|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление и развитие социологии в Казахстане16.1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Социология возникает в конце 30-х - начале40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою деятельность в то же время. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. В условиях революционного подъема они думали о том, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методологической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод». Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований. Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происходило в Англии и Франции. Видимо этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Дж. Сиклера, «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Ч. Бута, «Очерки моральной статистики Франции» А. Герри и др. Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни»(1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.
16.2. Основатели социологии О. Конт и Г.Спенсер. Классический тип научности социологии. Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия – поставить учение об обществе на научную основу – и явилась той отправной точкой отсчета, которая привела к формированию и развитию социологии. Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить припомощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии – критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия изаконы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия, с точки зрения ее общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Другим основателем социологии является английским ученый Г.Спенсер (1820-1903 гг.). Г.Спенсер был одним из самых ярких представителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии». Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм. Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как в природе, так и в обществе. Эволюция – это интеграция материи. Именно эволюция переводит материю из неопределенной бессвязной однородности в определенную связную однородность, т.е. социальное целое – общество. На громадном этнографическом материале Г.Спенсер рассматривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые отношения, формы семьи, положение женщин и детей; эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений, государства, представительных учреждений, суда и т.д. Объективным критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления. С принципом эволюционизма в спенсеровской социологии неразрывно связан принцип органицизма- такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. В своем основном труде «Основания социологии» Г.Спенсердовольно обстоятельно рассматривает целый ряд аналогий (сходств) между биологическим и социальным организмом: общество как биологический организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме (превращение маленьких государств в империи) и т.д. Проводя аналогию между обществом и биологическим организмом, Г.Спенсер не отождествлял их полностью. Напротив, он указывает, что существуют определенные различия между биологическим организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл этих различий Г.Спенсер видел в том, что в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе они существуют для блага своих членов. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделил шесть типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Сохраняют свою актуальность и его деление общества на основные типы: военное и промышленное (индустриальное). «Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь в нем, прежде всего, подчинена дисциплине. Церковь похожа на военную организацию. Индивид в таком обществе подчинен социальному целому. В индустриальном обществе преобладающими являются промышленность и торговля, здесь появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. Власть рассматривается в этом обществе как выражение воли индивидов, а их соединение становится добровольным. В ходе своих исследований Спенсер обосновал положение о закономерной эволюции от «военного» общества, основанного на принудительной кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной кооперации. Его исследования оказали большое влияние на развитие последующих социологических теорий. 16.3. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса. Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883 гг.), Ф. Энгельса (1820-1895 гг.) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе? 1) Одним из важнейших принципов исторического материализма является признание закономерности общественного развития. Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями. 2) Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс выделили из многообразия естественных структур, связей и отношений способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства является важнейшим положением марксистского учения об обществе. 3) Третьим важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания. К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической. 4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Но в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей. 5) Марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В.И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях он отражает интересы того класса, к которому сам принадлежит. В других случаях (когда развивает революционные концепции) он покидает позиции своего класса и выражает классовые интересы передовых общественных сил. 16.4. Основные этапы и направления развития социологии в США. Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Исследователи истории социологии считают, что если в XIX веке центром социологической мысли была Западная Европа, то, начиная с 20-х годов XX в. США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти стадий внешней институционализации и большой объем конкретных, эмпирических социальных исследований. В США социология с самого начала начинает складываться как университетская наука. В 1892 г. была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете. В 1901 г. курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 80-х гг. ХХ в. почти в 250. Социология в США с самого начала формируется как прикладная эмпирическая наука ( эмпиризм - философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний ). Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество возросло на два порядка. Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долларов. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительство США, а половину – частный бизнес. В стране имеется около 100 тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ассоциаций. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку. Эмпирические социологические исследования диктовались общественными потребностями. Большое место в них занимают проблемы социализации различных социальных групп, адаптация к новым для людей социальным и культурным условиям. Значительное развитие в США получили исследования по социологии труда и управления. Еще в 90-х г. XIX в. американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 гг.) произвел комплексные исследования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер – хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального администрирования. Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927-1932 гг. В ходе эксперимента было установлено, что главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. На основе Хоторнских экспериментов Э. Мэйо и его сотрудниками была сформулирована так называемая доктрина «человеческих отношений». Методологической основой данной доктрины являются следующие принципы: 1) человек представляет собой социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения; 2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности; 3) руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей или на чисто технические факторы поднятия производительности труда и максимальное достижение прибыли; 4) производительность труда будет более эффективной, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым, коллективным, а экономические стимулы - социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства) факторами. Доктрина «человеческих отношений» дала толчок разработке проблем мотивации поведения. На ее основе А. Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теория потребностей. А. Маслоу классифицировал потребности личности на базисные (основные) и производные (метапотребности). Базисные (в пище, в воспроизводстве, безопасности, в одежде, в жилище и т. д.), производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Маслоу расположил все потребности в восходящем порядке: от низших – физиологических до высших – духовных. Потребности каждого нового уровня становятся актуальными, т. е. насущными, требующими удовлетворения лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод движет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают в действие, в качестве мотивов поведения, другие потребности. На основе идей Маслоу была разработана теория стилей управления Д.МакГрегора (1957 г.). Согласно теории стилей управления Д. МакГрегор описывает черты трех основных стилей управления: 1) авторитарный стиль, для которого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальное стимулирование; 2) демократический стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду; 3) смешанный тип, чередующий элементы авторитарного и демократического стилей управления. Долгое время в США в методологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) утверждает, что социология – это поведенческая наука, или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми, рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдается количественным, математическим и статистическим методам. Роберт Мертон (1910 г.) развил идеи структурного функционализма. Теория социального действия исходила из предпосылки о функциональном единстве всех подсистем социальной системы. Она предполагала, что все эти подсистемы взаимодействуют друг с другом достаточно гармонично. Однако, по мнению Р. Мертона, такое полное функциональное единство возможно в теории, но невозможно на практике. То, что функционально для одной части системы дисфункционально для другой. Использование понятия «дисфункция», по мнению Р.Мертона, позволит отражать в теории те негативные последствия воздействия одной части системы на другую, а также зафиксировать степень интегрированности той или иной социальной системы. Введение Р.Мертоном понятия дисфункция, баланс функциональных и дисфункциональных последствий, функциональная альтернатива, явная и скрытая функция позволили методологии структурно-функционального анализа стать гибче и в значительной мере учесть возможности социальных изменений. В американской социологии были сформулированы также теории «зеркального Я», теории «социального обмена», «символический интеракционизм» и др.
16.5. Становление и развитие социологии в Казахстане. Социология Казахстана является частью теории социологического знания, и исследует процесс становления и развития науки. В этом качестве она имеет свою историю, неразрывно связанную с генезисом социологической дисциплины, процессом институциализации и функционирования в обществе, сменой ее исследовательских парадигм формами структурирования, определением предметной области, взаимоотношениями с другими науками. Становлению и развитию социологии в Казахстане основной толчок дала независимость Республики. Социологи считают, что общество – это продукт человеческой мысли, которую, следовательно, можно изменить. В трудах казахстанских социологов затрагиваются различные проблемы современного общества. Среди них особое место занимают труды по социальной структуре и социальной стратификации М.С. Аженова, который пишет, что в стратификационном процессе, который проистекает в нынешнем Казахстане, не играет никакой роли, принадлежность к какому-то этносу. Главные признаки углубляющейся дифференциации в казахстанском обществе – это доход и власть, считает автор. В становлении и развитии социологической науки важную роль сыграли труды Н. Аитова, К. Габдуллиной. Работы М. Тажина занимают важное место в изучении проблем этнотерриториальных культурных контактов, где автор подчеркивает, что зачастую содержание проблемы и способы ее решения сводятся к перестройке языковой политики в регионах. К. Биекенов, в своих исследованиях о политической культуре хозяйственного руководителя исходит из следующих логических посылок: 1) политическая культура хозяйственного руководителя по своим содержательным, структурным и функциональным особенностям является качественной характеристикой его политической деятельности, отношений и сознания; 2) политическая культура выражает уровень освоения руководителем навыков политической деятельности, ценностей и норм; 3) политическая культура характеризует способность руководителя политически мыслить, верно, дать оценку политическим процессам, фактам, событиям, показывает, как и почему он занимается политикой, каковы его социально-политические качества; 4) политическая культура хозяйственного руководителя проявляется, прежде всего в сознании, в уровне политически образованности и информированности, деятельности, в мотивах политического поведения и направленности политических ориентации и установок. С. Сейдуманов в своем исследовании становления многопартийности в Казахстане считает, что Казахстан еще находится на стадии формирования политической элиты. Это процесс, который требует достаточно длительного промежутка времени, накопления опыта, считает исследователь. Свой вклад в развитие экономической социологии внес Е. Раисов, который подчеркивает, что отношение рабочего к труду всегда зависит от трех важнейших факторов: а) в каких социально-экономических условиях он трудится; в) каков он сам; с) каков его труд. Различные отрасли социологической науки своими трудами развивают Б. Алдашов, Н. Асылов, О. Нускабаев, М. Садырова, Ш. Джаманбалаева, З. Шаукенова, М. Абишев и др. Но в целом перед учеными стоит огромная задача: дальнейшее развитие социологического знания и оптимальное решение тех современных социальных проблем, которые стоят перед казахстанским обществом.
Основные термины социология детерминизм эволюционизм производительные силы органицизм производственные отношения позитивизм эмпиризм
1. Когда, и в связи с чем, возникает социология? 2. С какой работы, как считают исследователи, можно начинать отсчет времени существования социологии? 3. Кто из основоположников социологии при делении общества выделил как отдельные типы военное и промышленное (индустриальное) типы общества? В чем их различия? 4. Кем было создано материалистическое учение об обществе? 5. Каковы основные принципы материалистического учения об обществе? 6. Что по Марксу представляет общественно-экономическая формация? Что составляет ее основу? 7. Какое направление в социологии получила наибольшее развитие в США? 6. Что такое эмпирические социологические исследования?
2. Какой вклад в развитие социологии внесли Ф.У. Тейлор,Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегор, Р. Мертон. Что их объединяет?
Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Курс лекций по социологии. Алматы, 2000. История теоретической социологии. М.,1997. Современная западная социология: Словарь. М.,1990. Социология: Учебное пособие. Под ред. проф. Э.В. Тадевосяна. М.,1998.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |