|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие гражданского общества, его структура и функции. Перспективное видение гражданского общества в Республике Казахстан
8.1. Теории происхождения государства. Проблема государства всегда находилась в эпицентре политической мысли. Этот интерес не случаен, так как государство, в структуре политической системы общества, занимает центральное место. Его роль определяется тем, что государственная власть – это высшая форма политической власти. Она является объектом острой борьбы, а ее завоевание – целью самых различных политических сил. Государство главный носитель властных полномочий в отношении населения, проживающего на его территории. Существуют различные концепции, объясняющие причины возникновения, значения роли государства в жизни общества. На заре человеческой цивилизации господствующими были представления о том, что земные порядки, в том числе и государства – установление божье. В античности Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства. По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общения. Цель создания государства – общение между семьями и родами ради благой жизни. Близка к этой концепции патриархальная теория автором которой был английский философ ХVIII в. Роберт Фильмер, полагавший, что государство представляет собой расширенную форму патриархальной власти во имя всеобщего блага и возникло в результате объединения родов в племена, племен – в большие общности и т.д. Примерно в это же время широкое распространение получила договорная концепция, разработанная многими мыслителями: Т.Гоббсом, Д.Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Радищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения порядка и соблюдения прав граждан. В ХIХ в. в Европе появились теории, авторы которых связывали возникновение государства с насилием и завоеванием слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными (Каутский, Гумплович). Государство они рассматривали как форму господства победителей над побежденными. Следует особо выделить социально-экономическую концепцию происхождения государства. Первым философом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда (каждый занимается своим делом: философы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают) был Платон. Более совершенный вид эти идеи приобрели у К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Надо сказать, что насилия в возникновении государства они не отрицали, но отводили ему второстепенную роль. На первый же план они выдвигали разделение труда в обществе, возникновение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонистические классы. Рассматривая эволюцию представлений о роли государства, можно заметить, что у одних авторов преобладает этатистская, а у других – антиэтатистская направленность (фр. Etat – государство; означает активное участие государства в экономической жизни общества). Первая отличается признанием пользы государства, его активной положительной роли для общества (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.), вторая рассматривает государство как социальное зло. Завершенный вид антиэтатистская концепция получила у представителей анархизма. Его теоретики – М. Бакунин и П. Кропоткин – считали государство основным злом, которое необходимо «взорвать» для достижения царства свободы. По их мнению, государство в любом его виде есть орудие насилия над личностью, олицетворение тирании и эксплуатации. Что же понимается под термином «государство»? В научном понимании государство – это сложная многоуровневая система, основными элементами которой являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы, частично средства массовой информации. Оно характеризуется наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Кроме того, государство имеет монопольное право на: - взимание налогов и формирование бюджета; - издание законов, регулирующих жизнь общества; - принуждение населения с помощью аппарата насилия. Неотъемлемый атрибут государства – территория, обозначенная границами. Граждане других государств обязаны подчиняться законам страны, на территории которой они находятся. Сущность и социальное назначение государства выражаются в основных направлениях его деятельности – функциях, которые делятся на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: - экономическая, включающая: а) выработку экономической политики; б) управление государственными предприятиями и организациями; в) установление правовых основ ценовой политики; г) регулирование внешнеэкономических отношений; - социальная, главное назначение которой – обеспечить общественные гарантии занятости трудом, социальную защиту нуждающихся в ней граждан; - экологическая, предусматривающая защиту окружающей среды; - налогообложения; - защиты прав и свобод граждан. К внешним функциям относятся: - интеграция в мировую экономику и внешнеэкономическое партнерство; - оборона государства; - поддержание мирового порядка; - сотрудничество с другими странами. Общественная сущность государства характеризуется понятием гражданства, т.е. принадлежностью лица к данному государству. Для человека это имеет исключительное значение, ибо обеспечивает ему наличие и защиту прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апатридами (а... + раtris – родина).
8.2. Типология государств. В основу типологии государств могут быть положены различные признаки и критерии. В марксистской литературе в основу типологии положен формационный подход, исходя из которого, под историческим типом государства понимается совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам данной общественно-экономической формации. Каждому типу производственных отношений соответствует свой тип государства. Истории известны следующие типы: рабовладельческое в двух вариантах (азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое, т.е. классовая сущность и экономическая основа данного общества. В отличие от линейного или стадиального подхода в современной общественной науке довольно часто применяется цивилизационный подход, который рассматривает историю как совокупность, сумму локальных цивилизаций. Понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технологического развития. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение (например, кочевая цивилизация). В зависимости от источника власти, взаимоотношений между высшими органами государства (т.е. от формы правления) их классифицируют на монархии и республики. Монархия (гр. mоnагсhiа – единовластие) характеризуется сосредоточением власти (полностью или частично) в руках единоличного главы государства (короля, императора, шаха и т.д.) и передачей ее по наследству. В настоящее время в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40. Следует отметить, что сама по себе эта форма правления мало влияет на социально-экономическое развитие, уровень демократии в стране. Так, королевство Непал входит в число наименее развитых стран мира, в то время как королевство Швеция или императорская Япония давно стали индустриальными гигантами. Существует абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная) монархия. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (существует лишь в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, княжествах ОАЭ). Конституционная монархия характеризуется ограничением полномочий главы государства парламентом. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодательства и достаточно широко представлены в сфере исполнительной власти. К дуалистическим монархиям можно отнести Марокко, Кувейт, Иорданию. В парламентской монархии (Англия, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония) власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом. В реальной жизни конституционные монархии мало чем отличаются от республик. Как разновидность монархии сейчас сохранились теократические монархии, где глава государства является одновременно и главой церковной власти (Иран, Ватикан). Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются две основные разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская республики. Большинство западноевропейских государств являются парламентскими, а в США и других государствах Латинской Америки закреплена президентская республика. Формальные отличия между президентской и парламентской моделями можно рассмотреть на примерах сравнения парламентской республики с полномочиями и правами президента США. Так, например: - при парламентской форме правления выборы одновременно решают вопрос об образовании парламента и правительства, в то время как президент и состав конгресса в США избираются на отдельных выборах. - в парламентской республике правительство формируется парламентом, ответственно перед ним и им же может быть отозвано. В США правительство формирует президент, которое не может быть отозвано конгрессом. Лишь в исключительных случаях, когда президент обвиняется в преступлении, сенат может объявить ему импичмент (от англ. imреасhment – процедура привлечения к суду) 2/3 голосов. - глава правительства в парламентской республике может распустить парламент и назначить новые выборы, в то время как президент США не обладает правом роспуска конгресса. - в парламентской республике премьер-министр является членом парламента, в то время как президент США и министры правительства не могут совмещать свои должности с парламентской деятельностью (за исключением вице-президента, который одновременно является представителем сената). При парламентской форме правления существует раздельная исполнительная власть. Представительские функции возложены на президента, а реальная исполнительная власть принадлежит главе правительства. В США президент в одном лице объединяет функции и главы государства, и главы правительства. В парламентской республике правительство располагает правом законодательной инициативы, в то время как президент США формально (но не в реальной жизни) им не обладает (есть только право отлагательного вето), которое может быть отменено квалифицированным большинством. Таким образом, ясно, что президентская республика характеризуется значительной ролью президента и четким разделением властей. Для парламентской республики, в большей степени, присуще сотрудничество властей. Значительное число государств не подходит или подходит с трудом под две названные «чистые» формы правления. Поэтому выделяется еще смешанная форма правления, соединяющая черты и президентской и парламентской республики (например: Франция, Швейцария). В зависимости от соотношения между центральной и местной властями (национально – территориальное устройство) выделяют государства унитарные, федеративные, конфедеративные, содружества. Унитарное (от фр. unitаrе – единство) государство характеризуется сосредоточением всех внутренних и внешних полномочий в руках общенациональной власти. Административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции и т.д.) юридической, политической самостоятельностью не обладают, а существуют лишь благодаря воле центра, который передает им некоторые функции. В таком государстве действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших государственных органов. Унитарными государствами являются Республика Казахстан, Франция, Финляндия, Испания, Дания, Бельгия (до 1988 г.) и др. Федерация (от лат. foedегаtiо – союз, объединение) имеет характерную черту- наличие одновременно двух постоянных или формальных государственных уровней. Входящие в состав федерации субъекты (штаты, провинции, кантоны, земли, республики и т.д.) сохраняют ряд атрибутов внутреннего суверенитета, имея свою конституцию, гражданство, высшие органы власти (парламент, правительство, суд). Прерогативами центральной власти являются внешняя политика, оборона страны, налогообложение, организация высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации. В состав современных федераций входит различное число субъектов: в США – 51, в Бразилии – 26, в Индии – 25, в Германии – 16. В бывшем СССР субъектами федерации были 15 союзных республик. Выделяются также и своеобразные, довольно аморфные образования, такие как, например, конфедерации (от лат. соnfоеdегаtiо – союз). Участники такого образования сохраняют основную часть своих государственных прерогатив, оставаясь фактически юридически и политически самостоятельными. Координируются, как правило, лишь внешнеполитические действия (дипломатия, оборона). За государством членом конфедерации сохраняется право выхода из ее состава в любой момент. В современной науке ведется спор о том, является ли конфедерация отдельной формой государственного устройства. Так Э. Пайп считает конфедерацию юридическим, а не государственным объединениям: «Конфедерация – это из области межгосударственных отношений, то есть предмет не государственного, а международного права. Конфедерация – не государство, а союз независимых государств, организуемый на договорной основе для совместного решения определенных вопросов, у конфедерации нет собственного суверенитета, нет собственной территории, гражданства, армии, системы налогов и прочих атрибутов государства». Исходя из этого, с определенной степенью условности, современной конфедерацией можно назвать Европейский союз. Он имеет черты как федерации (внутренний рынок, общая политика с собственным нормотворчеством, наличие совещательного органа, избираемого прямым всеобщим голосованием), так и конфедерации (единство представительства в рамках ГАТТ (Генеральное соглашение по торговле и тарифам) и СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т.д.); международной организации классического типа (наличие общих институтов, не именуемых государственными). Существуют также государства - содружества как, например, Британское содружество наций, в ряде государств которого (бывшие английские колонии, например Канада) английская королева формально является главой государства. Объединяющим началом служат общность языка, элементов культуры, сотрудничество в сфере политики и экономики. По режиму правления выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические государства. В зависимости от выполняемых функций выделяют военные (или полицейское), правовые и социальные государства. Для военного (полицейского) государства характерно разрастание силовых структур и их значительное воздействие на общественную жизнь. Правовое государство призвано гарантировать соблюдение прав и свобод гражданина. Социальное государство характеризуется проявлением заботы о трудовом устройстве населения, созданием системы здравоохранения, социального обеспечения и поддержки малоимущих слоев населения. Такое государство стремится предупредить возможность социальных конфликтов. С точки зрения приведенной типологии Казахстан, по Конституции, определен как унитарное, правовое, демократическое и социальное государство с президентской формой правления. Унитарное устройство нашего государства сложилось исторически и есть факт объективной действительности, закрепленной в Конституции Республики. Унитарное устройство Казахстана обеспечивает гражданское равноправие казахстанцам разных национальностей независимо от места проживания в стране. 8.3. Правовое государство: понятие, принципы, признаки. Особенности процесса формирования правового государства в Казахстане. Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Так, идея господства права, верховенство народа высказывалась ещё в Древней Греции. Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги». Эти идеи позднее были развиты Локком, Монтескье, Кантом и другими мыслителями, которые феодальному произволу противопоставляли непререкаемость закона. Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом. Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии – это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедуют любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека. Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Признаки правового государства являются: 1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета; 2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их); 3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную(создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти); 4. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд); 5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике); 6. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов; 7. Стабильность законности и правопорядка в обществе; 8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании; 9. Выработка высокой политико-правовой грамотности; 10. Появление действенной способности противостоять произволу; 11. Разграничение партийных и государственных функций; 12. Установление парламентской системы управления государством; 13. Торжество политико-правового плюрализма. Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику. Характеризуя особенности формирования правового государства в Казахстане необходимо отметить, что в постперестроечный период были расширены политические права и свободы казахстанских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей придержавших тем. Во вновь принятой Конституции 1995 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенство закона, распределения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и другое. Нельзя не упомянуть о том, что в Конституции впервые в казахстанской истории было закреплено положение, согласно которому Республика Казахстан представляется не иначе как социальное, правовое государство. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно через народ). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит своё выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. 8.4. Понятие гражданского общества, его структура и функции. Перспективное видение гражданского общества в Республике Казахстан. Развитие гражданского общества является важным условием для создания демократического, светского, правового и социального государства. Общественный прогресс, демократическое развитие, экономический подъем возможны при активном участии граждан во всех важных сферах жизнедеятельности общества. Гражданское общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Общество становится гражданским лишь на определенной стадии демократического развития и формируется по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Становление гражданского общества и развитие демократии в стране находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство. Предпосылками развития гражданского общества являются появление у граждан экономической самостоятельности при многообразии форм собственности и возрастание статуса человеческой личности. Политическим фундаментом гражданского общества служат правовое государство и демократия, которые необходимы для обеспечения всех прав и свобод личности, развития общества в целях создания в нем обстановки стабильности, безопасности, справедливости и сотрудничества. Экономическую основу гражданского общества составляют многообразие форм собственности и суверенитет индивидуальных собственников, которым обеспечены законодательные гарантии равного признания и защиты. Одним из главных базовых условий существования гражданского общества является гласность, которая обеспечивается через независимые СМИ. В условиях демократии институты гражданского общества и государства функционируют как разные, но взаимозависимые части в общей системе. Отношения между властью и гражданским обществом строятся на основе публичного соглашения, а взаимодействие направлено на достижение компромисса. Гражданское общество достигает высокого уровня развития только в условиях демократической политической системы, где отношения между властью и гражданским обществом строятся на основе публичного соглашения. Демократические процедуры в гражданском обществе основываются на публичном праве оценивать качество деятельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества. Задачей демократического, светского, правового и социального государства является создание необходимых условий для всемерного развития гражданского общества, в котором различные по своей природе объединения граждан и юридических лиц (партии, НПО, СМИ, союзы, ассоциации, инициативные группы и другие) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать власть. Целью гражданского общества является защита интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти и общества, общественный контроль за деятельностью власти и формирование внутренней и внешней политики этого общества. К институтам гражданского общества относятся политические партии, местные сообщества, профессиональные союзы, религиозные объединения, творческие, общественные и научные союзы и объединения, средства массовой информации, а также неправительственные организации, реализующие широкий спектр услуг для общества, осуществляющие различные виды деятельности, созданные в виде негосударственных фондов, некоммерческих учреждений, союзов (ассоциаций) юридических лиц, других организаций и инициативных групп в целях решения общественно-полезных задач. Начавшиеся в конце 1980-х и начале 1990-х гг. коренные реформы в экономической, социальной и политической сферах в Казахстане стимулировали создание общественных объединений для защиты прав и интересов различных социальных групп. Одними из первых в республике появились независимые профсоюзы, представлявшие интересы работников негосударственного сектора экономики. Активно институционализировались средства массовой информации, общественные и религиозные объединения, политические партии. Наиболее ярким проявлением гражданского самосознания явилось общественное движение «Невада – Семипалатинск», которое ставило своей задачей закрытие ядерных полигонов. В определенной степени развитию гражданского общества и его институтов в стране способствует деятельность государства по созданию соответствующих политических, правовых и иных условий для осуществления этого процесса. В 1991 г. был принят Закон Казахской ССР «Об общественных объединениях в Казахской ССР». В результате в стране появились партии «Народный конгресс Казахстана», «Алаш», Социал-демократическая партия Казахстана (СДПК), Социалистическая партия Казахстана, Республиканская партия Казахстана, Республиканское славянское движение «Лад» и Гражданское движение Казахстана «Азат», историко-просветительское общество «Адилет» и другие. В начале 1990-х гг. была создана Коалиция социальной защиты, в рамках которой объединились 28 различных организаций, партий, движений для совместной работы по преодолению острых общественных проблем путем их обсуждения, поиска механизмов их решения на консолидированной основе. Конец 1990-х гг. отмечен профессионализацией деятельности институтов гражданского общества, что позволило повысить эффективность их работы по решению различного спектра общественных проблем, потребностей и нужд. В 2003 г. был проведен с участием Президента Н.А. Назарбаева первый Гражданский форум. Он обозначил политическое признание неправительственного сектора и положил начало формированию системного механизма взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами. В 2005 г. состоялся второй Гражданский форум, который способствовал привлечению бизнес-ассоциаций к участию в общественной жизни страны. Вместе с тем в обществе обозначился ряд проблемных вопросов, связанных не только с дальнейшим ростом институтов гражданского общества, но и вызовами, которые способствуют вовлечению страны в процессы мировой глобализации. Они в целом сдерживают дальнейшее гармоничное развитие гражданского общества в стране, имеют характерные особенности для каждого его сегмента и требуют своего решения. Так, не решены вопросы равноправного гражданского партнерства некоммерческих организаций с государственными органами. Несмотря на социальную потребность, партийное строительство в стране идет медленными темпами, роль и полномочия партий ограничены. Профессиональные союзы не в полной мере участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства. Развитие конкурентоспособности отечественных СМИ сдерживается отсутствием нормативно-правовых и экономических стимулов. В связи с этими причинами была принята Концепция, которая включает в себя следующие принципы и правовые основы развития гражданского общества в республике: - соблюдения фундаментальных прав и свобод человека и гражданина; - эволюционности и поэтапности; - скоординированности с преобразованиями в сферах общественной жизни, прежде всего в экономической, с учетом глобальных тенденций мирового развития; - верховенства закона, равенства всех без исключения перед законом; - участия граждан Республики Казахстан и их полномочных представителей в управлении делами государства и в решении других общественно-полезных задач; - обеспечения равных возможностей граждан для участия в демократических процессах в стране; - приобщения граждан к демократической культуре поведения; - приверженности власти и общества к культуре диалога и сотрудничества.
Основные термины государство монархия этатизм республика апатрид унитарное государство формационный подход федеративное государство цивилизационный подход содружество конфедеративное государство правовое государство гражданское общество
1. Какое содержание складывается в понятие «государство»? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.) |