АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материал к семинару

Читайте также:
  1. B) Широкая самостоятельность первичных хозяйственных звеньев сферы материального производства.
  2. III. Материалистическое направление в русской философии
  3. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  4. III.7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ХХ века И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
  5. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  6. IV. Современные методы синтеза неорганических материалов с заданной структурой
  7. PR-тексты и журналистские материалы
  8. VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
  9. А.2. Статистические сведения и материалы
  10. Абразивные материалы
  11. Акустические свойства строительных материалов
  12. Алмаз как материал для изготовления инструментов

«...У каждой жизненной поры есть свои склонности, свои притязания и вкусы, а может быть, и свои особые способности и преимущества. По-видимому, существует какая-то закономерность в том, что в известном возрасте начинаешь постепенно терять вкус ко всему чисто индивидуальному и частному, к отдельным конкретным случаям, к бюргерскому, то есть житейскому и повседневному в самом широком смысле слова. Вместо этого на передний план выходит интерес к типичному, вечно-человеческому, вечно повторяющемуся, вневременному, короче говоря – к области мифического. Ведь в типичном всегда есть очень много мифического... в том смысле, что типичное, как и всякий миф, – это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы....Та пора, когда художник начинает смотреть на вещи с точки зрения типичного и мифического, составляет важный рубеж в его жизни, этот шаг одухотворяет его творческое самосознание, несет ему новые радости познания и созидания, которые обычно являются уделом более позднего возраста: ибо... если в жизни человечества мифическое представляет собой раннюю и примитивную ступень, то в жизни отдельного индивида это ступень поздняя и зрелая» (Т. Манн. Иосиф и его братья // Собр. соч.:
в 9 т.– М., 1960. – Т. 9. – С. 175–176).

Задание. В качестве основных психологических архетипов К.Г. Юнг выделял следующие: матери и младенца, духа или мудрого старца, самости, тени, персоны или маски, анимы и анимуса. Ознакомьтесь с описанием архетипов и проиллюстрируйте их наличие в произведениях различных видов искусств (живописи, кино, музыкальных клипов, рекламных роликов).

Архетип матери воспроизводит психическую ситуацию первоначальной темной природной бессознательной стихии, и является противоположным по своему смыслу архетипу самости, воплощающему развитость индивидуального сознания. С течением времени происходило его преформирование и архетип матери стал реализовываться в образах в образе прекрасной богини, покровительницы любви, красоты, деторождения и т.д. Известно, что в эпоху палеолита человек не делал никаких изображений самого себя, за исключением статуэток палеолитических богинь с преувеличенными женскими формами, воплощающими идею плодородия рода. Уже в Древнем Египте этот образ отшлифовывается в образ богини Хатор, небесной коровы, в Древней Греции и Древнем Риме он реализуется в образе Афродиты и Венеры, в христианской традиции – в образе Девы Марии. В процессе культурной адаптации сложились два основных женских образа, к которым по сути можно свести все женские персонажи европейской и русской литературы и искусства – это образ кроткой, ангелоподобной девушки и образ роковой женщины. В эпоху массовой культуры он часто совмещает в себе черты кроткой и роковой женщины, поскольку потребитель продукта массовой культуры привык получать все сразу.

Божественный младенец – это архетип, соответствующий психологической ситуации родства и смены поколений, обновления, спасения. Появления младенца предвещает изменения, чаще всего позитивные, разрешение застойной ситуации. Не случайно в религиозных мифах история спасения начинается с появления беззащитного младенца, которому удивительным образом удается переломить критическую ситуацию в позитивную сторону.

Мать – это та бессознательная стихия, откуда человек рождается для того, что пройти путь индивидуации сознания. Каждый в отдельности человек проходит тот путь, который за многие тысячелетия проделала человеческая культура в целом. Процесс индивидуации – это процесс становления зрелости индивидуального сознания, т.е. процесс обретения самости. Высшая ступень этого процесса – это достижение гармонии между индивидуальным сознанием, самостью, и бессознательными устремлениями личности, тенью. Эго является центром сознания и одним из главных архетипов личности. Эго обеспечивает чувство постоянства и направленности сознательной жизни. Оно противится нарушению хрупкой целостности сознания и заставляет всегда сознательно планировать и анализировать наш опыт. В эго нет бессознательных элементов, так как его содержание определяется индивидуальным опытом. Содержание эго противоположено содержанию бессознательного. К.Г. Юнг называл самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности.

Самость - архетип единства сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость определяет функционирование целостной психики методом интеграции. Согласно Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является самостью». Самость у большинства людей неразвита, т.е. они не смогли достичь ее в процессе индивидуации личности. Развитие самости не означает исчезновения эго. Эго остается центром сознания, важной структурой психики. Оно обретает связь с самостью в результате долгой, тяжелой работы понимания и принятия бессознательных процессов. Самость реализуется в культурном архетипе героя, рыцаря, победителя, преодолевшего испытания. Символически этот путь присутствует в любой героической мифологии. Культурный герой одерживает победу над змеем, которая означает и его победу, преодоление собственной тени, и общекультурную победу над хаосом.

Тень – это те темные, природные, бессознательные устремления личности, которые заставляют ее для своего удовлетворения действовать иррационально. Тень – это то начало личности, которое человек скрывает не только ото всех, но часто и от себя. Содержание архетипа тени включает подавленные желания, воспоминания и опыт, которые отсекаются человеком как несовместимые с маской, поскольку они противоречат социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе также неразвитые характеристики личности. Чем сильнее становится маска, или персона, тем более личность идентифицируется с ней, и при этом отвергает другие части самой себя. К.Г. Юнг пришел к выводу, что подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто проявляется в сновидениях как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени всплывает в сознании, она теряет многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, если личность ее не осознает. В этом случае человек проецирует свои негативные характеристики на окружающих или подавляется тенью, не понимая ее. В культурном отношении образы врага, дьявола или понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда часть содержания тени становится осознанной, тень уже не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей природы и не может быть полностью уничтожена. Это и не является целью индивидуального развития личности. Главная задача его – это достижение «договора» между эго и тенью, другими словами, обретение самости. Древний китайский мудрец Чжуан-цзы (369—286 до н. э.) описывает, как человек хотел и не смог достичь этого состояния: «Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться оттого и от другого.

Метод, который он нашел, - убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги на землю и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока, наконец, его не настигла смерть. Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов». Важно подчеркнуть, что тень является источником значительной инстинктивной энергии, спонтанной и жизненной. Существовавший в Древней Греции дионисийский культ предполагал выход за пределы «рационального» существования, ограниченного рамками обыденности и действия эго, в область божественного «безумия». Неистовствующие вакханты стремились приобщиться к опьяняющей «божественной свободе», не подчиненной никаким человеческим законам. Очевидно, что речь идет о царстве тени.

Маска, или персона, – это архетип, отражающий психологическую реальность разыгрывания различных социальных ролей, которые исполняет человек в коллективе. Маска является внешним проявлением того, что личность предъявляет миру. Это тот образ личности, который она считает приемлемым; через него личность взаимодействует с другими. Маска – это и различные социальные роли (матери, дочери, начальника, подчиненного и т.д.), и одежда, которую мы носим, и индивидуальные способы самовыражения. Термин персона в переводе с латинского языка означает «маска», «фальшивое лицо». Маска надевалась актерами в античном театре. Чтобы эффективно выполнять социальные роли, мы как сознательно, так и бессознательно, используем приемы и стиль поведения, свойственные именно этой роли. Социальные роли, маски могут продолжать функционировать даже тогда, когда меняется социальная ситуация. Маска имеет и негативные, и позитивные аспекты. Доминирующая маска может подавить личность человека. Идентификация с маской может привести к тому, что у человека будет потеряна самоидентичность, взамен которой он будет нести груз специфических социальных ролей, чувствуя при этом неполноценность своей личности. К.Г. Юнг называл маску «согласованным архетипом». Позитивной функцией маски является то, что она ограждает психику от различных сложных жизненных ситуаций, особенно в начальной фазе процесса индивидуации. За маской можно спрятаться от них. При этом маска является ценным инструментом в процессе общения. В античной драме ненадежность человека передавалась с помощью искаженных масок, информируя о личности и о роли, которую играл актер. Маска может сыграть решающую роль в позитивном развитии личности. Когда личность начинает играть какую-то значимую роль, эго может подтягиваться к ней. Негативным аспектом этого процесса является то, что по мере идентификации эго с маской, люди начинают верить, что они являются тем, чем претендуют быть. Маска проявляется в тех объектах, которыми пользуется личность – одежда, карнавальная маска, темные очки и т.д., или инструменты и атрибуты профессиональной деятельности – компьютер, микрофон, книга, оружие и т.п. Обычные предметы при этом выступают как символы идентификации человека. Существует термин «статусный символ», который отражает всю важность имиджа личности, или компании. Реклама как раз и является важным инструментом формирования имиджа. Символика маски репрезентуется в образах людей, подчеркнуто нарядно или нелепо одетых, стесненных одеждой, или, наоборот, почти голых, что является воплощением ощущения плохо выполняемой социальной роли, неумения подать себя.

Архетип духа, или мудрой старухи, мудрого старца воплощает общечеловеческую мудрость, знание, персонифицированные в образе старика, старухи, волшебника, животного или другого существа. Этот архетип соотносится с фрейдовским сверх-Я в структуре психики человека. Архетип духа актуализируется в состоянии кризисной, тяжелой жизненной ситуации конкретного человека, рода, общества. Образ мудрого старца, часто возникающий в снах и еще чаще появляющийся в сказках, К.Г. Юнг называет архетипом Духа. Он может представать в разных формах - как старый мудрый человек или не менее мудрое животное, как царь или отшельник, злой колдун или добрый помощник, целитель или советчик, но всегда он связан с некоей чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Этот архетип заставляет человека приподниматься над своими возможностями, находить решения неразрешимых проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимые препятствия. Архетип духа может представлять серьезную угрозу личности, поскольку, когда он актуализируется, индивид часто начинает верить, что он владеет магической властью, мудростью, даром исцеления или пророчества. Такой человек может и на самом деле приобретать некий дар, поскольку, познав бессознательное до этого уровня, он продвинулся дальше других. Кроме того, в этом архетипе есть власть, которую люди интуитивно чувствуют и которой они не могут легко противостоять. То, что он говорит, захватывает их, даже если кажется непонятным. Но эта власть может стать разрушительной и побудить человека к действиям, превосходящим его силы и способности. Однако если личность осознает, что выступает лишь проводником скрытых сил, то действие архетипа духа может привести к позитивному развитию индивидуальности.

Характеризуя архетип анимы или анимуса, К.Г. Юнг указывал, что каждый мужчина с давних времен носит в себе образ женщины, образ не данной конкретной женщины, а некоторой женщины. В сущности, этот образ является бессознательной, восходящей к древности и запечатленной в живой системе психической реальности наследственной массой, архетипом всех переживаний многих поколений предков связанных с женским существом, сгустком всех впечатлений о женщине, врожденной психической системой адаптации. Если бы женщин не было, то, основываясь на этом бессознательном образе, всегда можно было бы указать, какими душевными свойствами должна была бы обладать женщина. То же самое касается и женщин, которые тоже имеют врожденный образ мужчины. К.Г. Юнг подчеркивал, что у женщин анимус – это именно образ мужчин, тогда как у мужчины это, скорее, образ одной женщины. Поскольку этот образ является бессознательным, он всегда бессознательно проецируется на фигуру любимого человека и является одной из главных причин ее страстной привлекательности. Женщина имеет не аниму, а анимуса. анима носит эротически-эмоциональный характер, анимус - «рассуждающий», поэтому большая часть того, что мужчины могут сказать о женской эротике и об эмоциональной жизни женщины в целом, основывается на проекции их собственной анимы и потому является ложным. Удивительные предположения и фантазии женщин относительно мужчин основываются на деятельности анимуса, который неисчерпаем в создании нелогичных суждений и ложных каузальностей. Анима, так же как и анимус, характеризуется необычайной многосторонностью. В браке поглощенный всегда проецирует этот образ на поглощающего, тогда как последнему удается спроецировать соответствующий образ на партнера лишь частично. Чем тот однозначнее и проще, тем меньше удается проекция. В такой ситуации этот в высшей степени завораживающий образ повисает в воздухе и, так сказать, ожидает того, чтобы заполниться реальным человеком. Есть несколько типов женщин, словно природой созданных для того, чтобы вместить в себя проекции анимы. К.Г. Юнг писал, что можно говорить чуть ли не об определенном типе. Это непременно так называемый характер «сфинкса» - двойственность или многозначность; не шаткая неопределенность, в которую ничего нельзя вложить, а неопределенность многообещающая, с многоречивым безмолвием Моны Лизы - старой и юной, матери и дочери, вряд ли непорочной, с детской и обезоруживающей мужчин наивной смышленостью.

По К.Г. Юнгу, не всякий по-настоящему умный мужчина может быть анимусом, ибо у него скорее должны быть хорошие слова, чем хорошие идеи, не совсем ясные слова, в которые можно вложить еще много невысказанного. Он должен быть даже несколько непонятным, или, по крайней мере, ему нужно каким-то образом находиться в противоречии с окружающим его миром, тем самым, привнося идею самопожертвования. Он должен быть неоднозначным героем, одной из возможностей, при этом, как считал К.Г. Юнг, с помощью проекции анимуса женщина способна действительно найти героя намного раньше, чем медлительный разум так называемого среднего интеллигентного человека. Для мужчины, так же как и для женщины, если они являются поглощающими, заполнение данного образа означает чреватое последствиями событие, потому что здесь появляется возможность благодаря соответствующему многообразию найти ответ на собственную сложность. Здесь как бы раскрываются широкие просторы, в которых можно почувствовать себя окруженным и поглощенным. Подобно тому, как проекция анимуса у женщины фактически придает значение одному незнакомому мужчине из всей массы, более того, она даже может помочь ему моральной поддержкой в его собственном определении, так и мужчина может пробудиться благодаря проекции анимы. Однако К.Г. Юнг отмечал, что, пожалуй, гораздо чаще это является иллюзией с деструктивными последствиями.

 

Контрольные вопросы

1. Как, по-вашему, соотносится индивидуальность конкретного человеческого сознания с наличием вневременных архетипических схем восприятия жизни?

2. В докладе «Иосиф и его братья» Т. Манн писал о том, что для мифической стадии истории человечества свойственна нерасчлененность коллективного бытия. В эту пору человеческое «я» выделяется из коллектива примерно так, как некоторые изваяния Родена, с трудом выбирающиеся, как бы пробуждающиеся из толщи камня. Как вы считаете, миновало ли современное человечество эту эпоху?

3. Почему Т. Манн подчеркивал мысль о том, что «если в жизни человечества мифическое представляет собой раннюю и примитивную ступень, то в жизни отдельного индивида это ступень поздняя и зрелая»?

4. В чем, по-вашему, заключается способность чувствовать и мыслить в общечеловеческом плане?

5. Какова роль художественного творчества в самопознании человеческой культуры?

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)