|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Страна стиховДай руки, в путь! Найдем среди планет И доступа злым и бескрылым нет Там будем мы свободны и богаты... И глядя в ночь на лунные оливы Дома учащимся предлагается попробовать свои силы в поэтическом творчестве и сочинить сонет, отвечающий классическим канонам. Думается, что классу может быть зачитан вариант сонета, созданный учителем: Великим итальянцам равных нету, И хоть порой жестокая планета И вечно юн среди житейских бурь, И нет ценителей, что бы остались глухи (Вариант автора. Н. Б.) Как задание по выбору, можно предложить проанализировать сонет В. Набокова "Страна стихов". Для сохранения эмоционального настроя в конце урока можно организовать небольшой концерт, в котором будет прочитан "Венок сонетов" В. Солоухина. Учащиеся читают эти стихи с неподдельным интересом. Они не только восхищаются грандиозностью и стройностью венка, но и в его содержании находят ассоциативные образы, связанные с творчеством лучших русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина и других. При изучении сонетов учащимся гуманитарных классов можно предложить для анализа классические и "аномальные" сонеты поэтов "серебряного века". Вот примеры таких заданий. Задание 1. Прочитайте "Третий мучительный сонет" И. Ф. Анненского. Нет, им не суждены краса и просветленье; Но все мне дорого - туман их появленья, Кто знает, сколько раз без этого запоя, Но я люблю стихи - и чувства нет святей: Определите тему и идею поэтического текста. Какие особенности сонетной формы и содержания вы заметили? В чем, по-вашему, их функциональное назначение? Почему поэт облекает это содержание именно в сонетную форму? Задание 2. Прочитайте сонет Константина Фофанова: Бежит волны кипучий гребень, Не так ли юности порыв Но властный опыт разобьет Какие закономерности и нарушения сонетной формы и содержания вы заметили? Проследите особенности рифм сонета? Почему такой сонет называется "безголовым"? Задание 3. Прочитайте стихотворение Владимира Соловьева. Вся в лазури сегодня явилась Какие закономерности сонетной формы и отклонения от них вы заметили? Дайте свою интерпретацию этого лирического текста, обратив внимание на особенности формы и способы воплощения содержания. Объясните, почему такой сонет называется "половинным". Задание 4. Прочитайте стихотворение поэта "серебряного века" Ивана Лялечкина: Сонет Покинем вертепы докучной тревоги, Пойдем, чтобы слышать о свете, о боге На торжище шумном, где душно, как в склепе, И к храму снесем покаянье, и в храме Докажите, что перед вами сонет. Почему, по-вашему, такой сонет называют "хромым". С какой целью поэт использует такую форму? Задание 5. Прочитайте сонет Валерия Брюсова "Игорю Северянину": И ты стремишься ввысь, где солнце вечно, Юдоль земная пройдена. Беспечно Еще грозят зазубрины высот, Назад не обращай тревожно взора У ног своих весь мир увидишь ты. Определите смысловую доминанту каждой строфы. Какие закономерности и нарушения сонетной формы и содержания вы заметили? Что еще интересного в структуре сонета вы заметили? (Акростих). Задание 6. Прочитайте сонет Вильгельма Зоргенфрея "Неведомому Богу": За гранями узорного чертога К нему никем не найдена дорога, За гранью звезд воздвигнут темный храм. И много слез, и вздохов тяжких много Определите количество и качество рифм в данном сонете. Как вы думаете, почему его называют "сплошным"? Как вы думаете, о каком Неведомом Боге идет речь? В старших классах учащиеся уже способны написать произведение по заданной форме, сочинить лирический текст на определенную тему по схеме ударных и безударных слогов, провести исследовательскую работу по сопоставлению разных редакций одного и того же текста, стихотворения и его переводов, выявить характерные особенности художественной формы текста, составить к тексту биографический и историко-культурный комментарий. Поэтому анализ лирического текста может быть организован в определенном культурологическом контексте, который дополняет структурно-семантический анализ выявлением более глубоких смыслов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |