АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приемы воспитания

Читайте также:
  1. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
  2. Виды и приемы воображения
  3. Виды семейного воспитания
  4. Властные и насильственные приемы введения унии
  5. Вопрос 46. Практика обучения, воспитания и помощи лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью
  6. Вопрос: Способы (приемы) толкования нормативно-правовых актов.
  7. Выбор методов и приемов воспитания
  8. Герой нашего времени” М Ю, Лермонтова — социально-психологический роман. Приемы раскрытия образа Печорина.
  9. Глава 1 СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО В ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  10. ГЛАВА I ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ПРОГРАММЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
  11. Глава II. ПРИЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
  12. Глава VIII. Психология воспитания

 

Реализация каждого метода воспитания предполагает ис­пользование совокупности приемов, соответствующих пе­дагогической ситуации, особенностям учащихся, индиви­дуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осу­ществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обу­чаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активи­зируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педаго­гическое воздействие ведет к позитивным изменениям в про­цессе воспитания, а только то, которое принимается учащим­ся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифи­цировать приемы воспитания. Классификация дает возмож­ность упорядочить приемы и представить их педагогичес­кий потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основа­ния для классификации следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношени­ях с учениками и с окружающими.

Можно выделить три группы приемов воспитания.

Первая группа приемов связана с организацией деятель­ности и общения детей в классе.

Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали уча­щиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятель­ность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех со­вместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конк­ретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правиль­ным может быть мнение большинства. Начать такой раз­говор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку ответ во время игры «Кто хочет стать миллионе­ром?»

Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тог­да, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информи­рованы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей про­играть эту историю как маленький спектакль.

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются пра­вила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вно­сить свои предложения, дополнять, критиковать, опровер­гать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты обще­ния, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся по цепочке высказы­ваются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточня­ют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) пе­рейти к аналитическим, а затем проблемным высказыва­ниям учащихся через введение соответствующих ограниче­ний (требований).

Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мне­ний учащихся, принятых ролей, образов, снижающих про­дуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание ана­логичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием «Справедливое распределение» предполагает со­здание равных условий для проявления инициативы все­ми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки од­них гасят инициативу и желание общаться у других. Глав­ное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с впол­не конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

Прием «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются роля­ми (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположе­ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру­гом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следу­ющие приемы в рамках проведения такого диалога.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время бе­седы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся вы­бирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл проис­ходящего и т. п.

Прием «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столк­новением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнени­ях, обозначение главных линий, по которым должно прой­ти обсуждение.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них под­вергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художествен­ной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается при­думать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

Прием «Любимые книги товарища». Ученику предлагает­ся догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим лю­дям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (модели­руют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разраба­тывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на извест­ный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пыта­ются изобразить эту пародию.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к неза­висимым экспертам и т. п.

Педагогических приемов может быть бесконечное мно­жество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые счи­тают наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)