|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Уроки комбинированного типаЧаще всего при изучении лирики учитель организует уроки комбинированного типа, которые включают в себя и элементы уроков-концертов, и рассказы о страницах биографии писателей, и углубленный анализ лирических текстов, который характерен для уроков-практикумов. В таких уроках уместны и творческие задания, связанные со "стилистическим экспериментом", и подготовка к будущим сочинениям, являющимся самостоятельными интерпретациями, связанными с "овеществленным" пониманием. Школьные программы и учебники литературы включают в себя материалы, позволяющие учащимся обращаться к интереснейшим явлениям русской поэзии. Например, семиклассников ждет на уроках литературы счастливая встреча с одним из самых требовательных, скрупулезно оттачивающих свое мастерство поэтов ХХ века. Это Иван Алексеевич Бунин. Знакомство с одним из величайших мастеров слова, несомненно, поможет формированию художественного вкуса подростков, подготовит их к умению отличать настоящую, хорошую литературу от плохой. Почему Бунин, в отличие от многих, с годами не изживает себя, а только по-новому раскрывается? Этому причиной его дарование, его поразительный талант видеть, подмечать все вокруг, глядеть на вещи глубже, чем обычные люди. Именно на эти качества бунинской поэзии, наиболее отчетливо проявившиеся в его общении с природой, указывает К. Г. Паустовский в своем очерке "Иван Бунин": "Русский пейзаж с его мягкостью, застенчивыми веснами, с его невзрачностью, которая через короткое время оборачивается тихой печальной красотой, нашел наконец своего выразителя, никогда не пытавшегося его приукрасить. Не было в русском пейзаже даже самой малой малости, которую бы не заметил Бунин". Этот дар отчетливо проявился у мальчика Ванечки Бунина, когда он еще учился в Елецкой гимназии. Этому периоду жизни писателя посвящен замечательный рассказ Ю. М. Нагибина "Учитель словесности", чтением фрагментов из которого можно начать первый урок о Бунине. Выразительное, эмоциональное чтение рассказа учителем вслух - один из путей настроя школьников на совместную исследовательскую деятельность. Это и оригинальный, неназойливый путь знакомства с биографией писателя. И хотя рассказ достаточно большой, сокращенный вариант для чтения на уроке занимает около 5 минут и подчеркивает главное в облике юного Ивана Бунина - его поразительную наблюдательность и чувство слова, художественное превосходство его таланта над серенькими литературными потугами учителя словесности Варсанофьева. После этого можно побеседовать о рассказе Ю. М. Нагибина, воспринятом на слух:
Общими усилиями ребята приходят к выводу, что юный Ваня Бунин был удивительно красив: тоненький, стройный, с твердым взглядом синих глаз. Он гордился своим званием столбового дворянина, читал серьезную литературу ("Одиссея"), пробовал писать стихи. Ему была присуща поразительная наблюдательность, внимание к деталям, любовь к Родине и родной природе и умение находить для описания своих чувств самые точные и выразительные слова русского языка. Эти выводы должны подвести учеников к осознанию главных целей урока:
Биографию писателя можно изложить в виде короткого рассказа учителя (или прочитать по учебнику). По ходу рассказа уместно показать ребятам несколько портретов Ивана Бунина (молодого и зрелого возраста), а также герб рода Буниных, фотографии Ельца (здание гимназии), красивейших уголков природы воронежских и орловских краев. Настроить класс на восприятие бунинской поэзии помогут народные песни, такие как "Ой да ты, калинушка" или "Степь да степь широкая", которые можно найти в школьной фонохрестоматии для уроков музыки. Следующим этапом урока о Бунине-поэте могут стать наблюдения за красками, звуками, запахами и живописными словами, которыми наполнены его стихи. До урока нескольким учащимся можно поручить подготовить для выразительного чтения такие стихи, как "Не видно птиц. Покорно чахнет...", "Все лес и лес. А день темнеет...", "На окне, серебряном от инея...", "Гаснет вечер, даль синеет...", "Бушует полая вода..." и др., найти и объяснить с помощью словаря непонятные слова. Затем во время чтения стихов в классе попросить 4 группы учащихся выполнить групповые задания:
Одно из этих стихотворений должно быть обязательно прочитано самим учителем, не только являясь образцом чтения и настраивая на соответствующее восприятие, но и убеждая ученика в том, что учитель готов сотрудничать с ним, что он тоже в поиске нужных поэтических интонаций и не заставляет ученика выполнять какую-либо работу, а делает ее вместе с ним. В результате этой деятельности у ребят появляются записи, которые помогут им накопить материал для творческой работы. Краски: Чернеет темная листва, черные бугры, белые пары, наполнены светом, ярким солнечным пятном, небо голубеет, вода сверкает, на окне, серебряном от инея, закат краснеет, низы синеют, седой росой и др. Звуки: Убаюкан шагом конным, ветер звоном однотонным гудит-поет в стволы ружья, вода шумит, бушует, кричат стада грачей, вода журчит, крик петухов, звон к вечерне, кукушка медленно кукует и др. Запахи: Пахнет сыростью грибной, день свеж, воздух нагрет, свежий запах сада, теплый запах талых крыш, пахнет медом и др.
"Живописные слова": Чахнет больной лес; день угрюм; солнце, бодрое от холода; по полу зайчики трепещут ветер, мягкий и сырой, глаза тихонько закрывает; трава седой росой в лугах белеет; сосны вереницей идут, как рать сторожевых; солнце мутное жар-птицей горит и др. Кроме того, возможна фронтальная беседа с классом по следующим вопросам:
Логическим продолжением темы родины в стихах Бунина станет анализ стихотворения "Родина". Его можно провести по следующим вопросам и заданиям:
Часть этих заданий можно предложить ребятам для индивидуальной и групповой работы (в том числе и домашней), приобщая к деятельности исследовательского характера. Итогом этой работы станут ответы на вопросы:
Кроме того, можно предложить ребятам рассмотреть иллюстрации, помещенные на форзацах учебника, их собственные рисунки о природе и подумать, созвучны ли они стихам Бунина. Какие слова и выражения могут стать подписями к этим иллюстрациям и рисункам? Значительная часть урока может быть посвящена выполнению творческих заданий. Подбор эпитетов, глаголов, рифм помогает ребятам глубже почувствовать слово, найти яркие и выразительные слова для своих будущих сочинений. Задание 1. Вставьте в стихотворение пропущенные эпитеты. Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, Тепло и _______ блеск. Запахли медом ржи, И весел ________ лес, и ветер меж берез Какие краски, звуки, запахи, живописные слова вы заметили? Каков человек, восхищающийся летним дождем? При выполнении этого задания ребят можно объединить в творческие пары и каждой паре дать по одному четверостишию, что экономит время. Важнейший момент работы - обсуждение возможных вариантов и выяснение преимуществ одного варианта перед другим. Задание 2. Восстановите в стихотворении пропущенные рифмы. Родник В глуши лесной, в глуши зеленой, Кипит, играет и __________ А небеса и лес нагорный Каково отношение автора к описанной картине? Обоснуйте ваше мнение. При выполнении этого задания важно указать ребятам, что рифма в строфах стихотворения не парная, а опоясывающая (кольцевая). Ведь в каждой паре рифм нет именно второго компонента, и подобрать его можно по имеющемуся рифмующемуся слову. Если этого не сделать, текст из прозрачного, легкого, становится уродливым, тяжеловесным, что замечают и сами школьники. Например, таким: В глуши лесной, в глуши зеленой, Сравните с бунинским оригиналом. В глуши лесной, в глуши зеленой, Задание 3. Вставьте в стихотворение пропущенные глаголы-олицетворения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |