|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы и приемы обучающего анализа лирических стихотворенийНе существует единого пути разбора лирических произведений: подходы к ним могут быть также разнообразны, как многообразна сама поэзия. Выбор формы, приема работы больше всего зависит от специфики лирического текста. Одновременно с этим учитель решает и педагогические задачи, которые появляются на данном этапе литературного образования и развития школьников. Осмыслив задачи урока, учитывая художественную природу стихотворения, актуальный и перспективный уровень развития учеников, подготовленность и заинтересованность класса, учитель находит наиболее уместные в данных условиях формы и приемы разбора. В V-VII классах анализ может "сливаться" с обучением школьников выразительному чтению стихотворения. Например, знакомя учеников с "Зимним утром", учитель в собственном исполнении старается передать радость бытия, наслаждение яркостью и чистотой зимних красок, задушевность пушкинского обращения к "другу прелестному". Затем ребятам предлагается прочесть стихотворение молча, потом вслух. Чтобы потом от интуитивного постижения стихотворения можно было перейти к его осмыслению, ребятам даются вопросы для обдумывания: чем будет отличаться настроение, с каким вы прочтете первую и вторую строфы? Какая разница в том чувстве, какое вызывает у поэта зимний пейзаж, и какое он испытывает в озаренной "янтарным блеском" комнате? Как вы прочитаете заключительную строфу – с повышением или понижением голоса? Почему? Подобные вопросы побуждают представить красоту зимнего пейзажа и одновременно понять: главное в стихотворении не сами по себе картины природы, а вызванное ими душевное состояние. Если направить внимание ребят, они видят, что, рисуя пейзаж, поэт говорит о человеке: о его счастье, радости, грусти. Также можно предположить, что подобная постановка вопросов активизирует деятельность школьников. Понимание смены настроения в стихотворении расширит их эмоциональный диапазон и приведет к разнообразию оттенков в чтении. А само чтение явится для них как бы новой ступенью в овладении поэтическим текстом. Прояснив эмоции, характерные для отдельных строф-картин, осмыслив авторские чувства, они смогут выразительно прочитать стихотворение. Такой путь работы над стихотворением (через подготовку к выразительному чтению) приемлем в тех случаях, когда мир авторских чувств близок и понятен ученикам данного возраста. Не менее полезен и эффективен в IV-VI классах такой ход работы над лирическим произведением, когда педагог ведет учащихся от накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств к пониманию обобщенной художественной идеи. Такой ход работы используется при анализе стихотворения "Узник" А.С. Пушкина. Уже после первого чтения ученики ощущают, что стихотворение проникнуто мечтой о вольности, т.е. они интуитивно познают его художественную идею. Но чтобы этот обобщенный смысл произведения оказался не только мысленно понятным, а и пережитым, эмоционально воспринятым школьниками (и, следовательно, воздействующим на личностное сознание), необходимо помочь им увидеть, как гордый призыв к свободе рождается у поэта в движении образов, в контрастной смене картин. Для этого, прочитав еще раз стихотворение вслух, просим ребят подумать, одинаковым ли настроением было проникнуто чтение или настроение менялось. Поиск слов и образов, вызывающих различные чувства, заставляет учеников обосновывать возникающие эмоции, идя от авторской позиции, выраженной в слове, образе, интонации. Дальнейший путь проникновения в произведение – понимание сложности авторского чувства, которое не исчерпывается только грустью. Для осознания этого необходим дедуктивный способ: от общего – к наблюдению, к частному открытию. Последовательность такой беседы направляет восприятие стихотворения учащимися, подводит их к пониманию пушкинской мысли. Те открытия, которые ученики совершают в процессе анализа произведения, заранее запрограммированы учителем. Но самый ход беседы таков, что пробуждает мыслительную и эмоциональную активность учеников, и потому программирование не разрушает личного отношения детей к стихотворению. Анализ подобного рода необходим при изучении лирики: он воспитывает внимательное отношение к поэтическому слову, к движению чувства, к авторской позиции. Он очень важен на первых шагах обучения литературе, так как учит конкретному проникновению в поэтический текст. Наряду с подобным обучающим анализом возможны и более свободные формы работы над лирикой, когда учитель опирается, прежде всего, на читательскую самостоятельность школьников. Помня известные слова С. Маршака: "Стихи живые сами говорят, и не о чем-то говорят, а что-то", желательно строить иногда уроки по изучению лирики так, чтобы ученики сначала сами, "на свой страх и риск", погрузились в стихотворение и попытались разобраться, что же оно им говорит, а затем рассказали о своих впечатлениях. В таких случаях педагог не устраняется от руководства уроком и анализом. Но он не прямо ведет учеников к постижению художественной идеи, а подстраивается к ходу их мыслей и представлений. Как правило, школьники могут осознать возникшие у них впечатления. Они делятся ими, но гораздо труднее постигают авторскую позицию. Следовательно, именно к этой стороне текста учителю приходится привлекать их внимание. При всех отличиях в подходе к анализу стихотворений в средних классах нельзя забывать общие цели: через частные наблюдения приводить школьников к пониманию обобщающей мысли, раскрывать поэтический мир лирического произведения, обнаруживать содержательность элементов формы. В старших классах все эти линии в анализе лирики сохраняются, но усложняется литературный материал, серьезнее ставятся теоретические вопросы, раскрывающие старшеклассникам сущность поэзии как особого рода литературы. Если в V-VIII классах в центре разбора находилось отдельное стихотворение в его внутренней целостности, то в IX-XI изучаются не просто стихи Пушкина, Лермонтова, Маяковского, а их поэзия. Ведь лирическое стихотворение – самостоятельный, но не замкнутый в себе мир. Постижение стихотворения возможно лишь на фоне той системы поэтического творчества, которой оно рождено. Каждое лирическое произведение, вписываясь в творчество поэта, позволяет открыть ту или иную грань его художественного (поэтического) мира. Поэтому изучение лирики в старших классах включает обзорное рассмотрение отдельных поэтических тем, уяснение общих концепций творчества крупнейших поэтов, знакомство с основными проблемами поэтики. Однако в этот период используется и монографический анализ стихотворений, так как только научив школьника искусству видеть, понимать, чувствовать конкретный поэтический текст, можно добиться полноценного восприятия им лирики. Анализ стихотворений в старших классах отличается и по форме, и по глубине от того, к какому ученики привыкли в среднем звене. Чем они старше, тем большей становится доля самостоятельности в их работе над лирикой.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |