|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности философско-правовой методологииЧерненко написал книжку «Философия права», где указывал, что философы права пользуются совершенно уникальной методологией: правовая абстракция, правовой детерминизм, правовая причинность, метод познания правовой действительности как системы взаимосвязи и опосредованности – это тоже химеры, только уже относительно методов, нет у философии права уникального метода. Методы у всех гуманитарных наук примерно одинаковые – собираем материал, анализируем его, и с помощью логики делаем заключения. Философ отвлекается от правовых систем, законодательства своей страны, своего времени, он абстрагируется, он должен понять саму сущность права, поэтому говорят, что философия права – высшее юридическое познание, высшая степень абстракции. Он не описывает существующее право, он вырабатывает идеал. Выработка идеала всегда связана с пристрастиями, моральной оценки, которая всегда индивидуальна, ибо вмешиваются идеологические категории – то есть это достаточно идеологизированная область. Мартышин: делаются усилия выделить особую философско-правовую методологию, но метод ФП не уникальный как многие пишут. Методы всех гуманитарных наук примерно одинаковые: сбор, накопление сведений/материала, его изучение, обработка + главный методологический принцип любой науки - элементарная логика. Методология ФП качественно не отличается от методологии ТГП. (лекция Мартышина) Метод – сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач. Методология понимается в 2 значениях: 1. Как учение о методах познания и преобразования действительности, 2. Как совокупность методов познания. Методология ТГП – это совокупность принципов и методов, с помощью которых теоретико-правовая наука исследует свой предмет. Методология общественных наук базируется на методах, используемых в философии, математике и естествознании, и принимает относительно завершенный вид к концу XIX-началу XX в. В XX в. Методология развивается по пути специализации, формируется методология исторических, юридических, социологических, филологических, экономических и др. наук. В советский период методология обществознания (в том числе ТГП) базировалась на марксизме, взявшем большую долю понятийного аппарата из философии (логики) Гегеля. В постсоветское время марксизм продолжает оставаться преобладающей методологией. Но сейчас ощущается ослабление гегельянско-марксистской методологии, идет поиск новых познавательных подходов. Методы юр исследования: философские, общенаучные, частнонаучные. Философские: Философия (Ф) - система знаний об основах природного и социального бытия, человеческого сознания и познания. Ф задает ТГП наиболее общие параметры. Ф существует в форме различных школ и перед ТГП стоит выбор: какую школу избрать в качестве методологической основы исследования. Наиболее крупные философские направления XIX-XX вв., сыгравшие роль в развитии ТГП: 1) позитивизм; 2) диалектический и исторический материализм; 3) феноменология; 4) экзистенциализм; 5) прагматизм; 6) религиозная философия; 7) фрейдизм. Позитивизм (П), основатель - О. Конт, оформился как направление в 1830-х гг. Согласно П наука должна отказаться от поиска сущности вещей, абсолютных истин (их познать нельзя) и сосредоточиться на описании, систематизации, классификации и установлении взаимосвязей явлений. Подлинная Ф, по Конту, это и есть сумма знаний всех наук о явлениях, объективно (эмпирически) представленных человеческому сознанию. Очень быстро П стал методологической основой многих общественных наук, в том числе юридических и обусловил появление юридического П. (анализ текста правовых актов в отрыве от их социального содержания и нравственной оценки) и социологического П (исследование государства и права в связи с другими социальными явлениями). Диалектический и исторический материализм – основатели - К. Маркс и Ф. Энгельс, на основе логики Гегеля и материализма Фейербаха. Принципы: 1) принцип единства и материальности мира (материя первична по отношению к сознанию) 2) принцип познаваемости мира (мера познанности мира, определяющая степень соответствия наших знаний объективной реальности - общественно-производственная практика 3) принцип развития (все явления в мире и мир находятся в непрерывном диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых явлений и процессов) 4) принцип активного преобразования мира (люди должны не просто познавать мир, но и целенаправленно его изменять). Согласно материализму в основе общественного развития лежит трудовая деятельность людей в сфере материального производства. По мере изменения производственных отношений меняются социальные институты, в том числе государство и право. Согласно этому методу государство и право рассматривают в развитии, исторически, в единстве политической, духовной и экономической жизни общества с опорой на общественную практику как критерий истины. Феноменология. Основатель – немецкий философ, Гуссерль, создавший метод феноменологической редукции (сведение фактов действительности к фактам сознания). Т.е изучаются не реальные государство и право, а их идеальное отражение, возникающее в сознании исследователя. В Европе (в основном Германии) в 1920-х гг. феноменологию права разрабатывали Рейнах, Шрейер, Кауфман, в России – Алексеев. Феноменология несет в себе опасность субъективизма (Мартышин). Экзистенциализм - осмысление человеком реальности через призму своего индивидуального существования. Возникает в XX в. (К. Ясперс, Г. Марсель, Сартр, А. Камю, Бердяев, Шестов). Метод экзистенциализма в ТГП (Майхофер, Э. Фехнер, Г. Кон) - рассмотреть государство и право с точки зрения их соответствия подлинному существованию человека (подлинная экзистенция - индивидуалистическое, отстраненное от общества существование). Цель метода - доказать принципиальную возможность существования права как суммы единоразовых уникальных решений по урегулированию конфликтов, не наносящих ущерб самобытности личности. Но индивидуалистический подход ставит под сомнение возможность познания социальной природы права. Прагматизм – возник в США в конце XIX в. (американский юрист Паунд). Научная истина основывается на индивидуальном опыте и проверяется только практической полезностью. Паунд: право базируется на субъективном опыте, из которого невозможно вывести общие законы. Подлинная цель и задача права - непознаваемы, а различные ценностные суждения, включенные в нормативные акты, изначально противоречивы. Единственный объективный критерий оценки права – его полезность, практическая значимость. Особое внимание на прикладную сторону права, изучение реального правопорядка, судебного и административного процесса. Религиозная Философия - догматы приобретают вид рационализированной теоретической системы. Н-р, христианская Ф (Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ж. Маритен, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев). Государство и право изучаются через призму библейских догматов. В сочинениях религиозных философов есть много ценного о природе государства и права, но все это рациональное знание подчинено одной цели: доказать зависимость политико-правовой действительности от воли Бога. Психоанализ - теория и метод, имеющий дело с бессознательными процессами человеческой психики (основатель – Фрейд). Сведение социальных законов к законам природы, индивидуального к коллективному. Политико-правовые институты - трансформированное проявление бессознательных влечений (инстинктов) человека, результат сублимации, перевода неизрасходованной сексуальной энергии в юридическую практику. Общенаучные методы - методы, используемые во всех науках. Условно научное знание делится на эмпирическое и теоретическое, а научное познание - на эмпирическое и теоретическое исследование. 1.Эмпирическое исследование (ЭИ)- изучение внешнего проявления предметов и их взаимосвязей, теоретическое (ТИ) - установление сущности предмета, непосредственно не открывающейся ученому. 2. ЭИ предполагает непосредственное взаимодействие с изучаемым объектом, при ТИ объекты изучаются только опосредованно, умозрительно 3. Э и Т уровни исследования различаются по методам. На Э уровне - методы непосредственного наблюдения и описания, с помощью чего собирается первичная информация об изучаемом объекте, она еще не является полностью объективным знанием, поскольку несет на себе печать субъективных ощущений исследователя. Поэтому следующий этап - обработка первичной информации с помощью различных логических операций, что приводит к появлению эмпирического факта - объективного достоверного знания, высшей формы Э знания, дальше этого это знание не идет. Поэтому Т познание как раз и призвано на основе фактов создавать частные законы и теории. Очевидно, что факты должны подтверждать теорию, а теория - объяснять факты. Здесь Э и Т уровни исследования тесно взаимодействуют. На Э и Т уровнях познания используются общелогические методы (методы формальной логики): анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение, аналогия, формализация, моделирование и др. Для построения теоретического знания важны методы: 1. гипотетико-дедуктивный. Создание многих политико-правовых теорий начинается с выдвижения аксиом, допущений, которые в ходе исследовательской деятельности должны быть так или иначе подтверждены. Но даже развитые, завершенные теории все равно содержат в себе гипотетико-дедуктивное знание. 2. восхождение от абстрактного к конкретному: сначала находят главный закон, идею изучаемого объекта, а затем постепенно пытаются открывать новые, но более конкретные проявления объекта. 3. Исторический (рассмотрение объекта в его хронологическом развитии во всей конкретной полноте, включая случайные и малозначащие детали) и логический (изучение объекта в его необходимых, а не случайных связях) методы. 4. идеализация - представление чего-либо в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле, создается модель реального объекта, наделенного совершенными свойствами. Наличие такой модели позволяет давать оценку реальным объектам, анализировать тенденции их позитивного или негативного развития 5. мысленный эксперимент - система мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Проводится для подтверждения или опровержения отдельных положений теории. Частнонаучные методы применяются в однородных группах наук или в рамках одной науки. 1. формально-догматический - использование приемов формальной логики для анализа текстов законодательства (правильность конструирования нормы права, согласованность норм права между собой, их непротиворечивость). Наиболее широкое применение метод нашел в рамках школы юр.позитивизма (нормативизма); 2. сравнительно-правовой. Сформировался на базе общелогического метода сравнения. Выделяются сходные и различные черты отдельных правовых систем, источников права, форм государства и т. п. Благодаря этому методу появилось сравнительное правоведение; 3. Социологический - установление функциональных взаимосвязей государства и права с другими социальными явлениями. Наибольшее распространение метод приобрел в социологической школе права. (ТГП Мартышина стр.33-43) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |