|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коммунизм как политическое течение11.1. Политическое сознание. Политическое сознание определяется как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений. То есть политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. Преломляясь через сознание людей, политические отношения находят свое обоснование и выражение в определенных социально-политических теориях. Внедренное через систему пропагандистских организаций и институтов, политическое сознание активно воздействует на общественное развитие. В качестве непосредственных побудительных мотивов действий индивидов выступают политические идеи и убеждения. Являясь специфической формой общественного сознания, политическое сознание характеризуется следующими особенностями: - оно непосредственно связано с социально-классовыми отношениями; - оно воздействует через политические отношения на деятельность всех общественных организаций; - оно пронизывает все остальные формы общественного сознания (правовое, нравственное, эстетическое, религиозное), непосредственно воздействует на них, определяет их содержание. В свою очередь политическое сознание испытывает на себе воздействие таких духовных факторов, как мировоззрение, господствующий стиль мышления, традиции и т. д. Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания – это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. Выделяют три уровня политического сознания: 1. Обыденный – это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе. В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение, как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. 2. Эмпирический – это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии. 3. Теоретический – это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию. Таким образом, в структуре политического сознания различают уровни политической психологии и политической идеологии.
11.2. Либерализм – как одно из политических течений Запада. Политические доктрины (от лат. doctrina – учение) получили широкое распространение в современном мире, оказывали и оказывают существенное влияние на его развитие и политическое устройство. Основные из этих концепций - либеральные, консервативные, а также социал-демократические. Либерализм (от слова liberalis – свободный) – идейно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти. Этот термин стал широко употребляться в первой половине XIX в., когда в Западной Европе появились первые партии либералов. Однако историки либерализма восходят к эпохе буржуазных революций ХVII-ХVIII вв. Ведущие идеологи классического либерализма – А. Смит, Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, Г. Джеферсон. Центральное место в идеологии либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Согласно ей человек – независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо. В политической области высшей ценностью либералы считают право. Д.Локк первым обосновал тезис о том, что в основе законной власти может лежать лишь принцип народного согласия, высказал идею правового государства. Он утверждал, что там, где нет законов, нет свободы. В основе свободы лежит право на частную собственность и ее неприкосновенность. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом. Ш.Монтескье разработал вопросы юриспруденции и государственного строя, в основу которого положен принцип разделения властей, призванный обеспечить свободу и безопасность от произвола властей. Экономическая платформа классического либерализма наиболее полно сформулирована английским мыслителем А.Смитом. Либерализм защищал идеалы свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, «честной конкуренции», выступал против политического вмешательства в экономическую жизнь. Теоретики либерализма выступали за полное освобождение экономической деятельности от надзора государства. Государство охраняет частную собственность, следит за порядком и законопослушанием граждан. В социальной области либералы рассматривали неравенство как естественный, биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбием людей. Кризис классического либерализма в начале XX в. потребовал решительного пересмотра как теоретических, так и политических принципов либерального движения. Одним из первых идеологом либерализма, увидевших необходимость экономических реформ и гибкой социальной политики, был английский экономист Дж. Милль, однако наибольший вклад в разработку неолиберализма внес Дж. Кейнс (1881-1946 гг.), разработавший концепцию «государства всеобщего благоденствия». Центральным, теоретическим положением кейнсианства является признание решающей роли эффективного спроса в обеспечении экономического роста. Кейнс выступил за регулирование экономического развития государства. Суть идеологии неолиберализма: 1) на смену идее государственного невмешательства пришла идея «государства всеобщего благоденствия». Его главные задачи - прекращение социальных конфликтов путем поддерживания наиболее обездоленных, социально незащищенных слоев на основе вмешательства государства в экономику через налоги, бюджет и т.д.; 2) принцип плюралистической (множественной) демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных групп общества в области политической власти: принцип разделения властей, открытость принятых решений; 3) ввели понимание – политическая справедливость, равные политические права. 11.3. Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм (от лат. cопservо – сохраняю, охраняю) – одно из идейно-политических течений, характеризующееся приверженностью его сторонников к сохранению традиций и устоев государственного устройства. Первым ученым, систематизировавшим принципы консерватизма, был англичанин Э. Берк. Важнейшие принципы консерватизма: 1) Нравственный абсолютизм. Консерваторы выступают сторонниками объективности и неизменности нравственных ценностей. Деятельность общественных систем, правительств, частных лиц должна оцениваться в соответствии с неизменными нравственными стандартами. Консерваторы недоверчиво относятся к демократии и считают, что демократия ведет к потере нравственности и распущенности. Большинство консерваторов отдает предпочтение элитарному правлению, но эта элита, избираемая демократическим путем. Они противники авторитаризма и тирании. 2) Неверие – неизбежность прогресса. Они рассматривают природу человека как низменную и порочную, нуждающуюся в постоянном сдерживании общественной моралью и специальными институтами. Реформы они признают как возможность избежать социальных потрясений – революций. 3) Политический реализм. Основываясь на низменности и порочности природы человека, консерваторы не поддерживают доктрину переустройства мира, идеи достижения всеобщего равенства. 4) Отрицательное отношение к идее равенства и вера в естественную иерархию. Люди, считают консерваторы, не равны в своих способностях. Существующее разделение труда требует сохранения различий в социальном положении людей. Социальное выравнивание может привести к господству посредственностей, моральной деградации общества, резкому снижению стимулов к творческому труду. 5) Традиционализм. Консерваторы-приверженцы обычаев и традиций прошлого. Они считают, что цели, лежащие в основе человеческой истории, и прошлый опыт оказывают определяющее влияние на современность. Конституции государств должны опираться на многовековые традиции. 6) Выступают против активного участия в политике широких народных масс. Главная опасность, возникшая в XX в. – политизация человека, влияние на него политических идеологий. Выступают за сильное правительство, которое необходимо как преграда против возможных социальных беспорядков, как инструмент социального контроля. 7) Консерваторы являются сторонниками местного самоуправления. НТР привела к развитию микро техники, развитию техники малых форм, что меняет труд, образ жизни. Поэтому труд может быть организован дома, т. е. преодолевается разрыв между трудом и бытом. В виде неоконсерватизма, с 70-х гг. XX в., начинается новый рассвет идеологии политики консерватизма. Неоконсерватизм –политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития. Важнейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США), Р. Гелен, Э. Юнгер, Г. Кальтербруннер (Германия), Р. Арон, А. Де Бенуа (Франция). В области экономики неоконсерваторы выступают заразвитие свободного предпринимательства с минимальным государственным вмешательством. Приоритет должен принадлежать рынку. В социальной политике неоконсерваторы выступают против идеи «государства всеобщего благоденствия». Вместо выплат пособий по безработице и бедности они считают, что следует направить деньги на переподготовку рабочих и обучение новым профессиям. Помощь должна оказываться действительно нуждающимся, а не поддерживать ленивого за счет искусственного перераспределения доходов. В политической теории неоконсерваторы выступают за сильное и авторитетное государство и полагают, что его авторитет не должен зависеть от групповых интересов. Неограниченное расширение демократии, по мнению консерваторов, может привести лишь к гибели западноевропейской культуры. (Социальная политика консерваторов оказалась плодотворной в такой стране, как Великобритания, благодаря деятельности «железной леди» – М.Тэтчер). 11.4. Социально-политические и экономические концепции современной социал-демократии. Социал-демократия – важная составная часть левых сил. Термин «социал-демократия» появился в конце XIX в., в период образования в Европе партий рабочего класса. В самостоятельное политическое течение социал-демократия выделилась 20-е гг. ХХ-го века, после размежевания коммунистических и реформистских сил. В 1923 г. был организован Рабочий социалистический интернационал, просуществовавший до 1940 г. В 1951 г. образовался Социалистический интернационал. В 90 гг. он превратился в одно из самых авторитетных политических течений. В него входят 80 социал-демократических и социалистических партий всех континентов, а общее численность членов – более 17 млн. В Стокгольмской Декларации Социнтерна (1989 г.) раскрывается содержание основных принципов социал-демократии: 1) Свобода –каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в силу своих личных целей и индивидуальных возможностей. Свобода обозначает прекращение всякой дискриминации личности, ее равенство в правах и возможностях, освобождение от любой зависимости от владельца средств производства. 2) Равенство – предполагает равную ценность всех людей. Равенство и личная свобода неразделимы. 3) Солидарность –носит у представителей социал-демократии глобальный характер. Это выражение общности человечества и чувство сострадания к жертвам несправедливости, их моральная и материальная поддержка. Основополагающие политические требования: - наличие свободных выборов, предоставление людям выбора между различными политическими альтернативами; - возможность смены правительства мирным путем; гарантии прав личности и меньшинства; - существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона; - право на жизнь и физическую безопасность; - свобода убеждений и свободное выражение мнений, свобода собраний и защита от пыток и унижений. Экономическая теория социал-демократии: 1) осуществление демократической, общедоступной и децентрализованной производственной политики; 2) установление общественного контроля над инвестициями; 3) защита социальных и общественных интересов; 4) участие трудящихся в управлении производством; 5) создание госпредприятий с демократическими формами контроля и управления; 6) демократизация мировых финансовых институтов и экономической системы, позволяющей участвовать в их деятельности всем странам; 7) установление международного контроля и наблюдения за деятельностью транспортных корпораций. Борьба за социальную демократию - это,прежде всего борьба за более высокое качество жизни. Под ним понимается высокая степень социальной свободы человека, благоприятные условия его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, хорошее состояние окружающей среды и быта. Социальная политика социал-демократов оказалась плодотворной в таких странах, как Австрия, Швеция, Норвегия и ряде других стран, где социал-демократы долгое время находились у власти, достигли высокого уровня жизни населения и высокой степени его социальной защиты. Что же представляет собой так называемый «шведский социализм»? Здесь на каждого ребенка до 16 лет ежемесячно выплачивается 6 тыс. крон, зарплата низкооплачиваемых работников-10 тыс. крон в месяц; высокооплачиваемые - свыше 20.000 крон. Не менее двух раз в год каждый швед проходит медицинский профилактический осмотр. Здесь самая низкая детская смертность и одна из самых высоких продолжительностей жизни в мире. Согласно доклада ПРООН об уровне человеческого развития в различных странах мира на 2010 г., по-прежнему, лидируют страны Северной Европы. Так наилучшие условия для жизни созданы в Исландии, затем Норвегии, за ними уже идут Австралия, Канада и Ирландия. Формирование социального государства в Казахстане находится на начальном этапе. Курс на развитие социального государства будет успешным, как нам представляется лишь в том случае, когда экономическое, политическое, правовое реформирование будут осуществляться в республике синхронно. Наиболее актуальными задачами настоящего этапа становятся: - воссоздание эффективной, социально-ориентированной экономики; - повышение роли и социальной ответственности бизнеса перед обществом (и предоставление государством системы гарантий для бизнеса, активно развивающего социальные программы); - формулирование общенациональной идеи на основе доктрины качественных стандартов жизни для всех слоев населения. 11.5. Коммунизм как политическое течение. Идеи коммунизма появились задолго до рождения основоположников научного коммунизма К.Маркса и Ф.Энгельса. Пути построения такого общества предлагались Т.Мором, Т.Кампанеллой, А.Сен-Симоном, Ш.Фурье, Р.Оуэном и др. Позже их взгляды получили обобщенное название «утопического социализма». К.Маркс и Ф.Энгельс не только сделали попытку научно обосновать неизбежность гибели капитализма как общественного строя, но и приняли участие в создании «Союза коммунистов», ставшего прообразом коммунистической партии. Образованные на основе марксистских идей, эти партии скоро приобрели интернациональный характер. В 1864 г. была создана международная организация - 1 Интернационал. Данная организация способствовала выработке единой тактики пролетарской борьбы в странах Европы (прекратила свое существование в 1876 г.). В 1889 г. Энгельсом был создан II Интернационал, но в связи с усилением внутренних противоречий прекратил свою деятельность в 1914 г. III Коммунистический Интернационал был создан В.И. Лениным в 1919 г. (просуществовал до 1943 г.). В основе теории К.Маркса и Ф.Энгельса лежит убеждение в необходимости радикального изменения существующего капиталистического общества путем социалистической революции. Выполнить эту задачу может пролетариат, вооруженный революционной теорией. После победы революции устанавливается диктатура пролетариата (диктатура - неограниченная власть). Диктатура пролетариата использует силы для подавления сопротивления эксплуататорских классов и пресечения деятельности враждебных социализму элементов. Руководящей силой диктатуры является Коммунистическая партия. Во многих странах народной демократии, ставших на путь строительства социализма, она была единственной политической силой в стране, занимавшей главенствующую роль по отношению к другим разрешенным политическим партиям. В экономической сфере после победы революции решающим должно стать обобществление средств производства, превращение их в собственность народа, плановое развитие производительных сил. Обобщение всех средств производства означает полное устранение товарного производства, вместе с которым устраняются товарно-денежные отношения, торговля. Распределение строится на основе прямого снабжения из общественных запасов. Таким образом, социализм, по Марксу и Энгельсу – сознательно регулируемое, т.е. планируемое, бестоварное и самоопределяющееся общество, базирующееся на общественной собственности на средства производства. Основные термины политический лидер консерватизм политическая доктрина социал-демократия либерализм коммунизм
1. Какие факторы могут оказать влияние на политическое лидерство? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |