|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Уроки обучения выразительному чтениюК сожалению, многие учащиеся не обладают в 5 - 6 классах развитым навыком чтения. Это может препятствовать качественному выразительному чтению на уроках-концертах. Поэтому появляется необходимость в обучении выразительному чтению. Ведь хорошо прочитанный текст позволяет слушателю быстрее постичь его смысл, облегчает восприятие и понимание. В форме урока обучения выразительному чтению можно организовать работу со стихотворением А. Я. Яшина "Орел", так как для адекватного восприятия этого текста выразительное чтение может дать больше, чем смысловой анализ. Вначале учитель демонстрирует ребятам свое чтение стихотворения. Затем можно предложить перечитать его про себя, мысленно деля на смысловые части. Их три. Первая часть - первая - вторая строфы, вторая часть - третья строфа, третья часть - четвертая строфа. При обучении выразительному чтению первой строфы следует обратить внимание ребят на то, что поэт делит ее на три стиха, создавая тем самым дополнительные паузы, отчего ритм стиха становится рваным, неровным, более тяжелым. Третья строка строфы также нуждается в логической паузе посредине, чтобы усилить смысл слов в упор. Логическими ударениями следует выделить и слова утеса, угла, в орла. Обилие пауз и логических ударений делают первую строфу тяжеловесной, грубой, в ней нет плавности, гармонии звучания, так как гармония нарушена и в самой жизни. В орла выстрелили предательски, исподтишка, из-за спины. Его, как человека, могут убить "из-за угла". Вторая строфа читается плавно, широко, свободно, чтобы передать величие полета орла, могучей, сильной и гордой птицы. В чтении почти нет пауз, кроме межстиховых, речь как бы замедляется, течет плавно, широко, "парит", как орел. Следует обратить внимание ребят на то, какими словами рисует автор полет орла: спокойно, не оглянувшись, широкими кругами, не торопясь. Их лексическое значение передает спокойствие и внутреннюю силу орла. Первая и вторая строфы как бы противопоставлены друг другу. Чтение третьей строфы представляет для школьников определенную трудность, так как необходимо передать голосом вопросительные интонации, логически выделить наиболее важные слова: мелка, для перепелок, задрожала, покачнулся. Четвертую строфу можно условно разделить на две части (до многоточия и после). В первых двух стихах четвертой строфы дается абсолютно точный ответ на вопросы третьей строфы. Смерть все же настигла орла, но он прекрасен в свои последние минуты и, собрав оставшиеся силы, стремится туда, где его никто не увидит, чтобы "враг... не торжествовал". В последних четырех стихах снова появляется "рваный" ритм, создаваемый дополнительными межстиховыми паузами. Особое значение имеют в этих строках глаголы: упал, не видел, не торжествовал. После интонационного и смыслового анализа текста и отработки выразительного чтения каждой строфы можно еще раз прослушать все стихотворение и поучиться его выразительно читать целиком. Таким образом, работу по формированию восприятия и понимания при обучении выразительному чтению можно подчинить общей схеме: 1. Чтение стихотворения учителем. 2. Перечитывание его учениками про себя. 3. Определение смысловых частей, выявление композиции текста. 4. Определение основной интонации при чтении каждой части. Наблюдения над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера. 5. Наблюдения над поэтическим синтаксисом, обусловленность синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций. Постановка логических пауз. 6. Наблюдения над поэтической лексикой. Постановка логических ударений. 7. Наблюдения над грамматическими, морфологическими и фонологическими элементами текста. Звукопись и выделение ее голосом. 8. Определение способов рифмовки и смысловой роли рифмы. Выделение (невыделение) рифм голосом. 9. Обучение выразительному чтению по строфам. 10. Синтетическая работа по обобщению индивидуального восприятия текста учащимися. Повторное прослушивание выразительного чтения всего текста (учитель - подготовленные ученики - грамзапись). 11. Обучение выразительному чтению всего стихотворения. 12. Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание). Для повышения качества чтения стихов, выученных наизусть, на уроках изучения лирики следует обязательно проводить работу по обучению выразительному чтению. Только после нее заучивание наизусть станет осмысленным, а само чтение грамотным и выразительным. Уроки "стилистического эксперимента" В центре уроков "стилистического эксперимента" по изучению лирики в 5 - 7 классах будет находиться текст, предназначенный для его углубленного изучения. Нередко внимательные учащиеся замечают в предложенных учителем стихотворениях не только их внешнее содержание и, но и смыслы, которые проявляются только при вдумчивом чтении. Но они, как правило, фрагментарны, бессистемны. Даже заметив какие-либо интересные особенности текстов, учащиеся нередко не могут объяснить, какой смысл они при этом замечают. Для этого учитель должен владеть рядом приемов, которые помогут проводить такие уроки наиболее эффективно. Это "стилистические эксперименты" с деформированными текстами, игровые творческие задания, сочинение собственных текстов по заданной теме или модели. Покажем это на нескольких примерах. Стилистическая творческая работа, может быть поведена на материале стихотворения С. Я. Маршака "Ландыш". (Это может быть логическим продолжением урока-концерта по лирике С. Я. Маршака). Учащиеся под руководством учителя делятся на 4 творческие группы и отправляются в "подвалы слов", чтобы найти там самые точные и выразительные слова для выполнения творческих заданий, которые строятся по принципу "стилистического эксперимента".
Задание 1. Вставьте пропущенные существительные: Чернеет _______, ________ разбуженный,
Задание 2. Сочините четверостишие по заданным рифмам: ___________ бубенчики
Задание 3. Подберите нужные рифмы: Природой бережно ________, Задание 4. Вставьте пропущенные эпитеты и метафоры: __________ лес весною раннею, Интересен анализ выполнения учащимися творческих заданий. При выполнении первого задания, которое наименее сложно, учащиеся подбирают следующие слова: Чернеет (лес, день, дуб, двор), (весной, лучом, теплом) разбуженный, Весенней (свежестью, легкостью, мягкостью, прелестью, чистотой, сыростью) объят. А уж на (веточках, елочках, листиках, солнышке, ниточках) (подснежники, проталинки, жемчужины) От (звука, звона, ветра) каждого дрожат. (Авторские варианты выделены.) Суть работы в сопоставлении авторских слов с теми, которые придумали учащиеся. Формированию их читательского восприятия способствует механизм уяснения того, что авторское выражение "теплом разбуженный" дает более ощутимую, осязаемую картину пробуждающегося леса. Слово "весной" нейтрально, малообразно. Слово "лучом" выступает как своего рода "чужое" слово в контексте, так как разбудить лес вряд ли можно одним "лучом". Авторское слово "сыростью" во втором стихе, несомненно, более выразительно, чем наиболее частая замена "свежестью". Слово "сыростью" становится как бы противопоставленным слову "теплом". Оно символизирует ушедшую зиму, оно "влажно", "тяжело", "пахнет". Слова "на ниточках жемчужины", в которых рисуется цветок ландыша, вообще трудно подбираются учащимися, так как насквозь метафоричны; для подбора слова "жемчужины" даже не помогает рифма "разбуженный". А в последнем стихе учащиеся чаще всего вставляют слова "звука", "звона", которые создают слуховой образ. Слово "ветра" тоньше, так как лес можно разбудить его прикосновением, дыханием воздушного потока. Второе задание построено по принципу "буримэ". Ребята обычно легко дополняют строчки с рифмующимися словами, однако часто встречающийся недостаток качества этой работы - укороченный стих. Вместо авторского четырехстопного ямба с дактилической рифмой ("Бутонов круглые бубенчики") ребята пишут в ритме детских песенок и потешек, например: (Весенние, чудесные, зеленые) бубенчики Третье задание представляет собой наибольшую сложность для пятиклассников. Найти нужные рифмы оказывается не так уж легко. Чаще всего ребята ограничиваются рифмовкой 2-го и 4-го стиха, а 1-й и 3-й остаются нерифмованными, вследствие чего текст выглядит "кустарным", "недоработанным", что замечают и сами учащиеся, например: Природой бережно хранимый, К наиболее удачным вариантам можно отнести следующие: Природой бережно одетый, или Природой бережно объятый Однако эти варианты явно уступают авторскому. Рифмы "спеленутый - нетронутой" подчеркивают чистоту весеннего цветка, его новое рождение, младенчество, девственность, ландыш будто маленькое чудо, любимое дитя природы. Четвертое задание рассчитано на формирование установки в сознании учащихся на "живописное слово", умения находить эпитеты и метафоры. (Проснулся, разбужен, оделся, ликует, томится) лес весною раннею, (Авторские варианты выделены.) Сопоставление 4-й строфы с авторской помогает формированию художественного восприятия школьников. Они, к сожалению, еще слишком юны, чтобы понять оксюморон "счастливую тоску", ощутить весеннее "томление", которыми охвачен и человек, и природа в это время. Но эмоциональная насыщенность текста помогает им оттенить свои неточные опыты красотой и точностью авторских образов, в которых есть восхищение прелестью цветка, радостное удивление чудом природы, неожиданное волнение и даже грусть. Оттого что хрупка, трепетна, не защищена красота весеннего цветка, как легко ее нарушить, разбить, сломать! Для синтеза впечатлений, восстановления гармонии, разрушенной "алгеброй" анализа, можно прочитать все стихотворение "Ландыш" вслух, наслаждаясь его легкой и прозрачной поэтической формой, вслушиваясь в чтение текста разными учащимися. Вершиной эмоционального напряжения станет организованная в конце урока (или дома) творческая работа. Она своего рода контрольный срез читательского восприятия, которое, несомненно, возрастает, становится более выпуклым и многогранным. Суть творческой работы в умении описать в стихах или в прозе (можно и в прозе, так как в погоне за рифмами маленькие "писатели" могут утратить тонкость образов) свой любимый цветок. Не беда, если в своих описаниях учащиеся используют заимствованные у С. Я. Маршака слова и выражения, ведь это еще первые опыты пятиклассников, их "час ученичества". А напутствием к творчеству могут стать слова поэта, заключающие в себе философский смысл, подсказывающее ребятам, что не все в поэзии можно воспринимать буквально: Красиво пишет первый ученик, Своеобразным стимулом к педагогике сотрудничества может стать и вариант описания цветка, созданный учителем, который прозвучит на следующем уроке при проверке домашнего задания. Такой прием помогает ребятам осознать, что учитель тоже в поиске, что он вместе с ними учится, помогая им одолевать трудную дорогу ученичества. Свежо сирени майское дыханье, Сирени гвоздик не заметишь сразу, Зимой, увы, сирени не бывает, (Вариант автора. Н. Б.) Как образец, учащимся можно прочитать стихотворение С. Я. Маршака "Счастье", в центре которого также пленительный образ весенней сирени. Финал стихотворения символичен. Быть может, именно душевная лень мешает читателю быть счастливым и испытывать наслаждение от общения с искусством, тормозит его художественное восприятие, не дает неразвитой душе плениться "эмоциями формы" и создать свои первые художественные опыты? С несколько усложненными заданиями такого плана можно работать и в 6 - 7 классах. Ведь стилистический эксперимент - один из результативных путей, позволяющих детям почувствовать слово, его роль в стихе, его уместность и сочетаемость с другими словами, не говоря уже о ненарушаемости ритма и богатстве рифмы. Задания к текстам могут выполнять не только обучающую, но и контрольную функцию. Они позволят проверить, как накопленные учащимися теоретико-литературные знания "работают" на восприятие, делая его более глубоким и многослойным, как развивается эмоциональная отзывчивость старшего подростка, его поэтический слух.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |