АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Медицина в Древнем Египте

Читайте также:
  1. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  2. В Древнем мире
  3. Врачевание в Древнем Китае и Индии
  4. Врачи и целители в Древнем Риме
  5. Глава 4. Лекарства и научная медицина с точки зрения Йога-терапии
  6. Зарождение и развитие идей сравнительного правоведения в древнем мире
  7. Земская медицина
  8. Зловредная версия: деньги и медицина
  9. Изучение проблем языка в древней Греции и в древнем Риме.
  10. Институт аудита в древнем мире
  11. История гигиены, развитие ее в древнем мире, в средневековье, в России. Основоположники гигиены (Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин, и др.).
  12. Конкретный пример 2. Школа чиновников в Древнем Египте

Куль­тура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древ­ние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое по­черпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими зна­ниями, древние египтяне обладали позна­ниями в области медицины. Приемы вра­чевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользова­лись высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшие­ся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древ­него царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

Источниками наших сведений о меди­цине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в пер­вую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папи­русы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым яв­ляется Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса, най­денный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени бо­лее древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее — около 1450—1350 гг. дон. э. — папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним докумен­том по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200—1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существо­вавших медицинских документов, до нас не дошедших.

Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на бо­лезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения ми­стического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магиче­ские процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Тра­пов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».

По мере развития и укрепления рабовладельческого строя и в связи с ним религии усиливались и элементы медицины храмовой, жреческой. С другой стороны, продолжала существовать и развиваться эмпирическая медицина, коренившаяся в богатом опыте народа и наблюдениях лекарей-эмпириков и связанная со стихийно-материалистическими представления­ми. Понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие вселения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естествен­ные причины болезней; была известна роль кишечных паразитов. По ана­логии с изгнанием кишечных паразитов, лечение рассматривалось и как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих болезнь. В Египте существовали представления о четырех элементах мира — воде, земле, воз­духе, огне. В связи с этим воз­никли и зачатки гуморального учения о четырех основных со­ках, носителях этих элементов, о составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь. Наряду с гуморальным учением в Егип­те создалось учение о пневме — особом содержащемся в возду­хе невидимом и невесомом веще­стве, при вдохе, поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу. При болезни изменены свой­ства крови и пневмы. Этими представлениями определялся характер терапевтических воздействий. Задача лечения пони­малась в том, чтобы вызвать выделения из организма боль­ного образовавшихся в нем гнилостных веществ, удалить «дурную кровь». Египетскими врачами применялись клизмы не только с лечебными целями, но и в целях очищения кишечника. Для того чтобы заблаговременно удалить «испорченные вещества», давались рвотные, сла­бительные, мочегонные, потогонные средства. Применялись также кро­вопускания — для удаления «испорченной крови».

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существо­вать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в кото­рое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложе­ния применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого харак­тера, охватывало только привилегированную верхушку — царей (фарао­нов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт баль­замирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терми­нов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании неко­торых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако зна­ния по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяже­лые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накоп­ляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций. В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, мо­гущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреж­дается все тело.

Со времен первой династии (более 3000 лет до н. э.) в городах Мем­фисе, Гелиополисе, Саисе при храмах существовали школы для подго­товки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)