|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Свободный союзТеперь, когда уже таинство вот-вот совершится, священник задает жениху и невесте самые последние вопросы: «Имеешь ли, имярек, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе в жену сию имярек, ее же здесь пред тобою видишь?» Этот вопрос напоминает нам о важнейшей христианской ценности — свободе. Каждое слово в этом вопросе веско. «Произволение благое…», то есть доброе, не продиктованное никаким низким расчетом. «Произволение непринужденное…», то есть совершенно свободное, никем не навязанное, продиктованное только твоим сердцем и разумом. Это очень, очень важно, чтобы было так. К сожалению, бывает, люди вступают в брак, идя как бы против себя, уступая обстоятельствам, чьему-то давлению и т.д. Задавая этот вопрос сначала мужчине, затем женщине, Церковь предостерегает их от такого шага. Только доброе и никем не навязанное взаимное решение двоих может стать основой гармоничной семьи. Звучит второй вопрос: «Не обещался ли еси иной невесте (или мужу, когда обращаемся к женщине)»? Все должно быть по-честному. Во всю совместную жизнь должно супругам всеми силами избегать обмана. Тем более недопустим он в самом начале пути. После того, как священник получил утвердительные ответы на оба вопроса, наступает время приступить к главному. Священник возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Каждый православный должен знать, что вообще-то этим возгласом начинается самое главное наше богослужение — Божественная литургия. Почему же и венчание начинается так же? Во-первых, в древности венчание органично входило в литургию и лишь позже стало совершаться отдельно. Но не только об этой древней связи напоминает нам возглас, но о том стремлении, о той высшей цели, ради которой должен жить каждый настоящий христианин, той, о которой Господь сказал так: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Матф.6:33) Жизнь имеет смысл только если она — дорога в Царство. Теперь этот путь супруги будут совершать вдвоем. И когда звучит это возглас, стоит вспомнить: «Мы должны вместе войти в Царство Божие. Или вместе войдем или вместе не войдем. Порознь — не получится. Первый вопрос, который мне зададут, если я один предстану перед Господом: «А где жена твоя?» И любые попытки оправдать отсутствие ее рядом будут звучать не лучше Каинова «…не знаю; разве я сторож брату моему?».(Быт.4:9) Звучит Мирная ектенья, в которой Церковь просит у Бога для новобрачных спасения, «о еже податься им целомудрию и плоду чрева на пользу…, возвеселитися им видением сынов и дщерей…» Священник произносит три молитвы, в которых испрашивает для молодых всех возможных житейских и духовных благ, вспоминая те супружеские пары, о которых рассказывает нам Священное Писание и которые могут служить примером любви и верности: Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль, Хазарию и Елизавету и др.. И затем приносятся венцы.
Венчается раб Божий… Священник надевает венец на главу жениха со словами: «Вечается раб Божий имярек рабе Божией имярек во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Затем с этими же словами венчает главу невесты. Как и многое в богослужебной символике Церкви, увенчание новобрачных имеет несколько смыслов, каждый из которых не противоречит другим, а дополняет их. В Русской Православной церкви принято венчать венцами, внешне напоминающими царские короны. И это понятно в свете сказанного выше о брачном союзе как о единстве восходящих в Царство Божие. Но время теперь вспомнить и о другом венце, терновом, который надели на Спасителя Его мучители, чтобы поиздеваться над ним и усугубить Его страдания. Брачный союз не предполагает непрерывного счастья. Порой будет и трудно и больно и мучительно. Не все, к сожалению, оказываются способны выдержать искушения, неизбежно сопровождающие семейную жизнь. Ощущая на своих головах тяжесть венцов, жених и невеста пусть молятся, чтобы те терновые венцы, которые им не раз предстоит надеть, они пронесли достойно. И тогда, говоря словами апостола Иакова, «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. (Иак.1:12) Как-то мне пришлось откровенно беседовать с одной пожилой супружеской четой. «Мы, — сказал мне муж, — за пятьдесят лет совместной жизни ни разу не поссорились, ни разу друг друга не обидели». Кто не позавидует «светлой завистью», то есть не порадуется, что такое бывает. Чаще бывает иначе. Редкая семья не переживает кризис. Кажется, ничего хорошего уже не будет. Но, как известно, любое искушение или ломает нас, если поддадимся, или делает лучше и сильнее. «Что придает умножает в нас духовную силу? — спрашивает священник Александр Ельчанинов, и отвечает: «Преодоление искушений». Это совершенно верно и по отношению к крепости и силе брачного союза. Не в том достоинство, чтобы избежать искушений, а в том, чтобы их преодолеть. И те венцы, которые мы надеваем во время венчания — образ тех, которыми будут увенчаны сумевшими сохранить любовь и преодолеть все искушения. «Если сохраните любовь и верность, — можно сказать новобрачным, то, как писал апостол Петр, «когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы». (1Пет.5:4) Надевая на головы молодых венцы, мне хочется пожелать каждому из них в конце земной жизни иметь право сказать то, что сказал о себе апостол Павел: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его»(2Тим.4:7,8).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |