|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Интегративное, интегральное понимание права7. Право и нравственность как форма регулирования общественных отношений. Их особенности. Право не единственный социальный регулятор, выделяют: нормы обычаев, религии, традиции, морали, корпоративные нормы. Объективное право – это система выражающих государственную волю общеобязательных правил (норм), направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата. Субъективное право – это принадлежащее конкретному лицу правомочие, основанное на объективном праве. Признаки права: - государственно-волевой характер; - нормативный характер права; - наличие у права специфической формы выражение; - системность права; - формальная определенность права. Есть близкие понятия: мораль, нравственность, этика. Древние Греки пользовались понятиями - этика, этика – это весь круг проблем все правила которые определяют поведение человека в обществе (обычаи, законы). Нет дифференциации. Такое понимание этики дошло до И.Канта, который употреблял вместо этики – нравственность. Нравственность – это весь круг обязанностей человека. Выделял две части: право и мораль. В основе нравственности лежит категорический императив, Кант дает два определения категорического императива: 1) «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законам»; 2) «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Право и мораль (добродетель), представляют две части учения о нравах или метафизики нравов (нравственности). В основе морали права лежат одни принципы, самая общая формулировка категорический императив. Право и мораль различаются:1) мотивы его соблюдения; 2) способ обеспечения. Когда закон соблюдается в силу внутренних убеждений, согласно категорическому императиву, речь идет о моральном поведении. Когда закон соблюдается внешне, под влиянием мотивов, не связанных с категорическим императивом – речь идет о легальном поведении. Мотив разграничивает сферы добродетели (морали) и законности. Законность формальна, она требует простого соблюдение правил. Добродетель – соблюдение правила по убеждению. Возможность принуждения – важнейшее отличие права от морали. Исключив санкцию, право превратится в мораль. В «Метафизических началах учения о праве» дается следующее определение: «Право есть совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.». Гегель, мораль индивидуальна и присуща каждому человеку, а нравственность общественна. Гегель различает философское и прикладное понятие права. Философское понятие права это «Идея права – есть свобода», т.е. право определяет сферу разумной сферы лица, ограниченную такой же свободой других лиц. Определение пределов свободы и несвободы - вот что такое право. Право и государство относятся к сфере объективного духа. Триада, названная Гегелем объективным духом, состоит из абстрактного права, морали, нравственности. Абстрактное право это правоспособность лиц, не связанных статусом граждан. В триаду, объединяемою этим названием, Гегель включает собственность, договор и неправо (обман, преступление). Мораль – ограничивает абсолютную свободу субъекта абстрактного права. Это область должного, а не возможного, оценка поведения человека, отношение к его поступкам. Мораль включает добрые побуждения и дурные побуждения. Абсолютное право и мораль как тезис и антитезис, приходят к синтезу – это нравственность. По мнению Гегеля, мораль носит индивидуальный, субъективный характер, а нравственность общественный, человек часть коллектива. В сфере нравственности человек выступает как часть объединения, их три: семья, гражданское общество, государство. Мораль, нравственность, этика это синонимы. Мораль и нравственность это представление о добре и зле. (проф. Мартышин О.В. ауд. Лекция № 1, с 74 минуты). Главное назначение морали – создать условия для коллективной жизни людей. Мораль подчиняет интересы индивидов целям и задачам какого-либо социального целого, заставляет их строить свои отношения с обществом в соответствии с определёнными ценностями. (стр. 205 О.В. Мартышин ТГП). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |