|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Словарь терминов. Архетипы (от греч. Аrche – начало и typos – образ) – первоначальные образы, психически наследуемые матрицыАрхетипы (от греч. Аrche – начало и typos – образ) – первоначальные образы, психически наследуемые матрицы, или формы, составляющие содержание коллективного бессознательного и определяющие саму структуру и вид сознательного. Архетипические схемы лежат в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок и произведений художественного творчества. Тождественные по своему характеру архетипические мотивы обнаруживаются в несоприкасающихся друг с другом мифологиях и сферах искусства, что исключает объяснение их возникно- вения заимствованием. Тайна воздействия искусства состоит в особой способности художника почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях. Архетипы культурные – базисные элементы культуры, формирующие устойчивые модели духовной жизни. Формирование культурных архетипов происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта (например, архетипы мирового древа, богини-матери, культурного героя, змееборства и др.). Темы докладов и рефератов 1. Архетипические черты в космогонических мифах разных народов. 2. Мотив змееборства как центральный сюжет мифологий племен, достигших уровня государственности. 3. Цена человеческих страстей в истории мифологии и прочтение этой проблемы А. Камю в «Мифе о Сизифе». 4. Томас Манн о судьбе библейского мифа в XX в. 5. Архетипы и сюжеты массовой культуры. Список литературы 1. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / С.С. Аверинцев //О современной буржуазной эстетике. – Вып. 3. – М., 1972. – С. 110–155. 2. Аверинцев С.С. Архетип / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира. – Т. 1. – М., 1991. – С. 110–111. 3. Бауер В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 4. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2005. 5. Кармин А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. 6. Манн Т. Иосиф и его братья / Т. Манн //Собр. соч.: в 9 т. – М.: 1960. –Т. 9. – С. 172–191. 7. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е.М. Мелетинский // Вопр. филос. – 1991. – № 10. – С. 41–47. 8. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. – М.: РГГУ, 1994. – С. 5–68. 9. Пендикова И.Г. Архетип и символ в рекламе: учеб. пособие / И.Г. Пендикова, Л.С. Ракитина; под ред. Л.М. Дмитриевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 10. Руткевич А.М. Архетип / А.М. Руткевич //Культурология. ХХ в. Словарь. – СПб.: 1997. – С. 51-55. 11. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. – М.: Наука, 1978. 12. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – М.: Прогресс, 1994. 13. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке / К.Г. Юнг // Культурология. ХХ век. Антология – М., 1995. – С. 331–377. 14. Юнг К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. – СПб.: Универ. кн., 1996. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |