» Роджерса, могут жить в согласии с некоторыми из его «открытий». При этом они исповедуют иную религию, поскольку любое движение, исповедующее самолюбие и милость к себе, в сущности — религия. В таком движении могут не знать полного набора религиозных догм светского гуманизма, однако от этого его суть не меняется. Люди верят в себя и высоко ценят свою самость. Они принимают это учение с таким фанатизмом, что в своей вере ничем не отличаются от религиозных фанатиков. ГЛАВА 13 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |