АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философское понимание права

Читайте также:
  1. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  2. V3: Отмена крепостного права.
  3. Административное право как отрасль права, понятие, функции, субъекты административного права.
  4. Административное право, как отрасль права в системе Российского права.
  5. Адміністративна відповідальність і предмет адміністративного права.
  6. Адміністративне право України як галузь права.
  7. В1. Понятие и особенности международного права.
  8. В11. Государство как основной субъект международного права.
  9. В26. Основные теории и формы взаимодействия международного и внутригосударственного права.
  10. В4.Реализация и толкование норм международного права.
  11. В42. Право международных договоров как отрасль современного международного права.
  12. В8. Понятие и виды источников международного права. Краткая характеристика основных источников международного права.

Зачатки ФПП в глубокой древности, но четкое воплоще­ние этот подход получил в классической немец­кой философии. По Канту, конкретное содержание законов – всего лишь материал для поисков всеобщего кри­терия или принципа права, представляющего со­бою теоретическую абстракцию. Кант не пользовался термином философское понимание права. Кант: право – это совокупность условий, при которых свобода одного лица сочетается со свободой всех других лиц по некоему общему закону свободы (положительное определение права). Право – это ограничение моей свободы свободой всех других лиц по некоему всеобщему закону свободы (отрицательное определение права Канта). Право определяет, в чем я свободен, а в чем не свободен, проводит границу, а за этой границей наступает несвободы. Все другие свободны в такой же мере, как и я. Гегель различал философское и прикладное оп­ределения права. Первое - для философов и законодателей, а второе – для прак­тической юриспруденции и граждан. Прикладное понимание права – это закон, реальные нормы, гарантируемые государством. А философское понимание (идея права) – это свобода.

Почему мы называем подход философским?- так назвал его Гегель. Такой подход подходит и к нормативизму, и социологическому подходу, и к естественному праву. Свободу человека ограничивает категорический императив, который лежит в основе нравственности, состоящей по Канту из морали и права.

Сравнение с естественно-правовыми концеп­циями. ФПП близко к теории естественного права (ЕП): тоже носит идеальный ха­рактер, исходит не из действующего права, а из того, каким право должно быть; тоже представляет собой элемент дуалистического восприятия права (т.е. не мыслится само по себе, но только в соотношении с действующим правом); тоже представляет собою одно из парных понятий, вторым в данном случае является пози­тивное или естественное право. В отличие от ЕП, в ФПП нет детализации, ФПП не содержит конкретных норм, но только об­щее правило, норму норм или закон законов. ФПП распространяется как на действующее, так и на естественное право. Оно лежит (применительно к действующему пра­ву должно лежать) в основе того и другого.

Формула и содержание философского понима­ния права. Образцом ФПП служит знаменитое кантовское определение: «Пра­во есть совокупность условий, при которых произ­вол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Слово «произвол» употребляется в архаичном смысле, как синоним проявления свободной во­ли: «Действуй внеш­ним образом так, чтобы свободное проявление твоего произвола могло быть согласовано со сво­бодой каждого по общему закону». Гегель делает это определение более лаконич­ным: «идея права есть свобода», а система права – «цар­ство осуществленной свободы». В философском определении Канта «сво­бода» употребля­ется трижды. Право призвано обеспечить свобо­ду человека, создать условия для ее обеспечения, но обеспечение свободы предполагает ее ограниче­ние. Свобода гарантируется тем, что она вводится в определенные рамки, устанавливаются ее пре­делы. Савиньи развивает мысль Канта: «Человек находится посреди внеш­него мира, и чтобы свободные люди, со­существующие в условиях такого контакта способствовали друг другу в своем развитии, должны быть признаны невидимые границы, в которых существованию и деятельно­сти каждого лица гарантируется свобода возмож­ностей в условиях безопасности. Правила, по­средством которых эти границы определяются и есть право». Философское понимание права как свободы получило широкое признание. Новгородцев писал: «Право не мыслимо без элементов равенства и свободы (подчеркну­то мною. – О. М.), хотя бы и в скромном их прояв­лении» и ту же самую мысль подтверждал как бы от противного: «В самом понятии права содер­жится ограничение свободы и размер этого ограничения может весьма существенно меняться. Чичерин: закон оп­ределяет права и обязанности граждан, т.е. «сво­боду с ее границами», и эти границы и есть основное начало права как идеи, как нор­мы свободы. Соловьев различал свободу как фактиче­скую принадлежность личности, которая совпа­дает с силой и другими возможностями человека и определяется только ими, и «свободу как пра­во», предполагающую ее ограничение. Критерий ограничения свободы. В обществах с развитой правовой системой свобода гражданина ограничивается позитивным правом, но эта формальная констатация не отвечает требованиям ФПП, тк ФПП пред­полагает выявление принципа ограничения свобо­ды, а не фактическое установление ее границ. Таким принципом служит недопустимость посяга­тельства на свободу других лиц. Право основывается не только на определен­ной свободе, но и на определенном равенстве. Ты свободен, но ты обязан признавать, что и другие люди в равной степени свободны. Значит, ты свободен в той степени, в какой ты не посягаешь на свободу других лиц. Итак, принцип ограничения свободы, заклю­ченный в праве, состоит в том, что человек свобо­ден только в той мере, в какой он не посягает на свободу других людей. По­зитивное право, четко определив, что допускает­ся и что запрещено, делает возможным такое со­гласование свободы граждан. Но помимо пози­тивного права, отличающегося конкретностью своих предписаний, необходимо и общее опреде­ление меры свободы, содержащееся в ФПП. Оно выступает на первый план и превращается в единственный критерий правовой оценки действия в случаях неразвитос­ти позитивного законодательства или коллизий в действующих нормах. Всякий выход за рамки установленной таким об­разом меры свободы представляет собою наруше­ние права или злоупотребление правом.

Категорический императив как нравствен­ная сущность ФПП. Смысл права - согласование своей свободы со свободой других лиц. Действую­щее право представляет собою техническое сред­ство для решения этой задачи, поскольку оно со­держит конкретные указания что следует, а чего не следует делать. В основе права не только ут­верждение своей свободы, хотя ею следует доро­жить, но и уважение свободы других. Право – это инструмент взаимного приспособления, средство сосуществования, предполагающее взаимные обязанности и взаимное уважение. Новгородцев: «Но из понятия личности вы­текают не только ее притязания, но и ее обязан­ности. Отсюда рождается обязанность взаимно­го признания. В принципе общественные обяза­тельства и предъявляются личности не каким-либо нравственно высшим, чем она, существом –государством, – а ее собственным законом, прису­щим ей стремлением к идеальной норме». В основе - категорический импера­тив Канта. Суть: не делать другому то­го, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе. Категорический императив представляет (дол­жен представлять) нравственную основу права. Именно к нему и сводится, в конечном счете, фи­лософское понимание права. И определение пра­ва Канта, и гегелевская формула «будь лицом и уважай других в качестве лиц» соответствуют евангельскому «возлюби ближнего своего, как самого себя», хотя применительно к праву этот принцип не столь всеобъемлющ и не столь абсо­лютен. Идея права – ограниченное и формализо­ванное толкование евангельской максимы, пред­назначенное для специфической области юриди­ческих отношений. И в соответствии с этой идей право предполагает нравственное содержание, а всякое отступление от него, даже не являющееся фор­мальным правонарушением, означает искажение природы права, злоупотребление правом. Категорический императив должен лежать в основе права, но не исчерпывается им, он шире и выше права. Это нравственный принцип, кото­рый охватывает все стороны человеческой жиз­ни, все общественные отношения, а не только ре­гулируемые правом. Сфера права уже, чем сфера нравственности. Соотношение права и нравственности точно выражено формулой «право есть этический ми­нимум», «право – это минимум нравственности» (Еллинек, Соловьев). Право вносит свою очень существенную специфику в универсальный принцип нравственности. В области правового регулирования категоричес­кий императив приобретает обязательную силу, его соблюдение не зависит только от воли лица, оно становится принудительным, за неисполнение нрав­ственного предписания в случаях, охватываемых правовым регулированием, грозит государственная кара. Ясно, что к правовому регулированию любое общество прибегает только в тех случаях, когда на­рушение нормы приобретает значительную соци­альную опасность.

Значение. Гегель полагал, что философское понимание права предназначено для философов и творцов законов, а практикующий юрист и подданный го­сударства должны исходить из прикладного пони­мания (прикладное понимание у Ге­геля носит вполне позитивистский характер). Философское понимание права дает возможность критически оценивать действующие законы. Кант выдвигает «все­общий критерий, на основании которого можно вообще различать правое и неправое». Его опре­деление права – общая абст­рактная формула, модель, по которой должна строиться любая правовая норма. Но эта абстрак­ция очень важна для всех, тк она позволяет «установить основу для возможного положитель­ного законодательства». «Понятие права –это чистое (т.е. абстрактное, от­влеченное – О. М.), но направленное на практику понятие». Всеобщий критерий или принцип права дол­жен постоянно применяться при оценке, толкова­нии, применении и совершенствовании правовых норм.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)