АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАК МОЖНО И КАК НЕЛЬЗЯ ЛЕЧИТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ

Читайте также:
  1. CRM системы и их возможности
  2. PrPf употребляется в тех предложениях, которые можно адекватно переформулировать в виде предложений в настоящем иди будущем времени.2
  3. SWOT - анализ предприятия. Анализ возможностей и угроз.
  4. А вдруг она в том, что познать невозможно?
  5. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и проблема выбора. Кривая производственных возможностей
  6. Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  7. Аналіз платоспроможності (фінансової стійкості) підприємства, 2009-2010 рр.
  8. Аналіз платоспроможності п-ва, ліквідності балансу.
  9. Аналіз платоспроможності та ліквідності підприємства.
  10. Аналіз платоспроможності та ліквідності підприємства.
  11. Аналіз показників платоспроможності
  12. Беспокойное десятилетие: Неустойчивость и выравнивание возможностей энергетического сектора

ДАРЫ БОЖИИ

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ЛЕЧЕБНАЯ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

лекарственные травы, овощи,

фрукты, ягоды, грибы

сбор, хранение,

приготовление, применение

 

САТИСЪ

ДЕРЖАВА

Санкт-Петербург

СОВЕТЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВРАЧА И СВЯЩЕННИКА

 

 

По благословению Митрополита

Санкт-Петербургского и Ладожского

ВЛАДИМИРА

 

 

«Господь создал из земли врачевства, и благоразумный чело­век не будет пренебрегать ими», — говорит нам Книга Премуд­рости Иисуса, сына Сирахова.

Различать эти врачевства, правильно собирать, хранить и употреблять их научит эта книга, составленная знающими, ква­лифицированными и верующими людьми.

 

 

ISBN 5-7373-0218-0 © Лавренова Г.В., авторский текст.

© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2002

Предисловие

В глубокой древности наши предки начали подмечать полез­ные свойства растений и их плодов, употребляемых в пищу. На Руси прежде всего практиковалось использование трав для ле­чения различных недугов. В известном памятнике русской культуры XI века «Изборнике» великого князя Святослава Ярославича дано описание значительного количества лекарст­венных растений и их лечебного применения. В 1581 году царь Иоанн Грозный издал приказ об открытии первой на Руси апте­ки для обслуживания царского двора и его окружения, а в 1585 году был издан первый русский «травник», в котором описаны растения отечественной флоры и их применение в народной ме­дицине. В 1724 году была открыта Петербургская Академия Наук, где изучением лекарственных свойств* растений занялись ботаники и врачи.

Сведения об использовании растений для лечения из глуби­ны веков дошли и до наших дней. В настоящее время они часто применяются, особенно в домашних условиях.

Ныне можно встретить множество изданий, повествующих о целебных свойствах растений. Однако православному христиа­нину нужно с осторожностью относиться к этому пестрому «це­лительному» многообразию.

Лечение с использованием лекарственных растений считает­ся вполне приемлемым и благословляется Церковью. Однако категорически недопустимо прибегать к лечению травами (как и к любому другому), если травы используются вместе с загово­рами, заклинаниями, неизвестными молитвами. В языческих знахарских рецептах основу лечения составляют не свойства растений, а призыв бесовских сил, а травяные снадобья служат своеобразной ширмой для тайных ритуальных действий такого рода «целителей».

Ничто в природе само по себе не обладает магическими свой­ствами, и травы, включающие в себя определенные лекарствен­ные вещества, оказывают на организм человека вполне объяс­нимое с позиций медицины воздействие. Но лечебные свойства растений, созданных Господом Богом, могут присваиваться зна­харями как результат заклинания. Иногда, для большего авто­ритета, в языческие и колдовские сборники помещают подлин­ные канонические молитвы, фотографии чудотворных икон, цитаты из Священного Писания. Как правило, подобные изда­ния печатаются без благословения церковного священнонача­лия.

В наступившем XXI веке экологическое неблагополучие все чаще заставляет нас обращаться к профилактическим методам лечения. Актуальной стала проблема профилактики заболева­ний для народов России, Украины, Белорусии, где в условиях радиационного загрязнения, дефицита питания, дороговизны лекарств каждый житель нуждается во вспомогательных очис­тительных средствах для организма. Рост аллергических реак­ций на прием синтетических препаратов это подтверждает.

Однако было бы грубым заблуждением противопоставлять домашнее лечение с использованием лекарственных растений другим средствам и методам. Применяя лекарственные травы, необходимо разумно и критически рассматривать реальную воз­можность излечения ими того или иного заболевания индиви­дуально в каждом конкретном случае.

Православным христианам не следует забывать, что любые телесные недомогания попускаются Господом и находятся в тесной связи с состоянием души. Только Господь по милосер­дию Своему дарует нам и средства для исцеления недугов.

В практической лечебной энциклопедии читатели найдут со­веты и предостережения православных врачей-священников о том, как следует действовать при возникновении какого-либо недомогания.

В книге помещены сведения о распространенных лекарст­венных травах, цветах, плодах, ягодах и грибах, собранные православным врачом-фитотерапевтом: профессором Санкт-Пе­тербургского медицинского университета им. Павлова Галиной Владимировной Лавреновой. Даны практические рекоменда­ции по сбору растений и приготовлению из них лекарственных форм в домашних условиях. Приводится обширный перечень заболеваний и лекарственных растений, применяемых для их лечения.

От издателей.

 

КАК МОЖНО И КАК НЕЛЬЗЯ ЛЕЧИТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ

Беседа с кандидатом медицинских наук, председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга о. Сергием Филимоновым

 

Посоветуйте, батюшка, как следует вести себя право­славному человеку в случае легкого недомогания?

Конечно, следует прибегнуть к Богу с молитвой, попросить у Господа помощи, облегчения страдания, попить святой воды, помазаться святым елеем.

Что нужно делать, если началась серьезная болезнь?

Если началась серьезная болезнь, тоже сперва прибегаем к молитве, как этому учил преподобный Нил Синайский: «И прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве». Поэто­му, когда началась серьезная болезнь, надо просить у Господа по­мощи. Потом просить, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в болезни, смог поставить правильный диагноз; и о том, чтобы врач не от себя творил, а так, как благословлено свы­ше. Молиться во время болезни. Прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазываться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы святым угод­никам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому вели­комученику Пантелеймону, и положиться всецело на Промысел Божий.

Не могли бы Вы рассказать о целительной силе святой воды, антидора, артоса, святой просфоры, освященного елея и дать «рецепты» их применения?

Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская святая вода, или святая вода малого освяще­ния. Первую, в отличие от второй, следует пить только нато­щак. Она потребляется внутрь в небольшом количестве (доста­точно одной чайной ложки), строго натощак, утром, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

В случае болезни можно сделать исключение и принимать Бо­гоявленскую воду по мере необходимости. Так же можно посту­пить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Бого­явленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой святыни, влитые в рот больному, находящемуся в бессознательном состоя­нии, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды целиком вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам по­мощь, чем сильнее наша вера.

Воду, которая освящена на малом водосвятии, можно по­треблять внутрь, если человек болен, в любое время, в неболь­шом количестве. Желательно перед едой, но можно и добавлять в питье.

Святой водой можно мазаться (смазывать, смачивать боль­ные места), кропиться самому и окроплять свои вещи, палату и больничную койку, приносимую пищу.

При головных или иных болях можно приложить к больно­му месту компресс, смоченный Богоявленской водой; если но­чью не дают спать плохие сны, мучает бессонница — можно вы­пить немного Богоявленской воды.

Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом очищать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу.

Освященный елей многомощен. Для больного важен елей, который освящен во время соборования, литии. Им можно по­мазываться и добавлять в пищу. Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон или миро от последних. Ими желательно только помазаться (че­ло [лоб] и больные места крестообразно). Причем, чем острее и выраженнее симптомы заболевания, тем обильнее и чаще нуж­но мазаться и кропиться святынями — с верою и упованием на Бога.

Святыня в виде ваточки или кусочка ткани, пропитанного елеем, может прикладываться к больному месту. Когда ткань станет негодной к употреблению, ее положено сжечь, в мусор выбрасывать нельзя.

Антидор есть часть той просфоры, из которой взята была часть Святого Агнца. Антидор иначе называется агиасма (свя­тыня).

Артос — хлеб, освященный в субботу первой недели после Пасхи. Специально освящается для больных (один раз в году). Придя в храм, попросив у священнослужителей, можно полу­чить артос домой. Потребляется во время болезни натощак по­сле святой воды.

 

Святая просфора — маленький хлеб, из которого вынута ча­стица о здравии или упокоении во время проскомидии на ли­тургии в церкви.

После операции ежедневное потребление артоса, святой про­сфоры, святой воды, помазание себя святым елеем от мощей угодников Божиих или от Чудотворных икон способствуют ско­рейшему выздоровлению.

Святая православная Церковь обладает множеством бесцен­ных сокровищ. Одно из них — икона. Как священный образ, икона есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с преданием записанным и преданием устным. Честь, воздавае­мая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющиеся ико­не поклоняются изображенному на ней.

Какую помощь оказывают во время болезни крест и крестное знамение?

Благочестивые люди крестным знамением начинают вся­кое дело и оканчивают им же и благодарением Богу. Многооб­разными и славными песнопениями Церковь Божия украшает Крест Пречестный. Оружие он для спасающихся непобедимое.

Мы должны как можно чаще использовать крестное знаме­ние как всемощное оружие и защиту от вражеских поползнове­ний: осенять крестом пищу, лекарства и питие, предметы оби­хода, свою постель.

Если не помогают ни лекарства, ни доктора, и болезнь все тянется, принося новые страдания во время обострений — что делать?

Следует стараться благодушно переносить болезнь, тер­петь приходящие страдания и помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести. Поэтому следует терпеть, молиться и просить у Господа укреп­ления души для перенесения имеющегося недуга.

Что делать в самые тяжелые моменты болезней, во время резких болей, высокой температуры, когда человеку, как говорится, самому не до себя и — увы! — не до молитвы?

Да, действительно, бывают такие состояния, когда человеку уже не до себя и не до молитвы. В этом случае все равно Господь подает такие небольшие промежутки, когда человек может совершать краткие молитвы типа «Господи, помилуй!» или хотя бы мысленным взором обращаться за помощью к Бо­гу.

Когда человек сам не может молиться, пускай молятся за него его ближние.

В чем разница между постом и диетой?

Принципиальная разница между постом и диетой заклю­чается в следующем. Пост подразумевает под собой духовное основание. Целью поста является усмирение плоти и укрепле­ние души. Диета же — это ограничение себя в пище, совершае­мое с медицинской целью, для оздоровления или похудения. Пост в отличие от диеты, прежде всего, ставит своей целью до­стижения духовные. Он есть одно из средств для борьбы челове­ка со своими страстями. Кроме того, в чисто практическом пла­не пост направлен на исключение всякого рода скоромной пи­щи — мяса, яиц, сметаны — в том или ином виде, в зависимо­сти от строгости поста. А диета подразумевает, может быть, уменьшение пищи, но не всегда исключение скоромных про­дуктов.

Каковы причины наследственных болезней и нет ли тут утешения страдающему от них в, что таким обра­зом он как бы искупает нераскаянные при жизни грехи своих предков?

Действительно, страждущий, может быть, искупает мно­жественные, нераскаянные грехи своих предков и, думаю, что в этом особого утешения не испытывает. Это доставляет ему стра­дания, и он несет крест за несколько поколений. Утешение мо­жет составить вера в Бога. Причины наследственных болезней могут быть как чисто медицинские, так и духовные. Не следует все наследственные болезни ассоциировать только с греховным наследием. Это было бы ошибочно. Но то, что наследственные болезни могут возникать из-за духовных повреждений преды­дущих поколений, это есть неоспоримый факт, который имеет место в медицине.

У кого церковь не благословляет лечиться?

Церковь не благословляет лечиться у колдунов, магов, эк­страсенсов, чародеев, йогов, сектантов и всякого рода сомните­льных личностей.

Почему же люди идут к ним?

Изможденный до крайности, больной человек, испыты­вая телесные страдания, начинает искать выход из них. Если он не укреплен верой, мало знаком с церковными установлени­ями, то часто такой поиск заканчивается тем, что страдалец по­падает в дьявольские сети. В наше время — начало XXI столе­тия — они обширно раскинуты в виде всякого рода салонов ма­гии и гипноза, волшебства, целительства, экстрасенсорики, ко­дирования, биоэнергетики и так далее. Если человек идет к служителям этих оккультных наук или к «бабкам», то совер­шается страшный грех против первой заповеди Божией, и при этом заключается ужасная сделка: путем приобретения здоро­вья тела душа такого неосторожного человека продается дьяво­лу, а в вечной жизни (загробной) несчастного ждут страшные муки, если он не исповедует этот грех.

Церковь всегда благословляла обращаться за помощью толь­ко к ней или врачам, искусным в медицинской науке, специалистам-профессионалам, хорошо знающим свое дело. Если боль­ной уклонялся от лечения у врача, беспечно уповая на самоисцеление, Церковью это вменялось в грех — грех риска здоровь­ем и жизнью, являющимися Божиим достоянием.

Неискушенному человеку порой трудно разобраться, к ко­му можно идти, а к кому нельзя. В наше время идет волна неоколдовства, которое все настойчивее проникает к людям под маской псевдоцерковности. Многие «бабки», целители и целительницы прячутся за имя Божие, святые лики, обстав­ляются иконами (что хорошо видно из рекламных объявле­ний). Говорят, что молятся, веруют. Увешивают себя креста­ми, а на самом деле являются служителями сатаны, только в овечьей шкуре (например, Андрей Левшинов, Тянь-Шань­ский, Востоков, Мартынов, баба Дарья, Стефания, Варвара и другие, их же не перечесть). Всего на территории Российской Федерации сейчас действует около трехсот таких крупных целительских центров. В среднем на триста-пятьсот человек на­селения приходится один колдун. Следует иметь в виду, что часть целителей нагло посылает больных между сеансами в Церковь помолиться, причаститься, приложиться к иконам, чем еще больше усугубляет кощунство и богохульство над та­инствами церкви.

— Многие люди в нынешних тяжелых условиях не имеют средств оплатить лечение или операцию и идут ко всевозмож­ным народным «целителям» — экстрасенсам, «бабкам» и то­му подобным. Что можно сказать в предостережение им и как быть тем, кто пострадал от такого «лечения»?

Люди, которые идут ко всевозможным народным «цели­телям», должны помнить, что они отрекаются от Христа и что посредством приобретения здоровья продают свою душу дьяво­лу, и неизвестно, что будет с этими людьми в вечности.

Второе — то, что здоровье приходит после посещения такого рода «целителей» только на определенное время, а дальше бо­лезнь возвращается с удвоенной силой или к самому пациенту, или переходит к его родственникам. Те же, кто прибегал к тако­му виду лечения, должны прийти в Церковь, чистосердечно по­каяться перед Богом во время таинства покаяния, отречься от занятий оккультизмом, к которым они прибегали, и в тех горо­дах, где есть душепопечительские центры, пройти специаль­ный чин отречения от такого рода «целительства».

Не могли бы Вы перечислить методы оккультной меди­цины, которые противоречат православному вероучению? Ка­ковы меры церковного наказания тем, кто «лечит» или «ле­чится» с их помощью?

К явным методам оккультной медицины, противореча­щим православному учению, относятся лечение космическим разумом, шаманство, молитвы и заклинания народных целите­лей, методы создания настроений, лечение в виртуальном мире, парапсихология, биоэнергетика, экстрасенсорика, магия в лю­бых видах (белая, черная, зеленая — любая), чародейство, про­рицательство о болезнях и гадание, телецелительство, снятие порчи и сглаза, контактерство с НЛО, открытие (отверзение) третьего глаза и чувств и лечение этим способом, йогические упражнения, колдовство, ворожба, лечение у «бабок», лечение у волшебников, чародеев, волхвователей, обаятелей, астрологи­ческий прогноз болезни, лечение в салонах доверия типа «Не­лина», «Интрапси» и прочих.

Совпадают ли с православным учением различные мето­ды кодирования, метод подшивания под кожу лекарственных препаратов? Что бы Вы порекомендовали людям, которые, не­смотря на все свое желание, не могут избавиться от алкого­лизма или наркомании?

Методы кодирования людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом, не соответствуют православному вероучению, так как связаны с методами гипноза и внушения, то есть актив­ным вторжением одного человека в психику другого человека, подавлением воли одного человека волей другого человека.

Час­то встречается и просто откровенное шарлатанство: так называ­емые «специалисты-кодировщики» просто зарабатывают на чу­жой беде, никак не помогая больному.

Принцип подшивания под кожу лекарственных препаратов основан на страхе животной смерти, который должен удержи­вать людей от алкоголя и срыва в запой. Метод небезопасен, так как человек, идущий на подшивание подкожных препара­тов против алкоголя, рискует своей жизнью, и если его воля слаба и он не выдержит и употребит алкоголь, то может погиб­нуть.

Эти методы эффективны лишь при искреннем и твердом же­лании больного не употреблять больше спиртного и наркоти­ков. Если такой установки нет, а тем более, если эти способы лечения используются принудительно, толку не будет.

От животного же страха материальной смерти следует посте­пенно перестраиваться на страх Божий, страх воздаяния в веч­ной, загробной жизни.

Людям, которые, несмотря на все свое желание, не могут из­бавиться от алкоголизма и наркомании, надо постоянно ходить в Храм Божий, постоянно каяться, слушать наставления духов­ника, исповедоваться и причащаться по его благословению, хо­дить на специальные молебны, которые постоянно служатся в храмах для людей, страдающих этими недугами.

Каково Ваше отношение к аутогенной тренировке и ле­чению гипнозом?

Аутогенная тренировка является одним из методов само­внушения, когда человек обращается не к Богу, а к своему соб­ственному «я», и поэтому противоречит православной вероучи­тельной истине. Лечение гипнозом, как уже было выше сказа­но, является подавлением воли другого человека и активным внедрением в его психику, причем мы, люди, не владеем всеми тайнами сознания, физиологических процессов, поэтому можно себе представить, какие пагубные последствия могут возник­нуть при ошибках гипнотического воздействия на пациента да­же опытного врача-психотерапевта. Гипноз относится к разно­видности магнетизма. Магнетизм испокон веков входил в раз­ряд черной магии.

Следует ли православному человеку обращать внимание на публикующиеся в печати сообщения о магнитных бурях и неблагоприятных для здоровья днях?

Хочется сразу разграничить сообщения о магнитных бу­рях и неблагоприятных для здоровья днях. Неблагоприятные для здоровья дни, как правило, являются продуктом астрологи­ческого прогноза. Конечно, православный человек не должен обращать на эти дни никакого внимания, так как его судьба за­висит не от расположения звезд, а от его волеизъявления совер­шать добрые дела и ходить в заповедях Божиих. Сообщения же о магнитных бурях весьма полезны и православным, и непра­вославным людям, которые страдают гипертонической бо­лезнью, инфарктом миокарда, людям преклонного возраста, когда они могут, зная уровень солнечной активности в эти дни, планировать то или иное количество дел. Это есть фактор физи­ческий, и люди, которые страдают инфарктами, знают, что в этот день у них могут быть сердечные перебои, ухудшение со­стояния. Это следствие электромагнитных изменений в плане­тарной системе.

В чем опасность водолечения по так называемому мето­ду лечения Порфирия Иванова?

Опасность водолечения по методу Порфирия Иванова со­стоит в том, что этот метод имеет совершенно четкую оккуль­тную доктрину, и в том, что человек, занимающийся этим мето­дом, должен пройти инициацию, то есть отречение от. Христа, перед первым погружением. Можно понять, что это за метод. Здесь призывается не Господь (о Господе нашем Иисусе Христе вообще не идет речь), а активизируется призывание своего мис­тического учителя.

Как вы относитесь к лечению травами, то есть фито­терапии?

К лечению травами, если оно совершается профессиональ­но, я как православный врач отношусь положительно.

Как вы относитесь к гомеопатии?

К гомеопатии я также отношусь положительно. Гомеопа­тия сохранилась в нашей стране благодаря церкви, очень широ­ко использовалась священниками до революции. Многие свя­тые отцы благословляли методы гомеопатии. Святой Иоанн Кронштадский, святой Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Амвросий Оптинский и другие от­цы положительно высказывались о гомеопатии и благословля­ли использовать ее методы, которые существовали на тот мо­мент.

Положительную сторону в методе гомеопатии отмечал и старец Иоанн Крестьянкин, один из нынешних подвижников благочестия.

Однако к некоторым гомеопатическим препаратам правосла­вие относится отрицательно. Пользоваться препаратами фирм, которые стоят на позициях антропософской или аюрведической медицины, нельзя, так как человек, православный христианин, принимая такие препараты, будет тем самым вкладывать сред­ства в фирмы, которые враждебны православному христианст­ву. Употребление таких препаратов, как «Нозод», который ши­роко используется антропософскими гомеопатическими фирма­ми, например, такими, как «Хель», весьма греховно для чело­века. Употребление православным христианином препаратов, в которые входят сифилитические ткани, гонорейные ткани, тка­ни эмбриона, кровь менструальных выделений женщины и так далее просто неприемлемо и противоречит основам православ­ной вероучительной истины и всем церковным канонам. Препа­раты таких фирм принимать категорически нельзя.

Как Вы относитесь к иглорефлексотерапии?

К иглорефлексотерапии следует относиться положительно, если она проводится, во-первых, врачами-профессионалами, иглорефлексотерапевтами, которые при этом не являются одновремен­но биоэнергетиками или экстрасенсами, что, к сожалению, очень часто имеет место, а во-вторых — без всякой восточной оккультно­мистической базы, то есть когда во время постановки игл не чита­ются определенные восточные заклинания, мантры ни самим че­ловеком, ни врачом, производящим иглорефлексотерапию. Когда она проводится в виде простой постановки иголок на основании знаний меридианов и амплитуды потенциалов каждой биологиче­ски активной точки, то тогда здесь имеет место чистая физиоло­гия, естественные перепады потенциалов, что никак не противо­речит ни обыкновенным мед ици нским воззрениям, ни православ­ной вероучительной истине.

Какие советы и предостережения можно дать людям, го­товым воспользоваться услугами рекламы новейших препара­тов, способных в считанные минуты избавлять от боли и ле­чить едва ли не все болезни?

Действительно, существуют новые препараты, которые мо­гут в считанные минуты избавлять от боли. Но что касается ле­карств, которые могут быть применимы при всех болезнях, то надо быть очень осторожным, потому что, как правило, здесь имеет место шарлатанство. Раньше шарлатанство заключа­лось в том, что разливали одно и то же масло в разные бутылки и клеили этикетки — это «от головы», а это «от живота», это «от ног», а это еще «от чего-то». И сегодня некоторые фармацевтиче­ские фирмы прибегают к такого рода мошенничеству. Но следует помнить, что те препараты, которые мы используем, получены из природы, а каждое природное вещество действует избиратель­но на ту или иную часть человеческого организма. Поэтому не существует препаратов, которые лечат все заболевания.

Как следует относиться к лекарствам западного произ­водства?

К лекарствам зарубежного, равно как и отечественного, производства следует относиться с большой осторожностью, каждая фармацевтическая фирма старается сбыть свои препа­раты, среди которых много и сильнодействующих. В любом случае совет, который касается и лекарств западного производ­ства, и наших, один: во всем стараться советоваться с врачом. Иначе прием неизвестного сильнодействующего лекарственно­го препарата может закончиться весьма плачевно.

Можно ли православному человеку принимать различ­ные «эликсиры жизни» и использовать другие медикаментоз­ные средства искусственного продления жизни?

Православному человеку необходимо твердо знать: «элик­сиров жизни» нет. Вся жизнь православного человека находит­ся в руках Божиих. Без воли Божией ни волос человеческий с головы не может упасть, роста ни на локоть мы не можем себе добавить, ни на локоть умалиться. Каждая минута нашей жиз­ни сочтена у Бога. Если мы грешим — сокращаем время своей жизни, если мы стараемся жить по заповедям Божиим — Гос­подь продлевает нам время для покаяния. Поэтому для Господа ли мы живем — для Господа живем, для Господа ли умираем — для Господа умираем. Господь забирает каждого человека тог­да, когда Ему это угодно.

Как вы относитесь к аэробике, шейпингу, искусствен­ному голоданию и всевозможным методам очищения орга­низма?

Если аэробика и шейпинг показаны по состоянию здоро­вья, то тогда к ним можно и должно относиться положительно.

Если это выполняется людьми просто для удовольствия, то это можно назвать пустым времяпровождением. Православному христианину следует помнить, что время его жизни бесценно и каждая потерянная минута уходит в вечность. А за это время он мог помолиться, почитать духовную литературу и совершить какие-либо шаги навстречу Богу.

В отношении искусственного голодания следует рассмотреть вопрос о медицинском голодании. Если голодание совершается по благословению священника, по медицинским показаниям, в лечебном учреждении и предназначено для лечения каких-либо отклонений в состоянии здоровья человека, то в этом случае оно не является греховным, не противоречит основам православной вероучительной истины. Если же оно совершается самочинно, без показаний к таковому, то оно является грехом, так как бес­контрольное голодание, применяемое неопытным человеком, может сорвать жизненные силы организма.

Какое Ваше отношение к уринотерапии? Ее сторонники неизменно оправдываются словами из Библии: «Пей воду из твоего водоема...».

Дьяволу нельзя было придумать большей насмешки над человеком, чем заставить его мазаться и кропиться своими соб­ственными выделениями, пить их. Уста человека, очищенные в таинстве миропомазания, предназначены для причащения Свя­тых Христовых Тайн, Святой воды, чтобы ничего скверного не входило в них. Когда человек пьет урину, он оскорбляет Твор­ца, его создавшего, безумно презирает Его милости в виде бла­годатной помощи. Господь дал нам для потребления внутрь при болезнях Святую воду и елей, а не мочу и кал. Христианин, прибегавший ранее по незнанию к уринотерапии, должен испо­ведовать этот грех и над ним далее вычитывается специальная молитва из требника, как над человеком «ядшим скверное». Столовая посуда, использованная для хранения мочи, переосвящается.

Применение уринотерапии ведет:

К физическому осквернению, связанному с примене­нием внутрь организма нечистот.

К нравственному осквернению, ибо Творцом заложена брезгливость к нечистотам.

К духовному осквернению, ибо вместо Господа взыска­ли мочу.

Все это искажает верное молитвенное предстояние перед Бо­гом, которое Церковь выстраивает всем своим Богослужебным уставом и аскетической практикой (посты, поклоны и так да­лее).

В Священном Писании все человеческие выделения, в том числе и моча, называются скверной. Моисей, например, опреде­лил израильтянам справлять свои естественные потребности вне стана, причем каждому сделать деревянную лопатку для со­крытия испражнений. «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить. Кроме оружия твоего должна быть у те­бя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму и опять зарой ею испражнение твое. Ибо Господь Бог твой, хо­дит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать вра­гов твоих в руки твои; а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор. 23. 12-14).

В книге Левит читаем: «И если какая душа, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому, к нечистоте человеческой, или к не­чистому скоту, или какому-нибудь нечистому гаду <...> то ист­ребится душа та из народа своего» (Лев. 7, 21). Как видим, здесь речь идет даже о запрете прикосновения, тогда как сто­ронники уринотерапии употребляют урину внутрь.

Главным адептом учения об уринотерапии сегодня является Г.П. Малахов, автор серии популярных книг «Целительные си­лы». В своих работах Г.П. Малахов пытается прикрыться авто­ритетом Слова Божия.

Для этой цели он использует два текста. Первый — отрывок из апокрифического сочинения «Евангелие мира Иисуса Хрис­та», которое не имеет никакого отношения к Священному Пи­санию Церкви и является, скорее всего, произведением, имев­шим хождение среди гностиков. В этом сочинении Господь наш Иисус Христос якобы даёт «простое средство для очищения тол­стого кишечника — клизму»: «Возьмите большую тыкву, снаб­женную опускающимся вниз стеблем, длиной в человеческий рост; очистите тыкву от ее внутренностей и наполните речной водой, подогретой Солнцем. Повесьте тыкву на ветке дерева, преклоните колена свои перед Ангелом Воды и потерпите... что­бы вода проникла по всем вашим кишкам... Просите Ангела Во­ды освободить тело ваше от всех ваших нечистот и болезней, на­полняющих его. Потом пустите воду из тела своего, чтобы с нею устремилось из тела... нечистое и зловонное. И увидите собст­венными глазами и почувствуете носом все свои мерзости и не­чистоты, которые оскверняют Храм тела вашего. И поймете также, сколько грехов обитало в вас и терзало вас бесчисленны­ми болезнями». Из этого текста следует, что Христос, якобы, учит Своих последователей «преклонить колена перед Ангелом Воды» и просить его «освободить тело от всех нечистот и болез­ней...» Другими словами — идолопоклонству, ибо оно возника­ет там, где человек начинает служить «твари вместо Творца» (Рим. 1, 25). Идолопоклонство — это преклонение перед тем, что не является Творцом. Приписывать подобные апокрифи­ческие речи Спасителю мира — кощунственно. Только Бог мо­жет «освободить тело от всех нечистот и болезней», а не «Ангел Воды».

И второй текст из книги Притчей Соломоновых, на кото­рый ссылается Г.П. Малахов: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей» (Притч. 5, 15-18). Под «колодезем» и «водоемом» последова­тели уринотерапии почему-то подразумевают мочевыделитель­ную систему человека. Но и тут, как видно из контекста, речь идет не о пропаганде уринотерапии, а о соблюдении седьмой заповеди «не прелюбодействуй», то есть о сохранении супру­жеской верности.

Однако урина, с медицинской точки зрения, не просто нечи­стое вещество. Моча является продуктом физиологического очищения организма от вредных продуктов и токсинов, возни­кающих в результате естественного обмена веществ. Продукты распада поступают в кровь и после процесса фильтрации через почки выводятся в мочевой пузырь. Эти продукты достаточно вредны и при употреблении внутрь могут вызвать отравление, и в случае, если печень не справится с составом урины, то, дейст­вительно, возможны кратковременные состояния транса на фо­не временного повреждения головного мозга.

Итак, раз моча — скверна, тогда становится понятным, по­чему употребление урины может вывести человека из земного (физического) плана жизни в духовную область с отрицатель­ным знаком.

В одном из древнейших восточных трактатов по уринотера­пии «Шивамбукальпе» («Практика использования мочи для вос­становления тела», который, как явствует из трактата, имеет не земное, а небесное происхождение, ибо ведется от лица бога Ши­вы, беседующего со своей супругой Парвати) сказано: «Очище­ние и правильная техника употребления Шивамбу (воды госпо­дина Шивы, т.е. мочи) в течение одного месяца приводит к унич­тожению врожденных болезней и полностью очищает внутрен­ности. После двух месяцев чувства обостряются... После пяти месяцев посвященный становится ясновидцем... После семи ме­сяцев человек становится чрезвычайно могущественным, а после восьми сияет, как солнце... После 12 лет он становится бессмерт­ным...»

По процитированному тексту получается, что (да не пока­жутся слова мои кому-нибудь кощунственным) для спасения нужен не Иисус Христос, а урина, употребляемая по методу «господина Шивы». В понимании же православной аскетики, человек, практикующий питие Шивамбы, вступает в мир пад­ших бесплотных духов с открытыми для их проникновения и воздействия духовными чувствами. Делаясь «чрезвычайно все­могущественным», он в конце концов уподобляется «бессмерт­ному», то есть становится «богом» в собственных глазах. Это и есть окончательное впадение в духовный самообман — пре­лесть.

Можно ли смазывать мочой обожженный палец?

В тех случаях, когда нет никакой влаги и вы находитесь в пустыне, тогда можно, тогда не воспрещается. При этом на вас никто не смотрит.

Допускается ли такой метод лечения, как электросон?

Да, допускается, это один из методов физиотерапевтиче­ского воздействия.

Как вы относитесь к дыхательным методам лечения по Бутейко?

Дыхательный метод лечения по Вутейко представляет собой аутогенную регуляцию дыхания и включает элементы самогипноза. Поэтому к такого рода методу, если он сочетает­ся с внушением и самовнушением, следует относиться отрица­тельно.

Врач, лечащий классическим массажем, сказал, что на­чинать массаж необходимо в зависимости от фазы Луны. Ка­кая здесь есть опасность?

Врач, который дает такие советы, весьма странен. Он мо­жет подождать и фазы Меркурия, и фазы Венеры, это никак не отразится на качестве массажа. Опасность здесь заключается в том, что врач пытается внести мистический момент в обыкно­венный физиологический метод воздействия. Поэтому, если та­кой массаж будет совершаться с астрологическим прогнозом и тому подобным, то в этом случае он совершается вопреки тому, чему учит православная церковь.

А что такое «Медив», и как к нему относиться?

«МЕДИВ» расшифровывается как «медицинское диво». По-другому он называется «энион Зорина» и относится к эниологии. Эниология — это псевдонаука, порожденная экстрасен­сами, биоэнергетиками и другими «целителями», «наука об энерго-информационном обмене». «МЕДИВ» — это небольшой диск с веществами, которые якобы лечат от всех болезней. А там, где все болезни, — там и шарлатанство. Учитывая, что энион имеет отношение к эниологии, не исключено, что веще­ства, которые входят в него, подвергались экстрасенсорной за­рядке или биоэнергетическому воздействию. Применяя «МЕДИВ», больной будет использовать средства, запрещен­ные церковью как средства колдовские, волшебские и оккуль­тные.

Что вы скажете о жезлах фараона?

Жезлы фараона — это специальные жезлы, при соверше­нии определенных движений которыми происходит недозво­ленный вход в духовный мир, мир падших духов, и человек, со­вершающий определенные движения жезлами фараона, мало того, что теряет большое количество денег из своего кошелька, но еще привлекает себе в «друзья» множество бесов различных иерархий и навлекает на свою голову большую беду.

Можно ли лечить камнями? Литотерапия — это лече­ние, противоречащее церковным воззрениям, или нет?

Драгоценными камнями можно только тешить свое само­любие или тщеславие. А лечить болезнь человека какими-либо камнями, опираясь на их сверхъестественные или какие-то ду­ховные свойства, нельзя, потому что эти свойства придуманы и надуманы. Камни — объекты материального мира, и духовны­ми свойствами они не обладают, так как относятся к неживой природе.

Попытка облечь неживую материю в духовную обо­лочку — это шарлатанство.

Как относиться к лазеротерапии?

Лазеротерапия относится к одной из разновидностей фи­зиотерапии, следовательно, этот метод лечения использовать можно.

Может ли молитва заменить лекарство?

В некоторых случаях молитва может заменить лекарст­во — когда человек верующий. Но молитва и лекарство не про­тиворечат друг другу, только взаимодополняют.

Как преодолеть животный страх перед операцией?

Животный страх перед операцией является реакцией ес­тественной, реакцией самосохранения человека. Поэтому душа каждого человека перед операцией томится и страждет.

Что же требуется от христианина накануне операции? Как уменьшить страх? Все из руки Божией нужно принимать с по­корностью и благодарением. Необходимо вспомнить, что без во­ли Божией даже волос с головы человеческой не может упасть. Для Господа мы живем и умираем. Как же нам быть?

Сперва надо помолиться Господу, чтобы Он благословил опе­рацию, если Ему это угодно; если не угодно, то чтобы отвел ее или перенес на другое, благое, время, когда операция пройдет без осложнений и послужит во благо, во исцеление, а не во зло, не в погубление. Помолившись так и положившись на волю Бо­жию, далее все следует воспринимать безропотно, ибо нет молит­вы, Господом не услышанной.

Вечером, накануне операции, следует помолиться за всех ме­диков, которые примут участие в ней, анестезиологов, сестер, чтобы Господь содеял их Своими руками, врачующими ваше те­ло; прочитать вечернее молитвенное правило и лечь спать. С ут­ра прочитать утренние молитвы. И до самого момента операции с утра молиться непрестанными короткими молитвами: «Госпо­ди, помилуй! Господи, благослови! Господи Иисусе Христе, сы­не Божий, помилуй мя, грешнаго!»

Операция — одно из самых неприятных и сильных собы­тий в нашей жизни. Поэтому многих очень волнует вопрос: что должен делать верующий человек до операции, во время нее, ес­ли применяется местное обезболивание, и после ее окончания?

Частично выше уже было сказано, что делать до опера­ции. Как вести себя во время операции? Если операция под местной анестезией, то во время операции следует постоянно молиться про себя краткими молитвами о помиловании Божи­ем. Когда вас привезут в операционную, не надо стесняться на­ложить на себя крестное знамение, перекрестить операционный стол. Как же быть с нательным крестиком? Многие анестезио­логи (врачи, обеспечивающие наркоз) заставляют снимать крес­тик. Объясняется это несколькими причинами. Первая — если анестезиолог — неверующий человек; вторая — по чисто меди­цинским соображениям: в случае непредвиденной Ситуации, необходимости реанимации крестик на цепочке не оборвешь, ножницами не перережешь, что создает практические неудобст­ва для осуществления медицинских мероприятий. Третья — до­рогой крестик на цепочке из золота — соблазн для непорядоч­ных людей, а за его пропажу отвечать придется лечащему вра­чу. Поэтому на операцию рекомендуется идти с простым крес­тиком на обыкновенном простом шнурочке. Если не разрешат иметь крестик на шее, то он легко вплетается в волосы или при­вязывается к кисти или пальцу руки.

Как же молиться? Самое главное — «уйти в наркоз», если это общая анестезия, с Иисусовой молитвой или молитвой «Гос­поди, помилуй» и с молитвенным ходатайством к своему ангелу-хранителю. Известны случаи, когда лица, «уснувшие» без молитв, даже священнического сана, в наркозном сне подверга­лись нападению нечистой силы. Защищают от всякого рода неприятностей во время наркоза предварительная молитва и крестное знамение.

Какие же первые слова должны быть у пришедшего в себя после операции и общей анестезии? Хвала Богу и благодарение Его за сохранение жизни и за проведенную операцию: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»

Очень хорошо, если родственники прооперированного при­дут в церковь, помолятся и зажгут свечи благодарения. А опра­вившись от операции и укрепившись телесно, сам больной мо­жет возблагодарить Бога, Матерь Божию и своих небесных по­кровителей за полученное здоровье.

Как быть человеку, которому поставили диагноз «рак» и после выписки из больницы отправили к онкологу?

Прежде всего, я бы посоветовал такому человеку сохра­нять спокойствие, так как только в 30% случаев злокачественность образования подтверждается в дальнейшем лабораторно. Поставленный в общепрофильной больнице предварительный диагноз в дальнейшем должен быть подтвержден в онкологиче­ском учреждении. Второй совет, который я хотел бы дать тако­му человеку: несмотря на прекрасное самочувствие, хорошее состояние, не затягивайте с визитом к онкологу, так как, если действительно имеет место онкологическое заболевание, может быть упущено время, когда возможно такое лечение, которое даже при наличии рака может привести человека к полному выздоровлению.

Что следует делать православным родителям, если за­болел их ребенок?

Родителям следует покаяться в своих грехах, исповедова­ться, причаститься Святых Христовых Тайн и совместной мо­литвой, а также молитвой по соглашению, помолиться за своего заболевшего ребенка. При первой же возможности причастить ребенка. Во время болезни помазать его святым елеем и окро­пить Крещенской водой.

Правы ли те родители, которые после крещения своего ребенка снимают с него крестик из опасения, что тесемка за­душит его?

Случаев, чтобы тесемка, на которой находится крестик, задушила кого-нибудь из детей, до сих пор, несмотря на множе­ство детей и множество тесемок, зарегистрировано не было. Ес­ли родители опасаются, что может случиться несчастье, они мо­гут повесить крестик на свободной неширокой ленточке или на резинке. Наоборот, крест охраняет ребенка, оберегает его. И когда родители снимают крест с ребенка, они подвергают его опасности нападения нечистой силы.

Имеется ли разница в поведении детей, приобщенных ро­дителями к вере, и поведении детей, воспитанных в духе безве­рия, во время болезни?

Дети, которые приобщены родителями к вере, во время болезни ведут себя более спокойно, осознанно, менее капризны, менее плаксивы, полагаются на волю Божию, доверяют своим родителям и врачу. И вообще дети, приобщенные к вере, очень отличаются от детей неприобщенных. Часто неприобщенные дети идут по скользкой дорожке, становятся алкоголиками и наркоманами.

Можно ли лекарства, которые мы даем детям или пьем сами, осенять крестным знамением?

Да, не только можно, но и нужно. Вообще все, что мы да­ем детям — еду, питье, лекарства, новые игрушки или одеж­ду — хорошо осенить крестным знамением. Конечно, если эти игрушки не монстры, не трансформеры, не «тамагочи» — такие игрушки лучше вообще не покупать, ничего, кроме вреда, они детям не принесут. Это тема для отдельного и очень важного разговора.

Является ли грехом контрацепция?

Некоторые из противозачаточных средств фактически об­ладают абортивным действием, искусственно прерывая на са­мых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употребле­нию применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацеп­ции, христианским супругам следует помнить, что продолже­ние человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рожде­ния детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации от­ветственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необ­ходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к хрис­тианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по со­гласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержа­нием вашим» (1 Кор. 7, 5). Очевидно, что решения в этой облас­ти супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибе­гая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные усло­вия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень ду­ховной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.

Священный Синод Русской Православной Церкви в опреде­лении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к отказу от супруже­ской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходи­мости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связан­ных с теми или иными аспектами их семейной жизни» (Мате­риалы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года).

Можно ли принимать контрацептивные таблетки в ле­чебных целях, по предписанию врачей?

Контрацептивные таблетки, которые врачи назначают в лечебных целях, используются прежде всего не в качестве контрацептивов, а как замещающие гормональные средства нехирургического лечения. Поэтому если они применяются не в целях предотвращения беременности, а в целях профилакти­ки опухолей, излечения неблагоприятных гормональных от­клонений, не стоит бояться их принимать.

Что Вы можете сказать о методе естественной конт­рацепции?

Такой метод взаимоотношений супругов в семье непредосу­дителен.

Польза от обращения к Богу во время болезни так оче­видна! Что же мешает получать ее людям, находящимся в те­лесной немощи?

Мешают, прежде всего, лень и наше предыдущее совет­ское атеистическое воспитание. Хотя должен сказать, что часто именно болезнь, пребывание в больнице, переживание своих и созерцание чужих страданий помогают человеку обратиться к Богу и осознать себя верующим.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.)