|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
З а к л ю ч е н и е
В западной церкви, заразившейся суетными и политическими целями, первоначальное монашество и его идеалы долго имели лишь переменчивый успех. Как скоро оно решилось принять участие в мирских задачах церкви, оно должно было превратиться в церковное братство, которое показывало свою свободу от мира в светской политической реакции против культуры и истории и, поэтому, в конце концов, влекло за собою обмирщение церкви. Восточное монашество сохранило свою самостоятельность, но потеряло всякое содержание; Западное осталось деятельным, но преобразовалось. На Востоке монашество потерпело крушение, так как оно считало возможным пренебречь нравственными задачами по отношению к миру. На Западе оно пало, так как оно подчинилось церкви, которая отдала религию и нравственность на службу политике. Но там и здесь сама церковь выдвигала монашество и рисовала для него идеал. Поэтому и на Востоке и на Западе, правда, после долгих колебаний и после тяжелых кризисов, монашество в конце концов стало охранителем церковной рутины и стражем церковного эмпиризма. Таким образом, первоначальные цели монашества превратились в их противоположность.
[1] Перевод Н. Никольского, СПб., 1908.
[2] Существовали ли социально-экономические корни (в строгом смысле слова) монашества и какие именно, об этом до сих пор еще не было исчерпывающих исследований. Я боюсь, что такие исследования не обнаружат ничего выдающегося, и не только вследствие состояния источников. Во всяком случае, низкая оценка достоинства ручного труда, существовавшая в античную эпоху, играла в начале известную роль, но, конечно, не преобладающую. [3] Здесь разумеются императоры исаврийской династии, главным образом Лев и Константин, которые пытались провести церковную реформу путем уничтожения поклонения иконам, уничтожения монастырей и конфискации монастырских земельных владений. Эта попытка потерпела неудачу, и после целого ряда дворцовых переворотов на престол была возведена покровительница иконопочитания и монашества Ирина. Последующая история византийского монашества неразрывно связана с экспроприацией крестьянских и воинских земельных участков. Даже весьма умеренные императоры македонской династии (X и XI в.) негодуют в своих указах на любостяжательность монашества. [4] «Прожорливость в Греции – обжорство (т. е. порок), в Галлии – природа» (т. е. естественно). [5] Это положение оспаривалось некоторыми оппонентами, но я твердо держусь его. Дело не только в том, из каких сословий главным образом рекрутировались монастырские кадры и какой образ жизни обыкновенно господствовал в монастырях; очень важен также вопрос о том, как надо определять все сословие с социальной точки зрения. Но в этом отношении не может быть никакого сомнения, что к народу надо причислять только нищенствующих монахов. [6] К сожалению, Гарнак крайне мало останавливается на борьбе монашества со средневековыми ересями. Он не упоминает почти совсем о таком крупном ордене, как орден Доминика. Этот орден был основан в 1215 г., специально для борьбы с альбигойской ересью (в южной Франции). Доминиканцы были предшественниками иезуитов, лишь более прямолинейными и более простыми. С самого начала они отдали себя в распоряжение церкви и своей преданностью церкви и яростью заслужили прозвище псы господни (Domini сanes). Они основали цензуру и инквизицию и передали их в распоряжение папы Григория IX; свою истребительную деятельность они распространили по всей Западной Европе и далеко за ее пределами, в Америке и в Индии. Подобно иезуитам, они основывали школы и проникали духовниками во дворцы; с 1475-77 г. они получили право получать пожертвования и оставили прежний нищенский образ жизни. Редактор. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |