|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изучение проблем языка в древней Греции и в древнем Риме2.1. В древнегреческом языкознании различают два периода и, соответственно, две школы: 1) лингвофилософскую и 2) александрийскую школы 1) Лингвофилософское направление. Первоначально проблемы языка входили в общий комплекс философских вопросов и поэтому решались умозрительно, без серьезной опоры на языковой материал. Одна из основных проблем, которую ставили древнегреческие ученые, -проблема появления первобытного языка. Как устроен язык, думали древнегреческие философы, по природе или по установлению (по договоренности), иными словами -как предметы получали имена: имеют ли слова естественное (природой заложенное) отношение к обозначаемым ими вещам или словесные знаки - это звуковые комплексы, никак не мотивированные теми вещами, которые они обозначают. Например, Кратил, 5 век до н. э., (первый учитель Платона), считал, что каждое слово по природе соотносится с вещью, но эта связь может быть неочевидна и вскрыта только философом, способным разглядеть за внешней оболочкой явления его внутреннюю сущность (эта идея способствовала развитию науки этимологии). В современных языках эта связь легко обнаруживается только для небольшой группы так называемых звукоподражательных слов (мычать, кукушка). Платону (420—347 до н. э.) принадлежит диалог "Кратил", центральное место в котором занимает вопрос об отношении вещи и её наименования. В диалоге Платон сталкивает позиции Кратила (сторонника правильности имён от природы) и Гермогена (проповедующего договор и соглашение), привлекая в качестве судьи Сократа, не принимающего полностью ни одной точки зрения. Платон признаёт не прямые, а отдалённые связи слова с предметом и допускает возможность употребления имён по привычке и договору. Платон открывает понятие внутренней формы (мотивированности) слова, разграничивая слова непроизводные (немотивированные) и производные (мотивированные). Ему принадлежит идея об ассоциации между отдельными звуками слова и качествами и свойствами вещей (лат. mel.- 'мед'- «приятно ласкает слух», русск. острый, резать, рубить - с «неприятным» [р]). Демокрит (5 век до н. э.), Аристотель (4 век до н. э.) различали первичные слова, которые возникли естественным путем, и позднейшие слова, составленные искусственно. Классификацию слов древнегреческие ученые проводят на логической основе. Платон делит слова на имя и глагол. Имена - это такие слова, о которых что-то утверждается. Глаголы - это слова, которые сами утверждают. По существу Платон дает определение логическим s и р. Учение Платона развивает Аристотель, который выделяет три части речи: основные (имя и глагол) и вспомогательную — союз (то, что не входит в имя и глагол). Аристотель открыл категорию времени глагола, выделив нынешнее и прошедшее; развивает учение о трех родах (средний род ученый называет промежуточным, никаким). Аристотель заложил основы учения о предложении, стремился решить проблему соотношения суждения и предложения: суждения выражают только такие предложения, в которых что-то утверждается или отрицается. В рамках философского направления работала школа стоиков (3 век до н. э., греч. Stoa - портик, крытая галерея, прилегающая к зданию, - место где была организована школа). Глава школы - Хрисипп. Стоики выделяют пять частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, артикль. Стоики положили начало современному учению о падежах, выделили категорию завершенности/незавершенности действия, различали формы действительного и страдательного залога, переходные и непереходные глаголы. 2) Александрийская школа (Дионисий Фракийский, Аристарх, Аполлоний Дискол). В начале 3 века до н. э. по инициативе учеников Аристотеля в Александрии (Египет), бывшей тогда греческой колонией, была создана своеобразная «академия наук». Это было своего рода государственное учреждение под особым покровительством египетских царей. Важнейшей частью этого научного центра была Александрийская библиотека, насчитывающая до 700 тысяч томов. Возникновение александрийской грамматической школы было вызвано следующими практическими потребностями. 1) Тексты древнейших эпох, в частности записи поэм Гомера подверглись к тому времени сильным искажениям, и александрийские ученые стремились восстановить оригинальный текст отличать его от подделок. Восхищение великой литературой прошлого привело к тому, что древний язык стал считаться более совершенным и правильным, чем разговорный язык того времени. Такой подход привел к серьезной методологической ошибке: устная речь зависима от письменной. Не проводилось четкого противопоставления между звуками и буквами (грамматика=искусство письма). 2) Язык классических произведений с течением времени стал серьезно отличаться от современного (3-2 в. до н. э.). Поэтому появляются комментарии к текстам, объясняющие особенности языка ранней эпохи. 3) Древние греки вели захватнические войны, поэтому возникает потребность оградить греческий язык от влияния местных наречий, распространенных на территориях, захваченных древними греками. Греки стремились навязать свой язык, для этого нужно его хорошо знать и обучать местное население. Серьезный импульс развитию грамматической теории дал спор между аналогистами и аномалистами о том, насколько закономерны, системны явления языка. Аномалисты (ими были, например, стоики) считали, что в языке часто встречаются отклонения от закономерности - аномалии (омонимия, синонимия: несоразмерность формы и значения), супплетивизм. Александрийцы, будучи аналогистами, искали в языке регулярные, правильные формы, ввели в науку понятие образца - парадигмы, по сути, предвосхитили системный подход к языку. Дионисий выделяет 8 частей речи: 1) имя - склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь бестелесную; 2) глагол - беспадежная часть речи, которая может принимать времена, лица, числа, выражает действие или страдание; 3) артикль - падежная часть речи, которая стоит перед и после склоняемых имен; 4) предлог - часть речи, стоящая пред всеми частями речи и в составе слова, и в составе предложения; 5)наречие - несклоняемая часть речи, высказываемая о глаголе; 6) причастие - слово причастное к особенностям глаголов и имен; 7) местоимение - слово, употребляемое вместо имен. 8) союз; Детализация частей речи - несомненная заслуга александрийцев.
2.2. Языкознание в Древнем Риме (Варрон (1 в. н. э.), Донат (94 в. н. э.), Присциан (6 в. н.э.).) Римские ученые развивали основные положения александрийской школы на почве латинского языка. Значение римского языкознания определяется не теоретическими достижениями, а той важной практической ролью, которую играла классическая латынь в то время. Римские аристократы заимствовали многое из греческой культуры и системы образования. Их дети учились говорить, читать и писать не только по латыни, но и по-гречески, нередко завершали образование в крупных греческих центрах. Сходство грамматики греческого и латинского языков утвердило мнение, что грамматические категории универсальны. Известны грамматики Доната (4 в.) и Присциана (6 в., в 18 книгах), которые описывали не современный язык (уже начинающий разделяться на современные романские), а классическую латынь (язык Цицерона и Вергилия) 1 в. до н. э. Грамматика Элия Доната более тысячи лет служила основным учебником латыни в Европе. Поле падения Рима в 476 г. греко-римское языкознание еще продолжает свое существование в ряде центров, в частности, в Константинополе. Оно канонизируется в Европе и вплоть до 19 века оказывает определяющее влияние на европейскую науку о языке. 3. Арабское языкознание формируется в 7 в. и существует в эпоху Арабского Халифата (7-13 вв.), военного (по властным структурам) государства, основанного в 632 г. Возникновение арабского языкознания было также вызвано практическими причинами. Идеологической основой Халифата был ислам. Арабы стремились навязать свою веру народам завоеванных территорий от Индии до южных районов Европы (Арабский Восток, Северная Африка, Иран, Афганистан, часть Пиренейского п-ва, часть Средней Азии, Закавказья, Индии). Эти народы говорили на разных языках, и средством межнационального общения в Халифате стал арабский язык, которому, понятно, необходимо было обучать. Основы ислама был изложены в священной книге - Коране. Эта книга не могла быть переведена на другие языки, поскольку истинная вера, воплощенная в ней, была продиктована Аллахом пророку на арабском языке. Язык, созданный Аллахом, сам есть религия. Арабское языкознание складывается на основе научных трактатов, посвященных классическому арабскому языку. Оно создавалось не только арабами, но и представителями других народностей, в частности евреями, персами. Основные школы: куфийская (г. Куф), Багдадская (г. Багдад), басрийская (Басра), андалусская (Испания). Наиболее авторитетным является труд перса Сибавейхи «Книга» (вторая половина 8 в.). Вслед за Аристотелем арабское языкознание различает три части речи: глагол, имя и частицу. Данным разрядам дается детальная и многоаспектная классификация: имена делятся на явные (существительные и прилагательные), скрытные (личные местоимения), общие (указательные и относительные местоимения). Различаются конкретные и абстрактные существительные, прилагательные делятся на приглагольные и приименные и т. д., проводится тщательная классификация падежных форм и их значений. Частицы это слова, не имеющие свойств имени и глагола. По функции разграничивается 27 видов частиц. Рассматриваются вопросы словообразования относительных имён, образование деминутивов (дом - домик), образование форм числа и рода, исследуются изменения формы слова в связи с фонетическими явлениями. Анализировались синтаксические явления. В частности, предложение определялось как выражение словесное с законченным смыслом, составленное по установлению хотя бы из двух слов, между которыми су бъектно-предикативные отношения. Сложилось учение о второстепенных членах предложения, которые тщательно классифицировались по способу выражения и значению. Изучались типы формальных связей между словами (управление, согласование, примыкание). Особенно большие успехи были достигнуты в фонетике (Абу Али ибн Сина — Авиценна, Сибаваихи). Четко различались буквы и звуки. Существенное влияние на арабов оказала индийская система классификации звуков, основанная на учёте артикуляционных признаков. Использовался приём сравнения звуков в артикуляторном и функциональном отношениях. Авиценна ввёл понятие корреляции для установления отношений между звуками. Описывались различные виды взаимодействия согласных и гласных: ассимиляция, метатеза. Арабские языковеды активно исследовали лексику как литературного языка, так и диалектов. Им принадлежат многообразные классификации слов (по структуре, семантике, происхождению, частотности), подсчёт возможного количества корней в арабском языке. Изучению подвергаются слова устаревшие, редкие, заимствованные. Различаются слова однозначные и многозначные, значения прямые и переносные. Большое внимание уделяется синонимам и омонимам. Существенные успехи были достигнуты в лексикографии. Составляются словари толковые, предметные, синонимов, редких слов, заимствований, переводные, рифм. Особое место в науке Арабского халифата занимал Махмуд ибн-ал-Хусейн ибн Мухаммед / Махмуд Кашгарский (11 в.), автор выдающегося двуязычного "Словаря тюркских языков" с объяснениями на арабском языке (который составлялся и редактировался с 1072 по 1083). В словарь была включена лексика с указанием её племенной принадлежности, сведений о расселении тюркских племён, об их истории, этнографии, поэзии и фольклоре, о классификации тюркских языков, сведений по тюркской исторической фонетике и грамматике. В словаре были рассмотрены вопросы взаимодействия (контактов) между языками тюркскими, иранскими и арабским. Махмуд Кашгарский настаивал на признании равноправия тюркских языков с арабским. К сожалению, этот выдающийся труд был потерян и найден только в 20 веке, поэтому не смог оказать должного влияния на последующее развитие языкознания. В 1258 г. монголы положили конец Арабскому Халифату, захватив его столицу -Багдад. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |