АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальное государство. Социальное государство можно определить как использование рычагов политической (государственной) власти для обеспечения справедливости в обществе

Читайте также:
  1. Cоциальная поддержка лиц, имеющих особые заслуги перед государством
  2. V3: Московское государство в конце XVI в.
  3. Автономия, дисциплина и просоциальное поведение
  4. Антисоциальное расстройство личности.
  5. Асоциальное поведение школьника
  6. Афинское государство в V в. до н. э.
  7. Безработица и социальное поведение: теория и опыт социологических исследований
  8. Безработица, бедность, социальное выпадение (social exclusion)
  9. Беспристрастное государство
  10. Билет № 10 Философские взгляды Платона. «Государство»
  11. Биологическое и социальное в природе человека – единство и противоречие
  12. Биологическое и социальное в человеке

Социальное государство можно определить как использование рычагов политической (государственной) власти для обеспечения справедливости в обществе. Оно предполагает государственное вмешательство в экономическую, общественную жизнь.

Социальные функции свойственны государству с глубокой древности, с той поры, когда еще не было дифференциации государственного, общественного и частного. В этом смысле древнее и средневековое государства были «тоталитарными». Государству все было подвластно Однако социальные функции государства по-прежнему оставались широкими, хотя некоторые из них взяла на себя церковь. Абсолютная монархия, типичная для нового времени форма правления, не могла не способствовать стиранию границ между частным, общественным и государственным, хотя представления об их особенностях, о необходимости гарантий частных интересов уже зарождались. В XIV-XVI вв. они переходили к централизованному государству. Его опека, особенно активная в Англии – пионере промышленного производства, «доходила в европейских странах до крайних размеров»3, сочеталась с коррупцией и злоупотреблениями, стала обременительной и стеснительной для объектов регламентирования, превращалась в препятствие для экономического роста.

. Идеи невмешательства государства в экономические процессы отстаивались физиократами, Адамом Смитом и другими классиками политической экономии, И. Кантом, Т. Пейном, В. Гумбольдтом и многими другими. Они стали веянием времени. Гегель видел в признании самостоятельности субъективного момента главное отличие нового государства от древнего». В первой половине XIX в. в Западной Европе утверждался принцип экономического либерализма, получивший классическое выражение в формулах «laissez faire, laissez passer», или «государство – ночной сторож» (в современном лексиконе – «минимальное государство»). Он предполагал невмешательство государства в социально-экономические отношения.

Если прибегнуть к форме гегелевских триад, отношение государства к социальным функциям можно было бы изобразить так: древний, средневековый и абсолютистский «тоталитаризм» как тезис, система экономического либерализма как антитезис и социальное государство с конца XIX в. до наших дней как синтез. Тоталитаризм XX в. занимает в этой системе особое положение как возврат к абсолютизму на основе новых условий и новых технологий.

Ныне о социальном государстве можно сказать то, что Аристотель говорил о политии – лучшей, с его точки зрения, форме государства: трудно найти это явление в чистом виде.

В нашей юридической литературе идею социального государства нередко приписывают конкретным лицам. К примеру, И. Л. Честнов называет авторами концепции государства благоденствия Д. Кейнса и У. Бевериджа4, М. А. Краснов считает «создателем концепции социального государства» Л. фон Штайна5.

Наибольшее воздействие на концепции и практику социального государства оказало социалистическое и рабочее движение XIX-XX вв., причем обе его ветви, как революционная (в XX в. – коммунистическая), так и реформистская. Марксизм, коммунистическая идеология отводят государству (диктатуре пролетариата, разным формам революционно-демократической диктатуры) решающую роль в социально-экономических преобразованиях. «Реальный социализм» со всеми своими привлекательными и отталкивающими чертами, бесспорно, олицетворял социальное государство.

Наряду с идеей социального государства в социалистическом варианте, т.е. с обобществлением средств производства, в XIX в. возникает и другой ее вариант – с сохранением частной собственности. У истоков ее стоит О. Конт. Ни в коей мере не будучи социалистом, он воспринял от Сен-Симона отрицательное отношение к свободной конкуренции.

Особый тип «социального государства» представляют фашистские режимы. Не посягая на основные экономические интересы крупного капитала, они пользовались государственной властью как инструментом регулирования экономических отношений и социального маневрирования.

Во второй половине XX в. происходит сближение двух либерально-реформистских представлений о социальном государстве в связи с отходом социал-демократии от идей обобществления основных средств производства и обращением к более гибким методам регулирования и контроля.

С конца XIX в. любое государство становится в той или иной степени социальным, какова бы ни была политическая платформа правящих сил или партий.

При большом разнообразии подходов всех сторонников социального государства объединяет отрицательное отношение к экономическому либерализму.

После распада советской власти идеи экономического либерализма пустили корни и в России. Их экономической базой была и остается реставрация капитализма.

В теории и практике социального государства неразрывно переплелись две стороны: регулирование экономической жизни и предоставление гражданам определенных льгот и гарантий.

На протяжении десятилетий аргументы как сторонников, так и противников социального государства мало изменились. Защитники социальных функций государства апеллировали к справедливости, гуманности, заботе об обездоленных, к долгу делиться с нуждающимися богатством, которое к тому же создается не только личным трудом. С середины XX в. у них появились и юридические обоснования – Всеобщая декларация прав человека, международные пакты, конституции многих современных государств.

Следует признать, что социальные функции государства в России значительно сузились по сравнению с советской эпохой. Противники социального государства многого добились в сфере производства, финансов, торговли, образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений. Дальнейший рост неравенства представляет угрозу для стабильности общества. В этих условиях защита и развитие принципов социального государства на правовой основе приобретают особое значение.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)