|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обручение. Венчанию предшествует обручение
Венчанию предшествует обручение. Раньше обручение и венчание могли совершаться в разное время. Юноша и девушка принимали решение создать семью, и свидетельствовали об этом перед Богом и людьми, обмениваясь обручальными кольцами. Став женихом и невестой, они могли еще в течение некоторого времени испытать свои чувства, утвердиться в своем намерении. В наше время принято венчаться сразу же по обручении. Обручение совершается у самого притвора, при входе в храм. Жених и невеста еще не стали единым целым, но намерены стать и готовятся к этому. Отверзаются Царские Врата и из алтаря выходит священник, облаченный в белые ризы. Подойдя к «новоневестным», трижды осеняет их крестным знамением, вручает зажженные свечи и кадит их. Не каждому известно, что из всех возможных почестей, которые можно воздать человеку, каждение — высшая. На самом деле такая честь подобает только Богу, но человек — образ Его. Каждый раз, когда в храме, покадив иконы, священник или диакон кадит нас, будем вспоминать, что мы — образ Божий, что наша жизненная задача — уподобиться своему Творцу. Жених и невеста должны стремиться всю жизнь приближаться друг ко другу так, чтобы их единство все более и более уподоблялось единству Лиц Святой Троицы. Перед тем, как идти на муки и смерть, Иисус Христос такими словами молился об учениках: «…Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино…». (Иоан.17:21) Это сказано о Церкви, обо всех учениках, но именно в семье, в малой церкви, получает человек возможность начать учиться этому единству. Сначала учатся этому двое, а потом учат и тех чад, которых пошлет им Господь. Зажженные свечи — символ многозначный. Свеча изготовляется для того, чтобы гореть и светить. Человек сотворен, чтобы любить. Пока свеча не загорелась, то как бы и не живет. Она «оживает» загоревшись. Человек же по-настоящему живет в той мере, в какой любит. Любовь к Богу и любовь к ближнему — вот чего ждет от нас Создатель, и устами апостола Иоанна Богослова говорит, что «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Иоан.4:20) Любовью к ближнему проверяется и подтверждается подлинность любви к Богу. В браке в нашу жизнь входит ближний. Конечно, это не означает, что нет других ближних. Но супруг — ближайший из ближних. Любить ближнего труднее, чем дальнего. Потому что вблизи виднее все несовершенства и немощи человека, которые порой раздражают и даже ранят нас. Влюбленность, которая привела двух человек навстречу друг другу, неизбежно пройдет, и на смену ей может прийти или разочарование, отвращение, ненависть или подлинная любовь. Вот об этом, последнем, и молимся мы сначала в чине обручения, а затем и венчания: «О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся». И еще, вручая обручающимся зажженные свечи, мне всегда хочется напомнить им слова Спасителя: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:14-16) Призвание христианина — светить этому погруженному во тьму миру светом Христовым. Это — высшее, и не очень многим удалось. Но великое начинается с малого. Беря в руки венчальную свечу, ты начинаешь учиться светить своей жене, своим детям. И если семья не состоится, если жена отвернется от тебя или ты обнаружишь в ней что-то такое, что сделает продолжение брака невозможным, виноват будешь прежде всего ты. Значит, плохо светил! С древних времен перстень был больше, чем украшением, он был указанием на статус человека. Надевание на палец перстня означало важную перемену в жизни. В молитве, которую читает священник, обручив молодых, особенно вспоминается Иосиф Прекрасный, который был в Египте рабом и узником. Как же круто изменилась его жизнь, когда разгадал он значение вещих снов фараона! «И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа…» (Быт.41:41-43) Раб в одно мгновение сделался владыкой, и знаком этой перемены стало надевание перстня. И еще в этой молитве упоминается «блудный сын», покинувший родной дом, вычеркнувший себя из жизни семьи и промотавший «на стране далече» полагавшуюся ему долю наследства. Обнищав и опустившись, возвращается он домой, понимая, что уже не вправе называться сыном, а может быть принят отцом только как наемник. Но не так думает отец, для которого его сын всегда останется сыном, что бы с ним не случилось. «…Увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться»(Лук.15:20-25). Вот такие перемены. Один из раба и узника, с надеванием перстня стал правителем огромной и богатой страны, другой из бездомного и нищего свинопаса превратился в возлюбленного сына когда-то преданного им отца. И теперь, во время обручения, надевание перстней означает важнейшую перемену в жизни готовящихся вступить в брак. Но перстень означает не только честь, но и ответственность. Ветхозаветный Иосиф понимал, что если не оправдает доверие фараона, то снимут не перстень — голову. И обрученные должны понимать, что, если придется им когда-нибудь снять только что надетые перстни, это будет самая горькая жизненная неудача, самый постыдный провал. *** Обручение завершено. Священник ведет жениха и невесту в центр храма. Здесь, перед аналоем, на котором лежат Евангелие и Святой Крест произойдет самое главное. Движение от притвора к центру храма — начало того пути, который предстоит пройти им вместе. Вся наша жизнь — непрестанное движение, все мы идем, но всегда ли хорошо понимаем, куда. Главным указателем жизненного пути христианина должны быть слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Иоан.14:6) И, ведя молодых в центр храма, священник поет стихи 127 псалма: «Блажени вси боящиеся Господа…» Страх Божий — радостное чувство, не имеющее ничего общего с обычным страхом, в котором, разумеется нет ничего радостного. Благоговение перед Господом — залог семейного счастья. Все доброе, чего ждет человек от супружества, пошлет Бог боящемуся Господа. Будет и любовь и главное украшение любой семьи — дети. «Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!(Пс.127:2-6) На аналое Крест и Евангелие. Евангелие символизирует присутствие здесь Христа. Иисус Христос пообещал Своим ученикам: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20). «Двое или трое…». Пока их еще двое. Будет и третий и четвертый и, может быть, гораздо больше. Только бы во имя Христово. Потому что никакое соединение не прочно, если не «Христос посреди нас». Мы молимся, чтобы венчающиеся стали свидетелями и участниками чуда, когда благодаря рождающемуся союзу в мир будут приходить новые люди. Рядом с Евангелием на аналое лежит Святой Крест. Крест — знак любви Христовой. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). Знамением такой любви к нам Христа является Крест. Любовь супругов — отражение, а точнее преломление Божественной любви. На самом деле далеко не все, что происходит между мужем и женой в браке — обязательно любовь. И само слово любовь далеко не всегда используется по назначению. Влечение друг ко другу может быть страстью, питаемой эгоизмом и сластолюбием. Мы просим Божией помощи, чтобы отношения между супругами-христианами действительно были достойны называться этим самым прекрасным на свете словом — ЛЮБОВЬ. Ведь это не просто слово, это одно из имен Божиих. Именно такой любви, готовой положить душу свою за любимого, должны мы научиться в семье и научить своих детей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |