|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основы теории познания
М.Л.Мялютим '.Р.Жеипатч I. Я. Н,в, Лицензия ЛР J* 040050 от Ιβ.Οβ.ββ. Подписано в печать 14.05.99. Формат βΟχ84ι/ι«· Бумага офсетная. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 19,63. Уч.-изд.л. 17,6. Тираж 400 экз. Заказ 179. Издательство СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. Типография Издательства СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. духовного производства, но вынуждена платить за них крайне высокую цену. Неудивительно, что нынешние пионеры суверенности считают критерии рациональности, истинности, единства формами защиты существующего порядка и ищут новые пути самореализации. Однако философы авангарда не могут ни выйти за пределы философии, ни разрушить управляемый анонимными силами механизм обмена. Произведения, направленные против сложившегося порядка, перевариваются рынком и тем самым не разрушают, а укрепляют его. Отрицание старой культуры становится формой приобретения символического капитала. Для тех художников, которые ставят своей задачей преодоление отношений обмена, осознание этого становится настоящей личной трагедией, выход из которой они часто видят в молчании. Но и это не избавляет от того, что их символический капитал будет переприсваиваться и эксплуатироваться беззастенчивыми дельцами. В этой связи следует задуматься над парадоксальной мыслью, направленной против попыток искусства возвыситься над отношениями обмена:«Если в искусстве и есть какая-то эмансипаторная сила, то этой силой является только коммерческий художественный рынок*.13 Если даже признать вслед за Ницше и современными панками, что наша жизнь является отрицанием, так как связана с отказом, самоограничением и насильственным покорением другого, а поэтому необходимо искать формы утверждения человека, то можно заметить, что и здесь поиски пионеров суверенности не выходят за рамки старой игры в «будни и праздник*. Эксперименты с насилием, сексуальностью, смертью, безумием, поэтизация маргинального образа жизни могут быть оправданы в теоретическом отношении, если способствуют разоблачению пороков, прикинувшихся добродетелями. Можно понять протест против романтически-возвышенного дискурса о^женщине в условиях ее безжалостной эксплуатации, можно оправдать безумцев, если общественные нормы ненормальны. Дать слово «униженным и оскорбленным» — благородная задача философии. Но, пред- 13Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993. С. 331.
лагая исполнение запретных желаний в качестве формы жизни, следует спросить себя, насколько они свободны, аутентичны и подлинны, не интенсифицируются ли они тоже искусственно, не является ли их производство частью стратегии власти, направленной на консервирование общественного порядка? Такая постановка вопроса снова приводит к проблемам разума и рациональности, к диалогу с обществом, историей и культурой. И то, что наше общество является больным, совсем не значит, что разум ему больше не нужен. Наоборот, рациональность всегда была и останется формой выживания и освобождения людей. Философские процессы в России и на Западе протекают несколько разнонаправленно. Действительно, там мы наблюдаем господство структурализма, освоившего марксизм, фрейдизм, экзистенциализм, опирающегося на достижения этнографии, истории, литературоведения, охватывающего социальные, экономические, познавательные и даже повседневные структуры. Ему противостоит опыт анархии и маргинальности как опыт освобождения. У нас, напротив, на фоне анархии и архаики процветают дискурсы о человеческом и духовном, а все более популярными становятся религиозно-антропологические дискурсы. Ясно, что потребность и социальный заказ являются движущей силой. И все-таки философия всегда связана с пророческим даром и способностью видеть на несколько шагов вперед. Именно это, а не создание красивых теорий в духе «русской идеи», часто маскирующих или компенсирующих недостатки реальной жизни, делало философию необходимой для выживания общества. Достичь этого можно только одним путем — разрабатывать более емкую философскую парадигму, в которой нашлось бы место самым разнообразным стратегиям и тактикам мировой и отечественной философии. Грант РГНФ № 98-03-04401
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение......................................... 3 Глава I. Феномен знания........................... 7 § 1. Обыденное и научное познание................. — § 2. Познание как «отражение» и познание как «кон- струирование» действительности............... 27 § 3. Интуитивное и дискурсивное познание.......... 46 Глава П. Логико-психологические основы познания...... 65 § 1. Психология чувственного восприятия............ - § 2. Психология мышления...................... 94 § 3. Эмпирический опыт и формы его концептуализации 113 Глава III. Познавательное отношение и цель познания.. 138 § 1. Субъект познания........................... — § 2. Объект познания......................... 155 § 3. Истина как цель познания.................. 171 Глава IV. Главные познавательные «стратегии»....... 192 § 1. Знание и понимание......................... - § 2. Знание: сущность и рациональность........... 215 § 3. Динамика осмысленного знания.............. 253 Глава V. Познание и жизнь....................... 275 § 1. Познание и практика (Познание как общение)... 278 § 2. Ценность знания и познание ценности......... 299 § 3. Рациональное знание и «искусство жизни»...... 312 Учебное издание Основы теории познания Зав. редакцией М.Л.Малютина Редактор Д. Р. Есипович Художественный редактор Е. И. Егорова Корректоры Е. Н. Тодорова, Н. В, Ермолаева Лицензия ЛР № 040050 от 15.08.96. Подписано в печать 14.05.99. Формат 60x84 /16. Бумага офсетная. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 19,53. Уч.-изд.л. 17,6. Тираж 400 экз. Заказ 179. Издательство СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. Типография Издательства СПбГУ. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |