|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современная зарубежная и казахстанская политология: основные направления развития
3.1. Развитие зарубежной политологии в конце ХIХ - начала ХХ вв. Социально-политическая мысль имеет довольно глубокие корни в истории. За время от Платона и Аристотеля до конца ХIХ в. – европейская социально-политическая мысль претерпела существенные изменения. С течением времени изменялись как круг изучаемых проблем, так и способы их решения. Однако на протяжении всего этого времени социально-политическая мысль развивалась как часть или аспект определенной философской, а позднее социологической концепции. Как самостоятельная область исследования и отдельная наука политология формируется на рубеже ХIХ - ХХ вв. Именно в этот период среди социологов, юристов, историков, экономистов выделяется ряд мыслителей, которые в центр своего внимания ставят изучение политических отношений и пытаются рассматривать решение других общественных проблем сквозь призму политической власти. Это дает возможность уже в рамках социологии политических отношений сформулировать основные проблемы политологии как самостоятельной науки, уточнить ее категориальный аппарат. Речь идет прежде всего о концепциях итальянских ученых Г. Моска и В. Парето, немецких социологов М. Вебера и Р. Михельса, американского политолога А. Бентли и русских ученых М. Острогорского и М. Ковалевского. Эти мыслители с полным основанием считаются основоположниками современной политологии. Значение их теоретических исследований определяется тем, что, во-первых, основные проблемы политики, которым они стремились дать объяснение, сохраняют свою актуальность и для современных политологов. В своих трудах они поставили такие актуальные проблемы, как структура политической власти, механизм и условия ее функционирования, обратили внимание на групповой характер реализации любой формы политической власти, показали роль политических партий, лидеров, государства в ее осуществлении, сформулировали ряд оригинальных положений в решении других проблем. Во-вторых, ими уточнен понятийный аппарат, который допускает прагматическое использование его различных элементов в зависимости от целей, преследуемых тем или иным современным исследователем. В-третьих, большое значение имеют методологические установки, разработанные ими и получившие широкое применение и дальнейшее углубление в современной политологии. В чем же сущность теорий, положивших начало политологии как науки? Каковы основные проблемы, волновавшие мыслителей на рубеже ХIХ-ХХ вв.? Довольно популярной в политологии вплоть до сегодняшнего дня является теория элит. Первую попытку изложения данной теории предпринял итальянский юрист Гаэтано Моска (1858-1941 гг.) в изданной в 1896 г. работе «Элементы политической науки». По мнению Моска, власть в обществе всегда находилась и должна находиться в руках небольшой группы людей, т.е. меньшинства. Она может переходить от одного меньшинства к другому, но никогда не может перейти от меньшинства к большинству. Правящее меньшинство Моска называет господствующим классом, или элитой. Свое правление элита осуществляет путем распространения в обществе той идеологии, которая способствует утверждению власти и в данном случае является основой политического согласия. Г. Моска считает, что нормальное функционирование демократии нуждается в существовании хорошо организованного руководящего слоя. Однако он упускает из виду проблему демократического контроля. Выборы, по его мнению, - это лишь путь к обновлению элиты, но не форма контроля масс над руководителями. В силу этого его концепция, по сути, приобретает авторитарный антидемократический характер. Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето(1848-1923 гг.), который выдвинул концепцию«циркуляции (смены) элит». Большое значение имел его главный, опубликованный уже в конце жизни четырехтомный «Трактат по общей социологии». Теория элит у В.Парето связана с концепцией национальной деятельности. Высказывая идею о неодинаковом количестве врожденных предрасположений у отдельных индивидов, В.Парето связывает концепцию национальной деятельности с теорией элит. Поскольку в основе человеческого поведения лежат скрытые влечения, их качество имеет основополагающее значение для коллективной деятельности. Однако особенно ценными из этих качеств наделено меньшинство, которое и составляет правящую элиту. Таким образом, принадлежность к элите зависит, прежде всего, от врожденных психологических черт. Наиболее важными моментами теории элит являются: 1) положение о том, что миром всегда правили и должны править элиты, т.е. избранное, наделенное особенными качествами меньшинство; 2) наличие психологических факторов, которым Г. Моска и В.Парето отводят особую роль. Теория элит послужила основой для эмпирического анализа руководящих групп в различных политических системах. Еще одним важным направлением политологии, которое берет свое начало на рубеже ХIХ - ХХ вв., является анализ политических партий. Основоположником этого направления по праву считается русский ученый М.Я. Острогорский(1854-1919 гг.), который изучал деятельность политических партий, их место и роль в функционировании западной демократии. Итогом его исследований явился трехтомный труд «Демократия и организация политических партий». Рассматривая возникновение и деятельность политических партий в Европе, М. Острогорский приходит к выводу, что их образование явилось следствием реализации демократических тенденций в обществе. В любой массовой политической партии власть со временем концентрируется в руках небольшой группы людей («кокуса»), что неизбежно ведет к бюрократии. Недемократические тенденции внутри политических партий создают определенную угрозу не только для деятельности самой партии, но и для функционирования демократических политических институтов (парламента, выборов и др.). Чтобы этого избежать, М. Острогорский предлагает заменять постоянно действующие партии свободными объединениями граждан для достижения какой-либо одной определенной цели. Идеи М. Острогорского получили дальнейшее развитие и конкретизацию в трудах Роберта Михельса(1876-1936 гг.). Он утверждал, что любая организация, в том числе и политическая партия, неизбежно ведет к олигархизации, под которой понимаются, прежде всего, формирование бюрократии как платного назначаемого аппарата, появление профессионального руководства и его стабилизация, централизация власти, усиление идеологического фактора, снижение роли рядовых членов партии в принятии решений. Рассматривая партию как идеальную миниатюру демократического общества, Михельс распространяет свои выводы о законности олигархизации партии на развитие демократии вообще и приходит к выводу о невозможности участия в управлении государством всех граждан. Огромное влияние на формирование и развитие политологии оказали взгляды немецкого социолога и экономиста Макса Вебера. Его взгляды изложены во многих произведениях, среди которых особое значение имеет книга «Экономика и общество», изданная в 1922 г., уже после его смерти. Центральный понятием у Вебера является «господство», которое он отличает от власти, основанной на экономической силе. Господство есть такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать второму свою волю путем обязующих приказов. Не отрицая роли насилия как основы государства, М. Вебер подчеркивает, что одного насилия недостаточно для возникновения и длительного функционирования системы господства. Для этого необходимо наличие определенных ценностей, убеждений на которых зиждется послушание. Анализируя эту проблему М. Вебер выделяет три «идеальных чистых типа» господства: традиционное, харизматическое и рациональное. Традиционное господство опирается на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку она существовала всегда. Правители в отношениях с подданными обладают правами и положением господ над слугами. Раскрывая сущность харизматического господства, Вебер греческим термином «харизма» называет необыкновенное качество, или дар, которым наделены некоторые люди и которое придает им магическую силу. Харизматическим господством обладает тот, в необыкновенное качество, или в магические свойства которого верят окружающие. Наконец, рациональное господство трактуется М. Вебером как господство права. В этом смысле само существование власти и сфера ее действия зависят от установленных людьми законов. Начало анализу политического поведения отдельных личностей и групп с помощью эмпирических методов положили работы Артура Бентли (1870-1957 гг.). В книге «Процессы управления» (1908 г.) он изложил теорию «заинтересованных групп». В ее основе лежит положение о том, что деятельность людей предопределена их интересами и направлена на обеспечение этих интересов. Деятельность людей осуществляется не индивидуально, а посредством групп, в которые они объединены, на основе общности интересов. Группы различаются по характеру их деятельности. Деятельность «заинтересованных групп» и их отношения друг с другом рассматриваются как постоянно изменяющийся процесс, в ходе которого осуществляется давление олицетворяемых ими общественных сил на правительство с целью принуждения его подчиниться их воле. В этом процессе доминируют сильные группы, подчиняя и заставляя повиноваться более слабые, а само государственное правление заключается в урегулировании конфликтов и достижении равновесия между соперничающими группами. Такой подход приводит А. Бентли к выводу, что эмпирическое изучение институтов и звеньев государственного управления имеет важное значение. Различия в политических режимах, согласно А. Бентли, представляют собой различия в типах групповой деятельности. Например, различия между деспотизмом и демократией отражают различные способы представительства - групповых интересов. Таким образом, в начале ХХ в. определились основные направления политологии, наметились различные подходы к решению проблем политической жизни общества.
3.2. Политическая мысль Казахстана в конце ХIХ – начале ХХ вв. Первые десятилетия ХХ в. были временем бурного роста национального самосознания казахского народа, что выразилось в активизации общественно-политической жизни, распространении новых идеологических концепций (пантюркизм, панисламизм, пантуранизм) и т.д. На складывание этнического самосознания, культурную и социально-политическую консолидацию казахов в начале XX в. решающее влияние оказали усиливающиеся процессы унификации системы управления по общероссийской схеме, ухудшение положения народных масс вследствие интенсивной переселенческой политики и складывание относительно значимого образованного слоя казахской элиты. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи, выпускники университетов и училищ Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга: А. Букейханов, Б. Каратаев и др. Многие из них пришли к этнополитическим приоритетам через участие – в мусульманских (М. Шокай), эсеровских (М. Тынышпаев (1879-1937 гг.)), кадетских (А. Букейханов, Х. Досмухамедов (1883-1839 гг.) и других организациях. Их требования включали вопросы о прекращении переселения в край крестьян, признания всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытия национальных школ и т.д. Они выступали за свободу вероисповедания, развитие национальной культуры, распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане. Попавшие в I Государственную Думу казахские депутаты (Т. Аллабергенов, А.К. Беремжанов, Б.Б. Каратаев, Ш. Кощегулов, Б.А. Кулманов, Т.Т. Нароконев, М. Тынышпаев) отстаивали интересы казахского народа, используя трибуну Думы. Национально-освободительное движение казахов в эти годы приняло и формы религиозной борьбы, в ходе которой выдвигались требования организации особого мусульманского духовного управления, строительства мечетей, открытия духовных школ, преподавания ислама в школах на казахском языке, выдачи заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т.д. Наиболее ярким выразителем ее является М. Шокай, представитель нового поколения общественно-политических деятелей, член бюро мусульманской фракции Государственной Думы. Мустафа Шокай (1890-1941 гг.) выступал с идеей «автономного режима» для Туркестанского региона, исходя преимущественно из светской национальной концепции, ставя на первое место политическую свободу и «социальную справедливость». Для него понятие «Туркестан» было гораздо шире, нежели пространство Туркестанского генерал-губернаторства, это «страна тюрков». В 1949 г. Мария Шокай опубликовала рукопись «Туркестан», датированную 1941 г. В этой работе М. Шокай раскрывает свое понимание Туркестана как региона. С этногеографической точки зрения Туркестан включает в себя, по его мнению, три неравные по величине части – западный, восточный (китайский) и южный (афганский). При этом Туркестан в политическом смысле, который и являлся всегда предметом интересов М. Шокая, – это только Западный Туркестан, расположенный между Каспием и Китаем, т.е. Средняя (Центральная) Азия. Он рассматривает Западный Туркестан в целом, в единстве проживающих здесь тюркских народов, трактуя его население как «единый туркестанский народ, который имеет свое отечество». Перспективным идеалом для М. Шокая стала Швейцарская конфедерация. Он видел Туркестан как независимое конфедеративное (федеративное) государство тюркских республик. Критика М. Шокаем психологии мусульман и их лидеров, связана с двумя направлениями социально-политического развития Туркестана. Причислявшие себя к «истинным борцам» за счастье народа социально-консервативные элементы почитание законов шариата считали благом для народа. Ради этого священнослужители Туркестана готовы были принять любой режим. В противовес им М.Шокай считал: «Автономия в составе Российской демократической республики даст больше возможностей развитию национальных инициатив, нежели свобода на основе шариата». Усиление национально-колониального гнета после подавления Первой русской революции, аграрная политика царизма края привели к росту национального самосознания казахского народа. Выразителями идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал «Айкап» и газета «Казах». Журнал «Айкап», выходивший в 1911–1915 гг. (издатель и редактор – М. Сералин (1871–1929 гг.), представлял аграрно-демократическое направление идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж.Сейдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. Главной проблемой, освещаемой журналом был аграрный вопрос, т.е. земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и др. Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг. (редактор – А. Байтурсынов (1873–1937 гг.), выражала идеи либерально-демократического направления. В ней сотрудничали лидер общенационального движения казахского народа «Алаш», ученый-экономист А. Букейханов, М. Дулатов, А. Ермеков и др. Основные вопросы поднимаемые представителями казахской интеллигенции стали национально-государственное переустройство, проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого, воспитания подрастающего поколения на идеалах добра и человечности. Алихан Букейханов (1866–1937 гг.) выступал против революционной ломки традиционного уклада народной жизни, утверждая, что казахи, по преимуществу, стали полуоседлыми скотоводами не оттого, что они желали стать ими, а в силу объективных условий, природных особенностей занимаемой им экосферы. В главном, аграрном вопросе требовал отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запретить продажу земли. В области развития общественно-политической жизни края либерально-демократическое направление, возглавляемое А.Букейхановым, ратовало за эволюционное развитие общества, отстаивая идею предоставления реальной национальной автономии народам империи. «Свобода, равенства, братство – это лозунги, которые появились на свет в ХVIII веке, – пишет он. Их провозгласили политические деятели Франции. Кто захочет, тот найдет о них в нашем Коране, Библии, в учении Будды, в философии Льва Толстого. Иного пути к подлинному счастью и любви, как через них, нет. Отход до этого пути равносилен возврату к варварству». Согласно программе партии «Алаш», лидером которой был А.Букейханов, форма правления должна соответствовать социальной структуре и национальным особенностям, исходя из этого они предлагали создать Казахскую автономию с выборным главой государства – президентом и представительными органами управления. К 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к Первой мировой войне, в которой приняла участие Россия, становился повсеместным. Война ускорила процесс назревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание, охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. По мнению М.Чокая, во время «массового восстания» 1916 г. в Туркестане имела место «настоящая революция». После установления советской власти некоторая часть представителей казахской интеллигенции в лице С. Сейфуллина, Т. Рыскулова, С. Садвакасова, С. Мендешова – приняла платформу большевиков и много сделала для становления Казахской ССР. Но власть беспощадно расправилась с обоими течениями внутри казахской политической элиты. Их идеи на государственное устройство не были реализованы, а их подходы к изменению политической жизни общества, под воздействием идеологического прессинга, преданы забвению. 3.3. Современная зарубежная и казахстанская политология: основные направления развития. Бурное общественное развитие, происходящее в современном мире, ведет к расширению исследований западных политологов, использованию ими различных методологических принципов, методических приемов. Основными проблемами, рассматриваемыми современной западной политологией, являются: - механизмы формирования политической власти и ее влияние на процесс принятия политических решений; - поведение социальных групп и отдельных граждан во время избирательной кампании; - процессы формирования политических установок и общественного мнения; - механизмы формирования и функционирования политических партий и общественно-политических организаций; - деятельность государства и проблема бюрократии; - сущность, функции и формирование политической культуры и др. Каждая из перечисленных проблем решается разными политологами далеко не одинаково и зависит от времени в которое они работают, а также от исходных методологических принципов которых они придерживаются. Это ведет к существованию различных школ и направлений в современной западной политологии. Значительное влияние на проблематику исследований и разрабатываемые концепции оказывает принадлежность политологов к традициям и культуре страны их проживания. С учетом этого попытаемся кратко охарактеризовать основные направления развития современной политической мысли в различных странах. Начиная с ХХ в. политология как наука получает значительное развитие в США. В этот период американские политологи постепенно переходят от сравнительно исторического описания политических процессов к их изучению во взаимосвязи с социальными процессами. Особое внимание они уделяют влиянию психологических мотивов поведения отдельных людей и социальных групп на политические процессы в обществе, что способствовало проникновению в политическую науку бихевиоризма и формированию бихевиористского направления в политологии. Его основоположниками считают группу ученых Чикагского университета во главе с Чарльзом Мерриамом(1874-1953 гг.), которые в 30-е гг. предприняли попытку вывести формальную структуру политических отношений из «естественной» сущности человека. Цель бихевиоризма в политической науке состоит в стремлении вывести структуру властных отношений из природы человека доступными исследованию научными методами. Являясь субъектом политического процесса человек, изначально, наделен определенными чертами, вытекающими из его универсальной природы. Эта человеческая природа, в конечном счете, определяет всю систему социально-политических отношений любого общества в любой исторический период его развития. Политическая реальность – часть естественной, природной реальности, и потому политические процессы протекают в неизменных формах, обусловленных неизменной природой индивида. Задача политической теории поэтому заключается в том, чтобы объяснить явления политической жизни исходя из естественных свойств человека, вывести политические феномены из закономерностей естественного жизненного поведения людей. В отличие от концепций основанных на методологии бихевиоризма, в начале 60-х гг. в американской политологией была сформулирована концепция«политической культуры», которая в дальнейшем получила широкое распространение и в западноевропейской политологии. Ее создателями явились Г. Алмонд и С.Верба. Их книга «Культура гражданина. Политические отношения и демократия в пяти странах» стала важным этапом в развитии американской политологии. В основе их взглядов лежит представление о том, что традиционный подход к политике выражающийся в терминах «политическая система», «политическая идеология», «исследование государственно-правовых институтов» и т.д., не в состоянии определить, почему одинаковые по форме социально-политические институты действуют по-разному в различных странах или почему те или иные институты, дееспособные в одних странах, совершенно неприемлемы в других. Концепция «политической культуры» была выдвинута как попытка соединить формальные и неформальные компоненты политических систем с национальной психологией. На основе сравнительного анализа политических культур, сложившихся в США, Англии, Италии, ФРГ и Мексике Г.Алмонд и С.Верба разработали типологию политических культур. Они выделили три чистых типа политической культуры: патриархальная, подданническая и активистская, а из их сочетания вывели еще три смешанных типа. Большинство приверженцев концепции «политической культуры» сходятся к признанию существования в каждой общественно-политической системе и каждой стране особой политической культуры, которая определяет политическое поведение. Одним из известнейших специалистов в области американской политической науки является Г. Лассуэлл, уделявший большое внимание методологическим исследованиям политики. Используя фрейдистский подход, он сформулировал теорию политического психоанализа, в соответствии с которой, важнейшим фактором, обуславливающим отношение индивида к политике, объявляется психологический механизм его личности. Лассуэлл выделяет три типа политиков: администратора, агитатора и теоретика, отдавая предпочтение «смешанному типу». Важное место в работах Лассуэла занимают также проблемы политической власти и ее распределения в обществе. Политическая наука, по определению Лассуэлла, есть не что иное, как исследование вопроса о распределении ценностей в зависимости от распределения и использования власти. Крупнейшим представителем американской политологии является Ганс Моргентау(1904-1980 гг.). Будучи по происхождению немцем, он выступал как убежденный защитник интересов США на международной арене. В 1962 г. выходит в свет трехтомное исследование Г. Моргентау «Политика в ХХ веке». В центре его внимания проблема национальных интересов Соединенных Штатов. Высшим критерием национальных интересов любой крупной державы, считает Моргентау, является достижение региональной или мировой гегемонии. По его мнению, американские национальные интересы требуют постоянного учета первостепенного значения политического преобладания США в Европе, обеспечения баланса сил в Европе и Азии. Обосновывая концепцию «национальных интересов», Г. Моргентау подчеркивал, что такая политика не может быть успешной, если она не подкрепляется силой. По мнению Моргентау, понятие «сила» в широком смысле, включает в себя следующие компоненты: географическое положение, природные ресурсы, военная подготовленность (в том числе уровень развития военной техники, военного руководства и т.д.), численность населения, «национальный характер» (отношение населения к войне), «национальная мораль» (отношение населения к правительственной политике), качество дипломатии (которую он называет главным фактором, определяющим мощь страны). Концепция «национальных интересов» обоснованная Моргентау, как по своей сути, так и по форме служила и служит идеологическим оправданием высшей цели США – достижению мирового господства. Особенностью французской политологии является то, что в ней получила развитие теория институтов. Согласно этой теории политика представляет собой результат деятельности различных политических институтов (государства, политических партий, профсоюзов и других организаций). Следовательно, основной задачей политологии является изучение тех многообразных институтов, которые действуют в данном обществе. Сторонники теории институционализма не только изучают юридические нормы, регулирующие функционирование политических институтов, но и исследуют как эти нормы реализуются фактически. Политические партии - одна из центральных проблем итальянской политологии. В исследовании этой проблемы особое значение имеют труды Дж. Сартори. Под его руководством было проведено первое крупное коллективное исследование об организационной структуре, формировании и деятельности итальянского парламента, роли и месте в нем политических партий. Полагая, что партия – главный посредник между обществом и правительством, Сартори считал необходимым разобраться в том, как и почему образуются партии и фракции. На основе количественного признака Сартори предлагает следующую классификацию, включающую 7 типов систем: политическая система с одной партией; система с партией, осуществляющей гегемонию; система с преобладающей партией; двухпартийная система; система крайнего плюрализма; атоминизированная система и система ограниченного плюрализма. В германской политологии большое внимание уделяется изучению истории политических учений как одному из важнейших аспектов современной теории политики. Причем постоянно развивающейся тенденцией западногерманской политологии является расширение ее исследований. Одним из основных представителей теории социального конфликта является Ральф Дарендорф (род. в 1929 г.). По его мнению, каждая группа людей любого общества выступает как носитель определенных позиций. Причём каждая позиция связана с выполнением определенной социальной роли. Социальная роль – это совокупность способов поведения, которые заданы носителю позиции в определенном обществе. Другими словами, это принуждение с помощью системы социальных санкций каждого конкретного человека вести себя определенным образов. Безусловное следование устоявшимся нормам дает человеку определенные шансы на продвижение к более высоким позициям, полномочия на нормополагание, истолкование норм и применение санкций против ненормативного поведения других людей. Совокупность этих полномочий означает наличие господства, а наличие господства одних и подчинение других ведет к конфликту. Исходя из природы и сущности конфликта, Р. Дарендорф определяет классы как конфликтующие социальные группы, основным признаком которых является участие в господстве или исключение из него. В качестве идеала Дарендорф выдвигает либеральное общество, в котором социальные конфликты признаются и регулируются, существуют равенство исходных шансов для всех, индивидуальная конкуренция и высокая мобильность. Таким образом, современная западная политология не представляет собой единой теории. Подавляющее большинство западных политологических теорий оформлено в виде определенных школ направлений и концепций. Причем эти направления и концепции не замыкаются рамками одной страны, а развиваются политологами разных стран. Развитие западной политологии в современную эпоху свидетельствует о том, что она находится в зависимости от запросов и потребностей политики, проводимой в той или иной стране. С точки зрения цивилизации развития, вклад западной политологии определяется выявлением и всесторонним анализом ряда реальных политических процессов. Казахстанская политология стала развиваться лишь с обретением государственного суверенитета Республики Казахстан, т.к. происходящие в нашей республике процессы демократизации выявили огромный спрос на идеологическое обоснование реформ, и в этой связи большую роль стала играть политология. Серьезными аналитическими и, одновременно, научно-исследовательскими структурами зарекомендовали себя Казахстанский Институт стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ), Институт философии и политологии МОН РК (ИФиП), Группа оценки рисков, Центр актуальных исследований «Альтернатива», Центр гуманитарно-политической конъюнктуры, Институт мировой политики и экономики при Фонде Первого Президента и другие. Но в целом, характеризуя уровень развития науки за этот период надо отметить, что по своему современному уровню политологии Казахстан заметно отстает от стран дальнего зарубежья и практически ничем не выделяется среди других постсоветских государств. Наиболее актуальными проблемами на сегодняшний день в данной сфере являются отсутствие устойчивых научных школ, взамен теории в эту область проникает описательность, упрощенчество, велика инерция привычных теоретико-методологических схем, разобщенность представителей политологического сообщества. Среди субъективных факторов, влияющих на развитие научной мысли нужно отметить ориентацию исследователей на определенные бюрократические структуры и финансовые группы, политико-партийную ангажированность, отсутствие благоприятных политических условий для развития политической науки в целом. Для разрешения некоторых из перечисленных проблем в 2010 г. группой ученых-исследователей и преподавателей политической науки республики была учреждена Ассоциация политических исследований. Основным приоритетом Ассоциации политических исследований является консолидация профессионального политологического сообщества, способного достойно и уверенно осуществлять свои функции и вывести на достойный уровень казахстанскую политологию.
Основные термины теория элит анализполитических партий господство теория «заинтересованных групп» бихевиоризм концепция«политической культуры» теория политического психоанализа концепция«национальных интересов»
1. Почему политология как самостоятельная область исследования и отдельная наука формируется только на рубеже ХIХ - ХХ вв.? 2. В чем значение теоретических исследований основоположников современной политологии? 3. Назовите важнейшие политические теории и концепции, разработанные в ХIХ - ХХ вв. Раскройте их основное содержание.
2. Проведите сравнительный анализ французской, итальянской, германской политологии.
Галаганова С.Г., Фролова М.А. Современная западная политическая теория: основные парадигмы исследования. М., 1993. Политология: Курс лекций / Под. ред. А.В. Миронова. – М., 1993. Прокопов М.В. Политология: Курс Лекций. Учебное пособие. – М., 2000. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии. М., 1982. Гл.1. Федосеев А.А Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новации. Л., 1989. Гл. 1,2.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |