|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические указания. 1. При рассмотрении первого вопроса необходимо выяснить специфику понятия «картина мира» в соотношении с «научной картиной мира»1. При рассмотрении первого вопроса необходимо выяснить специфику понятия «картина мира» в соотношении с «научной картиной мира». Научная картина мира — основа рационалистического мировоззрения, опирающаяся на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. В научной картине мира систематизируются научные знания, полученные в различных дисциплинарных областях. Научная картина мира — более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира». Она представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Структура научной картины мира включает центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Т. Кун впервые рассматривает историю науки как процесс изменения и развития теоретических представлений, совокупность историй разных научных дисциплин (единой науки давно не существует). В каждый исторический момент господствует определенная парадигма, соответствующая нормальному развитию науки. Парадигма – совокупность предпосылок определенного научного исследования, признанных на данном этапе (картина мира), определенная концептуальная схема, принятая научным сообществом и предписывающая ученому работать в рамках данной методологии. «Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму». Любая новация возможна только в рамках парадигмы. Все, что не относится к общепринятым образцам и стандартам, считается ненаучным. Научная картина мира опирается на выработанные в недрах парадигмы стандарты и критерии, предполагает универсальные протоколы наблюдений, свойственные данному периоду. Взгляд ученого на мир детерминирован его приверженностью к парадигме, зависит от исторических и социальных факторов. Научная картина мира предполагает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин. Она включает в себя совокупность метафизических установок, задающих ту или иную онтологию универсума. В чем особенности парадигмы как сложно структурированной единицы методологического знания? Прежде всего следует отметить, что она неотделима от самих исследователей — научного сообщества, выступающего в качестве субъекта научной деятельности. Соответственно, термин «парадигма» используется в двух смыслах: 1 — как совокупность убеждений, в том числе философских, ценностей, методологических и других средств, которая объединяет данное научное сообщество, формируя в нем особый «способ видения»; 2 — как образец, пример решения проблем, задач, «головоломок», используемых этим сообществом. Основные положения парадигмы представлены в работах признанных ученых в данной области и общепринятыми научным сообществом учебными пособиями. 2. При рассмотрении второго вопроса обратите внимание на концепцию Ию Лакатоса. И. Лакатос приблизил методологическую концепцию к реальной исторической практике. Он вводит понятие «исследовательская программа». Исследовательская программа – множество теорий, принимаемых последовательно друг за другом во времени и сосуществующих вместе. Их объединяет общее начало – фундаментальные идеи и принципы. В истории науки параллельно существует несколько исследовательских программ, относящихся к одному предмету исследования, решающих примерно сходные задачи и находящихся по отношению друг к другу в конкурентной борьбе. Победа одной наступает постепенно, если ее эвристическое значение намного больше, чем у других. Программа состоит из ядра, позитивной и негативной эвристики. Ядро – жесткая и неизменная часть программы, включающая фундаментальные теоретические принципы. Позитивная эвристика – защитный пояс вспомогательных гипотез, который предвидит все аномалии, дает ответы на критические замечания и выступает главным стимулом, движущей силой развития науки. Негативная эвристика – совокупность приемов и правил, предназначенных для защиты ядра программы от эмпирических опровержений. На основе эвристик формулируются вспомогательные гипотезы – изменяющаяся часть программы, предназначенные для защиты ядра программы и теорий. Каждая теория имеет свой защитный пояс вспомогательных гипотез. Главный критерий успешности программы состоит в ее эвристической ценности. Теоретические предсказания новых фактов должны опережать их эмпирическое подтверждение. Успешна та программа, которая дает больше новых предсказаний, подтверждаемых опытом. При этом опровержение теории не является основанием для ее отвержения и тем более отвержения всей программы. Никакого решающего эксперимента, который может сокрушить всю программу, не существует. Каждая исследовательская программа обладает «твердым ядром» — принятыми по соглашению (конвенции) исходными научными и философскими утверждениями о структуре объекта, которые рассматриваются как неопровержимые в этой научно-исследовательской программе. Чтобы защитить «твердое ядро», вокруг него создается «защитный пояс» из вспомогательных гипотез, которые могут изменяться, обновляться, чтобы выдержать проверки и сохранить «ядро». Если усилия в рамках программы дают прогрессивный сдвиг проблем, т. е. новые факты, то данную программу можно считать успешной. Из этого следует, что противоречивые факты не приводят сразу к отказу от теории или научной программы, рациональное поведение исследователя требует дальнейшего продвижения вперед, защищая исходные положения и создавая все новые вспомогательные гипотезы (прогрессивный сдвиг). В процессе изучения этой темы необходимо овладеть следующим понятийным инструментарием: научная картина мира, парадигма, научное сообщество, научно-исследовательская программа, ядро программы, положительная эвристика, отрицательная эвристика.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Визгин В.П. Методологические принципы и научно-исследовательские программы // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982. 2. В поисках теории развития науки. М., 1982. 3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. М, 1987. 4. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. 4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. 5. Мамчур ЕЛ. Присутствуем ли мы при кризисе эпистемологических оснований парадигмы физического знания? // Философия науки. Вып. 7. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. М., 2001. 6. Порус В.Н. Рыцарь Ratio //Порус. В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2000. 7. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. 8. Философия науки. Вып. 7. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. М., 2001. 9. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994. Рекомендуемая тематика рефератов: 1. Философия науки К.Поппера. Фальсификационизм. 2. Методология исследовательских программ Имре Лакатоса. 3. Парадигмальная философия науки Томаса Куна. 4. Методологический анархизм П.Фейерабенда.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |