|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Словарь терминов. Аллюзия – намек на известное событие или другое произведениеАллюзия – намек на известное событие или другое произведение. Гипербола– преувеличение. Гротеск – заострение, чрезмерное преувеличение. Золотое сечение (или правило «золотого деления») – геометрическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей, т.е. С – целое, большая часть – A, меньшая часть – B, тогда C/A = A/B. Приближенно как отношения 5/8 или 3/4. Инверсия– перестановка (например, слов в предложении «роза алая»). Интерпретация(лат. intepretatio – истолкование, объяснение) – совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо элементам определенной теории. Интертекстуальность – это понимание текста посредством анализа текстов предшествующей и современной культуры, оказавших влияние на рассматриваемый текст. Катарсис (греч. katharsis – очищение) – термин в «Эстетике» Аристотеля, применительно к трагедии. Переживая катарсис, то есть сильное душевное потрясение, можно духовно очиститься. Коллаж– сочетание, монтаж в одном произведении разнородных материалов. Колорит– общий характер окраски и сочетание цветов. Марина– морской пейзаж. Метафора – употребление слова или выражения в иносказательности, переносном смысле, например «говор волн и лепет листьев». Монохромный – одноцветный (иногда с использованием оттенков и разной интенсивности окраски). Реминисценция (лат. reminiscentia): а) смутное воспоминание, явление, наводящее на сопоставление с чем-либо; б) отзвук иного произведения в поэзии, музыке и пр. Символ – образ, воплощение какой-либо идеи; условный знак, обозначающий понятие. Стиль: а) течение в искусстве, искусство определенной эпохи; б) прием, способ, метод работы; в) совокупность художественных особенностей творчества отдельного художника, писателя. Сюжет: а) в литературе: развертывание действия и взаимодействие персонажей; б) в изобразительном искусстве – тема произведения, например, казнь стрельцов в «Утре стрелецкой казни» В. И. Сурикова. Текст: а) письменная фиксация устной речи; б) любое осмысленное сообщение; в качестве текста могут выступать любые знаковые системы. Фабула– цепь основных событий, последовательность повествования. Экспрессия – выразительность. Темы докладов и рефератов 1. Символ и его значение для искусства. 2. Проблемы стиля в искусстве и истории культуры. 3. Интертекстуальность в киноискусстве. Список литературы 1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 1974. – С. 105, 148, 276, 379. 2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – М.: Прогресс, 1993. – С. 424–461. 3. Бахтин М.М. Автор и герой: к филос. основам гуманитар. наук / М.М. Бахтин. – СПб.: Азбука, 2000. 4. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художеств. произведения на примере истории живописи / В.П. Бранский. – Калининград: Янтар. сказ, 2000. 5. Вейдле В. Умирание искусства / В. Вейдле // Cамосознание европейской культуры ХХ века: – М., 1990. – С. 268–290. 6. Визер В. Живописная грамота: Система цвета в изобразительном искусстве / В. Визер. – СПб.: Питер, 2006 7. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Наука, 1987. 8. Даниэль С.М. Искусство видеть / С.М. Даниэль. – СПб.: Амфора, 2006. – С. 66–144. 9. Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. – Л.: Искусство, 1990. – С. 28–53. 10. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1989. 11. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1982. 12. Лотман Ю. Диалог с экраном / Ю. Лотман, Ю. Цивьян. – Таллинн: Александра, 1994. – С. 59–149. 13. Лотман Ю.М. Семиотика сцены / Ю.М. Лотман // Театр. – 1980. – № 1. – С. 89–99. 14. Овчинников Р.В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина / Р.В. Овчинников. – М.: Наука, 1985. 15. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 328 с. 16. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 320 с. 17. Родионов Е.В. Интертекстуальность / Е.В. Родионов // Культурология. XX век: словарь. – СПб., 1997. – С. 153–154. 18. Руднев В.П. Интертекст //Словарь культуры ХХ века. – М., 1997. – С. 113–118. 19. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: (Соц.-психол. концепция) / В.Е. Семенов; Санкт-Петербургский гос. ун-т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. 20. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи // Избранные труды по языкознанию и куль турологии. – М., 1993. – С. 195–203. 21. Успенский Б.А. Семиотика искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. elar.urfu.ru/bitstream/10995/58/1/1179473.pdf 22. Фразеологический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |