АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Архетип астролога: Прометей

Читайте также:
  1. Архетип Персоны и сновидения, сопровождающие процесс психической инфляции
  2. Архетип.
  3. Архетипы
  4. АРХЕТИПЫ В ДРАМАТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ
  5. Коллективное бессознательное — совокупность всех врожденных архетипов.
  6. Некоторые наиболее важные архетипы
  7. Некоторые наиболее важные архетипы.
  8. Об архетипах коллективного бессознательного
  9. Формируйте символический заряд образов истории — от индивидуальных до универсальных, от специфических до архетипичных.

Прометей в мифах древней Греции – древнее доолимпийское божество, бог третьего поколения. Прометей - сын титанов, детей Урана и Геи. Уран в мифологии символизирует небо. В астрологии Уран управляет самой астрологией и всем тем, что связано с научными исследованиями, открытиями, изобретениями, вспышками гениальных озарений. Гея в мифологии символизирует мать-землю и отождествляется с богиней правосудия Фемидой. Это означает, что у земли есть свои законы, и все, что порождено землей, подчинено этим законам, ограничено ими. И кто эти законы нарушает, того карает меч правосудия, то есть, наказывает сама земля.
Архетип астролога, таким образом, предполагает, что астролог должен знать законы земли и законы космоса и объяснять их людям, которые приходят к нему за помощью.
В мифологии Уран оплодотворяет Гею - взаимодействие неба с землей (взаимодействие земных законов с космическими) приносит плоды: земля рождает жизнь. Астролог должен объяснить клиенту, как законы действуют в жизни клиента.
Дети Урана и Геи – титаны, носители закона земли и закона космоса, - шесть братьев и шесть сестёр-титанид. Здесь мы видим символику 12 знаков Зодиака: 6 мужских (Овен, Близнецы, Лев, Весы, Стрелец, Водолей) и шесть женских (Телец, Рак, Дева, Скорпион, Козерог, Рыбы).
Титаны вступили в брак между собой и породили поколение богов: Прометея, Гелиоса, муз, Лето и других. Прометей – сын титана Иапета и матери-земли Геи. Братья Прометея: Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры).
Среди детей Прометея Девкалион (сын Прометея и Пандоры), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры).
Имена Прометей и Эпиметей имеют индоевропейский корень me-dh-, men-dh-, "размышлять", "познавать". Прометей означает "мыслящий наперед", "предвидящий", а Эпиметей означает "мыслящий после", "крепкий задним умом". Это значит, что астролог посредством астрологических знаний может познавать архетипы, действующие в жизни. Это дает возможность предвидеть, поскольку архетипические сюжеты предопределены. Таким образом, человек с помощью астрологии может мыслить наперед.
Мифы древней Греции о Прометее связаны с приближением эпохи героев. В них описывается время, когда на земле устанавливается новый порядок – бог нового поколения Зевс борется за власть с титанами, побеждает их, и начинается новый виток в развитии земной жизни – время Власти Зевса. Прометей, сознавая свое хтоническое происхождение, пользуется им: он обращается за советом к матери-земле Гее, и та советует ему вступить в союз с Зевсом, и вместо того, чтобы бороться с ним грубой силой, использовать для реализации своих целей мудрость, ум, хитрость. Это значит, что древние законы жизни земли и Космоса остаются неизменными, когда на земле сменяются эпохи, ведущие к установлению нового порядка. И носители древних знаний не должны восставать против нового порядка, но должны включаться в новые времена, сохраняя при этом знания.

 

Зевс приходится Прометею двоюродным братом. И он интересуется человечеством. Человечество, согласно мифам, существовало еще до того, как родился Зевс. В мифах говорится о том, что Прометей, как древнее хтоническое божество, имеет отношение к созданию первых людей из земли и воды. Прометей вылепил их смотрящими в небо - подобно титанам, внукам Урана. Таким образом, люди несут в себе устремленность к возвышенному, потребность жить космическими законами в рамках ограничений, которые накладывают на них законы земли.
В мифах есть указания на то, что люди и животные, созданные богами в глубинах земли из смеси огня и земли, наделялись Прометеем и его братом Эпиметем определенными качествами, способностями. Эпиметей, не обладающий даром смотреть в будущее, занимался животными. Он черпал из общего источника способностей к жизни на земле до тех пор, пока не истратил все. Прометей, судя по всему, в это время наделял людей способностями иного рода, в частности, способностями строить взаимоотношения с Космосом – «смотреть в небо».
Прометей изучал людей и обнаружил, что люди обладают способностью точно видеть наперед свое будущее, но при этом не обладают способностью помнить свое прошлое. Людям незачем было помнить прошлое, незачем было уметь делать из него выводы, ведь будущее для низ было ясно видно и совершенно предопределено, и повлиять на него люди никак не могли. Прометею, чье основное свойство – справедливость, такое нарушение равновесия между прошлым и будущим не могло понравиться. И он забрал у людей способность видеть будущее, а вместо нее даровал «слепые надежды». Таким образом, астролог может очень четко видеть зависимость клиента от архетипического сюжеты и хорошо себе представлять, чем для клиента все это закончится. Но астролог не должен точно описывать клиенту картины его будущего. Астролог должен показать будущее так, чтобы у клиента были «слепые надежды». Прометей забрал у людей способность начисто забывать свое прошлое, люди стали помнить свое прошлое, но Прометей оставил людям и способность забывать свои горести. Это значит, что астролог не должен говорить со своим клиентом слишком прямолинейно о том, что для клиента болезненно в связи с его прошлым травматическим опытом. Астролог, говоря о прошлом, должен быть крайне осторожным, чтобы не заставить клиента переживать травматический опыт заново. Если клиент не хочет касаться болезненных тем прошлого, астролог не должен настаивать.
Уравновесив в человеке способность частично помнить прошлое и частично предвидеть будущее, Прометей наделил людей интересом к будущему. И это стимулирует людей к постоянной деятельности (Эсхил "Прометей прикованный", 248-250). Не видя своего будущего, люди стали ощущать себя свободными в выборах и поступках и тем самым сравнялись с богами. Богов это возмутило и они в отместку людям и Прометею послали к людям носительницу бед Пандору. Это следует понимать так: астролог, который очерчивает клиенту нереалистические картины будущего, наносит клиенту вред. Если клиент не ощущает, что его свобода выбора ограничена его собственными определенными личными качествами и возможностями, клиент попадет в беду, когда будет принимать ответственные решения на основании предсказаний астролога. Естественно, что астролог понесет за такое безответственное поведение наказание – если сундук Пандоры откроется для клиента по вине астролога, то беды из этого ящика обрушатся и на его астролога.
Когда Прометей решил наделить людей способностями к жизни на земле, оказалось, что в общем источнике этих качеств уже ничего не осталось. Поэтому люди, в отличие от животных, гораздо хуже приспособлены к жизни на земле - их тела «голы и беззащитны». Прометей увидел, что все животные заботливо оснащены: у них есть когти, клыки, острое зрение и тонкий нюх, густая теплая шерсть, рога, копыта и т.п. А человек "наг и не обут, без ложа и без оружия". Тогда Прометей похитил "премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, поскольку без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться" и передал людям. Речь идет о способности человека мастерить себе орудия труда и борьбы. Так Прометей даровал человечеству способность к техническому прогрессу. Согласно Эсхилу (Эсхил "Прометей прикованный", 481 след.), "все искусства у людей от Прометея. Прометей наделил разумом слепых, беспомощных людей, живших в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать». Таким образом, астролог должен во время консультации дать клиенту информацию о том, какие практические умения и навыки клиент должен развить в себе, чтобы повысить свои адаптивные способности и удовлетворить свою потребность в безопасности. Астролог никогда не должен решать для клиента его локальную задачу, но должен дать глобальное видение того, какие умения и способности клиент должен развить в себе, чтобы самостоятельно решать подобные задачи.
В мифах Прометей – создатель и благодетель человечества, который старается всячески облегчить жизнь людей в условиях нового Закона Зевса. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата (эра Овна). По отношению к людям Зевс неумолим и суров. Он не раз уничтожает поколения людей без снисхождения к их ничтожеству. Таким образом, Зевс олицетворяет в мифологии государство с его патриархальным иерархическим устройством. А Прометей остается вне государства, воспринимая его как фактор, осложняющий людям их личную жизнь.
В патриархальной системе Зевса Прометей занимает очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. Это символизирует нацеленность государства на научно-технический прогресс, в котором индивидуальному человеку отведена роль подчиненная. Государство (Зевс) ценит и любит героев, а к слабым представителем рода человечества, коих большинство (народ), относится с презрением, потребительски.
С деятельностью Зевса в мифах связаны начало государственности и порядка в людях, а также нравственные качества. Прометей не учил людей жить сообществом. Он развивал в людях их индивидуальные умения и способности. Понятие стыда и правды ввел среди людей Зевс через Гермеса. Таким образом, мы видим, что человек может стыдиться своего тела или своих поступков лишь тогда, когда живет в человеческом сообществе. Также и понятие правды связано с общественной жизнью человека. Для индивидуума, свободного от общества, вопрос о том, что правда, что ложь, не стоит. Поскольку для него правда лишь то, что подтверждается жизнью, остальное – не правда. Но в обществе, если индивидуум себя с ним отождествляет, он не заботиться о том, чтобы проверить утверждение жизнью, а просто принимает его на веру.
Зевс остался недоволен родом людским после того, как наделил его нравственными качествами, способностью стыдиться и различать правду и ложь, но не пожелал совершенствовать человеческий род, а решил уничтожить его и насадить новый. Это указание на то, что государство, устроенное по принципу иерархии, не дорожит своим народом в принципе. В своих интересах оно может уничтожить неугодный ему народ, а освободившуюся территорию заселить инородцами. И может делать это неоднократно.
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, послал на Землю потоп, оставив в живых лишь одну пару - супругов Девкалиона и Пирру (т.е. сына Прометея и дочь Эпиметея). Они создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину. Так род человеческий, созданный Прометеем, не погиб окончательно. Это говорит о том, что государство не в силах уничтожить носителей определенной культуры полностью. Существует генетическая память. И при благоприятных условиях народ возрождается.
С Гефестом Прометея роднит связь с огнем и просветительством людей: Гефест тоже занимался воспитанием и обучением людей. Афина играла большую роль в создании людей. Она вдохнула в них душу. Афина даже помогала Прометею похитить для людей огонь. Есть сведения о том, что наказан прикованием к скале и орлом Прометей был Зевсом не столько за свои благодеяния в отношении людей, сколько за влюбленность в Афину. Но именно Прометею, а не Афине и Гефесту приписывается создание первой женщины. Это символ того, что в патриархальном государстве роль женщины второстепенна, она на заднем плане, практически не участвует в техническом прогрессе.
Прометей всячески старался облегчить людям жизнь. Во время установления жертвенного ритуала в Меконе, Прометей научил людей приносить олимпийским богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром. То есть, астрология учит тому, что человек не должен жертвовать своими жизненно необходимыми интересами в угоду государства. Характерно, что Зевс разгадал обман Прометея с костями вместо мяса, но позволил этому произойти, чтобы иметь повод наказать людей и самого титана. Это символ манипулирования государством сознанием своего народа. Зевс лишил людей огня за то, что они послушались Прометея. Прометей же, в свою очередь, опять-таки хитростью и обманом, добывает огонь и передает его людям в полом тростнике. Народ всегда находит способ обойти жесткие ограничения государства, чтобы выжить. Зевс карает Прометея за неподчинение своей воле. Прометей по воле Зевса оказался прикованным к горам Кавказа в пределах Скифии, где орел ежедневно прилетал выклевывать ему печень, ежедневно вырастающую вновь. Государство всегда карает тех, кто идет против государственной идеи и воли правителя государства.
В классической олимпийской мифологии не могло существовать двух создателей человечества и двух носителей закона и справедливости - Прометея и Зевса. Патриарх должен быть один. Поэтому Прометей в мифах противопоставлен Зевсу, как символ личной свободы и личных потребностей индивида противопоставлен символу общественного порядка в иерархической системе: Прометей нарушает запреты Зевса, чтобы люди, объект его любви и творчества, могли жить, как можно меньше страдая. Обладая способностью предвидеть будущее, Прометей знает, что за это будет жестоко страдать сам, но это его не останавливает, поскольку Прометей знает тайну судьбы Зевса, конечный результат истории своих взаимоотношений с Зевсом. Таким образом, астролог должен помочь клиенту раскрыть свои индивидуальные качества, но в то же время не оказаться из-за этого вне сообщества людей. Для этого астролог должен очень хорошо ориентироваться во внешней и внутренней политической, экономической и культурной жизни государства и при этом находиться как бы в позиции стороннего наблюдателя по отношению к идеологии правящего класса в государстве.
Прометей нарушает запреты Зевса не грубо, не посредством откровенной физической борьбы, как поступали проигравшие битву с Зевсом титаны, а действует тонко и хитро. Именно так себя вести по отношению к Зевсу посоветовала ему мать-земля Гея. Это означает, что всякий, кто восстает против государства и борется с ним прямолинейными методами, обречен на поражение. С государством нужно сотрудничать, но при этом не приносить ему в жертву свое индивидуальное творческое начало и свои идеалы. И хотя Прометей терпит наказания от Зевса за свой индивидуализм и снисхождение к людям, Зевс все же не может уничтожить Прометея так, как он уничтожил титанов. Прометей попадает в позицию мученика, не желая отступить от людей, которых не любит Зевс.
Зевс не прощает людям их несовершенства, карает людей за их ничтожество. Зевс покровительствует только героям. Для Прометея же люди – это плоды его личного творчества, он их любит, он увлечен их развитием, он не желает мириться с их страданиями и погибелью. Этот символ раскрывается так: индивидуальное творчество в государстве находится в уязвимом положении, но государство не в состоянии полностью уничтожить творческие порывы в своих гражданах, окончательно лишить их права на творческое самовыражение. Но право на личное творчество приходится отстаивать. Государство все время норовит подчинить творческие способности отдельного человека своим интересам. Это выражается в цензуре по отношению к людям искусства, в регулировании рождаемости, в стремлении поставить научные исследования и гениальные открытия на службу государственному аппарату. Если государству нужны воины, оно стимулирует рождаемость, если государство не может обеспечить народ жильем и продовольствием, оно накладывает запрет на рождение второго ребенка в семье. Государство может устроить геноцид определенному этносу, входящему в состав народонаселения, ради своих интересов. Конкретный правитель, представляющий власть в государстве, ради личных интересов может даже стремиться полностью уничтожить подвластный ему народ, как Зевс уничтожает людей в мифах древней Греции, если они ему не нравятся.
Прометей страдает по воле Зевса, но остается независимым от Зевса даже тогда, когда прикован к скале. Он говорит: «А мне - что мне громовержец Зевс? Чего бояться мне его? Не суждена мне смерть! Пусть делает, что хочет, Зевс. Недолго ему властвовать над богами! Злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избегнет он своей судьбы! Будет он свергнут с высокого царственного Олимпа». Прометей сознает, что власть Зевса не вечна, как и власть его предшественников, ибо такова воля "трехликих" мойр и "памятливых" эриний, над которыми не властен никто (Эсхил "Прометей прикованный", 515-519). Знает вещий титан и великую тайну, как избежать Зевсу этой злой судьбы, но никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не заставят Прометея открыть эту тайну Зевсу. Этот символ раскрывается так: государство не в силах использовать астрологические знания в своих целях до тех пор, пока оно стоит на позиции неуважения к интересам своего народа, не уважает право индивид на личное творчество, на свободу личности. Астролог, который под воздействием угрозы или подкупа со стороны государства попытается служить государству, будет давать нереалистические предсказания будущего. Поскольку в такой ситуации кармический эгрегор перекрывает астрологу канал связи с высоким астрологическим эгрегором. Астролог может думать, что он продолжает видеть будущее, но на самом деле он видит только собственные иллюзии, которые, как мираж в пустыне, рисуют надежды правителя государства на то будущее, которое ему желанно. Это подтверждается ходом истории европейской цивилизации: за 7 тысяч никому из властителей не удалось использовать астрологию, чтобы реализовать идею доминирования, идею утверждения господства над миром. В древнем Риме в течение всего первого столетия астрология была орудием власти императоров, которые из-за тщетных попыток использовать астрологию в личных целях просто лишались рассудка – их охватывали фатализм и паранойя. Астрология всегда подвергалась гонению там, где ее предсказания и предупреждения не соответствовали ожиданиям тех, у кого в руках была власть и от воли которых зависели судьбы многих. Не удивительно, что Прометей не стал олимпийским божеством, обладая чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. В античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, которую заложили римские авторы. Так для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь людям. Гораций осуждает Прометея за то, что он, создавая человека, вложил в него "злобу" и "безумие" льва. Упрекает его в том, что Прометей заботился только о теле человека, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей. Диоклетиан и последующие императоры утвердили декреты, изгонявшие астрологов из государства, а вскоре к преследованиям астрологии присоединилась и христианская церковь, структурированная по принципу той же патриархальной иерархии Власти Зевса, что и древний Рим.
В 20 веке нацисты Германии использовали астрологию: одни искренне верили в то, что с помощью астрологии арийская нация займет господствующее место в мире, для других она была средством пропаганды. Но их представление об астрологии были ограниченными. Один из основных теоретиков нацистской Германии, Хаусхофер, возродил древнюю теорию периодического разрушения цивилизаций в своей концепции сменяющих друг друга периодов разрушения земли льдом и огнем. Говорят, что этот детерминизм обусловил готовность Гитлера разрушить Германию в конце войны, хотя неясно, в какой мере Гитлер был подвержен оккультным представлениям. Имеется только одно убедительное свидетельство использования Гитлером астрологии. Есть данные, что в течение последних недель войны министр пропаганды Геббельс старался поднять моральный дух Гитлера. Из канцелярии Геббельса вышел гороскоп Германской республики 1918 года и натальная карта Гитлера и, говорят, на их основе Геббельс сделал вывод, что Германии суждено победить в войне.
Есть свидетельства того, что в СССР правящая верхушка партии большевиков регулярно пользовалась астрологическим знаниями для достижения собственных целей. Как и везде, только богатые и сильные в Советском Союзе могли позволить себе обратиться к астрологии, в то время как для обычного гражданина страны астрология должна была быть ни чем иным как «лживой идеологией». Говорят, у Брежнева был духовный целитель, бывший астрологом. Тем не менее, эпоха Брежнева кончилась, а СССР вскоре после его смерти перестал существовать.
Незнание своего будущего страшит наделенного большой властью правителя государства в гораздо большей степени, чем может себе представить обычный человек. В мифе о Прометее Зевс очень боится незнания своего будущего и освобождает Прометея в обмен на раскрытие этой тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, тот освободил Прометея и тем еще больше прославил себя. Прометей говорит Зевсу, что его женитьба на богине Фетиде приведет к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Это означает, что правитель государства должен осознавать ограниченность и конечность своей власти, а также невозможность силовыми методами добиться правдивого видения своих перспектив. Только такой подход может избавить правителя от страха перед своим будущим.
Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен Гераклом отравленной стрелой, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею свое бессмертие, Зевс соглашается. Здесь мы видим указание на то, что астролог должен сохранять верность своим идеалам в любых обстоятельствах, и тогда высокий эгрегор сможет его защитить как от людей, наделенных очень большой властью, так и от деструктивных психических и интеллектуальных изменений, которые в мифах символизируется смертью.
За символикой мифов о Прометее скрываются сведения о том, что в условиях иерархического устройства общества проявления индивидуальных качеств, обусловленных уникальностью отдельного человека, раскрыть полностью весьма затруднительно. У такого общества нет спроса на такое раскрытие творческого потенциала личности. Государству нужна масса людей, которой удобно управлять. Отсюда пренебрежительное и даже уничижительное отношение государства к астрологии как методу познания себя. В современных иерархических государствах место астрологии в жизни общества зависит от степени демократических свобод. В тоталитарных государствах астрология обычно запрещена. В демократических развивается свободно, но поддерживается государством редко.
Астролог должен учитывать особенности того государства, в котором живет, и особенности того государства, в котором живет его клиент. При этом астролог должен оставаться независимым от своих гонораров и независимым от воли тех, кто представляет власть.
К астрологу может обратиться человек, жаждущий власти. Это не обязательно должен быть диктатор государственного масштаба. Это может быть мелкий домашний тиран или обуреваемый жаждой наживы мелкий служащий, или тщеславный карьерист. Астролог должен стоять на позиции Прометея: бороться нужно не с конкретным человеком, а с той идеей, носителем которой он является. Клиент, конечно, может отождествлять себя с Зевсом, но это не значит, что он Зевсом является. Задача астролога – показать человеку его идею и дать возможность от этой идеи отделиться. С помощью астролога человек должен понять и ощутить свою включенность в жизнь Вселенной, а не только в жизнь отдельного человеческого сообщества. Клиент должен осознать причинно-следственные связи своих выборов и поступков. Астролог должен объяснить клиенту законы существования клиента как уникальной личности, как микрокосма. И расширить сознание клиента, что откроет ему больше возможностей для выбора в стремлении жить в гармонии с Вселенной. Астролог должен твердо стоять на той позиции, что все попытки использовать астрологию для того, чтобы доминировать над Вселенной или над какой-то ее частью, не увенчались успехом. Исключений здесь нет. Всякий раз такие попытки оказывались несостоятельны по той причине, что принцип доминирования, принцип иерархии не входит в парадигму астрологической картины мира. Подобно тому, как волхвы древней Руси в общественной иерархии занимали место рядом с правителем, но не служили ему, так астрология эффективна лишь тогда, когда служит мировой гармонии, но не эгоическим интересам отдельного человека или локальным интересам какого-либо человеческого сообщества.

Поделиться…


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)