|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самосознание личности и ее жизненный путь. Я-концепция личностиСпецифика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и понимания. Этот процесс называется формированием самосознания человека. Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке человеком своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразности действий и поступков. Вовлекаясь в деятельность, индивид становится объектом социальной оценки - как удовлетворяющий или не удовлетворяющий ее технологическим требованиям. Человек превращается в условие реализации (актуализации) самого себя. «Я», рассматриваемое действующим лицом как условие самореализации, приобретает личностный смысл. Смысл «Я», таким образом, и является единицей самосознания. Самооценка (иногда: самоотношение, субъективное отношение к себе, Я-концепция) - устойчивое структурное образование, наделяемое личностью для обозначения собственной ценности и значимости и влияющее на ее развитие, деятельность и поведение. Самооценка человека формируется на основе оценок окружающим и его деятельности, соотношения реального и идеального представления о себе. Уровень притязаний личности - стремление человека к достижению целей той сложности, на которую он считает себя способным. Уровень притязаний личности формируется в результате переживания самой личностью своих достижений как успешных или неуспешных. Уровень притязаний может быть адекватным возможностям личности и неадекватным (завышенным или заниженным). Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических фактах. Соотнести себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в этих формах, структурах - такова одна из главных задач индивидуальной жизни. Жизненный путь личности - жизнь конкретной личности, имеющая определенные закономерности, поддающаяся описанию и объяснению; эволюция личности, последовательность возрастных этапов развития личности, этапов ее биографии; движение личности к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой психики. Жизненный путь подлежит периодизации, не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая может не совпадать с возрастной. Качества личности выступают как движущая сила жизненной динамики, содержательности жизни. Побуждения к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы выражаются в жизненных проявлениях личности. Способности личности к организации жизни, к решению ее противоречий, к построению ценностных отношений называют жизненной позицией, которая является особым жизненным или личностным образованием. Жизненная позиция - способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, являющийся результатом взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее собственным достижением. Жизненная позиция характеризуется противоречиями личности и способам и их разрешения. Иллюстрацией неспособности решать жизненные противоречия являются два феномена - уход и возложение ответственности на другого. Негибкость жизненной позиции проявляется в стремлении сохранять свои взгляды на жизнь, «принципы», привычки, круг общения и т.д. неизменными. Жизненная позиция личности может быть определена через ее активность как способ общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения, совокупность отношений личности к жизни. Реализацию жизненной позиции во времени и обстоятельствах жизни, соответствующую динамическим характеристикам жизненного пути, называют жизненной линией. Жизненная линия - это определенная последовательность (или непоследовательность) личности в проведении, реализации своей жизненной позиции, верность своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах. Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа (решений, поступков и т.д.) на последующий. Удовлетворенность (или неудовлетворенность) жизнью является показателем реальной проблемности (наличии противоречий) личности. Стратегия жизни личности заключается в раскрытии и разрешении подлинных причин возникающих противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Способность личности разрешать противоречия является мерилом ее соииально-психологической зрелости, мужества, стойкости и принципиальности. Жизненная стратегия - это способы изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностям и личности; построение жизни исходя из своих индивидуальных возможностей и возможностей, вырабатываемых в жизни. Принципиальное содержание жизненной стратегии состоит не только в своеобразном структурировании, в организации жизни, но и в созидании ее духовно-ценностного, духовно-этического уровня и способа, что приносит подлинное удовлетворение человеку. Я-концепция личности С тенденцией самоактуализации связан процесс формирования «Я-концепции» личности, который особенно активно идет в период ранней взрослости. «Я-концепция» человека – представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Таким образом, Я-концепция формируется в связи с самореализацией личности, стремление к актуализации – мотивирующий стимул развития Я-концепции. Однако у взрослого человека этот процесс в большей мере контролируется принятыми личностью социальными (культурологическими, нравственными и др.) понятиями и ценностями. В соответствие с представлениями, устремленностями, критериями оценки определенных социальных групп, к которым относится личность, у нее возникают различные представления относительно личной направленности и способов самоактуализации. Я-концепция включает в себя, следовательно, и то, что связано с определенными стремлениями в самоактуализации. Таким образом, возникает конфликт взаимообусловленности. Личный опыт не всегда согласуется с Я-концепцией. Это рассогласование воспринимается как угроза Я-концепции. Ситуация, когда человек чувствует, что его Я-концепция находится под угрозой, негативно сказывается на эмоциональном благополучии и вызывает переживание несчастья. В зависимости от степени угрозы, которую несет собой опыт, человек может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди, в особенности взрослые, психологически благополучны в той степени, в какой их представление о себе позволяет им воспринимать важный для них опыт. Эту возможность обеспечивает константное ядро Я-концепции. Константное ядро Я-концепции (основные представления о себе) полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, взрослых людей должно включать, согласно системе взглядов К.Роджерса и А.Маслоу: открытость для опыта, рациональность, личную ответственность, чувство собственного достоинства, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений и ведению этичного образа жизни. В соответствии со взглядами этих представителей гуманистического направления в психологии, вышеперечисленные составляющие Я-концепции должны обеспечить человеку возможности переживания счастья. «Оболочка» Я-концепции взрослого включает в себя многофакторный Я-образ, а также меняющиеся положительные и отрицательные самооценки. Я-образ включает в себя совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов действий человека по отношению к самому себе и другим. Различие между Я-образом и Я-концепцией состоит в том, что Я-концепция взрослого не всегда соответствует его собственному Я-образу, отражающему преимущественно личностные переживания. Конгруэнтность Я-концепции – соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его Я-концепцией – достигается посредством самоактуализации. Таким образом, состояние гармонии между представлениями человека о себе, его потенциалом («ядро» Я-концепции) и Я-образом (непосредственно тем, что человек являет собой и те чувства, которые это вызывает) – конгруэнтность Я-концепции, достигается посредством самоактуализации. Именно ощущение баланса, гармонии, соответствия между потенциалом человека и реальной действительностью является условием эмоционального благополучия, фактором, обуславливающим переживание счастья. Мы представили данную мысль в графическом виде (рис.4).
Я-концепция
Оболочка» Я-концепции
Константное «ядро» Я-образ Я-концепции (положительные (основные представления и отрицательные человека о себе) самооценки)
динамичность во времени
Рис. 4.
Необходимо отметить, что в Я-образе взрослых молодых людей имеются гендерные различия. Из обобщения экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И.С.Кон делает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, на сколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. С точки зрения И.С.Кона, завышенные самооценки помогают мужчинам соответствовать стереотипам маскулинности. Согласно Т. В. Андреевой, у мужчин Я-концепция отличается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образ моделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь», «познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями. У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели Я-образа, связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Для многих женщин такой «саморазвивающийся прогноз» совпадает с их реальным Я-образом. Н. Н. Обозов на основании исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические гендерные различия. Существуют различия между полами по отношению к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность в том, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины тоже любят получать вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе даже в том случае, если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих. Наряду с этим, женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком. Это позволяет считать, что Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской – более социализированной. Если реальный Я-образ женщины достаточно далек от идеальной модели Я-образа (например, женщина не имеет доверительных личных отношений), то она чувствует свою ущемленность больше, чем мужчина. Кроме того, женщины чаще используют психологические защиты (стабилизирующие Я-концепцию), маскирующие самовосприятие неудовлетворенной реальности. Способность сублимироваться также лучше развита у женщин (например, общение с ребенком), в то время как психологические защиты мужчин более прямолинейны в своей рациональности или иррациональности (например, алкоголизация). Таким образом, молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются достижение идентичности и близости и выбор профессионального пути. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Истинная близость без достижения собственной идентичности невозможна, к последней же ведет постепенная реализация своего потенциала, всех своих возможностей и способностей. Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свой потенциал, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом. В период ранней взрослости наиболее важное место в жизни человека занимает освоение профессиональной деятельности и самосовершенствование, налаживание межличностных контактов, в частности, создание собственной семьи, а также проведение свободного времени и досуговой деятельности, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самоопределения личности. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками целостной Я-концепции формируются факторы, определяющие эмоциональное благополучие личности. Я-концепции мужчины и женщины имеют некоторые различия. Так, Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской – более социализированной. У мужчин Я-концепция отличается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве. У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации, содержит семейную направленность. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |