|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Справочный отделВарианты текста В скобках /.../ даны варианты текста данной работы из английского издания книги "Алтай — Гималаи".
Стр. 63. "...состояние духа'". —.../возможность будущих построений/.
Стр. 132. "...на шведского командора*". —.../на командора шведского ордена "Северная Звезда"/
Стр. 249. "...ждут новых сведений'". —.../по-настоящему интересуются научными открытиями и психическими исследованиями/.
Стр. 274. "...Замечательно!*" — /Мы находились в нашем лагере в области Куку-нор неподалеку от горной цепи Гумбольдта. В девять с половиной утра один из наших караванщиков заметил огромного темного коршуна, летевшего над нами. Семеро из нас стали наблюдать за этой необыкновенной птицей. Тут же другой наш караванщик заметил: "Там что-то гораздо выше этой птицы". И закричал в изумлении. Мы все увидали нечто большое и блестящее, овальной формы, отражающее солнце и движущееся очень быстро в направлении с севера на юг. Пересекая наш лагерь, оно изменило свое направление с южного на юго-западное. И мы видели, как оно исчезло в ярко-синем небе. Мы даже успели достать наши бинокли и видели совершенно ясно сфероидальное тело с блестящей поверхностью, одна сторона которого сверкала на солнце./
Стр. 278. "Какова тибетская благодарность!*" — /Такова его благодарность за нашу заботу во время его болезни и за наши бесценные лекарства./
Стр. 281. "... употребляют "А"*". — /В "черной вере", как и в "черной мессе", в точности повторяются ритуалы буддийской веры, но наоборот, и все враждебно буддистам. Если буддисты обходят храм слева направо, то бон-по делают это в обратном направлении. Если свастика буддистов повернута по солнцу, то у бон-по она повернута в обратную сторону. У них свои собственные святые и свои священные книги. Они изобрели своего особого покровителя вместо Будды, и если вы познакомитесь с биографией этого легендарного покровителя, то, к изумлению, обнаружите те же детали и происшествия, что и в жизни Будды; он также происходил из царского рода. Бон-по не разрешают буддистам водить в их храмы и не признают ни таши-ламу, ни далай-ламу. Для них далай-лама — только светский правитель, собирающий налоги.
Они очень приветливы с иностранцами, потому что верят, что иностранцы не имеют ничего общего с буддизмом. Вначале они сердечно нас приветствовали и предлагали читать их книги и посещать храмы, где мы увидали множество перевернутых буддийских символов. Но когда они поняли, что мы интересуемся буддизмом, то их поведение совершенно изменилось. Вы понимаете наше удивление, когда мы обнаружили подобное явление в так называемой буддийской стране. Как нам говорили, их много, и много богатых и очень самоуверенных. Это не тайная секта, и тибетцы рассказывают, что сейчас число их снова увеличивается. Эти люди не только изобрели себе Будду, но и имеют таинственных богов свастики.
Это напоминает доисторические времена, первобытную религию огнепоклонников-друидов, которая здесь пала до непостижимо странных богов свастики. Вместо священного "Оум" они употребляют "А". В древних оккультных учениях такое же понятие "А" употреблялось для обозначения Materia Matrix. Интересно бы исследовать происхождение бон-по, что-нибудь нашлось бы из друидов и древних огнепоклонников./
Стр. 325. "...в это время*". — /Когда мы замерзали на Чантанге и Е. И. болела, он неожиданно сказал окружающим его: "Как ей трудно! Как она мучается!" Так нам рассказали позднее./
Словарь А
Авалокитешвара — в северном буддизме — один из величайших Бодхисаттв (божественных существ, достигших сверхчеловеческого уровня развития и посвятивших свое существование помощи другим, менее развитым существам), воплощение милосердия. Обычно изображается многоруким и многоликим.
Авантисвамин — кашмирский раджа (царь) и поэт-лирик Правил в 855 — 883 гг. н. э., основал город Авантипур.
Адвайта — монистическое направление в веданте, религиозно-философской системе индуизма.
Аджанта — уникальный комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей II в. до н. а — VII в. н. э., знаменитых своей архитектурой, скульптурой и фресками.
Акбар (Великий) — один из величайших императоров Индии, правивший в 1555 — 1605 гг.; вел объединительную политику, содействуя централизации индийского государства; покровительствовал искусствам и наукам, сделал попытку примирить и объединить все религии, существовавшие в Индии.
Ак-Дордже — Джамьян Шадпэ Агван-дзондуй, основатель и первый настоятель монастыря Лабран.
Акдордже — священный крестообразный символ.
Алара Калама — знаменитый мудрец древности, некоторое время бывший учителем Будды.
Амос — древнееврейский пророк
Амбань — китайский чиновник; управляющий населенным пунктом или областью.
Амрита — в индийской мифологии — напиток богов, символ Эликсира Жизни.
Аполлоний Тианский — знаменитый духовный Учитель, мудрец и маг древности (современник Христа).
Апокрифы — произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон.
АРА — American Relief Administration, американская организация по оказанию помощи европейским странам, пострадавшим в 1-й мировой войне, действовавшая в 1919 — 1923 гг. под руководством Гувера. Принимала участие в помощи голодающим Поволжья в 1921 г.
Арбакеши, керакеши — владельцы арб (телег) и лошадей.
Аргали (архар) — дикий горный баран, обитающий в Средней и Центральной Азии.
Ариаварта — древнейшее государство арийцев, находившееся на территориях Северного и Центрального районов Индии.
Ария Самадж — национально-просветительская организация Индии, созданная в 1875 г.
Архат — в буддизме — человек, достигший четвертой ступени на пути к Нирване и благодаря этому получивший возможность не перевоплощаться более на физическом плане бытия или воплощаться только по своему желанию.
Асанга (Арьясанга) — основатель философской школы йогачара (IV век) в буддизме махаяны; по преданию, получил свое учение от самого Майтрейи.
Асвагоша (Асвагхоша,Ашвагоша) — великий буддийский поэт, живший около первого века н. э.
Асторцы — жители Астора, одной из областей Кашмира.
Ассур — главное божество ассирийской мифологии, родоначальник ассирийцев.
Атиша (Аттиша) — основатель буддийской школы XI века, проповедник буддизма в Тибете.
Аурангзеб (Ауренгзеб) — император из династии Великих Моголов, сын Шах-Джа-хана; правил в 1659 — 1707 гг.
Аурел Стейн — выдающийся английский археолог, исследователь Центральной Азии.
Аум — 1. Священный слог (ср. Amen, Аминь);
2. В философском смысле — высшая духовная основа бытия, психическая энергия.
Африди — племена, населяющие окрестности Пешавара.
Ахмадие — исламская секта, основанная в конце XIX века М. Г. Ахмадом, считавшим себя Мессией для мусульман и христиан и Кришйой для индусов в одном лице.
Ахун — в мусульманстве — образованный, ученый человек.
Atuojca — один из наиболее выдающихся индийских императоров (династия Мау-рьев), ревностный последователь и распространитель буддизма. Правил в 268 — 232 гг. до н. эц был инициатором широкого строительства святилищ и активной миссионерской деятельности буддистов на всем Востоке.
Ашрам — местонахождение, обитель духовных Учителей и их учеников.
Аюши-хан — правитель ойротов, при котором часть их в начале XVII века откочевала из Джунгарии к нижнему течению Волги, где они стали именоваться калмыками.
Б
Бабу (индустани) — образованный человек
Бабур (1483 — 1530) — потомок Чингисхана и Тимура, завоевавший Индию и основавший династию Великих Моголов.
Бай — (тюрк) богатый человек
Бакша — сказатель, певец.
Балтистащы — жители Балтистана, области на севере Кашмира.
Барамул — населенный пункт на севере Кашмира.
Бальдр — бог добра в скандинавской мифологии.
Беноцир Пщцоли (1420 — 1497) — итальянский живописец, автор фресок пизанско-го Кампо Санто.
Бек — мелкий чиновник; титул местной знати.
Белый Бурхан — имя Грядущего Будды в религиозных верованиях коренного населения Алтая.
Бей — титул знати, господин.
Богдо-Ула — "Священная гора", находится к югу от Урумчи.
Богдо-геген — высокое духовное звание в буддизме (ламаизме).
Бодхисатвы (Бодхисаштвы) — от бодхи (озарение, пробуждение) и сатва, или саттва (сущность). Ученики Высших космических существ — Будд, добровольно отказавшиеся от пребывания в освобожденном состоянии (нирване) и вслед за Учителем вступившие на путь помощи человечеству в его духовном освобождении и совершенствовании. Почитание многих Бодхисатгв нашло развитие в махаяне (северной школе буддизма), почитание одного Бодхи-саттвы — Майтрейи, преемника Будды, принято в хинаяне (Южной школе буддизма).
Богдохан — религиозный глава буддистов Монголии, именуемый "живым Буддой".
Борободур — буддийское святилище на юге острова Ява. Представляет собой уникальный памятник индонезийского искусства, построенный ок. VIII в. в виде 10-ярусной каменной пирамиды с многочисленными статуями Будды и святых.
Бон-no — добуддийская религия Тибета, некоторые секты которой используют в своей практике магические обряды.
Болт А Р. — солист балета в труппе Дягилева.
Бос (Бош) Джагадиш Чандра (1858 — 1937) — выдающийся индийский ученый, лауреат Нобелевской премии. Занимался исследованиями в области ботаники, биологии, биохимии, физики.
Бругума — в монголо-тибетских эпических сказаниях — супруга Гессер-хана.
Брунгильда — героиня германо-скандинавского эпоса.
Бурхан — Будда или божество вообще, а также их изображения; в некоторых случаях — перевоплощение высокого духовного деятеля.
Бунгало, дак-бунгало — легкая постройка с верандами, гостиница.
"Бхагавадгита* — одна из частей "Махабхараты", "Божественная Песнь", представляющая собой эпическую поэму о древнем герое Арджуне и его божественном наставнике Кришне.
Булъвер-Литтон Эдвард Дэвид — английский писатель и исследователь эзотерических учений, отдельные идеи которых отразились в его художественных произведениях "Занони", "Раса, которая нас сменит" и др.
В
Валгалла (Вальхалла) — чертоги Одина, верховного бога скандинавской мифологии, вечная обитель павших на поле боя героев.
Веды — религиозно-философские произведения индуизма, считающиеся священными Писаниями.
Веданта — дуалистическая религиозно-философская система, основанная на различных истолкованиях и комментариях текстов Упанишад.
Великий Рангит — река в Сиккиме, приток р. Тишты.
Владыка Мира — Грядущий духовный правитель, чье воплощение (аватара) ожидается народами Азии.
Вершник — верховой, всадник.
"Весна священная* — балет, признанный одним из самых выдающихся современных произведений (музыка И. Стравинского, либретто Н. К Рериха, хореография Нижинского). В основе созданного Н. К Рерихом либретто было положено философское переосмысление эзотерических языческих обрядов древних славян. Декорации к этому балету, созданные Н. К Рерихом, имели огромный успех у публики.
Виктрола — патефон.
Вольтер А А — русский художник, учившийся у Н. К Рериха.
Г
Габала — ритуальный сосуд, изготовленный из верхней части человеческого черепа.
Гандхара — область древних поселений вокруг Пешавара, на территории которой сочеталось греческое и индийское искусство.
Ганджур (Ганжур) — собрание священных буддийских текстов в 108 томах.
Гаруда — в индийской мифологии — царь птиц, переносивший на своей спине бога Вишну.
Герриметде Блес (ок. 1480 — 1550) — фламандский живописец.
Гессер-хан — герой монголо-тибетского героического эпоса, имя которого ассоциируется в сознании народа с легендарным Владыкой Шамбалы — Май-трейей.
Гелонг (тиб.) — духовное звание (ученый монах).
Геген — высокое духовное звание в буддизме.
Геджак — музыкальный струнный смычковый инструмент с шарообразным резонатором.
Геше — ученый монах.
Гор — один из верховных древнеегипетских богов, сын Изиды и Озириса, считающийся последним из божественных правителей Египта.
Гопи — героини индийского фольклора — пастушки, возлюбленные Кришны.
Гуаньинь — богиня милосердия в буддизме Китая.
Гум — монастырь на границе Тибета и Непала.
Д
Далай-лама — светский правитель Тибета с резиденцией в Потале (дворец далай-лам в Лхасе).
Дарды — народы мусульманского вероисповедания, живущие на севере Индии.
Дардистан — область на севере Индии, где живут дарды.
Достархан (тюрк.) — угощение.
Даотай — китайский чиновник, управляющий определенным административным округом.
"Дао дэ Цзин" — "Указатель Пути", "Книга Совершенства Природы", написанная великим китайским философом Лао-цзы. Дао — символ Абсолюта.
Джахангир (Джехангир) — император из династии Великих Моголов, сын императора Акбара, правил в 1605 — 1627 гг.
Джинны — в мифологии — духи, служащие волшебникам; в эзотерических источниках — духи природы, элементалы.
Джилъ-кор (тиб.), мандала — имеющее религиозно-культовое значение, символическое изображение мироздания в форме круга из кованого золота, серебра или меди или написанное красками.
Джон Маршалл — крупный английский археолог, генеральный директор археологической службы в Индии.
Дзон-Капа (Цзон-Ка-Па, Цзонхава) (1357 — 1419) — основатель "желтой" (или "желтошапочной") секты буддизма в Тибете. В отличие от "красной" (или "красно-шапочной") секты, существующей в Тибете с VIII в. н. э., в данном направлении буддизма Цзон-Ка-Па было запрещено применение магических обрядов и ритуалов.
Дигнитарий — садовник
Дордже — священный символ, представляющий собой стилизованное изображение молнии и выражающий творческую силу божественного начала.
Драс — населенный пункт, расположенный на пути из Кашмира в Ладак
Друиды — жрецы древних кельтов.
Дунгане — китайские мусульмане.
Дуканг (тиб.) — храм, дом собраний.
Дхармапала — дух-хранитель веры, учения, закона. В тибетском религиозном искусстве дхармапалы изображались, как правило, в устрашающем облике, в виде ритуальных масок, хранящихся в храмах. Подобные маски также надевались священнослужителями во время массовых религиозных праздников.
Дюрандалъ — меч Роланда, героя французской эпической поэмы "Песнь о Роланде".
Дягилев СП (1872 — 1929) — известный русский художественный и театральный деятель, один из организаторов художественного объединения "Мир искусства", позже — руководитель балетной труппы.
Е
Евсевий (ок. 256 — 340) — епископ Кесарии (Палестина), известный как отец церковной истории.
Епифаний (ок ЗЮ — 403) — епископ, выступавший с яростной критикой одного из наиболее выдающихся мыслителей и церковных деятелей александрийской школы христианства Оригена.
Ж
Жадеит — ценный поделочный камень.
Жальник — кладбище, погост на русском Севере.
Зигфрид — король нибелунгов в германском эпосе.
Зоравар — предводитель вооруженных орд племени догра, вторгавшихся в Западный Тибет из Кашмира.
И
Ибн-Фадлан — арабский путешественник и писатель X века н. э.
Идам — божество-покровитель.
Иероним (347 — 419) — один из наиболее ученых "отцов церкви".
Ипатия (370 — 415) — знаменитая женщина-философ, жившая в Александрии, зверски убитая толпой религиозных фанатиков по наущению патриарха александрийского Кирилла.
Иреней (ок 135 — 202) — один из первых "отцов церкви".
К
Каббала — эзотерическое учение, существовавшее в средневековье в иудаизме и христианстве.
Калки Аватар — в индуизме — грядущий Мессия, воплощение Вишну.
Ком и голоки — тибетские кочевые племена.
Кампо Санто — название итальянских кладбищ.
Канченджанга (Канченджунга) — священная гора в Сиккиме, связанная с преданиями о Шамбале.
Кашьяпа — главный жрец одной из сект огнепоклонников. После его обращения в буддизм все его последователи тоже приняли это учение.
Кейсар — вариант имени Гессер-хана.
Керакеши (тюрк) — владельцы лошадей.
Керексуры — древние погребения в виде курганов из камней.
Климент Александрийский (умер ок. 215) — "отец церкви", философ и писатель, видный деятель александрийской школы, знаток эзотерического христианства.
Колесо жизни — символ сансары — перевоплощений бессмертного духа на его пути к совершенству.
Колеса Иезекииля — мистический символ, описанный пророком Иезекиилем.
Кушо (тиб.) — господин.
Л
Набран — монастырь.
Ладак — горный хребет и историческая область в-Западных Гималаях.
Лама — монах или священник.
Ламаизм — тибетская разновидность буддизма.
Ламаюра — монастырь около Лэ.
Лекок А — немецкий археолог, исследователь Центральной Азии.
Лемурия — материк и населяющая его архаичная цивилизация, которые, согласно эзотерическим философским источникам, предшествовали Атлантиде.
Локи — бог огня-разрушителя в германо-скандинавском эпосе.
Лхамо — женское божество в ламаизме; грозная "Хранительница закона", карающая предателей веры.
Лянгар — постоялый двор.
М
Майтрейя — Грядущий Будда, Мессия всего буддийского мира.
Мажента — красная анилиновая краска.
Малабарские холмы — юго-западное побережье полуострова Индостан.
Майдан — площадь, базар.
Манджушри — один из главных Бодхисаттв, Владыка Знания и Мудрости.
Манзал-Гармо — мать всех добрых богов в бурятской мифологии.
Маулъбек — монастырь в Тибете, около Лэ.
"Махабхарата" — великий индийский эпос, включающий в себя философские тексты.
Махатма (букв. "Великая Душа*) — Великий духовный Учитель.
Махатма Ак-Дордже — см. Ак-Дордже.
Махадева — "Великий Бог", один из эпитетов бога Шивы в индуизме.
Махакала — эпитет Шивы; один из дхармапал — "хранителей веры".
Махаяна — северное направление (школа) буддизма.
Мафакеши (тюрк) — владельцы маф (повозок).
Менгиры — мегалитические памятники в виде отдельных, вертикально поставленных камней продолговатой формы.
Менданг — имеющееся на перевалах каменное возвышение, обычно обращенное на восток и служащее ламам местом для медитаций.
Мере — один из древнейших городов Средней Азии, развалины которого находятся в 30 км к востоку от города Мары в Туркмении.
Миларепа (1040 — 1123) — буддийский поэт-отшельник, считающийся великим йогом.
Митра — древнеиранский бог Солнца. Мистерии Митры были проникнуты глубоким знанием основных принципов эзотерической философии и духовных практик эзотеризма.
Н
Наваб — титул правителей областей Индии.
Наги — в индийской мифологии — обладавшие большой оккультной мудростью и силой змеи (драконы); так же называются индийские племена, почитающие змей.
Нагарджуна — основатель философской школы мадхьямиков (ок. II в. н. э.), существующей в рамках буддизма махаяны.
Наиранжара — река на северо-востоке Индии.
Начетчик — церковный чтец из прихожан.
Нирва — казначей общины, монастыря.
Несториане — христиане — последователи Нестория, патриарха Константинопольского (428 — 431), утверждавшего, что Иисус Христос был рожден человеком и лишь впоследствии стал Сыном Божьим. На Эфесском соборе 431 г. Не-сторий был осужден как еретик и отправлен в ссылку. Его последователи бежали от преследований, в основном в Иран, и впоследствии распространились по всей Азии.
Нубра — правый приток реки Шайок.
О
Обо — кучи камней религиозно-культового назначения, складываемые на перевалах и других возвышенных местах.
Оленьи камни — скалы и камни, покрытые древними рисунками.
Ориген (185 — 254) — самый известный представитель александрийской школы, выдающийся раннехристианский философ, писатель и деятель церкви.
Остия — морские ворота Рима.
Остаде, Адриан вон (ок. 1610 — 1685) — нидерландский живописец, часто изображавший на своих картинах нелицеприятные сюжеты современной ему действительности.
П
Падма Самбхава — основатель "Красной ("красношапочной") секты" (VIII в. н. э.) тибетского буддизма.
Панаги — кочевые племена Северо-Восточного Тибета.
Пелинг (тиб.) — иностранец, человек с Запада.
Пещеры Дуньхуана — пещерный буддийский монастырь Цяньфодун ("Пещеры тысячи Будд") неподалеку от Дуньхуана.
Потопа — дворец, служащий резиденцией далай-лам в Лхасе; был построен по приказу Далай-ламы V, — наиболее выдающегося государственного деятеля Тибета.
Поль Пеллио (1878 — 1945) — выдающийся французский востоковед.
Пуэбло — племена американских индейцев, а также их селения.
Пураны — собрание философских космогонических произведений, составителем которого, по преданию, был Вьяса, автор "Махабхараты".
Р
Раджагриха, Весали и Патна — места проведения первых буддийских соборов.
"Рамаяна" — древнеиндийская эпическая поэма о войне божественного героя Рамы с ракшасами (демонами).
Раху — в индийской мифологии — демон, похитивший у богов часть амриты.
Рескинизм — теория английского искусствоведа, философа, публициста Джона Ре-скина (1819 — 1900), призывавшего к возрождению средневековых традиций ручного труда.
Ригведа — самая ранняя и значительная из четырех Вед, религиозно-философских произведений индуизма.
Ринпоче (римпоче) — "учитель"; часто под этим подразумевается Панчен-Ринпоче, т. е. таши-лама.
Рибхвасы — в индийской мифологии — космические духи.
Романеска — "романский" стиль в европейской архитектуре (X — XIII вв.).
С
Сарасвати — женское божество индуистского пантеона.
Ступа — монумент конической формы, воздвигаемый на месте погребения великих людей.
Садху — святой, странствующий отшельник
Санта-Фе — главный город штата Нью-Мексико на юго-востоке США.
Саиб (сахиб, индустани) — господин. Мемсаиб — госпожа.
Санге — название церемониальных танцев.
Сараха — выдающийся индийский философ-священнослужитель (брамин), развивший учение махаяны и тантры, предшественник Нагарджуны.
Саньясин — индийский аскет.
Сарты — общее название народов Восточного Туркестана в России.
Световит (Святовит) — верховное божество неба у древних славян. При его храме содержался особый белый конь, на котором, по поверью, Световит выезжал по ночам сражаться с силами зла.
Свен Гедин (1865 — 1952) — известный шведский путешественник, исследователь Центральной Азии.
Сенусерт III -египетский фараон XII династии (Среднее царство), правил в 1884 — ок 1849 гг. до н.э.
Сергий Радонежский (1314 — 1392) — один из самых любимых в народе русских святых, строитель русской духовной культуры.
Сенген-лама — лама, признанный перевоплощением высокого духа, настоятель Агпа-дацана в Ташилунпо.
Сикким — княжество на северо-востоке Индии.
Сихмет — египетская богиня войны.
Синема — кинематограф.
Ситара, сааз — щипковые струнные музыкальные инструменты.
Сома — в индийской мифологии — священный напиток; также бог Луны, владыка этого напитка.
Субурган (монг.) — см. Ступа.
Сутры — религиозно-философские произведения, считающиеся священными. Буддийские Сутры составляют второй раздел Трипитаки (Типитаки) — буддийского религиозно-философского канона.
Стокзунд — пригород Стокгольма.
Т
Тамерлан (Тимур) (1336 — 1405) — великий полководец средневековья, среднеазиатский государственный деятель, эмир с 1370 г., создатель государства со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду, совершал военные походы в Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию и другие регионы. Родоначальник династии среднеазиатских правителей — Тимуридов, представитель которой — Ба-бур — основал в Индии в 1526 г. династию Великих Моголов.
Такла-Макан — огромная пустыня, покрывающая центральную часть Синь-Цзяна.
Таксила — древняя столица Гандхары.
Тантра — средневековое направление в буддизме, имеющее сложную духовную практику, основанную на медитативных упражнениях. Позднее в тантре возникли разнообразные течения, отличающиеся от первоначальной концепции. В частности, одно из направлений тантры, наряду с традиционной йогичес-кой психотехникой, разрешило своим последователям использовать особую практику сексуальных отношений для достижения измененных состояний сознания. Однако данное направление тантры считается на Востоке извращением истинного тантрического учения, первоначально основанного исключительно на ментально-духовной медитативной практике.
Танжерины — мандарины.
Танки — знамена-картины религиозного содержания, пишущиеся, как правило, красками на особой ткани и изображающие различные божества, Будду и святых.
Тамаша — комедийное представление.
Татхагата — достигший просветления; один из эпитетов будд.
Таши-лама — духовный глава Тибета с резиденцией в монастыре Ташилунпо.
Тара — 1. Главное женское божество буддизма, символ Богини-Матери, покровительницы человечества;
2. Женский эквивалент Архата — женщины-святые, обладающие сверхчеловеческими способностями.
Террит — населенный пункт на реке Нубра к северу от Лэ.
Терафим — предмет, на который сознательно наслаивается психическая энергия с теми или иными целями.
Тохары — народность, о которой писали Фа Сянь и другие путешественники.
Торгуты — западные монголы (олеты), говорящие на торгутском диалекте монгольского языка.
Трон Соломона — гора в Кашмире.
Тримурти — индуистская Троица; в современной концепции — Брама-творец, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель. В древней традиции — Индра, Агни и Сурья (боги воздуха, огня и солнца). В основе этого символизма лежит глубокое философское учение.
Трипитака (на языке пали — Типитака) — буддийский религиозно-философский канон, состоящий из трех разделов.
Турпаны — птицы отряда гусиных.
У
Упанишады — религиозно-философские произведения, представляющие собой завершающую, самую позднюю часть ведической литературы.
Уддака Рамапутта — брамин-аскет, в течение нескольких лет бывший наставником Будды.
Урувела — место, где Будда провел шесть лет в медитациях.
Уйгуры — группа тюркских племен, входивших в Тюркский каганат, после его распада создавшая в VIII веке Уйгурское государство на реке Орхон. Оно было разгромлено в 840 году, и часть уйгур откочевала за Восточный Туркестан.
Ф
Фа Сянь — китайский путешественник, буддист-паломник, посетивший в 399 — 414 гг. Центральную Азию, Индию и Цейлон.
Фаэнца и Монте Фальконе — средневековые замки Северной Италии.
Фибула — застежка для одежды в виде заколки со щитком.
Франке А X — исследователь Тибета, автор книги "Древности индийского Тибета".
X
Хануман — персонаж индийского эпоса "Рамаяна", царь обезьян, сражавшийся вместе с божественным героем Рамой против демона Раваны.
Хатха-йог — последователь хатха-йоги, низшего вида йоги, заключающегося в овладении физическим телом и его функциями. Классическое учение йоги рассматривало хатха-йогу не как самостоятельное направление, а как начальную ступень самодисциплины, физическую подготовку, необходимую для осуществления высших психодуховных форм йоги.
Хеми — древний монастырь около Лэ.
Хинаяна — "Малая колесница", южная школа буддизма. Главное идейное отличие хинаяны от махаяны состоит в том, что в хинаяне считалось, что путь к нирване открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь, тогда как последователи махаяны считали, что путь к спасению открыт и мирянам тоже. Н. К и Е. И. Рерихи отмечали в своих работах, что концепция спасения в махаяне больше соответствует истинному духу буддийского учения.
Хоры, или хорпа — жители области Хор на северо-востоке тибетской провинции Амдо.
Хошун — территориально-административная единица в Монголии; а также отряд воинов одного хошуна.
Хутухта — одно из высших званий ламаистского духовенства Монголии. Хунхузы — китайские разбойничьи шайки, действовавшие в Маньчжурии.
Ц
Цаган-хутухта — букв, "белый хутухта", духовное звание. Ч
Чандрагупта Маурья — первый буддийский правитель Индии в 322 — 298 гг. до н. э.
Чантанг — Северное Тибетское нагорье.
Чермное море — название Красного моря в русских переводах Библии.
Чекмень — верхняя одежда.
"Чепрасш (индустани) — посыльный, курьер, служащий.
Чинтамани — ("Мыслящий Камень", а также "Сокровище мира", "Священный Камень", "Небесный Камень", или "Камень счастья"), — хранящаяся в Шамбале древнейшая на планете реликвия-терафим, обладающая огромным духовно-энергетическим потенциалом и способностью пространственного воздействия.
Чома де Кереш (1784 — 1842) — венгерский путешественник и ученый, исследователь Тибета.
Чортен — то же, что и ступа.
Ш
Шайок — правый приток Инда.
Шамбала — 1. Философское понятие "Небесной страны", мира совершенства.
2. Местонахождение общины Великих духовных Учителей, скры тое от мира в высокогорных районах Гималаев.
3. Название небольшого населенного пункта в Гималаях. Шамбатион — река, упоминаемая в Ветхом Завете.
Шах-Джахан — император Индии в 1628 — 1658 гг., сын императора Джахангира.
Шерпы — тибетская народность в Непале.
Шекли — древнееврейские монеты.
Шикари — индийский охотник
Э
Эбиониты — раннехристианская секта II — IV вв., члены которой верили в мессианство Христа, при этом не считая его божеством.
Ю
Юлдусы — высокогорные котловины с пастбищами.
Я
Якуб-бек (1820 — 1877) — предводитель антикитайского дунганского восстания в Синьцзяне. Выступления дунган в различных районах Китая продолжались с 1862 по 1877 г. и были жестоко подавлены.
Ямынъ — канцелярия местных властей, присутственное место.
Яфетиды — народы, говорящие на яфетических языках (от Иафет — сын Ноя).
Яхтан — небольшой деревянный сундучок, обтянутый кожей.
Примечания 1 Стр. 21. ""может быть, она же послала по течению реки вереницу светочей-" Речь идет об индийской традиции опускать вставленные в ореховые скорлупки свечи по течению реки.
2 Стр. 23-"-отступать от лучшего способа, то есть от сожжения". Кремация тел умерших считается в Индии лучшим способом погребения, т. к., с точки зрения эзотерических философских учений, смерть представляет собой отделение носителя жизненного начала — астрального тела — от физической оболочки и переход сознания-души на астральный план существования. Уничтожение отжившей физической оболочки облегчает астральному телу умершего начало новой фазы существования на другом плане бытия.
3 Стр. 25. "-лингам,в Элефанте". Лингам (фаллос) — символ творческой силы мужского начала. Первоначально имел космогоническое, философское значение; впоследствии философское содержание этого понятия было утрачено, что привело к вырождению некогда глубокого космогонического символизма в примитивный фаллический культ.
4 Стр. 27. "Складывается серия "Его страна" и начинается серия "Знамена Востока". Имеются в виду серии живописных работ Н. К. Рериха, многие из которых были написаны им во время трансгималайской экспедиции.
5 Стр. 29. "И. вылечить можно тогда только контрвнушением". Приемы черной магии (как и всей магии вообще) основаны на использовании силы мысли, в частности, мысленного внушения. Негативное психоэнергетическое воздействие, оказываемое колдуном на человека, осуществляется благодаря особой ментально-волевой посылке, иными словами, дистанционному гипнозу, или внушению (известный в современной психотерапии т. н. жесткий, или мгновенный, гипноз). Болезнь, вызванная данной причиной, как правило, поддается излечению только при условии более мощного психоэнергетического воздействия, направленного на выздоровление пациента.
6 Стр. 29. <Лицо, получившее волевой удар - ". (В современной биоэнерготерапии подобное психоэнергетическое воздействие называется также "энергетическим ударом".) В основе этого явления лежит поражение биополя и тонкоматериально го комплекса организма (прежде всего — эфирного и астрального тел) атакуемого субъекта направленным излучением психической энергии. "Энергетический удар" используется также мастерами различных школ восточного единоборства: кунгфу, у-шу и т. д.
7 Стр. 30. "лоонец ее мысли.. был неясен". В философском учении, созданном Рерихами в сотрудничестве с Учителями Шамбалы, говорится о том, что четко продуманная мысль представляет собой мыслеобраз — тонкоматериальную ментальную структуру, существующую в астрально-ментальном пространстве. Психически утонченные, отличающиеся особой чувствительностью люди (в частности, жители Востока) обладают способностью интуитивно улавливать, воспринимать подобные мыслеобразы — и даже реализовывать их на практике, как и произошло в данном случае. Но для того, чтобы какая-либо идея стала мыслеобразом, необходимы дисциплинированность мышления и способность к визуализации (созданию в воображении четкого зрительного представления желаемого).
8 Стр. 33. "-те, ради которых вы приехали в Индию-" Речь идет о Махатмах. См. Приложение к стр. 33
9 Стр. 35. "Когда сочетаются Солнце иЛуна, и Ъаиья, и Юпитер"* Тишья — лунный астеризм, астральная планета.
10 Стр. 37. "в том самом уединении в Гималаях. Имеются в виду ашрамы Шамбалы.
11 Стр. 37. "При "слушании* ламы часто закрывают голову тканью. "Слушание" лам — особый вид медитативного сосредоточения, позволяющего практикующему его слышать внутренний голос своего "высшего Я" (духовной интуиции) или духовного наставника.
12 Стр. 37. "На картине" они узнали точное изображение глетчера около Эвереста"*. — Н. К Рерих обладал многими необычными духовно-психическими способностями, в том числе и ясновидением, позволявшим ему видеть характерные черты отдаленных местностей (в том числе и рекордных по тем временам высот Эвереста), которые нельзя было ни посетить, ни увидеть обычным способом.
13 Стр. 38. "Призрак пламени костра над вдовицей ". Имеется в виду обряд сати — самосожжения вдов.
14 Стр. 41. "И камни, брошенные в Будду" камням Стефана". Возможно, речь идет о брате Преп. Сергия Радонежского Стефане, который, как и двоюродный брат Будды — Девадатта, бросивший в Будду камни с вершины горы, — завидовалсвятости и авторитету Сергия и одно время вредил ему.
15 Стр. 41. "посвящение совершилось еще севернее" В Индии существует немало легенд о посещении Буддой Шамбалы. См. Приложение, к стр. 41.
16 Стр. 41. "Но где был Иисус до тридцатилетия? " Существует гипотеза о том, что Иисус до тридцатилетия был не в Египте, а в Индии. (Эту версию подтверждает т. н. "Тибетское Евангелие", — древняя рукопись, найденная в одном из монастырей Тибета русским путешественником и журналистом Николаем Нотовичем.) На Востоке широко распространены легенды о путешествиях Христа по Индии и посещении Им Шамбалы. См. Приложение к стр. 41.
17 Стр. 42. "Ламы легко выделяют астральное тело" Астральное тело — тонкоматериальное невидимое тело, обычно выполняющее роль носителя сознания — души человека после смерти физического тела, но могущее быть носителем сознания и при земной жизни индивида, при условии его способности управлять этим невидимым телом. Последователи духовных учений Востока обладают способностью т. н. экстериоризации, то есть произвольного выделения астральной оболочки в полном сознании из физического тела, что дает им уникальные способности к познанию и посещению как различных мест земного шара, так и иных планов бытия.
В настоящее время существуют многочисленные научные подтверждения реального существования в человеческом организме этого невидимого энергоинформационного субстрата.
18 Стр. 43. "Мотала" имеет скрытые помещения большой древности ". Имеются в виду тайные подземные туннели большой протяженности, ведущие из Поталы в ашрамы Шамбалы. Дворец далай-лам Потала был построен по приказу одного из наиболее выдающихся государственных деятелей Тибета — Далай-ламы Пятого, или Великого, которого в народе считали сотрудником Великих Учителей.
19 Стр. 45 "Созвездие Ориона включает знаки "Три Мага *. "Три Мага", или "Три Волхва" — три звезды из созвездия Орион, образующие пояс символического изображения Ориона (охотника). В древних эзотерических учениях говорилось об огромном воздействии, оказываемом энергетическим излучением этого созвездия на эволюционные процессы в Солнечной системе и на Земле.
20 Стр. 47. "охранители входов.." — т. н. дхармапалы, см. Словарь.
21 Стр. 52. - времена бесед Св. Иоанна Делакруа со Св. Терезою..." Широко известные в католицизме св. Иоанн Делакруа и св. Тереза Авильская обладали способностью левитации: как говорится в жизнеописаниях, во время религиозных трансов эти святые непроизвольно поднимались к потолку их келий.
22 Стр. 52. "Искры обратного удара". "Обратным ударом" в эзотерических учениях называются последствия негативных действий (тем более — нападения) по отношению к человеку, имеющему ауру (биополе) более мощного энергетического потенциала, чем нападающий. Аура высокодуховных людей обладает повышенной способностью к защите от негативных воздействий любого характера, психоэнергетический потенциал которых возвращается назад, к нападавшему.
23 Стр. 58. "Истинная лепта вдовицы". Существует притча о том, как богач и бедная вдова принесли храму свои приношения: богатый пожертвовал много денег, а вдова — одну копейку; но ее приношение было признано более ценным, потому что она жертвовала, даже находясь в нужде и бедности, в то время как богатый прихожанин жертвовал от избытка.
24 Стр. 73. "Несуществующие материки. -" — имеются в виду Лемурия и Атлантида.
25 Стр. 73. "Матери Мира — этой светоносной материи". Очевидно, речь идет о космогоническом символизме понятия Матери Мира. В эзотерическом смысле это понятие ассоциируется с основой мироздания, материей.
26 Стр. 74. "Стрела, прилетевшая к Федору Тирону.." На Востоке существовала традиция посылки писем посредством прикрепления их к стреле, выпускаемой из лука в направлении дома получателя. По преданию, именно таким образом христианский святой — Федор Тирон — получил от доброжелателей письмо, извещающее его об опасности и о необходимости уехать, но не внял предупреждению; он был схвачен и казнен римлянами во время религиозных гонений на христиан.
27 Стр. 83. "Многие тысячи лет назад эти люди уже складывали свою гармонию и качества". Имеется в виду учение о перевоплощениях, существовавшее в раннем христианстве, что подтверждено многочисленными историко-философскими исследованиями, в частности работой Э. Пейджелс "Гностические Евангелия", основанной на переводах апокрифической раннехристианской литературы, и другими научными трудами. (См.: Pagels E. The Gnostic Gospels. N. Y., 1979; MacGregor G. Reincarnation in Christianity и др.)
28 Стр. 83. "Ориген, ^понимавший истинный смысл учения Иисуса". На русском языке издавались работы Оригена "О молитве", "Увещание к мученичеству", а так же наиболее значительный его труд "О началах".
29 Стр. 85. " - Бог, личный или безличный -". Основные принципы учения Махатм о Божественном Начале были изложены в "Письмах Махатм" и прокомментировано Е. И. Рерих. См, Приложение к стр. 85
30 Стр. 94. "Вспоминаем прекрасную книжечку Клода Брэгдона "Эпизоды из незаписанной истории". В данной работе Клода Брэгдона приводятся различные исторические свидетельства о встречах с Учителями Шамбалы.
31 Стр. 98. "-единственный кратчайший путь — через Шамбалу". Имеется в виду путь духовного самосовершенствования.
32 Стр. 108. "-в Тибете запрещено высовывать язык в знак преданности и признательности *. Высовывание языка — традиционное древнее приветствие в Тибете.
33 Стр. 147. "Франсис пишет -" Франсис Грант — сотрудница Рерихов в Нью-Йорке.
34 Стр. 148. "Поведение Дж. Вуда " Джон Вуд — резидент британской разведки, пытавшийся помешать продвижению Рерихов в Тибет всеми доступными способа1 ми, вплоть до вооруженных провокаций. Так, во время одного вооруженного нападения на экспедицию Рерихов в Тибете среди местных кочевников, обстрелявших караван экспедиции, Рерихами был узнан и шофер Вуда, принявший непосредственное участие в нападении.
35 Стр. 151. "..тропические фильмы" "Фильм" (от англ. "Film") в данном случае означает фотопленку.
36 Стр. 154. "..сияние двенадцатизначника Ее мощи ". Эзотерический символ Матери Мира — додэкаэдрон, двенадцатигранник.
37 Стр. 181. "Где-то встретим наших дорогих американцев? " Нью-йоркские сотрудники Рерихов — Зинаида и Морис Лихтман — должны были присоединить ся к экспедиции и пройти в ее составе часть намеченного маршрута.
38 Стр. 191. "-длиною 6 четвертей ". 6 четвертей — более одного метра; одна четверть (аршина) составляет 17,78 см.
39 Стр. 194. "-.калмыцкий геген-перерожденец-". В ламаизме существует традиция назначать на высшие церковные должности лиц, в которых высокопоставленные ламы по особым приметам узнают перевоплощения известных в прошлом выдающихся духовных деятелей.
40 Стр. 195. "Сегодня день наших учреждений в Америке ". Учреждения Рерихов в США: Институт объединенных искусств (1921 г.), Международный центр искусства "Corona Mundi" (1922 г.), Музей Н. К Рериха (1924 г.), Американско-русская культурная ассоциация (АРКА, 1940-е гг.)
41 Стр. 195. "Точно вспоминают оба континента о своей бывшей соединенности, разделенной космической катастрофой ". Согласно эзотерическим учениям, до катастрофы Атлантиды Евразия и Америка составляли единый континент.
42 Стр. 197. "исказ о Шабистане.. " Шабистан — то же, что Шамбала, Шангри-ла, Калапа ит.д.
43 Стр. 214. "Очень плохого мнения об Оссендовском ". Доктор Фердинанд Оссендовский — путешествовавший по странам Азии ученый, автор книги "Звери, люди и боги", в которой также упоминается о существовании в Центральной Азии тайных ашрамов духовных Учителей Востока.
44 Стр. 221. "последняя в мире война ". В древних пророчествах говорится о том, что последняя битва Армагеддона (борьбы Добра и зла) произойдет в Сибири, на реке Катунь.
45 Стр. 223. "О черном камне здесь знают, ждут камень ". Черный камень — тоже, что и Чинтамани, "Мыслящий Камень". Эта древнейшая реликвия была передана Рерихам Учителями Белого Братства и сопровождала их в течение всего периода Трансгималайской экспедиции. См. Словарь и Приложение к стр. 223
46 Стр. 228. "Раз-мо-кропо-годилосъ". "Размо-кропо-го-дилос* — "Нет, коллега, не так!* — "Размо-кропо-годи-лос/* — "Да это просто Ванька написал размокропогодилось! " Так давно шутили по поводу экспедиции Радлова по исследованию надписей на скалах и камнях Сибири..." (Н. К Рерих, "Неповторимое").
47 Стр. 229. "~срок выезда М. и 3. " Речь идет о Морисе и Зинаиде Лихтманах.
48 Стр. 232. ".записки по основам буддизма ". Книга Е. И. Рерих "Основы буддизма" вышла в 1927 году в Урге (Улан-Батор) анонимно, а в 1940 г, была переиздана в Риге под псевдонимом Наталия Рокотова. В данной работе в краткой форме были изложены основные философские положения раннего буддизма.
49 Стр. 234-"По количеству этой массы судят о психическом развитии умершего ". Как считают в Тибете, вещество Рин-се, или Рингсэ, образуется благодаря деятельности высших энергетических центров человека (чакр), расположенных как в основании позвоночного столба, так и в головном мозге.
50 Стр. 239-"Вспоминаем сны — картины 1912 года.. " Данные картины были написаны Н. К Рерихом под впечатлением пророческих снов, увиденных им самим и Е. И. Рерих накануне первой мировой войны.
51 Стр. 251. "Сон Востока " — одна из картин Н. К Рериха.
52 Стр. 253. ""Стан половецкий" или "Заморские гости" * — картины Н. К Рериха.
53 Стр. 253-"Е.И. читает письмо Махатмы.. " Очевидно, речь идет о письме Махатм советскому правительству, привезенном Рерихами в Москву в 1926 году.
54 Стр. 255. " - город на месте новом ". Возможно, в данном случае имеется в виду пророчество Учителей о строительстве на Алтае нового города, который Рерихи называли Звенигородом, и которому суждено будет сыграть особую роль в духов ной жизни страны и в будущем развитии науки.
55 Стр. 255. "mom же 1936 год ". Согласно различным эзотерическим учениям и.древним пророчествам, 1936 год является космическим сроком Армагеддона — главной, завершающей фазы сражения Добра и зла.
56 Стр. 256. "Беловодье " — название Шамбалы у алтайских староверов.
57 Стр. 257. "И считает Вахрамей.." Вахрамей Атаманов — старовер, в доме которого Рерихи останавливались во время работы экспедиции на Алтае.
58 Стр. 258. "Сказ про Иосифа ". Сказание об Иосафе (Иосафате) входит в тексты знаменитой "Голубиной (Глубинной) книги" — сборника народной духовной поэзии XI — XIX веков.
59 Стр. 263. "скитания Лао-дзина ". Доктор Лао-дзин (Лао-цзы) — ученый, описавший в своей книге и статьях посещение им Шамбалы. В своих письмах Е. И. Рерих отметила, что Махатма М. подтвердил факт посещения Шамбалы Лао-дзином, отметив, что в своей книге ученый описал лишь то, что ему позволено было увидеть.
60 Стр. 267. "Общее благо " ("Община"). Книга "Община", впервые изданная в 1926 г., впоследствии вошла в серию "Агни Йога".
61 Стр. 273. ".получены указания чрезвычайного значения ". На всем протяжении экспедиции Рерихи имели телепатический контакт с Учителями, сообщения которых нередко вносили коррективы в их первоначальные планы.
62 Стр. 274. " - привозят сокровище" для вложения в чашу субургана ". Имеются в виду священные предметы, которые по традиции закладываются в основание суб-урганов.
63 Стр. 274. "Посылаю лучшие токи"* Н. К Рерих приводит текст последнего сообщения Учителя.
64 Стр. 274. "Энергия А Брат Д. К ". Биограф семьи Рерихов — П. Ф. Беликов — в своей книге "Рерих. Опыт духовной биографии" так комментирует эту запись Николая Константиновича: "В "Алтай — Гималаях" имеется многозначительная приписка, пропущенная при последнем издании книги у нас, в России. На стр. 255 после слов: "Направление с северо-востока на юг" в рукописи следовало "Энергия А. Брат ДК."В данном случае описывается наблюдение экспедицией шаровидного аппарата 5 августа 1927 года. Упоминание о Джул-Куле показывает, что свидание с Ним уже состоялось и при этом было рассказано об энергиях, которые могли исходить из Братства. Очевидно, об этом и вспомнил Рерих". (П. Ф. Беликов. "Рерих. Опыт духовной биографии" Новосибирск, 1994, стр. 259 — 260)
65 Стр. 275. "Остановиться нельзя ". На всем протяжении цайдамских солончаков нет ни растительности, ни пресной воды; и для того, чтобы вьючные животные не ослабели от отсутствия воды и кормов, караванам приходится проходить эту местность безостановочно.
66 Стр. 276. "Белоснежная, сверкающая заповедная граница *. Очевидно, речь идет о местах, рядом с которыми находятся пути в некоторые Ашрамы Шамбалы.
67 Стр. 278." труп был оставлен им на съедение ". В соответствии с тибетскими пофебальными ритуалами, тела умерших оставляют в специальных местах насъедение животным и хищным птицам. В основе этой традиции лежат природные условия Тибета — с одной стороны, каменистая почва, в которой крайне трудно выдолбить могилу, с другой — дефицит дерева и других видов топлива, использующегося при кремации.
68 Стр. 286. "Письма Махатм " — книга, составленная из писем Махатм М. и Кут-Хуми английскому журналисту А. П. Синнету. Переписка эта осуществлялась в 1880 — 1884 гг. по просьбе А. Синнета, познакомившегося с Е. П. Блаватской и пожелавшего вступить в общение (хотя бы письменное) с ее Учителями, чтобы лучше понять некоторые положения эзотерической философии Востока.
69 Стр. 287. ". британского резидента Бейли *. Британский резидент Бейли в действительности следил за экспедицией Рериха, всячески препятствуя ее продвижению во внутренние районы Тибета, т. к англичане подозревали Н. К Рериха в связях с советской разведкой и боялись социального влияния художника, сочувствовавшего антиколониальному национально-освободительному движению народов Востока. Полковник Бейли и английская дипломатия в Тибете сыфали основную роль в пятимесячной задержке экспедиции на высокогорном плато Тибета в заведомо гибельных, невыносимых для зимовки условиях.
70 Стр. 288. "Самый воздух Гималаев пропитан духовным напряжением — истинная Майтрейя Сангха *. Духовная атмосфера Гималаев необычна благодаря энергоинформационным излучениям, исходящим из Шамбалы.
71 Стр. 288. "...королем всех буддистов ". — Высшие ламы Тибета признали в Н. К Рерихе перевоплощение одного из наиболее выдающихся и неординарных государственных и духовных деятелей этой страны — Далай-ламы Пятого, прозванного Великим, сотрудника Учителей Шамбалы. Неверно интерпретированные слухи об отношении тибетских священнослужителей к Рериху, очевидно, и дали почву подобным легендам.
72 Стр. 290. " - предсказания о возвращении таши-ламьи." Благодаря древним пророчествам, возвращение таши-ламы в Тибет ассоциируется в сознании народа с наступлением лучших времен в жизни сфаны. Ныне утративший свою государственную независимость Тибет, оказавшийся в составе КНР, лишен и светского (далай-лама), и духовного (таши-лама) правителей.
73 Стр. 291. "фолланг-воскресение -." — временное "оживление" фупов с помощью некромантии, практикующееся черными магами Тибета. Осуществляется благодаря вселению в физическое тело умершего тонкоматериальных сущностей низших слоев астрального мира — элементалов негативного типа.
74 Стр. 292. "Старая тропа переодеваний - " — долгое время Тибет был официально закрыт для посещения его иностранцами, и западные исследователи этой страны могли проникнуть в нее лишь нелегально, переодевшись под местных жителей.
75 Стр. 295. " - молиться за лицо [Е. И], которое болело в это время ". Болезненное состояние Е. И. Рерих в тот период было вызвано "священными болями", сопровождающими открытие высших нервных центров (чакр), осуществляемое ею под руководством Учителей Шамбалы.
76 Стр. 296. "Наверху идам., и тот таши-лама-". Книга "Шамбала-лам-йиг" ("Путь в Шамбалу") была написана в XVIII веке Таши-ламой Третьим. Эта работа была переведена на немецкий язык профессором А. Грюнведелем.
77 Стр. 296. "Христиане св. Фомы-" Очевидно, имеется в виду Фома Кемпийский, (Томас Хамеркен, ок. 1380 — 1471), немецкий теолог и философ-мистик, монах-августинианец, автор книги "Подражание Христу", о духовном значении которой упоминалось в учении Живой Этики.
Приложение Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.133 сек.) |