АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Утопия, недоступная для человеческой души

Читайте также:
  1. Вид человеческой культуры, ориентированный на оптимизацию природных
  2. Маркетинг— вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
  3. ОЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АУРЫ
  4. Понятие и строение человеческой деятельности
  5. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Абрахам Маслоу с нетерпением ожидал появления Утопии, «населенной» самоактуализирующимися людьми. В книге под названием «Новые направления психологии» Колин Уилсон пишет, что, с точки зрения Маслоу, «нормальное, здоровое общество не должно быть Утопией и, если принимать вещи такими, какие они есть, то мечту о ней легко осуществить и при существующих обстоятель-

195

 


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

ствах (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)»24. Воззрения Маслоу работавшего над книгой «Мотивация и личность», в отношении собственной теории были проникнуты оптимизмом. Он предвидел появление нового замечательного мира, когда все большее и большее число людей станет удовлетворять все большее и большее число собственных потребностей. Вот как в словах Маслоу отражается его оптимизм в отношении нашего общества:

...Почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви на 50%, потребность в самоуважении на 40%, а потребность в самоактуализации на 10%25.

Позднее, работая над книгой «На подступах к психологии бытия», Маслоу начал понимать, что, несмотря на все усилия психологии и примеры удовлетворения реальными людьми собственных потребностей, его теория самоактуализации не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Он напишет тогда:

Хотя самоактуализация, в принципе, не представляет собой ничего сложного, на практике она встречается очень редко (по моим оценкам, достигшим самоактуализации можно считать менее 1 процента взрослого населения)26.

Однако ответственность за свою неудачу Маслоу возлагает не на собственную безбожную систему, а на Библию и биологию:

Тому есть великое множество причин на самых разных уровнях, включая все известные нам на сегодняшний день детерминанты психопатологии. Мы уже говорили об основном культурно обусловленном факторе, а именно об убеждении, что глубинное естество человека несет в себе зло или опасность. Упоминали мы и одну из биологических помех на пути к зрелости человеческого Я, а именно утрату людьми сильных

196


АБРАХАМ МАСЛОУ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

инстинктов, которые недвусмысленно говорили бы им, что, когда, где и как делать27.

И что примечательно: Маслоу не просто осуждает христианское учение о грехопадении в Эдеме — он отвергает библейского Бога, Который дал Слово, способное творить то, на что не способен инстинкт, чтобы силой Своего авторитета вести и направлять индивида втом, «что, когда, где и как делать». Все разглагольствования о личной свободе и автономии личности не мешали Маслоу предпочитать запрограммированных инстинктами роботов в образе людей христианам, направляемым Духом.

Хотя Маслоу пришлось внести несколько существенных поправок в ранее выдвинутые им теории, он с оптимизмом продолжал развивать «психологию здоровья». Вот что он пишет во введении ко второму изданию книги «На подступах к психологии бытия»:

В настоящее время над горизонтом восходит новая концепция человеческого здоровья и недугов, психология, которую я нахожу настолько замечательной и многообещающей, что не могу удержаться от искушения, чтобы не представить ее общественности еще до того, как она будет проверена и подтверждена и ее можно будет назвать достоверным научным знанием28.

Вслед за тем Маслоу приводит целый список «основных положений этой концепции». Сюда входит его убеждение в том, что каждый человек имеет «присущую каждому из нас внутреннюю биологическую природу», что «эту природу можно изучать научными методами и можно открыть, что она из себя представляет (не "изобрести", а "открыть")» и что «эта внутренняя природа скорее хороша или нейтральна, чем плоха»29. Далее Маслоу пишет:

Возможно, вскоре мы сможем взять себе в качестве образца для подражания полностью развитое и осуществляющее себя человеческое существо, использующее свои потенциальные возможности на все сто процентов, существо, внутренняя природа которого свободно выражает себя, а не подавляется, калечится или отрицается30.

Поскольку Маслоу не принимал библейского учения о первородном грехе, ему пришлось дать истолкование зла. Ему казалось, что решение проблемы зла он нашел в «богатой и очень поучительной

197


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

литературе по динамической психологии и психопатологии, большом запасе информации о слабостях и страхах человека». Вот что в связи с этим он пишет:

Мы очень много знаем о том, почему люди совершают дурные поступ. ки, почему они занимаются саморазрушением, почему они навлекают на себя несчастья, почему впадают в извращения и болезни. И из этого приходит понимание того, что зло в значительной степени (хотя и не полностью) представляет собой проявление человеческой слабости или человеческого невежества, которое можно понять, можно простить и от которого можно человека излечить (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)3'.

Согласно Маслоу, зло возникает вследствие слабости и невежества. Его рецепт победы над злом состоит в передаче знания в помощь людям для обретения самостью силы. Он пишет: «Самопознание представляется мне главным, хотя и не единственным, путем к самоулучшению», и хотя «самопознание и самоулучшение для большинства людей — очень нелегкое дело, как правило, оно требует большого мужества и упорного труда... помощь умелого профессионального терапевта в значительной степени облегчает этот процесс»32. Другими словами, все дело в самопознании, но так как люди бегут от всякого самопознания, способного снизить их самооценку, они нуждаются во враче, который может открыть им глаза на истину о самих себе33.

Наряду с этим Маслоу признает недостаток такой терапии, когда пишет:

Чем выше уровень потребностей, тем более податлив человек для психотерапевтического воздействия, тем эффективнее оно может быть; психотерапевт не в состоянии оказать помощь человеку, находящемуся на низких уровнях мотивационной жизни (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)34.

Вот еще одно свидетельство в пользу того, что психотерапия приносит больше пользы тем, кто нуждается в ней меньше всех. В отличие от этого Бог действует на всех иерархических уровнях и участвует в каждом шаге личностного роста человека.

Самоактуализация в реальности

Мечта Маслоу об Утопии, «населенной» самоактуализирующимися людьми с высоким уровнем самоуважения, была осуществив


АБРАХАМ МАСЛОУ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

лена в одном из районов Сан-Франциско (Haight-Ashbury), когда хиппи 60-х гг. прошлого века прониклись духом его теории и стари жить, исповедуя принципы свободной любви и удовлетворения всех своих потребностей. Маслоу не учил такому потворству своим желаниям и слабостям, но подобное происходит в рамках любой философской системы, заостряющей внимание на самости человека, предполагающей его изначальное совершенство и утверждающей, что люди в полную силу раскроют свой потенциал, когда начнут удовлетворять свои так называемые потребности.

Адриана Арон следующим образом раскрывает эту проблему в книге «Еще одно дитя Маслоу»:

Чтобы исследовать некоторые наиболее опасные аспекты стремления к самоактуализации, пренебрегающей вопросами политики и морали, надо обсудить доминирующий социальный уклад хиппи на заре существования этого движения. В социальном укладе хиппи мечта Маслоу о благожелательной, взаимовыгодной, эмпатической технологии успешной совместной деятельности теряется за реальностью использования в своих интересах других людей. Там, где теоретик предписывал самоактуализацию, хиппи большей частью потакали своим желаниям. Тем не менее я еще поспорю: то, что получилось из движения хиппи, с полным основанием назвать противоречащим теории Маслоу не представляется возможным, ведь когда отношения самости и общества остаются неопределенными, когда их не формируют согласно конкретной теории самовоспитания, один социальный уклад может появиться с той же вероятностью, что и другой35.

Из-за пристального внимания, обращаемого на самость и ее, с позволения сказать, потребности, а также вследствие презрительного отношения гуманистической психологии к внешним нормам развивается опасная в своем роде терпимость. Адриана Арон продолжает:

С точки зрения хиппи, истинная терпимость требует почтения к уникальности любого индивидуального способа совладения с миром... Хиппи стали воздерживаться от суждений — таким был один из способов борьбы с нетерпимостью... Хиппи стремились развивать в себе такие качества, как гибкость и широкий кругозор, не понимая того, что воздержание от суждений неизбежно ведет к эксплуатации либо собственной доверчивой самости, либо внешне независимых сибаритов из своего окружения. Не вынося суждений, никого не обвиняют, никого не обвиняя, ни на кого не возлагают ответственности и не умеют отличить добро от зла36.

199


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Истинное лицо также обнаружило гуманистическое учение о безусловной любви и милости к себе. Как пишет Адриана Арон,

Быть склонным принимать себя и ближних такими, какие они есть без всяких условий, не усматривая возможности неожиданного поворота событий и не придавая никакого значения тому, какими они могут оказаться в будущем, значит лишать себя и своих ближних индивидуальных стимулов к борьбе и личностному росту. В своих разговорах хиппи часто повторяют рецепт Маслоу: «Не знаешь, каким тебе следует быть? Тогда познай себя!»37

В своей хорошо аргументированной книге «Психология за эгоизм» доктора Майкл и Лиз Уоллак пишут:

Разумеется, Роджерсу и Маслоу хотелось, чтобы люди заботились и помогали друг другу, стремились к общим целям, сообща решали проблемы не только своей общины, но и более крупных общественных групп. Но они поддерживают идеи скорее подрывающие, нежели вдохновляющие все это... Если нам всегда следует действовать исходя из внутренних мотиваций и не обращая внимания на внешние стимулы, если прежде всего нам следует стремиться к собственному личностному росту и самоактуализации, то это не может не побуждать нас печься о себе за счет ближних38.

Доктор Уильям Коулсон, прежний коллега Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, говорит, что в последние годы жизни Маслоу не соглашался с большей частью собственных гипотез, выдвинутых им в молодые годы. К сожалению, Маслоу недостаточно гласно вносил коррективы в собственные теории, с тем чтобы люди могли его услышать. К тому времени модель иерархии потребностей и связанные с ней теории свели с ума множество людей и уже были приняты в качестве системы. И что самое страшное, эти учения стали использовать в отношении детей. Тем не менее Коулсон пишет следующее:

По правде говоря, он [Маслоу] в конце концов пришел к выводу, что детей не следует загонять под зонт самоактуализации. Их «платежеспособность» была чем-то новым в истории; прибавьте к этому родителей, оказавшихся в силках новой вседозволенности, и получится большой риск. Гуманистическая психология в действительности подставляла детей под 200


АБРАХАМ МАСЛОУ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ _______

удар своекорыстных интересов окружающих. При этом ориентирующая сила стала исходить извне семьи (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)39.

Коулсон также свидетельствует о том, что Маслоу пытался погасить энтузиазм по поводу роли высокого самоуважения. Он обращает наше внимание на слова Маслоу из второго издания книги «Мотивация и личность»:

Мои выводы были подтверждены исследованиями Айзенберга. Он обнаружил, например, что женщины, набравшие наибольшее количество баллов по тесту базовой безопасности, проявляли большую раскованность в общении с экспериментатором. Такие женщины нередко опаздывали к началу эксперимента и при этом не считали нужным как-то оправдаться или извиниться; их отношение к экспериментатору было лишено подобострастной почтительности; они не проявляли ни малейшего волнения или стеснения, непринужденно усаживались в кресло, спокойно принимали предложенную сигарету или чашку кофе, словом, чувствовали себя совершенно свободно.

Еще более ярко сила характера этих женщин проявлялась в половой сфере. Их отношение к сексу можно назвать языческим. Понятие «девичья честь» для них не более чем метафора, среди них почти не было девственниц. Такие женщины не выказывают отвращения к неконвенциональным формам сексуальности. Они не видят ничего постыдного в мастурбации или промискуитете, могут позволить себе гомосексуальные эксперименты, куннилингус, фелляцию, анальный секс. Иначе говоря, сильная женщина и в половой сфере отличается твердостью, решительностью и ра-

Другими словами, Маслоу обнаружил, что удовлетворение так называемых потребностей в самоуважении не приносит ожидаемых плодов. Это верно по отношению к подавляющему большинству теорий самости. Они начинаются с падшей плоти и кончают той же падшей плотью, но в другом обличье. Христиане, которые используют учение Маслоу, по всей видимости, пренебрегают этими негативными данными.

Психологическая религия

Убедившись в том, что в рамках гуманистической психологии его утопическая мечта неисполнима, Маслоу обратился к иссле-

(Дованиям в области трансперсональной психологии, которая го-


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

ворит о человеческом духе, не упоминая о Боге. Здесь постоянц0 отвергающий Бога Маслоу пишет:

Вскоре (в 1968 г.) выйдет «Журнал трансперсональной психологии» созданный тем самым Тони Сутичем, который основал «Журнал гумани тической психологии». Эти новые начинания могут принести очень оцт. тимую пользу многим «утратившим идеалы» и пребывающим в состоя-нии тихого отчаяния людям, особенно молодежи. Эта психология имеет шансы превратиться в философию жизни, в заменитель религии, систему ценностей и программу жизни, которых так жаждут эти люди. Без трансцендентального и надличностного мы попадаем во власть злобы, насилия и нигилизма или же «безнадеги» и апатии. Нам нужно нечто «большее, чем мы сами», чтобы мы могли преклоняться перед ним и служить ему в новом, естественном, эмпирическом, не-церковном смысле, как это делали Генри Торо и Уолт Уитмен, Уильям Джемс и Джон Дьюи41.

Признавая, что человек нуждается в чем-то превышающем самость, и отдавая себе отчет в том, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18), Маслоу тем не менее «заменил истину Божию ложью, и поклонялся, и служил твари вместо Творца...» (Рим. 1:25). Он отверг библейского Бога и безрассудно надеялся отыскать это «нечто превышающее самость» в рамках трансперсональной психологии.

Маслоу не только подменил библейское учение о человеке, но и выдвинул новую религию с новыми, гуманистическими ценностями и пиковыми переживаниями. Под его воздействием гуманистические, угодные человеческой гордыне ценности восприняли даже христиане. Маслоу полагал, что в принципе можно «создать описательную, натуралистическую науку о человеческих ценностях», а затем «открыть (а не создать или изобрести) ценности, которые избирает человек, к которым он стремится, за которые он борется, когда он становится лучше, и которые он утрачивает, когда "заболевает"». Маслоу считал, что эти ценности «как ждут своего открытия, так и создаются или конструируются, что они изначально присущи устроению самого естества человека, что у них имеется биологическая и генетическая основа, но их также развивает культура и цивилизация»42. Он верил, что «самой человеческой природе несомненно присущи высшие ценности, и их можно в ней отыскать», и смело заявлял: 202


АБРАХАМ МАСЛОУ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Это полностью противоречит более древнему и более привычному убеждению, что высшие ценности есть порождение сверхъестественного божественного начала или каких-то других начал, находящихся за пределами человеческой природы43.

Наряду с гуманистическими ценностями и рецептами того, как людям надлежит плодотворно и с удовольствием жить, Маслоу предлагает заместителя религиозного опыта, которого он называет по-разному — то «сердцевинным религиозным опытом», то «трансцендентальным опытом», то «вершинным опытом»44.

Маслоу сводит опыт христианского обращения к пиковым переживаниям, которые обычны в рамках всех религий и могут наблюдаться даже у безбожников и атеистов. Он выдвинул гипотезу, согласно которой «в той мере, в какой всякие мистические или пиковые переживания, в сущности, были и остаются одним и тем же явлением, все религии, в сущности, были и остаются одним и тем же явлением»45. Помимо того, что пиковые переживания Маслоу считал одним из важнейших факторов психического развития, он также верил в то, что вершинные переживания можно трактовать с научной точки зрения:

В последние годы стало совершенно ясно, что некоторые наркотики, называемые «психоделическими», особенно ЛСД и псилоцибин, дают определенную возможность контролировать сферу пиковых переживаний... Быть может, мы сумеем инициировать пиковые переживания испытуемых в экспериментальных, все равно религиозных или нерелигиозных, условиях, тогда нам удастся исследовать пиковые переживания в

Помимо инициирования пиковых переживаний в экспериментальных целях, Маслоу не исключал возможности употребления ЛСД для возбуждения у добровольцев пиковых переживаний:

Быть может, еще важнее то обстоятельство, что данные наркотики, а также, по всей видимости, гипноз можно применять для инициации пиковых переживаний с трансцендентным религиозным опытом у неверующих, как бы заполняя пропасть между двумя мирами — верующими и неверующими47.

В книге Абрахама Маслоу «Дальнейшие рубежи развития человека», изданной после его смерти, говорится, что гуманисти-

203


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

ческая психология перемещается в сферу трансперсональной ре. альности. В этой книге Маслоу пишет о пиковых переживаниях мистике, даосской созерцательности, едином сознании, выходе за пределы времени и пространства и восточных религиозных веяниях. Однако все, что названо здесь божественным и священным не имеет никакого отношения к библейскому Богу, ибо относится к человеку и его потенциалу. Маслоу заявляет:

...Любое полноценное восприятие любого мужчины или женщины включает восприятие их возможностей как бога или богини, как жреца или жрицы, восприятие тайн, заключенных в них и как бы просвечивающих сквозь реальных... человеческих индивидов: что за ними стоит, какими они могли бы быть, о чем они нам напоминают, какие чувства в нас пробуждают48.

Взгляды Маслоу один к одному были восприняты адептами движения «Нью Эйдж». Вот что пишет некий Джонатан Адольф в сборнике под названием «Устав движения "Нью Эйдж"» (1988):

Наибольшее влияние на философию движения «Нью Эйдж» имели, по всей вероятности, идеи гуманистической психологии и «Движения за развитие человеческого потенциала» 60-70-х гг. К примеру, истоки фундаментального оптимизма философии ньюэйджеров можно найти в трудах психологов Карла Роджерса и Абрахама Маслоу49.

Вместо Бога Маслоу уповает на человека. Все его теории, трактующие самость, проистекают из той порчи, что находит описание в Послании к Римлянам:

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмыслен-ное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... <...> Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным... (Рим. 1:21-23, 26).


ГЛАВА 12


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)