АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Типы клиентов
Реферат. Источник: Авессалом Подводный. Психология и астрология, 2 том, Эволюция личности; 3 том Астрология для психологов – «Высшая школа классической астрологии», Москва, 2001 Лиз Бурбо. Пять травм, которые мешают быть самим собой/Перевод В.Трилиса К.: "София" — М.: "Гелиос", 2001 Эрик Берн «Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы – Мн. «Попурри», 1999
Клиенты бывают разные, и астролог-консультант должен уметь определить, к какому типу относится клиент, и вести себя с ним в соответствии с особенностями данного типа. По мере накопления опыта практики астрологического консультирования консультант учится видеть психологические игры, в которые играют люди, заявляющие потребность в консультации. Потому что, как правило, сознательно человек заявляет одно, а подсознательно –совершенно другое. Например, есть три основные модальности, с которыми приходят клиенты: это тотальная катастрофа, частная трудность и необходимость обучения. При этом клиент может прямо и не выражать, в какой модальности он пришел, но консультант должен по поведению клиента определить, к какому из трех типов относится проблема клиента. Три основные модальности, с которыми приходят клиенты, соответствуют трем видам людей – это Победители, Середняки и Неудачники (по Эрику Берну). И каждый человек, когда он приходит к консультанту, первой же своей фразой обозначает, к какой именно категории он относится. Если приходит Середняк, он никогда не скажет: «Спасите меня!» Он скажет: «Мне нужна частная помощь по такому-то вопросу». Если приходит победитель, он никогда не скажет: «Мне нужна помощь, спасите меня, помогите мне!» Он скажет: «Научите меня. Я этого не умею, вы можете меня научить?» И он обязательно возьмет на себя значительную часть ответственности за то, что происходит во время консультации. Роли неудачника: Тотальная катастрофа. Человек говорит: «Я погибаю, меня надо спасать, вы моя последняя надежда». Это очень нехорошее начало. Нередко клиент еще добавляет, что у него нет ни копейки денег. Таким образом, в свою катастрофу клиент пытается вовлечь и консультанта, так как каждый час времени работы последнего тоже стоит денег, и если ему не заплатить, то консультант получит удар по своей системе ценностей, и у него начнутся деструктивные события со всеми последствиями. Применительно к клиенту такого рода у консультанта должны быть выработаны определенное понимание, техника и философия: помогать человеку, который находится в состоянии катастрофы - обоюдоострое занятие. Здесь консультант моментально попадает в ситуацию, которая в психотерапии называется двойной связкой. Это значит, что если вы ему не поможете, то он погибнет. И вы окажетесь непрофессионалом. В этом случае консультант получает существенный удар по самооценке и вообще по своему профессиональному энергетическому каналу. С другой стороны, представьте себе, что вы ему помогли, вы его от этой катастрофы избавили. Какая мысль тогда возникнет у него в подсознании (а может быть, и в сознании)? Вы утвердили его в том, что он ни на что не способен, что его проблемы и катастрофы может смягчить или устранить только другой человек. Человек при этом какое-то время, может быть, просуществует, а потом придет к вам с еще гораздо большей катастрофой, из которой вы его уже не вытащите, - а если возьметесь всерьез, то пропадете вместе с ним. С тотальной катастрофой чаще всего приходит клиент, находящийся на инфантильном уровне развития личности. У него нет ощущения «Я», а есть лишь иллюзия «я» в локально-каузальной модальности. Тотальная катастрофа случается с ним, когда от него отключается ведущий его эгрегор: увольнение, смена работы, выход на пенсию, брак, рождение первого ребенка, переезд, развод, разорение, потеря кого-то из близких и т.п. Его тотальную неуверенность в себе вылечить невозможно. Она уйдет только в том случае, когда он поднимется на следующий уровень эволюционного развития. Помощь астролога-консультанта в данном случае заключается в том, чтобы сказать ему, что можно жить, будучи в чем-то неуверенным, в том числе в каких-то ситуациях неуверенным в себе. Может быть, это в чем-то некомфортно, но это более творческое состояние, нежели всепоглощающая самоуверенность. Учтите, что если вы не являетесь членом его референтного круга, он вас уважать не будет. Вопросы самопознания с ним лучше не обсуждать. Объяснять космогонические тонкости не нужно: надо предъявить суковатую дубину, утыканную акульими зубами. Вот это он понимает! Если астролог-консультант возьмет на себя роль психотерапевта и начнет лечить невроз этого клиента, то у астролога обязательно начнется аналогичный невроз, либо астролог начнет разрушать связи этого человека с ведущим его эгрегором. В этом случае эгрегор сразу же отреагирует: консультации по каким-то причинам прекратятся (у астролога начнутся неприятности и т.п.) – астролог попадет под магические чары эгрегора, и мощное психологическое излучение, которое (если астролог об этом не думает и этому не сопротивляется) незаметно гипнотизируют его, смещая точку сборки в положение, соответствующее мировоззрению и этике эгрегора. Вылечить инфантильную личность означает изменить весь ведущий его эгрегор, например, этнический. Этот клиент будет стремиться навязать консультанту нужную ему модальность. Если это произойдет, консультант проиграл – попал в сюжет клиента и включился в него на заранее отведенную роль, оказался под контролем ведущего клиента эгрегора. Практически с клиентом уже ничего сделать нельзя. Если же астролог-консультант включит модальность, к которой клиент не привык, - он отключит клиента от жестко ведущего его эгрегора, и клиент окажется наедине с самим собой. В этот момент у клиента может включиться его творческое начало. Если в это время удастся вытащить из его подсознания собственные сомнения в себе, значит, консультант совершил психологический подвиг. Инфантильный клиент не терпит гуманистической психологии. Он будет стремится к тому, чтобы сделать консультанта своим рабовладельцем. У него может появиться нехорошая влюбленность в консультанта. Вообще-то инфантильного клиента лучше на порог не пускать. А если уж пускать, то гонорар брать очень крупный и конвертируемой валютой. Здесь задачей астролога-консультанта будет предъявить клиенту его собственную личность. Есть пять основных типов Тотальной катастрофы, связанных с пережитым и неинтегрированным травматическим опытом: переживание отверженности, покинутости, унижения, предательства и несправедливости. Отвергнутый или «Беглец». Признаки: голос слабый, бессильный. Например, клиент жалуется: «Мой начальник сказал, что я никто», «Я знаю, что ни на что не способен», «Что бы я ни делал, это ничего не дает, все равно приходится каждый раз начинать сначала». Ищет одиночества, т.к. боится внимания окружающих – не знает, как при этом себя вести, ему кажется, что его существование слишком заметно. Считает, что самые неприятные ситуации должен терпеть до конца, запрещает себе право на отпор, не видит вариантов спасения. Не чувствует доброжелательности и приятия со стороны родителя одного с ним пола и переносит это на окружающих, обвиняя их в недостаточном внимании к себе. Считает себя неполноценным, если не может завоевать себе любовь этих людей. Все время ищет доказательств этой любви, но всегда неудовлетворен ими. Если чувствует себя отвергнутым родителем противоположного пола или другим лицом этого пола, обвиняет в этом не их, а себя. Ведет себя так, словно стремится занять как можно менее заметное место, сжаться, подобрать под себя ноги, стать незаметным. Тем не менее, обладает хорошим мышечным тонусом и осанкой. В глазах выражение страха, подавленности, жалости к себе. Подчеркивает свою отстраненность от материального, декларирует духовные ценности, возвышенные стремления. Зациклен на стремлении к совершенству, хотя может производить неряшливое впечатление, в одежде и во всем облике явное пренебрежение к себе, своим насущным потребностям: гнилые зубы, неопрятные руки и волосы, плохой запах тела. Претендует на общую эрудицию, демонстрирует свой интеллект, подчеркивает владение определенными навыками, техниками, умениями. Много говорит об идеалах любви, но часто упоминает о своей неприязни или ненависти к чему-то. Не верит в свое право на существование. Сексуальные трудности. Считает себя никому не нужным, ничтожным. Стремится к уединению. Тушуется, умеет быть незаметным. Находит разнообразные способы избегать ответственности. Считает, что его не понимают. Больше всего боится ситуаций, когда может ощутить панику. Провоцирует эти ситуации. Особенно легко паникует и цепенеет от страха с родителем одного с ним пола или других людей своего пола. С противоположным полом этого страха не испытывает, с ними общаться ему легче. Питает слабость к сладкому, особенно при приступах страха. Покинутый или «Зависимый». Признаки: детский голос, часто жалобный. Например, жалуется: «Муж хочет со мной развестись. Как же я буду жить совсем одна?», «Умер папа. Как же я буду жить без него?», «У меня конфликты с мамой. Я чувствую, что скоро она выгонит меня из дома, и я останусь совсем одна». «Что же я буду делать один? Что со мной произойдет? Как же мне быть?» Такой человек постоянно испытывает эмоциональный голод. Очень склонен становиться жертвой. Склонен создавать себе проблемы, особенно со здоровьем, - чтобы привлечь к себе внимание, т.к. ему все время кажется, что он получает недостаточно внимания, которое ему нужно, чтобы ощутить поддержку окружающих, когда он что-то сделает не так. Склонен все драматизировать, из локальных проявлений делает глобальные неправомочные выводы. Не видит большой проблемы в своих неприятностях: они приносят ему ценнейших подарок – внимание других людей. Так ему удается не чувствовать себя покинутым. Часто и охотно выступает в роли спасителя – это более тонкие способы привлечь к себе внимание. Делает много услуг другим, но при этом всегда рассчитывает на комплименты, хочет чувствовать себя важной персоной. Чередуются периоды взлетов и падений: то счастлив, то нет, то все хорошо, то внезапно становится печальным и несчастным – перемены настроения происходят без видимой причины. Часто обращается к другим за советом, спрашивает их мнение, ищет одобрения. Нуждается в поддержке его решений. Может показаться ленивым из-за того, что не любит проявлять активность или физически работать в одиночку; ему нужно чье-либо присутствие для моральной поддержки. Если делает что-то для других, то ожидает ответной привязанности. Окончание совместной работы или чего-то приятного воспринимает так, будто его покидают. Любит рассказывать о своей независимости. Например, не хочет иметь ребенка, прикрываясь своей независимостью. Часто использует секс для того, чтобы крепче привязать к себе другого. Часто жалуется на недостаток секса в своей жизни. Зависимая женщина никогда не откажется от сексуальных утех, даже если не нуждается в них: имитирует удовольствие, т.к. не хочет упустить случай почувствовать себя желанной. Зависимый мужчина делает вид, что не знает о любовнике жены. Склонен задавать множество вопросов и часто отличается детским тембром голоса. Часто просит о помощи, с трудом принимает отказ и обычно настаивает на своей просьбе: использует манипуляцию, шантаж, капризы и т.д. Когда идет с другими людьми, пропускает их вперед, предпочитая быть ведомым. Считает, что если хорошо выполнит свое дело сам, то никто больше не станет им заниматься, и тогда наступит изоляция, одиночество, а этого он хочет избежать любой ценой. Убежден, что с одиночеством ему справиться не по силам. Прибегает к всевозможным уловкам, лишь бы его любили, не оставили одного. Ради этого долго и терпеливо переносит самые мучительные ситуации. Часто раздирают внутренние конфликты: с одной стороны, он требует много внимания, а с другой, - боится его требовать, т.к. это может обременять и раздражать других людей, и тогда они его оставят. Обладает мощной способностью не замечать недостатки в своем партнере. Готов терпеть любые проблемы, лишь бы не встал вопрос о расторжении отношений. Самая значимая эмоция – печаль: всячески избегает ее, ищет общества других людей, но если печалится, то упивается своей печалью. В кризисные минуты доходит до мысли о самоубийстве. Но, как правило, только говорит об этом, чтобы привлечь внимание. Если и совершает попытку самоубийства, то неудачно. Если после нескольких таких попыток ему никто не посочувствует, то может реально покончить с собой. Боится всех начальников и властных людей. Люди с повелительным голосом и властными манерами представляются ему холодными и безразличными. По этой причине он очень добр и любезен с другими, иногда чрезмерно и принужденно – надеется вызвать ответные приязнь и любезность других. Стремится завоевать общественное положение или должность, открывающие доступ к широкой аудитории, как способ получать внимание. Отождествляет себя с другими людьми и склонен считать себя ответственным за счастье или несчастье других, точно так же, как и их считает ответственными за свои беды и радости. Боится смерти. Считает себя неспособным перенести перемены в какой бы то ни было сфере, поскольку они представляют для него символическую смерть. Фактические перемены в жизни вызывают у него жесточайшие приступы тревоги и усиливают боязнь людных мест. Отличается неограниченным и неконтролируемым воображением. Легко дает волю слезам. В их рыданиях слышатся обвинения в адрес других, которые бросили их в тяжелую минуту. Обвиняют и самого Бога в том, что он покинул их. При этом часто сами оставляют других. Много начинаний бросает на полпути. Часто сам отказывает во внимании другим, когда им это нужно. Очень болезненно переживает ситуации, когда его не пригласили в компанию, на встречу или собрание, хотя сам легко забывает отдавать должное другим людям. Имеет привычку физически цепляться за другого человека. Характерен недостаточный тонус мышц. Уверен, что ничего не способен достичь самостоятельно, что ему совершенно необходима чья-то поддержка. В нем легко просматривается ребенок, которому нужно помочь. Большие печальные глаза. Как будто не знает, что делать со своими руками, особенно, когда на него смотрят. Иногда искривлен позвоночник. Униженный или «Мазохист». Признаки: часто в голосе звучат притворные интонации, изображает заинтересованность, сочувствие, внимание. Жалуется: «Нет моих сил больше, хватит с меня быть служанкой!» На вопрос, пробовала ли ты что-то изменить, играет в игру «Да, но…» Например, говорит: «После стольких лет моей честной службы меня выбросили на помойку, как старое ведро!» - в этой фразе отчетливо звучит собственное унижение. Часто употребляет слова с уменьшительными или уничижительными суффиксами: «Не уделишь ли ты мне немножечко времени?», «У меня есть небольшая идейка». Если употребляет слово «толстый», то в свой адрес и с уничижительным оттенком. Если с ним происходит какая-то оплошность, то он не преминет прокомментировать: «Какая же я свинья!» В ответ на комплименты конфузится и говорит в свой адрес что-то пренебрежительное. Постоянно не к месту извиняется. Очень часто испытывает стыд. Стремится доказать свою солидность, надежность и не хочет, чтобы его контролировали, поэтому очень исполнителен и взваливает на себя массу работы. Должен кем-то заниматься, кого-то опекать, кому-то помогать: пока он помогает другим, он уверен, что ему нечего стыдиться, но потом он испытывает унижение от того, что его использовали. Почти всегда считает, что его услуги не оценены по достоинству. Не осознает, что, делая все для других, он тем самым унижает их; заставляет чувствовать, что без него они не могут обойтись. Иногда специально заботится о ком-то, чтобы потом в присутствии других людей заявить, что этот человек не может без него обойтись, тем самым унижая его. Готов пойти на все, лишь бы его близким не было за него стыдно, особенно матери. Смерть матери не только не освобождает от стыда, но и вызывает сильнейший кризис, т.к. мазохист часто отождествляет себя с матерью. Не позволяет себе говорить о своих проблемах с другими людьми – ему стыдно. Постыдные ситуации и постыдные поступки держит в себе, хранит много тайн. Мазохистам может быть очень стыдно за свои детские желания, когда они видели, как их мать лишает себя самого необходимого. Позволяет себе только те желания, которые не огорчат других. Сверхчувствителен, малейший пустяк его ранит. Принимает все меры предосторожности, чтобы не ранить других. Кто бы из его близких, а особенно любимых, ни почувствовал себя несчастным, он уже считает себя ответственным за это. Не понимает, что его активное внимание к проблемам и настроениям других людей не позволяет ему уделить внимание собственным потребностям. Не прислушивается к своим потребностям, хотя довольно часто сознает, чего хочет. Пренебрегая собой, таким образом, обеспечивает себе страдания. Делает все, чтобы быть полезным – это его способ скрыть от себя, что он страдает от унижения. Часто становится признанным весельчаком, готовым смешить других, делая себя объектом насмешек, насмехаясь над самим собой. Очень экспрессивно излагает факты и ищет средства, чтобы сделать их смешными. Не жалеет себя, играя роль мишени для чужих острот. И никто не догадывается, что под его шутками скрывается страх стыда. Всякую критику в свой адрес воспринимает с чувством унижения и собственной никчемности. Но еще сильнее он способен к самоуничижению. Он умеет видеть себя намного более ничтожным, никудышным, чем есть на самом деле. Не может в серьез поверить, что другие считают его самостоятельной и значимой фигурой. Легко берет на себя вину за то, в чем не виноват, если другие считают его виноватым. Осуждает себя, извиняется, считает своей обязанностью уладить ситуацию. Большое значение придает свободе. Для него это понятие означает, что он никому ничего не должен, что его никто не контролирует и что он делает, что хочет и когда хочет. При этом чаще всего сам, по собственной инициативе устраивает себе обязанности и повинности. Когда ощущает себя свободным, хватает лишку сразу во многих местах: много ест, готовит и закупает много пищи, много пьет, слишком многим берется помочь, без меры работает, без меры тратит и слишком много говорит, считает, что очень богат. Осознав свое поведение, тут же начинает стыдиться, чувствует унижение от замечаний и взглядов других. Избегает таких состояний – боится, что натворит что-то постыдное. Боится заниматься собой, считая, что в этом случае станет бесполезным для других. Таким образом, свобода становится его основным страхом: он убежден, что не сумеет распорядиться своей свободой как следует. И бессознательно устраивает все так, чтобы не быть свободным. Стремясь заниматься всеми теми, кого он любит, он думает, что обеспечит себе свободу, поскольку сам все контролирует, но на самом деле он сам себя порабощает. Одно из главных его чувств - отвращение. Он отвратителен себе или кому-то еще, часто кто-то из его окружения отвратителен ему. Часто хочет наказать других за провинность, но в результате страдает сам: наказал мужик бабу – ушел в солдаты. Если считает себя виноватым, старается наказать себя сам – прежде, чем наказание последует от кого-то другого. Даже если он находит радость в какой-либо деятельности или общении, то тут же обвиняет себя в том, что злоупотребляет удовольствием. Делает все возможное, чтобы никто не мог сказать о нем, что он любит удовольствия. У него гипертрофированное чувство долга. Часто выступает посредником между двумя сторонами: выполняет роль буфера в ссорах, во многих ситуациях оказывается козлом отпущения. Обладает даром притягивать к себе ситуации и людей, которые его унижают. С рвением делает для других что-то, но для себя не делает этого никогда: красит, убирает, чинит и т.д. Часто считает себя недостойным: любви, уважения. Осудив себя как недостойного тут же лишает себя всех благ и удовольствий. В сексуальной жизни трудно: давит понятие греха, грязи, разврата. Страх обеспокоить партнера собственным сексуальным желанием. Стыдно показать, что ему нравится в сексе, стыдно дать себе волю выражать свои чувства. Испытывает отвращение к признакам собственной половой принадлежности. Большие проблемы с обнажением перед другим человеком. Внешнему виду придает большое значение, хотя, глядя на него можно подумать обратное. В глубине души очень хочет красиво выглядеть и красиво одеваться, но не позволяет себе этого, считая, что должен страдать, ущемлять себя во всем. Предательство или «Контролирующий». Голос громкий, раскатистый. Может говорить вежливо и мягко, негромко, но глаза при этом выдают сильное внутреннее напряжение. Манера говорить жесткая, с нажимом, жестикуляция вынужденная, искусственная. В теле ощущается общая скованность, зажатость. Жалуется, что его обманули, предали, лицемерили: «Мне легче вынести пощечину, чем вранье». «Мною манипулирует мой муж», «Мой муж меня слишком контролирует». Не доверяет противоположному полу, считая их безответственными, необязательными, предателями. Его характерная черта – сила. Ему трудно принять какую бы то ни было форму предательства, как чьего-то, так и собственного, и он делает все, что в его силах, чтобы быть ответственным, сильным, особым и значительным. Любит все предвидеть и, таким образом, контролировать. Подсознательно желает проверить, может ли он доверять, положиться на другого. Это сильная личность. Он активно утверждает то, во что верит, и ожидает от других полного принятия своей веры. Быстро составляет мнение о другом человеке или ситуации и твердо уверен в своей правоте. Свое мнение высказывает категорическим тоном и, во что бы то ни стало, хочет убедить других. Часто употребляет выражение «ты понимаешь?», чтобы убедиться, что выразился достаточно понятно. Избегает конфликтных или спорных ситуаций, в которых опасается потерять контроль. Сталкиваясь с личностями, которые кажутся ему ловкими и сильными, ретируется из страха, что не сможет противостоять им. Любит скорость, стремится все понимать быстро, раздражается, когда ему что-то объясняют долго или рассказывают. Часто перебивает собеседника или отвечает раньше, чем тот закончил свою фразу. Если же кто-то таким образом поступает с ним, он говорит твердо: «Дайте мне сказать, я не закончил!» Разносторонне одарен, и быстро осваивает новинки. Нетерпелив с медлительными людьми. Те же требования ставит перед собой. Впадает в гнев, если что-то выходит не так, как он хочет, становится агрессивным, хотя себя таковым не считает. Видит себя как сильную, самоутверждающуюся личность, которая никому не позволит топтаться по его ногам. Перепады настроения очень часты и резки, непредсказуемы для окружающих, которые переживают такое поведение с его стороны как предательство. Нетерпим к собственным болезням и болезням близких. Очень любит заканчивать дело первым, особенно на соревнованиях. Закончить первым для него важнее, чем сделать правильно. Очень занят планированием. Хочет, чтобы все происходило по его сценарию. Это мешает ему проживать текущий момент полноценно, он все время в будущем. Любит приходить раньше времени, чтобы обеспечить себе ситуацию контроля. Его раздражают те, кто опаздывает. Из-за чрезмерной требовательности часто не дает себе достаточного времени для выполнения работы. Если не укладывается в сроки, даже если это не принципиально, очень нервничает. Испытывает дискомфорт, когда приходится поручать работу другому человеку, даже если он этому человеку доверяет. Постоянно проверяет, все ли делается в соответствиями с его ожиданиями. Раздражается, если надо обучить кого-то, как выполнить задание, а этот человек медленно усваивает. Не может позволить себе терять время. Если кому-то и поручает какое-то дело, то только легкое, чтобы потом не пришлось самому краснеть за его провал. Сам делает почти все, а если и поручает что-то, то сам все время наблюдает. Более требователен к другим, чем к себе. Больше доверяет лицам своего пола, но чаще и жестче контролирует лиц противоположного. Не выносит, когда кто-то нарушает верность своим обязательствам. Считает себя трудолюбивым и ответственным, плохо переносит безделье. Сам старается, чтобы все знали, чем он занимается, что он сделал и как сделал; все должны знать, что он человек ответственный, что ему можно доверять. Если ему не доверяют, он серьезно страдает. Считает себя столь талантливым и ответственным, что доверять ему должны все. Любое проявление своей и чужой слабости переживают как предательство. Боится, что его информация будет однажды использована против него. Конфиденциальные отношения допускает только с очень близкими и проверенными людьми. С другой стороны, легко рассказывает другим то, что ему доверили, и, разумеется, находит этому очень веские причины. Любит мимоходом вставить свое слово в любом разговоре. Часто занимается не своими делами. Уверен, что должен помогать людям организовывать их жизнь. Это завуалированный способ продемонстрировать собственную силу, в которой он на самом деле сомневается. Очень неохотно признает свои страхи и не желает говорить о своих слабостях. Не любит властных людей, но любит сам приказывать другим или принимать за них решения. Высказывает свое мнение без просьб и без нужды, не в состоянии удержаться от комментариев, когда другие что-то делают или говорят. Когда кто-то пытается внушить ему новую идею, первой его реакцией бывает скепсис. Самое трудное для него – попасть в неожиданное положение, не успеть подготовиться. Боится потерять контроль, а значит, и сам попасть под чье-то контролирование. Должен быть готов ко всем неприятностям, случайностям, поэтому старается все хорошо спланировать наперед. При этом не отдает себе отчета в том, что часто сам меняет свои намерения и в последнюю минуту ставит других людей перед неожиданным поворотом событий. Всякое непредсказуемое поведение со стороны другого воспринимает как предательство. Из-за своего недоверия часто обвиняет других людей в лицемерии. Из-за своего манипулятивного поведения часто сам выглядит лицемером. Становится более доверчивым, если в его отношениях отсутствует сексуальный интерес. Он умеет и любит соблазнять, но дружеские отношения с противоположным полом предпочитает любовным. Часто использует соблазн, чтобы манипулировать другими. Мастерски владеет разнообразными приемами соблазна. В присутствии другого соблазнителя держится враждебно и настороженно: сразу и безошибочно определяет другого соблазнителя. Соблазн действует во всех сферах его жизни. Терпеть не может, когда ему врут. Сам врет часто, но не считает это враньем, т.е. его ложь обычно очень тонкая, косвенная и очень необходимая – легко находит веские причины в свое оправдание. Любую ситуацию, когда ему не верят, переживает болезненно – считает, что в этот момент его предали. Стремится завоевать доверие. Не выносит плутовства по отношению к себе. Высоко ценит свою репутацию человека надежного, ответственного, который хорошо делает свое дело. Охотно учится, потому что боится быть некомпетентным. Никогда не позволит сказать в ответ на вопрос, в котором он «плывет»: «Я этого не знаю». Не любит быть в долгу, а если и бывает вынужден взять в долг, то стремится расплатиться как можно скорее или повернуть дело так, чтобы долг ему простили. В роли родителя такой человек больше заботится о своей репутации, чем о счастье ребенка. Детей пытается убедить в том, что все делает для их блага: принимает решение за ребенка, не пытаясь разобраться вместе с ним, что ребенок хочет. Слишком многого требует от других, а сам, таким образом, фактически избегает обязательств. Любой разрыв отношений переживает как собственное поражение – свое или чужое предательство. Несправедливость или «Ригидный». Голос приятный, приветливый, оптимистичный, уверенный. Речь несколько механическая, сдержанная. Выглядит отстраненным, равнодушным, неэмоциональным. Жалуется на неправильность, несправедливость по отношению к нему или мира в целом: «Я все тяну на себе», «У меня нет никаких прав, только обязанности», - но тут же поправит, что в целом у него в жизни проблем нет, что все в порядке. Стремится к совершенству во всем. Контролирует себя, придерживается режима, чтобы достигать совершенства. Любит, чтобы во всем был образцовый порядок. Ему не нравится, когда что-то приходится искать. Часто забывает о своей исходной потребности, сосредоточивая свое внимание на средствах ее достижения. Считает, что если то, что он считает или говорит, совершенно, тем самым оно справедливо. Концепция оправданности и заслуженности играет важную роль в мотивации его поведения. Не любит, когда говорят, что ему повезло: с его точки зрения быть счастливчиком – несправедливо. Если решит, что ему действительно привалила удача и он ее не заслуживает, он будет чувствовать себя весьма скверно, а то еще и чьим-нибудь должником. И постарается избавиться хотя бы частично от незаслуженных благ. Свои привилегии перед другими считает еще большей несправедливостью, чем привилегии других перед ним. В таких случаях бессознательно поступает таким образом, чтобы потерять эти привилегии или прибыли от них. Иные находят другой выход – ноют и жалуются, чтобы скрыть от других свое благополучие. Еще кого-то считает себя обязанным кого-то за что-то отблагодарить. Считает несправедливостью получать больше, чем другие. Не любит принимать подарки, потому что начинает чувствовать себя должником. Прилагает все усилия к тому, чтобы не иметь проблем: старается быть трудолюбивым, исполнительным и привыкает выбираться из трудных положения быстро и самостоятельно. Излишне оптимистичен. Помощи просит только в самом крайнем случае. Часто не хватает времени, потому что хочет все довести до совершенства. Не любит опаздывать. Когда в его правоте сомневаются и задают много вопросов, чтобы прояснить дело, ригидный, будучи уверен в своей правоте и честности, воспринимает это как допрос и испытывает чувство несправедливости. Поскольку он всегда добивается справедливости, для него очень важно убедиться, что он заслужил то, что получает. Заслужить, по заслугам, по достоинству – ключевые понятия. Заслужить – значит получить надлежащее вознаграждение за хорошую работу. Если он получает слишком много, больше, чем, по его мнению, он заработал, то считает, что не заслужил этого, и находит способ потерять полученное. Самые ригидные доходят до того, что вообще отказываются что-либо получать: по их мнению, заслужить вознаграждение можно только безупречным выполнением работы. Добро и зло, правда и неправда – очень важные категории. В речи много наречий и качественных прилагательных. Любит ясные и точные формулировки. Боится ошибиться в правильности выбора и действия. Сделав выбор, часто сомневается в его правильности. Ищет секрет, с помощью которого можно быстро достичь совершенства. Не позволяет себе быть человеком и иметь человеческие недостатки, не дает себе права на ошибку. Контролирует себя, в отличие от Контролирующего, который контролирует других. Его привлекает все благородное. Жадно сравнивает себя с теми, кого считает лучше, совершеннее себя. Такое обесценивание представляет собой тяжкую несправедливость, он фактически отвергает себя, свою сущность. Не позволяет себе остановиться, отдохнуть, развлечься. Если же отдыхает и расслабляется, всегда старается оправдаться перед собой, что он это заслужил. Ему трудно осознать пределы своих обязанностей. Способен довести себя до профессионального истощения. Часто переживает стресс, т.к. не справляется с тем, чтобы все у него было совершенно. Часто переживает гнев. Особенно на самого себя, притом, что обрушивается на кого-то из окружающих. Например, дает деньги взаймы приятелю, хотя и знает, что тот постоянно сидит без денег. Приятель обещает, что возвратит деньги через две недели, когда получит большую сумму. Но обещание не сдерживает. Ригидный в гневе: он не может простить себе собственную мягкотелость: ведь знал же, чем это кончится, и снова дал шанс разгильдяю. Вообще он слишком часто дает людям шанс – ему кажется, что так он проявляет больше справедливости. Если он очень ригиден, то и гнева своего не проявит – постарается извинить приятеля и забыть. Часто обвиняет себя в несправедливости: когда покупает себе что-то и думает, что без этого можно обойтись. Все время доказывает себе и окружающим, что заслуживает вознаграждение. Развивает в себе способность блокировать свою чувствительность и не показывать ее другим. Умеет убедить себя, что происходящее его не касается. Поэтому выглядят холодными и бесчувственными. Ему всегда трудно показать свою любовь или позволить любить себя. В мечтах взаимодействует с любимым человеком, а наяву не может сделать ничего конкретного, чтобы выразить свои чувства. Избегает психологических прикосновений других людей. Это заметно по его внешнему виду: его тело закрыто, руки прижаты к корпусу, особенно участок от локтя до плеча, кулаки сжаты, а если он не двигается, то и ноги прижаты друг к другу. Склонен скрещивать руки на груди, носить темную одежду. Самый большой страх испытывает перед холодностью. Ему тяжело принять свою холодность и холодность других. Считает себя теплым, по-настоящему хорошим, добрым. В сексуальной жизни обычно скован, не умеет позволить себе ощутить удовольствие. Ему трудно выразить свою нежность. Культивирует множество сексуальных табу с точки зрения оценки нравственной и духовной. «Острая Травма». Приходит со словами: «Без вас я сейчас умру, я уже погибаю». Очень распространенный тип. «Хроническая Острая Травма», с такими заявками: «Я недавно к вам приходил, мне было очень плохо, а после вашей помощи мне ненадолго полегчало, но теперь мне опять очень плохо. И без вас я скоро погибну». Когда идет такая хроника, она дорого стоит, в буквальном смысле: с такого клиента надо брать много. И чем острее ситуация клиента, тем дороже должны быть услуги консультанта. Хронические острые состояния стоят очень дорого. Если клиент может это себе позволить, пожалуйста, вы можете с ним взаимодействовать. Но следует делать это в порядке благотворительности. Он утонет сам и вас утопит вместе с собой, потому что за его позицией стоит следующее: «Я ничего не хочу делать». Что, в сущности, значат слова: «Мне очень плохо»? Очень просто: «Я очень хочу переложить свои проблемы на ваши плечи». Слово «очень» означает именно это. «Неоцененный Герой». Чаще всего в ходе беседы с ним выясняется, что у него никаких проблем нет. Он приходит, но тема или проблема, которая его приводит, не более чем затравка. А реальная его потребность – самовыражение. Он приходит рассказать, какой он здесь, какой он был там, как он проявился в той ситуации, как он проявился в этой ситуации, - и вот вы его слушаете, и совершенно непонятно, что с ним, собственно, не так. А с ним все так, кроме одного – ему нужен зритель, слушатель. Как вы себя ведете? Если вы понимаете этот сюжет, то вы можете найти адекватное поведение, можете ему, например, похлопать. Гордость симптомом своей болезни. Такой клиент приходит как пират, только на флаге у него вместо черепа с костями изображена его проблема. Задача консультанта – незаметно лишить его этого флага. Но именно незаметно. Потому что, если человек приходит с проблемой, вы успешно решаете эту проблему, и он это видит, то фактически вы убеждаете его в том, что сам он ни на что не способен. Поэтому всегда надо создавать у клиента впечатление, что он справляется сам. У каждой терапевтической техники должна быть своя маскировочная схема, чтобы клиент, ни дай Бог, ничего не заметил. А то он решит, что вот, действительно, вы человек, на которого можно положиться. И ляжет (или сядет) вам на холку и физическим, и всеми остальными своими телами, и вы даже не заметите, как это произойдет. А произойдет это именно в тот момент, когда вы будете решать его проблемы, а он будет это видеть. Астрологу-консультанту очень опасно думать, что невротик беззащитен. Он на самом деле очень силен. Он организовал семейную и даже более широкую социальную реальность вокруг своего невроза таким образом, что вся эта реальность работает на его невроз. Это же большая сила! Значит, если мы берем и насильно исцеляем этого человека от его болезни, то мы лишаем его, во-первых, индивидуальности, а во-вторых, силы этого симптома. Эта сила делает человека самобытным, неординарным, определенным образом организует его жизнь, без этой силы его жизнь разрушится. Исходя из этого каждый прямо вылеченный консультантом симптом – это очередной череп на ожерелье, которое консультант носит на своей шее, и клиент, который подведен под средние общесоциальные нормы. Кому-то это нужно и даже очень для него благотворно, (например, если вы занимаетесь с резко антисоциальным элементом), а для кого-то это лишение того самого главного, что есть в его жизни: индивидуальной неповторимости, личностной окраски. С этой проблемой может прийти человек, находящийся на уровне подростковой личности. Здесь личности еще нет – есть лишь иллюзия «я» в локально-будхиальной модальности. Характерная особенность – жесткая привязанность к своим ценностям. Не нужно этого клиента от его ценностей отучать. Его проблема в том, что он плохо ощущает свою ответственность за дело, которое на себя взял. Ему нужно научиться привыкать не к своему донору, а к той программе, которую он берется выполнить. Должен научиться ее выполнять до конца и «отвязываться» от своих программ лишь по их завершению. Неважно, внешнее это дело или внутреннее. Серьезное обязательство перед самим собой тоже должно доводиться до конца. Это его кармическая задача – освоение и правильная реализация состояния привязанности, освоение и культура жизни в состоянии привязанности и овладение искусством обнаружения финалов длительных жизненных программ. Если подростковая личность пришла с проблемой маргинальной ситуации, т.е. на стыке различных жизненных программ, консультант не должен давать ей совет обратиться внутрь себя и найти там ответ. Тут лучше действовать чисто инструментально, входить в положение клиента, давать конкретные рекомендации по повышению его энергетики, по балансировке этики различных эгрегоров. У самого человека, без помощи консультанта, на эту работу не хватит ресурсов. Но при таком подходе у клиента нет шансов подняться по эволюционной лестнице. Консультант должен сказать ему: «Вы находитесь на дне ямы с отвесными краями, а я могу перетащить вас из этой ямы в другую, находящуюся в другом месте, но той же глубины, однако с пологими краями, оттуда вы уже в состоянии будете выбраться сами. А из этой ямы, где вы находитесь, вы сами не выберетесь». Болезни подросткового уровня вызваны сопротивлением его собственного «Я» той этической системе, которую он сам себе создал. Но консультант не сможет ему объяснить, что у него этика неправильная. К этому клиенту хорошо применить психоанализ, т.к. он вытесняет мысли и подавляет желания. Консультант ни в коем случае не должен подросткового клиента кардинально вылечить от чего-то! – этот клиент идентифицирует свою личность со своей болезнью. В процессе лечения надо заново простраивать его личность в соответствии с изменениями в течение его болезни. Задайте вопрос: «Давай представим, что ты вылечился. У тебя появилось много лишнего времени, денег, избыточной энергии. Что ты с ними сделаешь?» Он хорошо должен представлять, как будет жить без своей болезни, только в этом случае ему можно помочь исцелиться. Подростковая личность подменяет будхиальную проблему каузальной: юлит по-мелочам. Прямая будхиальная проблема для него опасна – решая ее, может потерять самоидентификацию (идентифицирует свою личность со своими ценностями), а атманического плана этот человек не чувствует вообще. От него нельзя требовать, чтобы он сменил свои жизненные сюжеты – он этого не сделает, т.к. зависит от них, получает энергию. Он просто в этом случае лишится имеющихся у него сил и ничего не получит взамен. Такому человеку нужно много объяснять. «Профессиональный Манипулятор». Авессалом Подводный: « Довольно неприятный тип клиента, который приходит с целью отточить на вас свое психологическое мастерство, вас вычислить, разоблачить, обвести вокруг пальца и т.п. Однако у таких людей, как правило, очень определенные манеры, и если вы знакомы с этим типом, его обычно легко распознать». Хочу добавить от себя несколько слов о Манипуляторе. На просторах бывшего СССР тип Манипулятора обычно встречается повсеместно: в сфере малого и среднего бизнеса, в сфере политики, межличностных взаимоотношений, в сфере дружбы и клубной жизни, в сфере семьи, в сфере взаимоотношений с детьми. Когда Манипулятор обращается за получением услуги консультанта, тренера, коуча, психолога, он ведет себя следующим образом. При знакомстве с консультантом он всячески старается создать у консультанта впечатление единомышленника: и книги он читает те же, что и вы; и психологией-астрологией давно увлекается; и его так же, как и вас больше всего на свете заботит, как добавить гармонию в мир по большому счету. Вы, консультант, описываете ему методы вашей работы и оговариваете, в чем конкретно будет состоять ваша работа с ним. Манипулятор со всем соглашается, демонстрируя детскую радость и нетерпение. Вас должно насторожить на этапе знакомства следующее: Манипулятор обычно очень подробно и долго рассказывает о своем нелегком жизненном пути, в его рассказе сквозит неприкрытая гордость собой и сетование на других, в некоторых случаях Манипулятор может выражать свое неуважение и пренебрежение к другим прямо. Манипулятор подозрительно легко соглашается сделать предоплату 100% ваших услуг, не задумываясь о сумме, не испрашивая никаких гарантий. Манипулятор обычно обращается за консультацией в то время, когда большинство людей заняты общественной жизнью, например, в период больших празднеств государственного или религиозного масштаба, в период летних и зимних отпусков. Манипулятор обычно пишет вам ночью, около 3 часов по его местному времени. Манипулятор игнорирует неудобные для него вопросы, стараясь перехватить инициативу в беседе и установить консультанта на определенную роль. Если консультант не поддается, Манипулятор демонстрирует недовольство, манера ведения беседы у него становится жесткой, угрожающей. Если он чувствует, что консультант непреклонно стоит на своей позиции, что беседа зашла в тупик и консультант может оказаться давать услугу, Манипулятор меняет тактику: делает вид, что принимает условия консультанта, смиренно внимает. Получив от вас во время консультации исчерпывающую, с вашей точки зрения, информацию по его запросу, Манипулятор демонстрирует свое недовольство. Он всячески дает вам понять (прямо и косвенно), что не понимает того, что вы ему говорите, или, что вы говорите в какой-то не такой манере, или, что вы вообще говорите что-то не то. Требует всяческих уточнений. Если вы их даете, он демонстрирует недовольство в еще большей степени, начинает на вас давить. В конце концов, он говорит вам, что вы вообще не оправдали его надежд, что вы в целом плохой специалист и что он жалеет о зря потраченных на консультацию деньгах. При этом он не собирается с вами расставаться - он требует продолжения консультаций, задает новые вопросы, выходя за рамки оговоренных при первой встрече услуг. Он требует от вас новых бесплатных услуг в качестве компенсации морального ущерба, который вы ему нанесли. Таким образом, схема проста: получить у вас услугу за деньги, потом навязать вам чувство вины, подчинить себе вашу волю и обязать в дальнейшем оказывать ему услуги бесплатно и пожизненно. Архетипический сюжет - сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке». «Проектор», или «Уколовшийся Ежик». Тоже очень распространенный тип. Приходит и говорит: «Вот, у меня такая ужасная агрессивная семья, они меня кусают, они меня прокусили, и вы мне должны помочь». При этом по ходу выяснений оказывается, что он страшно агрессивен сам, у него все виноваты, он всегда прав, он вечно всех «поливает». «Переносчик». Позиция этого клиента называется «Борьба с сучком вместо бревна». То есть человек говорит: «Вот у меня есть такая проблема». И начинает излагать эту проблему, которая, с вашей точки зрения, яйца выеденного не стоит. И в то же время вы видите у него действительно большую и актуальную проблему, например, элементарный эгоцентризм. Он говорит, что он плохо понимает свою жену в таких-то ситуациях, а вы видите, что он свою жену вообще в целом не понимает, и вообще никого и ничего не понимает. Он полностью сосредоточен на себе и ничего, кроме собственной персоны, его не интересует. Здесь переход к его истинной проблеме – это очень острый момент. «Светлый Поклонник». Его девиз: «Доктор! Мне так хорошо с вами! Пожалуйста, потерапевтируйте меня еще!» Это распространенный тип, который ездит на групповые тренинги, ходит на консультации к любому терапевту просто ради той светлой ситуации, которая возникает, где все друг друга обнимают, любят и друг о друге заботятся. Для таких людей, видимо, нужно собирать специальные тренинги. Сейчас в Америке самый популярный вид психотерапии это групповая терапия типа мужских клубов, где вообще никакого ведущего нет, собираются вместе мужчины разных профессий, садятся в круг и друг друга морально поддерживают: все по очереди встают и говорят: «Вот я такой-то, меня зовут так-то, я работаю там-то». И все ему хором отвечают: «Мы тебя, Джо, уважаем, мы тебя, Джо, ценим, мы тебя всесторонне поддерживаем!» Джо садится, рядом с ним встает Джон, и так далее оп кругу. Оказывается, это мощнейшая групповая психотерапия. Примерно по той же схеме работают группы анонимных алкоголиков, но захочется ли вам выступать в роли ведущего такой группы – это уже другой вопрос. Если вы только поддержите своего клиента чуть-чуть не там, где надо, то вы моментально попадете в подобный сюжет. «Я Девочка На Все Согласная!» заявляет консультанту тотальное доверие, полностью вручая себя и свою жизнь в его руки: «Делайте, доктор, что хотите, вам лучше знать, что для меня нужно». Это, как правило, неправда. Но неопытный консультант может на нее попасться, дама или господин могут оказаться вполне и весьма гипнабельными, мимикрировать под любую технику, но внутри у них обязательно окажется жесткий, несгибаемый стержень. Не каждый человек позволит себе такую позицию: надо иметь очень большую и не показную уверенность в себе, чтобы не испугаться хищного волка в обличье терапевта и ему полностью довериться. «Консультант, Знай Свое Место!» признает лишь весьма ограниченное вмешательство консультанта в свою жизнь, чем нередко вызывает у последнего большое раздражение. Такой клиент заявляет консультанту: «Я предоставляю вам такую-то часть своей психики и такую-то часть своей жизни, и за эти пределы, пожалуйста, не лезьте и работайте со мной такими-то методами». Реально за такой позицией стоит большая неуверенность человек в себе, непонимание того, что ему нужно, и, как правило, необходимость того самого тотального вмешательства, против которого он так активно возражает. Проблемы середняка: Частная проблема. В этом случае консультант и клиент могут договориться о том, что они вместе, вдвоем решают эту проблему как бы на паритетных началах. Они делят между собою ответственность, и получается что-то вроде групповой работы, в ходе которой часть нагрузки ложится на консультанта, а часть на клиента. С частной проблемой, скорее всего, придет человек, находящийся на уровне развития, который называется юношеская личность. На этом уровне впервые появляется ощущение истинного «Я». Ведущая модальность – локально-атманическая. Это духовный прозелит. При этом он довольно неприятный человек: он усмотрел внутреннее Божественное начало в себе и отрицает все мирские, как говорится, проявления, не понимая, что у других людей может быть другой уровень эволюционного развития личности и другие отношения к мирским проявлениям. Не надо мерить по себе. Юношеская личность априорно уважает любого человека, но именно его внутреннее «Я». А не конкретные личностные проявления и обстоятельства его жизни. Все серьезные неприятности происходят с ним при его же попустительстве. На всей периферии его личности у него есть большая неуверенность. Ему еще предстоит длинный путь согласования своих ценностей со своим идеалом. А пока они не согласованы, его конкретная жизнь может быть весьма хлопотной, неприятной и какой угодно. Со стороны этот человек похож на инфантильную личность. Этот клиент часто испытывает фрустрации, т.к. истинный свет его внутреннего «Я» еще очень слаб. Он ищет выход из периодов своей духовной темноты. Часто идет по пути профанации: закрывает свое внутреннее «Я», отказывается от самого себя. Отсюда – разочарование, огорчение. Чувствует, что предал себя духовно. Терапевтической помощью тут не обойтись, нужна духовная. Этот клиент всегда сомневается в своей этике. Когда живет правильно, слышит внутренний голос: «Это твое!», но слышит его не постоянно, часто ошибается. Согласовать свою внешнюю (социальную) и внутреннюю этику ему пока трудно. Он еще недостаточно силен, чтобы мог создать вокруг себя социальную реальность, которая соответствовала бы его внутренней этике. Многие его проблемы заключаются в том, что он не видит, что его ценности и программы окрашены его личностью, и считает несущественными для своей личности. Через несколько лет он увидит свою жизнь совершенно по-другому. Но если вы ему об этом скажете, он не поверит. У него существует проблема внутренней эмиграции: он чувствует себя изгоем, т.к. он уже вошел в эзотерику, но реально продолжает жить в экзотерической среде. Если он продолжает сознательно укреплять чувство своего внутреннего «Я», у него разваливаются социальные и семейные ситуации. Кризис чаще всего заканчивается распадом семьи, или же переходов обоих супругов на совершенно новый тип осознания своей связи и отношений с детьми и миром. Их семейный эгрегор полностью перестраивается. Этот человек жесток с самим собой, у него низкая культура внутренней жизни. Склонен тотально отрицать в себе большие участки собственной психики, ценности, программы, которые ему еще вести и вести. Он не ощущает, как эти программы и ценности подсвечены его внутренним «Я». Рубит, так сказать, топором по живому. Крови много, толку мало. С этим человеком успешна терапия мифами, метафорами, практическая работа с системой ценностей, освоение модальностей высших архетипов. Проблемы победителя: Обучение. Такой клиент приходит ради того, чтобы получить от консультанта определенную технику или технологию, связанную с внешним миром (или внутренним) человека, и предполагает, что по ходу этого обучения его проблема уйдет сама собой. Клиент в этом случае произносит ключевую фразу: «Вы должны сказать мне, что я должен сделать для того, чтобы полностью себя от этой проблемы избавить». С этой проблемой приходит зрелая и интегрированная личность, а также реализованная. Зрелая личность осознает и переживает ощущение своего высшего «Я» как основной фокус или центр притяжения жизни и всех жизненных программ; модальность «Я» глобально-будхиальная. Этому человеку много объяснять не надо. Ему жизненно необходима выработка личной философии, религиозной философии, личного мировоззрения, на которое он будет опираться при выявлении своих этических систем и акцентов. Постепенно в течение жизни он должен найти себе философию, частично почерпнуть ее у кого-то, частично выработать сам и свести свои представления о Боге, о мире и о себе самом в подходящую ему самому единую систему, на основе которой он уже будет вырабатывать свою этику. А без такой философии такому человеку очень тяжело – в частности потому, что его этические нормы несколько рассогласованы. Этому человеку иногда можно помочь, просто дав ему прочитать книгу философа, который будет ему близок по мироощущению. Тогда у него пойдет интенсивный процесс простраивания собственной личности на ее высших этажах – атманическом и буддхиальном. Интегрированная личность – модальность «Я» глобально-атманическая, оно становится основным содержанием жизни. Вина и агрессия: варианты терапии. В принципе эта проблема может встать перед любым человеком в какой-то период времени, независимо от типа Неудачника, Середняка или Победителя. Клиент говорит, что он порабощен проблемой: у него есть чувство вины, которое довольно часто и весьма энергично его посещает, что весьма для него неприятно; кроме того, у него регулярно возникают приступы неадекватной агрессии, и эти две эмоции у него связаны друг с другом: он постоянно испытывает чувство вины по отношению к одному из членов своей семьи, но при этом к нему время от времени чрезвычайно агрессивен. И его это не устраивает. Он агрессивен, а потому виноват; он виноват, а потому агрессивен; и разорвать эту связь у него не получается. Консультант может применить к данной ситуации транзактный анализ Эрика Берна. Здесь важно понять, какие ипостаси личности фигурируют в патологическом или травматическом сюжете. Если это Ребенок, то его вина будет спонтанной, неожиданной, острой, не очень связанной с предшествующим собственным поведением. Ребенок в человеке не понимает, почему вина пришла, он ею подавлен, и ничего с ней сделать не может. Его вина будет неуправляемой, неожиданной и непредсказуемой. Какая вина свойственна ипостаси Взрослого? Рациональная, т.е. человеку понятно, с чем она конкретно связана. Это вина логическая: понятно, почему виноват и почему чувство вины пришло именно в это время. Эта вина искупаемая: понятно, что ему нужно сделать, чтобы вину искупить. Предсказуема: знает, когда и в связи с чем может испытывать эту вину снова. Вина Родителя. Например, вина ритуальная, которая не связана ни с какими внешними обстоятельствами, и часто – с волей этого человека. Это, например, вина, унаследованная от предков или вина из прошлой жизни. Тут возможна вина трансцендентная, и она неуправляема принципиально, неискупаема. Зная все это, консультант может предложить клиенту заполнить анкету, предъявив список качеств, чтобы тот поставил галочки на тех качествах, которыми обладает его вина. Аналогично можно разобраться с агрессией. Транзактный терапевт покажет человеку, к какой ипостаси личности относится чувство, испытываемое клиентом, и объяснит, как с этим чувством жить. Если вина Родителя, то ее нужно искупать постепенно, разделить ее со своими предками, родом. Если Взрослого – можно попробовать отнестись к ней более творчески, т.е. перейти в ипостась Ребенка, избавившись от жестких рационализаций. Кроме того, у клиента может быть несоответствие ипостасей личности, которые переживают вину и агрессию. Например, вина имеет Родительский характер, а агрессия идет в ипостаси Ребенка. Терапевт приведет эти проявлении личности к одной ипостаси: если вина Родительская, то пусть агрессия тоже будет ритуальной, давайте выработаем ритуал. Введем вашу агрессию в ритуальные рамки.
Поделиться… 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Поиск по сайту:
|