АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для кого?

Читайте также:
  1. для кого?
  2. Для кого?
  3. Для кого?
  4. Для кого?
  5. Для кого?
  6. Для кого?
  7. Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?
  8. Чи можемо ми говорити про завоювання Литовськими князями Русі, чи варто говорити про мирне приєднання Русі до Великого князівства Литовського? Відповідь обґрунтуйте.
  9. Якою була військова організація війська Запорозького?

данная информация предназначена для любого уровня слушателей. Разница будет только в подаче. для новичков в парикмахерском бизнесе важна будет более подробная подача с примерами. для слушателей с сильной профессиональной подготовкой, данная тема подается в виде лекции, которая длится не более одного академического часа. При этом нет необходимости записывать информацию под диктовку. Определите лишь основные тезисы, которые, наш ваш взгляд, особенно важны. Все остальное преподносится в устной форме с красочными иллюстрациями.

 

Как?

Информацию параграфа необходимо подавать с помощью цвет-ных иллюстраций. Они должны быть заранее подготовлены на специальных листах формата А 1 или выполнены в формате Power Point для мультимедийного проектора. длительность проведения будет варьироваться от профессиональной подготовки и от формата подачи информации. Если вы преподаете в колледже, институте или на курсах, то теорию нужно сочетать с практическимизанятиямиирастянутьнатри-четыре академических часа. При подаче информации в формате семинарских занятий, практику можно опустить, а саму информацию преподнести в виде лекции, которая должна занимать не более одного академического часа. При этом подготовьте заранее цветовые круги для учащихся, чтобы они могли правильно и быстро заполнить таблицу соответст- вия цветов.


 

 

3.2.1. АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

 

Ахроматические цвета – в дословном переводе с латинского языка, означает бесцветные цвета. К ахроматическим относятся все цвета, которые отличаются друг от друга только по светлоте, то есть белый, чёрный и все градации серого.

 

 

3.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВ ЦВЕТА

 


Цвет5– это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия части отражённого светового излучения зрительным аппаратомчеловека. Но, говоряо цвете, невозможно дать четких и конкретизированных определений, поскольку до сих пор данная часть науки является сугубо субъективной. Все существующие системы, о которых было рассказано выше (во введении), имеют общую линию, но при работе с ними проявляется некая разница видения цвета каждого человека в отдельности. Поэтому для того, чтобы человеку было легче работать с цветом и его воспринимать, художники, дизайнеры, ученые и многие другие люди объединили свои усилия и вывели определенную закономерность: дали определения цветам, создав общую мировую систему колориметрии.

 

Конечно, и до сих пор каждый колорист пытается улучшить или изменить существующую систему, но неизменным остается одно – все пользуются уже устоявшимися психологическими особенностями цветов, их названиями, которые были созданы веками. Как бы мы не старались от основ колориметрии уже ни куда не уйти, и приходится разрабатывать системы на уже существующем фундаменте. Что же относится к фундаментальным основам цвета?

 

Фундаментальными основами являются понятия ахроматических и хроматических цветов. Неизменными законами являются законы первичных цветов, которые известны нам с детства. Также к фундаментальным знаниям можно отнести и названия цветов, вряд ли кто-то сможет переубедить все человечество и начать называть красный травяным или желтый – небесным цветом. Но не будем попросту перечислять эти основы, а перейдем непосредственно к их подробному рассмотрению.

 

5 ГОСТ 13088-67: цвет – это аффинная векторная величина трех измерений, которая выражает свойство, общее всем спектральным составам излуче-ний, визуально неразличимым в колоритмических условиях наблю-дения.


 

Человеческий глаз в среднем различает около 65 оттенков серого цвета. Поскольку этого количества градации при работе с волосами слишком много, ахроматическую шкалу упрощают и используют только 14 оттенков серого. Ахроматическая шкала во всех сферах искусства и науки отвечает за светлотную характеристику цвета, т.е. добавляет цвету светлоты и яркости при добавлении белого и, наоборот, густоты и темноты при добавлении черного.

 

 

3.2.2. ХР ТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

 

Хроматические цвета – это локальные цвета солнечного спектра, которые отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте, оттенку и насыщенности, то есть имеют цветность, в отличие от ахроматических цветов.

 

 

 

В среднем не тренированный человеческий глаз при дневном освещении различает около 180 цветовых тонов и до 16 ступеней насыщенности, т.е. 2880 цветов, находящихся на одном уровне светлоты. для упрощения мы будет использовать всего 108 цветов одного уровня светлоты, т.е. 12 цветовых тонов и 9 ступеней насыщенности. Более обширное рассмотрение вызовет только путаницу, тем более что в красителях, дай бог, чтобы было 10 оттенков одного уровня светлоты, не говоря о

108 и тем более о 2880 оттенках.


3.2.3. ЦВЕТОВОй ТОН

 

 

 


 

 

Цветовой тон – это отличие цвета по его цветовой характеристике. Как уже говорилось выше, для работы будут использоваться только 12 цветовых тонов, которые, как известно, разделяют на первичные, вторичные, третичные и сложные цвета.

 

 

Первичные – это основные цвета, которые невозможно получить путем смешивания. В природе существует только три первичных цвета

– это красный, синий и желтый. Всё остальное многообразие получается при смешении этих основных цветов и добавлении к ним ахроматических.

 

Вторичные – это цвета, которые получаются путем смешивания в равных пропорциях двух первичных цветов:

• красный + жёлтый = оранжевый;

• жёлтый + синий = зеленый;

• синий + красный = фиолетовый.


Третичные – это цвета, которые получаются путем смешивания в равных пропорциях одного вторичного с первичным. К ним относятся оранжево- красный, оранжево-желтый, желто-зеленый, сине- зеленый, фиолетово-синий, фиолетово-красный.

• желтый + оранжевый = желто-оранжевый;

• красный + оранжевый = красно-оранжевый;

• красный + фиолетовый = красно- фиолетовый;

• синий + фиолетовый = сине-фиолетовый;

• синий + зеленый = сине-зеленый;

• зеленый + жёлтый = желто-зеленый.

 

Сложные цвета – это все остальные цвета, которые не входят в представленные двенадцать (они используются при работе с система-ми двадцати четырех цветов и более сложными, где цветовые тона делятся уже и на четвертичные цвета, пятеричные и т.д.).

 

 

3.2.4. НАСыЩЕННОСТь

 

Насыщенность – это степень выраженности цветового тона, зависящая от его чистоты. Чем больше серого в цветовом тоне, тем более он холодный и менее насыщенный. Максимально насыщенные цвета – это спектральные цвета (чистые цвета)! для облегчения работы, как и цветовой тон, градация цвета по насыщенности берется меньше, чем может различать глаз. Условно выделяется всего девять ступеней насыщенности. Более сильную градацию делать не имеет смысла, поскольку при колорировании она будет практически не заметна. При этом все фирмы-


 
 



 


изготовители работают именно с этой величиной градаций, а в некоторых случаях используют и более упрощенную систему, доходя до 5-6 долей.

 

Максимально чистыми цветами пользуются редко, применяя их для создания креативных и авангардных образов. В практической работе используется более приглушенные и естественные оттенки, сбалансированные как по светлоте, так и по насыщенности. В среднем, мы используем цветовые тона на 5-6 уровне насыщенности, а ведь даже их многие клиенты называют слишком яркими и насыщенными.

 

В парикмахерском искусстве градация насыщенности стремится не к серому, а к натуральному (естественному) тону, который по составу напоминает серо-коричневый цвет. Это тот небольшой нюанс, который отличает классическую колориметрию от парикмахерской колористики. Но особо заострять на этом внимание не стоит.

 

 

3.2.5. ТЕМПЕРАТУРА А

 

Существует упрощенное разделение цветов на две группы – холодные и теплые. Исходя из нее, группа


холодных цветов – зеленый, синий и фиолетовый, а группа теплых – красный, желтый и оранжевый.

 

Этот подход немного неверен. Поэтому, необходимо рассмотреть пример, при котором полностью разрушается данная закономерность и появляется новая, более верная: фиолетовый цвет является холодным, но при сопоставлении его с синим, становится теплым. То есть даже холодную гамму можно разложить на теплые и холодные. Также можно рассмотреть зеленый и зелено-желтый цвета, где зеленый более холодный по отношению к желто-зеленому.

 

Исходя из этой особенности, принято считать, что цвет становится теплым или холодным только по отношению к другому цвету. Сам по себе, цвет, теплоту или холодность может нести только на психологическом и вегетативном уровнях. Исходя из психологической и физиологической особенностей цветов, существует четкая законо-мерность: красный – это тепло, а синий – это холод. Исходя из этого, можно сказать, что при добавлении к любому цвету красного, он становится теплее, а при добавлении синего – холоднее. При добавлении в цветовой тон серого, черного или белого цвета, он будет становиться более холодным.


 


 

Ж ← С → K


 

C ← Ж → K C ← О → K


 

 


Ж ← С → K


C ← К → Ж C ← Ф → K

 

 

Б ← Серый → Ч


3.2.6. ЦВЕТОВОй КРУГ

 

 

Нокаксистематизироватьвсеэтифундаментальные особенности цвета? Как с ними правильно работать? для облегчения работы с цветом было придумано множество систем и, к сожалению, ни одна из них не является идеальной. Мы остановим взгляд лишь на одной из множества систем6. Нельзя сказать, что она лучше чем другие, но то, что она удобнее в применении для парикмахера колориста

– это факт, при том неоспоримый. Мы, конечно, рассмотрим развернуто всю систему, но, в общем- то, пользоваться будем лишь небольшой ее частью

–цветовым кругом.

 

Цветовой круг – это систематизация цвета, введение его в рамки для упрощения работы с ним. Цветовой кругобразуетсяпутемзаключенияцветовогоспектра в окружность. При этом необходимо помнить, что мы используем только двенадцать спектральных цветов и девять уровней насыщенности.

 

При работе с цветовым кругом важно помнить, что на нем показан только один уровень светлоты, в котором отражены цветовые тона и их степень насыщенности.

 

Если вы посмотрите на цветовой круг, то сразу заметите, что светлые цвета – желтый, желто-оранжевый и желто-зеленый, находятся сверху, а снизу располагаются самые темные – фиолетовый, пурпурный и фиолетово-синий. Эта особенность основана как на физическом, так и на психологическом уровнях.

 

Почему цвета находятся именно в этом положении? Этот вопрос не требует долгих и сложных примеров и доказательств. Существует только два варианта ответа и каждый из них, по-своему, верный. Если


подходить к кругу как самой гармоничной цветовой композиции, то необходимо учитывать закон притяжения. А по закону притяжения темное – тяжелое, и должно находиться внизу, а светлое – легкое, инаходитсявверху. дляподтвержденияэтого вывода перевернем круг. Первое, что бросается в глаза – это его нестабильность, ощущение, что он сейчас упадет.

 

Второй аргумент направлен на религиозность человека. Светлые цвета всегда ассоциировались у него с божественным, т.е. они должны быть за облаками наверху, где рай. Темные цвета имели обратную позицию и всегда тянули человека к земле – в ад. Поэтому более холодные и темные цвета находятся внизу круга.

 

Кроме этой особенности, вы сразу же заметите то, что первичные цвета находятся на равноудаленном расстоянии друг от друга в следующей последовательности (если двигаться по часовой стрелке): желтый → красный → синий → желтый. Если подходить с математической точки зрения, то можно выразиться следующим образом: первичные цвета находятся под углом 120опо отношению друг к другу.

 

В центре цветового круга находится ахроматический серый цвет. В парикмахерском искусстве этот цвет называется нейтральным или натуральным.

 

Все цвета в круге взаимосвязаны. Взять хотя бы, к примеру, правило создания вторичных цветов

 

 

6 Очень подробно о цветовых системах рассказывает А.Н.Миронова в своей книге «Цвет в изобразительном искусстве». Мы же заострять внимание на данной теме не будем.


– нужно смешать в равных пропорциях два первичных – обратите внимание на цветовой круг: вторичные цвета находятся ровно посередине между первичными, а третичные посередине между вторичным и первичным. Также взаимосвязь цветов можно проследить и между хроматическими цветами и серым цветом, находящимся в центре круга. Как мы все знаем, серый цвет является результатом смешивания в равных пропорциях синего, красного и желтого цветов. То есть на цветовом круге он должен находиться между этими тремя цветами. Конечно же, это центр круга, где и находится серый цвет.

 

А теперь о самом главном и важном свойстве круга. Онможетответитьнатакойважныйдляпарикмахера вопрос, как нейтрализация нежелательного оттенка. В данном случае необходимо использовать правило средне-арифметического вычисления. То есть Синий + Оранжевый в равных пропорциях нейтрализуют друг друга, создавая серый цвет. Аналогично можно смешивать любые цвета, находящиеся на противоположных сторонах диагонали, проведенной через центр круга.

 

Цвета, лежащие на противоположной стороне круга, называются дополнительными или полярными. Но, необходимо напомнить, нейтрализовывать они будут друг друга только при равной насыщенности и светлоте. В ином случае будет получаться серо- коричневый цвет с оттенком доминирующего цветового тона.

 

Такжеправилосреднеарифметическоговычисления используется при создании несуществующего или недостающего цвета в вашей палитре. Например, у вас закончился фиолетово-красный тон средней насыщенности. Мы берем средней насыщенности фиолетовый и средней насыщенности красный,

 

 

7 Школа Изобразительного Искусства, том 5, С.С.Алексеев - “Научные и практические сведения о свете”. 1994.


смешиваем их в равных пропорциях и получаем недостающий оттенок.

 

 

3.2.7. СВЕТЛОТА

 

Еще одной фундаментальной характеристикой цвета является свет-лота. Светлота – это светотеневая характеристика цвета7, которая

 

основывается на ахроматической гамме цветов, т.е. под влиянием ахроматического цвета идет изменение хроматических цветов.

 

При работе с цветами по светлоте необходимо учитывать главное правило, которое еще не раз будет затронуто в данной теме: чем ближе по яркости цвета, тем более спокойная цветовая композиция получается; чем более контрастные цвета, тем более яркойя и экспрессивной она будет.

 

Светлотное изменение цвета можно также как и насыщенность замкнуть в круг, который будет, соответственно, называться свет-лотным цветовым кругом. Учитывая, что для облегчения необходимо будет ограничить количество цветов в светотеневой шкале. Т.е. не использовать все 65 долей серого, которые в среднем видит человеческий глаз, а оставить для работы всего 14 долей.

 

Но при построении круга, мы, для упрощения, не будем учитывать различную светлоту желтого, красного и синего цветов, а оставим их на одном уровне светлоты (эта особенность необходима для облегчения работы).


Конечно, нам необходимо всегда помнить об этом упрощении и учитывать его в работе, особенно при получении того или иного цвета на различных уровнях светлоты волос.

 

Так, например, фиолетовый в максимальной его насыщенности и густоте невозможно получить на 7 УГТ, но зато на 3-4 УГТ фиолетовый цвет проявляет себя с максимально положительной стороны. Это происходит за счет того, что каждый цвет имеет свою яркость и светлоту. Так, желтый имеет самый светлый уровень, а фиолетовый, наоборот, самый темный. для того чтобы правильно рассчитать, на каком уровне глубины тона находится тот или иной цвет, необходимо превратить цвет в оттенок серого и сравнить с ахроматической линейкой Уровня Глубины Тона:

 

 

1. Превращение. Необходимо конвертировать (превратить) градацию локальных цветов в матовую серую шкалу. Как видно на нижнем рисунке, цвета преобразились – фиолетовый стал практически черным, а желтый практически белым.

 

2. Проверка. При помощи линейки Уровня Глубины Тона необходимо определить соответствие цветов ахроматической 14-частной шкале. Теперь можно убедительно сказать, что на одном светлотном уровне, да и то условно, находятся красный и зеленый, все остальные равнозначные и дополнительные цвета находятся на разных уров-нях.

 

3. Расстановка. В заключение, для создания полной картины, необходимо с учетом новых знаний расположить цвета в светлотном и цветовых кругах.


Таблица соответствия цветов УГТ:

УГТ Цвет

12 желтый

9 оранжевый

7 красный

7 зеленый

5 синий

4 фиолетовый

 

Из приведенной таблицы видно, что красный цвет в максимальной его насыщенности невозможно будет получить на четвертом уровне глубины тона, а фиолетовый - на двенадцатом.

 

Светлотный круг Цветовой круг на 7 уровне светлоты

 

При создании гармонических сочетаний и построении композиции цвета, использование данных знаний будет только усложнять работу, особенно в парикмахерской практике. Поэтому ниже в работе будут применяться только упрощенные схемы. Но этот усложненный вариант светлотного и цветового кругов нужно помнить и учитывать при выборе оттенка красителя.

 

 

3.2.8. Ц О

 

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод: при помощи плоского построения кругов, невозможно отобразить все многообразие цвета. Поэтому уже в 19 веке были придуманы объемные цветовые системы, которые со временем меняли


 


свою форму и на данный момент существуют в трех вариантах – шар, двойной конус и цилиндр.

 

Не взирая на форму, можно сказать одно – у всех этих систем одинаковые правила построения – вертикальная ось является ахроматической, а в горизонтальных плоскостях находятумся цветовые круги, т.е. хроматические цвета, изменяющиеся к центру по насыщенности. Т.е. у всех этих систем

 

3.2.9. ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА

 

Из практики мы все знаем, что для облегчения работы каждая компания либо придумывает свою индивидуальную систему обо-значения цвета, либо берет уже существующую колористическую систему. для работы мы возьмем существующую систему, которая была признана всеми ведущими колористамимираиявляетсяосновойколориметрии в парикмахерском искусстве.

 

для работы с цветом волос используются все те же фундаментальные особенности цвета, отличие составляет их специфическое название и цифровое обозначение. Так, к примеру, светлоту волос называют уровнем глубины тона.


в центр уходит насыщенность, вверх и вниз – светлота, а по периметру находятся локальные цвета.

 

При работе с цветовым шаром открывается больше возможностей, чем при работе с плоскими цветовыми и светлотными кругами, поскольку цвет в данном случае можно охватывать в полной его цветовой и светотеневой гамме.

 

 

 

Особенностью волос является то, что на натуральных волосах вы никогда не встретите два цвета – чистый белый и черный. Поэтому при окрашивании волос в эти цвета, он будет выглядеть неестественно, искусственно.

 

Номер УГТ
Таблица цифрового значения УГТ:


 

 

3.2.9.1.

    белый
    экстра супер светлый блондин
    супер светлый блондин
    экстра светлый блондин
    очень сильно светлый блондин
    очень светлый блондин
    светло-русый
    средне-русый
    темно-русый
    светло-коричневый
    средне-коричневый
    темно-коричневый
    натуральный черный (темно-коричневый насыщенный)
    черный

 

СВЕТЛОТНыЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОВЕНь ГЛУБИНы ТОНА

 


Уровень глубины тона характеризуется наличием черного и белого цвета в волосах, то есть отвечает за светлоту, а иными словами и является светлотой волос. Различают четырнадцать долей уровня глубины тона, из которых используют всего двенадцать, поскольку особого различия между 12 УГТ и 14 УГТ, а также между 12 УГТ и 10 УГТ нет, хотя некоторые компании изготовители используют и их. Также вы, наверное, замечали, что не каждая компания имеет в палитре 2 УГТ, а многие только на его основе создают иссиня-черный цвет, а обычный черный оставляют на уровне 1УГТ.


 

 

В основном 13 УГТ, 11 УГТ и 2 УГТ отсутствуют в палитре профес-сиональных красителей. У многих фирм- изготовителей пресловутый уровень глубины

12 УГТ, идущий под названием супер светлый блондин на самом деле находится на уровне 10,5 УГТ.


3.2.9.2. ЦВЕТОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

Мы уже подробно рассматривали цветовой тон, но в красителях редко используется чистый оттенок, поэтому принято обозначать цвета цифрами, которые смогут точно сказать, какое количество того или иного оттенка находится в данном цвете.

Таблица цифрового значения ЦН:


 

то насыщен и ярок. При этом, сила цвета или его приглушенность будет выражаться в количестве этих нулей.


 

 

    Номер N   Название Нейтральный   Пепельный Цвет синий+красный +желтый синий
    Фиолетовый фиолетовый
    Золотистый желтый
    Медный оранжевый
    Махагон ¾красного+ ¼ синего
    Красный красный
    Зеленый зеленый

 

3.2.9.4. ПАЛИТРА КРАСИТЕЛЯ

 


 

 

Чаще всего, значения уровня глубины тона и цветовогонаправленияимеютразделительныйзнак, который изображается в виде точки, запятой или тире. Первая цифра несет значение уровня глубины тона и, после разделительного знака цифры имеют только десятичное значение, как показано выше в таблице, или буквенное. При этом количество цифр и букв может быть

неограниченным. Необходимо помнить только одно - чем дальше цифра или буква от разделительного знака, тем меньше его количества в цвете. Также необходимо отметить, что каждый производитель красителя, так или иначе, подстраивает классическую систему под себя, в результате создавая собственные системы, значительно отличающиеся от описанной. В данных случаях советую обратиться к их системе и в дальнейшем, отталкиваться от нее, преобразуя данную здесь информацию под себя.


Исходя из того, что цвет можно обозначить цифрой, попытаемся вписать в цветовой круг красители для волос, за основу взяв палитру перманентного красителя Revlonissimo Long Lasting производства компании Revlon Professional.

 

Таким образом, можно вписать палитру красителей любой фирмы изготовителя. Но это придется делать самостоятельно, поскольку иначе книга будет состоять на две трети из этих кругов, а это не является самоцелью данного издания.


 

 

3.2.9.3. НАСыЩЕННОСТь

 

Насыщенность, как мы уже описывали, выражается в коли- честве серого оттенка в цвете, то есть в его чистоте. Обозначается насыщенность цифрой 0. При этом необходимо будет учитыватьегоместонахождение. Если 0 стоит перед цветовым направлением, это означает, что цвет приглушен, а если после,


3.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАдАНИЯ

 

В зависимости от семинара или формата урока, практические занятия необходимо проводить по- разному. Вданнойкнигезапримербудетвзятото, что после каждой темы и подтемы у преподавателя есть возможность проводить небольшие практические занятия. для их проведения необходимы:

 

1. Гуашь – важно, чтобы набор гуаши состоял из первичных и вторичных цветов, а также содержал белый и черный цвета. Наличие третичных и сложных цветов необязательно. А, исходя из практики, можно даже сказать, что нежелательно, поскольку расслабляет учащихся и вместо попыток достичь правильных сложных цветов путем смешивания, они берут готовые тона.

 

2. Набор кистей – это может быть колонок, белка или пони. Все зависит от бюджета, выделенного на ваш семинар учебным заведением. Конечно, белкой рисовать легче. В среднем должно присутствовать как минимум три-четыре вида кисточек (№2,

№4 и №5)). Все остальные по желанию. В основном, как показывает практика, учащиеся будут использовать кисть №4 и для нюансирования №1 или №2.

 

3. Палитра – необходима для работы с гуашью при создании сложных цветов.

 

4. Стакан с водой – и акварель, и гуашь требуют смешивания с водой. Поэтому этот «аксессуар» необходим как воздух на занятиях.

 

5. для более чистой работы, учащимся необходимо предложить салфетки или ватные тампоны, чтобы подсушивать кисти.

 

6. Ватман (можно использовать бумагу для акварели или для черчения) формата А 4.

 

7. Приятная расслабляющая музыка.


3.3.1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАдАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАКОНы ЦВЕТА

 

для практических занятий по теме «Законы цвета», нужно раздать учащимся чистые листы ватмана.

 

1. Ученики при помощи гуаши самостоятельно должны нарисовать на ватмане ахроматическую шкалу.

2. Ученики при помощи гуаши самостоятельно должны нарисовать хроматическую шкалу (при этом учащиеся должны использовать только 5 цветов – черный, белый, красный, синий и желтый).

3. Ученики самостоятельно должны выбрать цветовой тон и на ватмане, при помощи гуаши нарисовать градацию этого цвета по насыщенности.

4. Ученики самостоятельно должны выбрать цветовой тон и на ватмане нарисовать градацию этого цвета по температуре.

5. Ученики самостоятельно должны выбрать цветовой тон и нарисовать градацию этого цвета по светлоте.

6. Ученики самостоятельно должны нарисовать на ватмане цветовой круг.


 


4. ВОЗдЕйСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА О чем?

данная глава рассказывает о видах воздействия

цвета на психику и физиологию человека.

 

Зачем?

Знание этой информации необходимо для гума- нитарного развития колориста. Посколтку знание цвета и его восприятие основывается не только на физических и оптических знаинях. В общении с клиентом, а также при создании коллекций эта информациябудет незаменимой.

 

для кого? Эта глава предназначена для колористов со средней и высокой профессиональной подготовкой.

 

Как?

Как и в предыдущих главах, информацию необ- ходимо подавать с помощью цветных иллюстраций. Они должны быть заранее подготовлены на специальных листах формата А1 или выполнены в формате Power Point для мультимедийного проектора.

 

длительность проведения будет варьироваться от профессиональной подготовки и от формата подачи информации. Материал подается в виде лекции в течение, как минимум, полутра-двух академических часов.


 

* * *

 

Воздействие цвета на человека можно условно разделить на три вида – физическое, оптическое и психологическое. Все три вида воздействий тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Абсолютно любой цвет имеет достаточно четко выраженное психологическое, оптическое и физическое влияние на человека. И в зависимости от своей чистоты и яркости, цвет будет более или менее выражен. Но необходимо сделать оговорку или лучше это назвать правилом: каждый цвет име- ет как физическое, так психологическое и, конечно же, оптическое воздействия, которые неотъемлемы друг от друга и являются либо усилителями, либо нейтрализаторами, либо дополнениями друг к другу.

 

 

Как видно из примера, каждая характеристика является следствием предыдущей или ее аналогом. То есть оптически – это увеличение, физически – повышение (вегетативные функции), психологически – движение, свет, радость.


 

 

4.1. ОПТИЧЕСКОЕ ВОЗдЕ СТВИЕ ЦВЕТА

 

Одним из сложных и непонятных проявлений цвета являются оптические иллюзии, вызываемые искажением света и цвета в пространстве. Так, ярким примером являются миражи, возникающие в пустом раскаленном воздухе пустыни. Также ярким примером цветовых иллюзий может служить оптический эффект, с которым, так или иначе, сталкивался каждый человек – параллакс.

 

Параллакс – это кажущееся относительное смещение объектов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя. Оно возникает при движении глаз наблюдателя (человека). Так, глядя в окно поезда, можно заметить, что ближние деревья уходят назад гораздо быстрей, чем дальние, а самые далекие и вовсе почти не отстают – пейзаж за окном словно поворачивается вокруг одной точки, в которой взгляд пересекает линию горизонта8. Еще один вид оптических иллюзий можно рассмотреть, ответив на ниже поставленный вопрос:

 

8П. Дёмин. Статья: Физические эксперименты и психологические иллюзии.


Насколько площадь черного кольца меньше пло- щади белого круга, который оно ограничивает?

 

Измерив их, нетрудно убедиться, что площади равны. В данном случае иллюзия усиливается не только «провокационным» вопросом, но и контрастностью цветовых пятен: черные предметы кажутся человеческому глазу меньше белых. Светлые цвета, например белый или жёлтый, расширяются, увеличиваются, как бы захватывая близлежащие темные цвета, и человеческий глаз воспринимает такие цвета больше, чем они есть на самом деле. Этот эффект называют иррадиацией.

 

Это одна из самых распространенных цветовых иллюзий, которая встречается повсеместно в жизни человека. Классический пример иррадиации

– черный и белый квадраты.

 

При внимательном рассмотрении черного и белого квадратов можно заметить, что белый квадрат как бы увеличивается на черном фоне и становится больше по сравнению с равным ему черным, кото- рый в свою очередь пытается провалиться в белый фон и как бы уменьшается. То есть при рассмотре- нии двух квадратов, глаз воспринимает черный

- как самый дальний объект на картинке, а белый

- как самый ближний. Именно на этой особенности можно только при помощи черного и белого цветов нарисовать объемную картину, соблюдая все правила перспективы9. Если присмотреться к правому квадрату, то можно заметить мягкое свечение вокруг белого квадрата, усиливающиеся на его углах. Лучше всего эффект будет виден при расфокусировке зрения. Черный квадрат начинает проваливаться в белое пространство схемы, белый же, наоборот, пульсирующими движениями пытает- ся разорвать черные оковы и вырваться наружу. Этот же эффект виден и на предыдущей схеме - черное кольцо, постоянно пытается исчезнуть в белом пространстве листа. Но эффект иррадиации не ограничивается ахроматическими цветами. Он еще больше и агрессивней начинает действовать

 

 

9 Александр Лапин в книге «Плос-кость и пространство, или жизнь квадратом» вывел очень интересную теорию об отсутствии эффекта иррадации в данной схеме. Он предложил рассмотреть эту схему только с точки зрения перспективы. То есть предмет, находящийся ближе к глазу должен быть меньше по площади, по сравнению с другим, находящимся дальше него. В результате глаз видит эти предметы одинаковыми по величине. Книга достаточно интерес-ная, поэтому советую прочитать. Расширяет кругозор.


на хроматических цветах. Так, например, при при- мерке одежды в магазине, в белом платье девушка будет зрительно ощущатьт себя толще, чем в черном. Те же особенности возникают при при- мерке красных и синих костюмов.

 

Все цвета можно условно разделить на две основ- ные группы –красных оттенков и синих оттенков, т.к., в основном, все цвета по своим свойствам тяготеют к какой-нибудь из этих групп.

 

 

Красная группа цветов, как и белый, имеют центробежную силу, за счет чего зрительно увеличиваются, захватывая близлежащую терри- торию, приподнимая себя над поверхностью, приближаясь к зрителю. Сине-фиолетовая группа, в отличие от желто-красной, имеет совершенно противоположное действие. Она удаляется, проваливаясь в себя и стремясь вниз, что ее очень сильно сближает с центростремительным движением черного.

 

Еще одной яркой цветовой иллюзией цвета являет- ся подчиненность линии. То есть при соединении двух и более цветов в линейную композицию, можно заставить измениться форму предмета. При использовании эффекта линейной иллюзии необходимо помнить, что цветовые полосы должны быть средней величины по отношению к общей форме и быть контрастными по отношению друг к другу (каким путем достигнут контраст – оттенком, температурой, светлотой и т.д. – не важно).

 

При соединении линейных иллюзий и эффекта иррадиации можно достичь эффекта движения предмета (эффекта динамической картинки). Внимательно рассмотрите приведенный ниже рисунок. За счет светлого контраста с теплым и


холодным, производится впечатление, что движки микшера двигаются вверх и вниз.

 

Еще одним ярким примером оптических цветовых иллюзий, является симультанный контраст. Очень подробно об этом эффекте описано в трудах Иоханнеса Иттена. Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором глаз во время восприятия какого-либо цвета тотчас требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение, и объектив- но не существуют.

 

Симультанный контраст, например, можно увидеть, если в течение полуминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг - вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если также всматриваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеленым. И наоборот, стоит всмотреться в зеленый треугольник, как в тот же миг на белом поле появится цвет красного персика.

 

Таким образом, порядок противоположных цветов появляется в наших глазах, так как в сетчатке отражаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение действует только синий цвет, то способность зрительного восприятия этого цвета постепенно как будто теряется, а воспринимаются только красный и желтый цвета. Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогичного воздействия на глаза черного цвета, в них ощущается белое остаточное отображение - копия. Этот эффект и есть тот самый симультанный контраст.

 

Но симультанный контраст можно увидеть не толь- ко при рассмотрении цветных предметов. Самой известной картиной, порождающей симультанный


контраст, является изображение Иисуса Христа. Внимательно всмотритесь в центральные четыре точки картины. Продолжайте смотреть в течение 30-40 секунд. После этого, перенесите взгляд на ровную, лучше всего, белую поверхность стены или бумаги. Ваш мозг конвертирует цвета, создавая на их местах цвета-антиподы.

 

В парикмахерском искусстве цветовые иллюзии в основном используются для создания до- полнительного объема и густоты волос. для этого используются эффекты неравномерности цветов – мелирование, окрашивание корней в более темный цвет, чем концы, длина, и т.д. Реже цветовые иллюзии используются для коррекции лица и фигуры клиента. В основном для коррекции недостатков лица парикмахеры используют правила линейных иллюзий, а не цветовых. Т.е. диагональные, вертикальные и горизонтальные линии, распределение объемов и другое10.

 

 

4.2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗдЕйСТВИЕ ЦВЕТА

 

Физическое воздействие цвета – это воздействие на физиологию человека, т.е. на его организм. Это объективно подтверждено экспериментальным путём и зависит от количества и качества цвета, времени воздействия, особенностей нервной системы, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на организм человека объясняются явления, вызванные красным, и синим цветами, особенно в их максимальной насыщенности.

 

Красный цвет расширяется и движется наружу, требует энергии и силы, поэтому и на физическом уровне он возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса, активизирует работу мускульной системы. Теплая гамма цветов (красный, жёлтый и оранжевый) являются цветами экстравертами, т.е. импульса, обращённого наружу. При оптическом воздействии мы их называли цветами с центробежной силой. Поэтому в большей или меньшей силе эти цвета усиливают и увеличивают действие всех функций организма.

 

При рассмотрении теплой группы цветов, особое местоуделяетсякрасному, посколькуонимеетсамое сильное и агрессивное действие по сравнению с желтым и оранжевым. Силу красного цвета люди открыли еще в самом начале своего пути, когда человек носился по бескрайним просторам Земли с дубинкой наперевес. Врачи уже в те времена использовали ииспользуют по сей день красный цвет при лечении различных болезней. для этого применялись и применяются различные животные, растения, ткани, камни, которые либо сами по

 

 

10 Более подробно об этом будет рассказано в следующей главе.


себе имеют красную расцветку, либо ритуально окрашиваются в него.

 

Об использовании красного цвета в лечении весьма подробно пишет Эва Вундерлих в своем исследовании «Значение красного цвета в культах греков и римлян»11. Фере экспериментально уста- новил, что в наибольшей степени усиливает мускульное напряжение красный цвет, а за ним по убывающей идут оранжевый, желтый, зеленый и синий, который почти не влияет на напряжение12. Всеэтиисследованиядоказывают, чтокраснаячасть спектра обладает определенным стимулирующим эффектом, несмотря на отсутствие в человеческом организме хлорофилла13. даже сейчас медицина не отрицает, чтоукутываниевкраснуюшерстянуюткань способствует излечению простудных заболеваний и некоторых детских болезней (кори, скарлатины, ветрянки). Неоспорим тот факт, что группа красных цветов и непосредственно сам красный усиливаю защитные функции организма, что помогает ему более активно бороться с недугами и хворями. Также красный цвет способствует ускоренному заживлению ран.

 

Синий же цвет, действует как противовес красного, оказывая тормозящее и успокаивающее действие на нервную систему, а также понижая вегетативные функции организма. Он создает ощущение покоя и прохлады, спокойствия и тишины. Группа синего, фиолетового и зелёного цветов, обладают функцией интроверсии, т.е. импульса направленного внутрь. Понижение функций организма и торможение работы органов присуще всей группе холодных оттенков.

 

Также имеются данные о слабом дермацидном эффекте синего цвета, несколько повышающем кислотность рН-уровня кожи. Ученый Вуртман в своих исследованиях доказал, что синий цвет влияет на понижение билирубина в крови14. С. Мак дональд провела опыты, в результате которых были сделаны следующие выводы – облучение синим цветом заметно снижает боль в пораженных артритом суставах15. По ее мнению, анальгезия при облучении возрастает с увеличением частоты излучения.

 

Ярким примером разницы воздействия холодной и теплой гаммы цветов стали тесты, проводимые Л.Бушем над своими учениками. Когда аме- риканские студенты в качестве испытуемых несколько минут смотрели на оранжево-красный

 

 

11 Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - 2-е изд./Л.Н. Миронова. - Мн.: Беларусь, 2003

12 Birren, 1961. С. 130

13 Яньшин П. В. Введение в психо-семантику цвета. Учебное пособие.

– Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.

14Wurtman, 1975

15 Mc Donald, 1982

16 Л.Буш “Физиологические основы цветового теста”


цвет, их вегетативные функции (давление, пульс, частота дыхания) повысились, когда же студентам был показан темный синий цвет, их нервная система отреагировала обратным образом: пульс стал спокойнее, кровяное давление упало и дыхание замедлилось. То, что выявилось у этих студентов, происходит со всеми людьми во всем мире16в не зависимости от пола и расы, а также цветочувствительных характеристик глаза.

 

При добавлении к физическому воздействию оптических характеристик цвет становится осяза- емым, у него появляется вес и температура. А в некоторых случаях у цвета появляется даже звук. Так, например, белый воспринимается как легкий, и любой предмет, окрашенный в белый цвет, будет восприниматься легче, чем он есть на самом деле. Ниже приведена таблица, в которой описаны физические характеристики цвета.

 

 

4.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗдЕ СТВИЕ ЦВЕТА

 

При психологическом воздействии речь идёт о чувствах, переживаниях, которые человек испытывает под влиянием того или иного цвета. Как уже было сказано ранее – это влияние очень тесно связано с оптическими и физическими свойствами цвета. Поэтому все существующие психологичес- кие тесты и системы неотделимо связаны с физической и оптической стороной восприятия и действия цвета. На данный момент самой знаменитой и более точной системой является клинический тест Макса Люшера, о котором уже упоминалось ранее. да, многие пытались на его основе или, отвергая полностью данную теорию создать собственные системы, но пока более качественной и настолько достоверной не создано.

 

Конечно же, нельзя сказать, что любой выбранный цвет, например, зеленый абсолютно у всех будет вызывать одну и туже ассоциацию. даже если вы спросите всего лишь пять оппонентов, у всех будет свое представление о его воздействии, сути и ассоциациях, которые он вызывает. Но путем тысячелетних исследований, ученые пришли к одному точному и неопровержимому результату: как бы человек не относился к тому или иному цвету, какие бы ассоциации этот цвет не вызывал у него, (даже если этот испытуемый обладает нарушением цветового восприятия (дальтонизм и др.)), психо-физическое восприятие данного цвета у него будет приблизительно похоже, при сравнении его с другими испытуемыми.

 

Язык цвета интернационален, поскольку цветовое возбуждение передается, минуя сознание, перемещаясь от глаза по вегетативной нервной системе в промежуточный мозг (руководящий центр нашей нервной системы). Созерцание того или иного цвета влияет на людей одинаково, и,


отражается на физиологическом и психологическом уровнях.

 

Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различ- ных ассоциаций и жизненных катаклизмов. Устанавливать здесь какие-либо правила практи- чески невозможно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоци- ируется с огнём и кровью, жёлтый – с солнцем, си- ний – с небом и водой, а зелёный – с лесом и лугами. Черный цвет вызовет тревогу и будет ближе к цвету траура, чем белый. В свою очередь, даже в голову не придет надеть черное свадебное платье, тогда как белое вызовет ощущение чистоты и радости. Розовый цвет быстрее вызовет ассоциацию тепла и уюта, чем крови, как того же спектра чистый красный. И так далее, и так далее… Оценивая цвет, можно выделить, пять основных правил:

 

1. Чем выше светлота, тем более спокойным и мягким становится цвет.

 

 

2. С ростом насыщенности цвета, появляется демонстративность и зрелищность (эффект- ность).

 

 

3. При затемнении и одновременном увеличении насыщенности у цвета появляется сила и мощь.

 

 

4. При увеличении доли красного в цвете по- является теплота и наполненность.


5. При увеличении доли синего цвета появляется элегантность и глубина.

 

 

Однако в цветовом решении необходимо найти компромисс между эмоциональным характером, который должен выражать цвет, и колоритом, максимально передающем своеобразие образа. Результаты социологических исследований пока- зали, что люди избирают продукт, вещь или салон в большинстве случаев не на основании вкусового или какого-либо другого чувства или ощущения, а на основании привлекательности той или иной рекламы или упаковки. Привлекательность цветового колорита основана на многих факторах, одним из которых является непосредственно психология. Но, как было сказано выше, необходимо учитывать и гармоничные сочетания, композицию, количество. Ведь правильно подобранные цвета с психологической точки зрения могут на уровне оптического воздействия нести отрицательный оттенок, как было видно из примеров, показанных в разделе «Оптическое воздействие цвета», где рисунок становился динамическим и в некоторых случаях начинал резать глаза и вызывать тошноту, особенно у людей с плохим вестибулярным аппаратом.

 

При работе с клиентом очень важно вовремя понять его цветовое предрасположение. Если не подобрать подходящий на психологическом уровне цвет, накала страстей – не избежать. Цветовые предпочтения клиента также расскажут о том, как с ним общаться и вести себя, что ему можно предложить, насколько можно уйти в креатив или, напротив, ограничиться консервативной классикой. Но как узнать, какой цвет у клиента? Чтобы понять это, с ним необходимо общаться. Лучше всего если это общение будет долгим. Например, он несколько раз пришел к вам на стрижку и только после этого решился изменить цвет волос. Ваша задача за это время -, как можно больше узнать о клиенте: – кто он, кем работает, как отдыхает, какие отношения сблизкими, знакомыми и так далее.

 

Благодаря этим вопросам, вы создадите целостный ответ в виде коллажа, на основе которого можно будет судить о психотипе клиента, его предрасположенности

 

 

4.3.1. П ОТИП ЧЕЛОВЕКА ЦВЕТ

 

В психологии существует такое понятие, как психотип, котороеделитлюдейпопсихологическому


 


 

характеру на четыре вида – меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик. Каждый психотип имеет свои индивидуальные характеристики, свойственные только ему. Но, к сожалению, а может к счастью, в чистом виде психотипы практически не встречаются. Любой человек и заимствует черты для своего характера от всех типов. Поэтому существуют специальные процентные таблицы-тесты, где мож- но наиболее четко определить свой психотип. Поскольку каждому эмоциональному состоянию и поведению можно приписать определенную характеристику цвета, то путем несложных опытов ученые вывели закономерность влияния цвета на различные психотипы.

 

1. Меланхолик – рассудительный человек, который ценит упорядоченные отношения, скрытен и склонен к бездействию. Его темперамент характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отли- чают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции.

Цветовая гамма родственная ему – голу- бовато-синяя. Действует успокаивающе, сдержано, пассивно, прохладно. Даёт мелан- холику гармонию, удовлетворённость и рас- слабление.

 

2. Флегматик – это человек, который любит покой и устойчивость и обладает уравновешенным стабильным темпераментом; интроверт и часто пассивен. Темперамент такого человека характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятель- ности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спо- койное, ровное настроение.

Цветовая гамма родственная ему – все оттенки зелёного. Действует успокаиваю- ще, стабилизирующе, придаёт равновесие.

 

3. Сангвиник – это веселый и открытый человек, который способен испытывать одновременно истинный восторг и смертель- ную печаль, но настроенный всё же опти- мистично. Характеризуется высокой пси- хической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции, преимущественно поло- жительные, быстро возникают и быстро сменяются.


 

Цветовая гамма родственная ему - жёлтая. Действует солнечно, воздушно, весело, легко, приветливо, оптимистично.

 

4. Холерик – экстраверт, общительный человек, характеризующийся высоким уровнем психи- ческой активности, энергичностью действий, резкостью и стремительностью, силой движений и их быстрым темпом, а также порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

Цветовая гамма родственная ему - все оттенки красного. Действует динамично, активно, темпераментно, броско.

 

 

4.3.2. ПСИХОТИП ЧЕЛОВЕКА ЦВЕТ ВОЛОС

 

Цвет волос и их действие на психологическое настроение человека - вопрос, которым задавались и задаются многие ученые и колористы. Психологи утверждают, что брюнетам от природы досталась страстная натура. Они вспыльчивы, но отходчивы, чего нельзя сказать о брюнетках. Обладательницы черных волос отличаются злопамятностью и мстительностью, а светловолосые люди, как правило, имеют флегматичное психологическое состояние и неспособны к глубоким чувствам, но зато умеют совершать достаточно решительные поступки.

 

Людисрусымиволосамиотличаютсятерпеливостью и покладистостью. В какой-то степени людей с русым цветом волос можно назвать психологически спокойными и уравновешенными. Полной их противоположностью являются рыжеволосые люди, которые вспыхивают как порох и непредсказуемы во всем – от сексуальных игр до реакции на лекарства.

 

Но все же натуральные волосы не несут такой сильной психологической нагрузки, как окрашенные. Это можно объяснить тем, что человек, окрашивая свои волосы в какой-либо цвет, начинает подсознательно ассоциировать себя с ним. Задайтесь вопросом, сколько раз в зеркале вы видели себя, а сколько раз образ, который вы придумали. Каждый из нас иногда представлял себя Бэтменом или Николь Кидман. Смотрелся в зеркало, и видел несуществующие мышцы или прекрасный стан, не замечая свисающих боков. Именно в таком же варианте мы оцениваем и цвет, создавая подсознательно тот или иной образ, и ощущая себя совершенно по-новому. У женщин, конечно, больше причин для таких фантазий, ведь кроме цвета одежды и волос ежедневно меняется и цвет макияжа. Поэтому окрасив волосы в рыжий, женщина не только сменит блузку, но и юбку, ремень, сумочку и туфли. Перемены коснутся макияжа, а


в некоторых случаях и цвета глаз (использование контактных линз). В итоге перед нами предстанет совершенно новая женщина, изменившаяся да неузнаваемости.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.102 сек.)