АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Патриотическое воспитание молодёжи

Читайте также:
  1. Адаптивное физическое воспитание как наука и учебная дисциплина
  2. Внутриутробное обучение воспитание, развитие по Шичиде
  3. Вопрос 45. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
  4. Вопрос 62. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха
  5. Воспитание в античные времена
  6. Воспитание в детских объединениях и организациях
  7. Воспитание во внеучебной деятельности
  8. ВОСПИТАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РУКИ АКТЕРА
  9. Воспитание детей в семье
  10. Воспитание и его общие закономерности.
  11. Воспитание и обучение
  12. Воспитание и обучение как педагогическое общение

 

Под патриотизмом понимают любовь к своей Родине, к своему дому, деревне, городу или области, ко всей стране. Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Он неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. Это ес­тественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям. Фундаментальные осно­вы этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея — это необходимое условие существования любого государства.

Героическое в судьбе России должно активно пропаган­дироваться независимо от того, при каком государственном строе оно проявлялось — при первобытно-общинном, фео­дальном, капиталистическом или социалистическом.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обще­стве чувство истинного патриотизма как духовно-нравствен­ную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.

Патриотизм функционирует и проявляется через нацио­нальное. Необходимо иметь в виду первоначальный смысл понятия «национализм» как приверженность и любовь к своему народу и отличать его от шовинизма, который оз­начает высокомерное превозношение своего народа за счет других и презрительное отношение ко всему чужеродному. Заметим, что в советских словарях «национализм» опреде­ляется как «превосходство одной нации над другой» и рас­сматривается как идеология буржуазии. В этом смысле на­ционализм отождествляется с шовинизмом.

Безусловно, патриотическое и национальное имеют сфе­ру сближения не только в понятиях, но и явлениях малой родины, среды обитания, детства, семейного, бытового ук­лада жизни.

Национальная идея осознается с разной степенью глуби­ны, но без нее человек перестает быть полноценной личнос­тью. Поэтому одна из важных задач школы — передать бу­дущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме, воспитать людей высоконравственных, образован­ных, духовно богатых, обладающих чувством гражданско­го долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опи­рающийся на национальные идеалы.

Чувство человеческого достоинства немыслимо без нацио­нального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Национальные сознание и чув­ства — особо деликатная область отношений, нуждающаяся в чуткости, выдержанности, уважительном проникновении в образ жизни, верования другого народа. Особая бережность необходима по отношению к народам малочисленным, с обо­стренным чувством своих национальных прав и интересов. Национальное чувство ведет народ к духовному расцве­ту. Чем выше чувство национального, чем более человек осознает сущность и историческую роль своего народа, тем более личность — человек, тем ярче ее достоинства. Здоро­вое чувство принадлежности к собственной нации так же естественно, как любовь ребенка к родителям, родному дому, как его склонность к родному языку.

Школа может утвердиться только на истинной любви к своему народу, если она учит детей чувствовать духовное родство, самобытное лицо, свое «Я» среди других наций

и народов. Это возможно только на основе уважения и береж­ного отношения к родным корням, связывающим людей в великое историческое единство — народ. Эти корни — в на­шей речи, в незримой связи с родной землей, ее судьбой.

Таким образом, необходимо возродить национальную школу, развивать национальное самосознание и тем самым обеспечить будущее своего народа как самобытного, равно­правного и достойного участника земного бытия. Это зна­чит, необходимо поддерживать и развивать в отечественном образовании все то прекрасное, что заложено в националь­ной идее. В этом смысл существования нашей российской школы, ее деятельности в русле духовных образовательных и воспитательных традиций.

В жизни любого народа есть своя, веками устоявшаяся психология восприятия внешнего мира, которая базирует­ся на специфическом жизненном укладе людей. Каждому этносу присущ особый менталитет — свой образ жизни, био­логически и социально обусловленная духовность, способ мышления, склад ума, нравственный настрой, мировосп­риятие. Важно, что все это осваивает каждое новое поколе­ние, вступающее в жизнь.

Исторический опыт показал, что незнание культуры сво­его народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями — связи времен, что наносит не­поправимый урон развитию человека и народа в целом. Од­нако в школу нередко приходят учителя, не знающие основ национальной культуры, традиций, обычаев. Это затруд­няет их работу, взаимопонимание с детьми и их родителя­ми. Следовательно, речь идет о том, что учителя должны быть носителями национального сознания, любить страну, народ, людей, которых они воспитывают, приобщать детей к истокам родного национального духа и учить восприятию духовных ценностей других народов.

Трудно найти в мире страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры. Во многих государ­ствах, и в первую очередь федеративных, живут разные на­роды, народности, этнические и религиозные группы. По­этому воспитание в духе патриотизма, уважения и дружбы народов, веротерпимости отражает смысл и цели педагоги­ческих действий по достижению согласия между людьми,

развития образования как фактора интеллектуального и со­циального прогресса российского народа. Невозможно со­хранить мир в наше время, если мы не научимся понимать друг друга, уважать культуру, которая отличается от нашей. Цель многокультурного образования — способствовать с помощью школы, семьи и общественных организаций со­зданию в России демократического государства, которое ха­рактеризуется толерантностью, культурным плюрализмом, равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан, участием всех в принятии решений, касаю­щихся жизни общества, справедливостью, уважением ре­шений большинства и защитой прав меньшинства, свобо­дой выбора человеком своих культурных идентичностей.

Демократия и культура не передаются по наследству — им учатся. Опыт жизни в культурном многообразии приоб­ретается с годами, и важно научить детей тому, что нет хо­рошей или плохой, высокой или низкой, развитой или не­развитой культуры. Они просто разные, не похожие друг на друга, имеющие свои достоинства и недостатки, силь­ные и слабые стороны.

Практика убеждает в том, что педагоги испытывают осо­бые трудности в воспитании детей, когда встречаются с про­явлением высокомерия, национального чванства, унижения чужой культуры и др. Напряженность в межнациональных отношениях, конфликты между народами и республиками показали ограниченность наших представлений о неруши­мой дружбе народов.

Многие десятилетия перспектива представлялась как сближение, слияние наций и создание безнациональной общности. Подразумевалось, что расцвет наций должно обеспечить именно их слияние. Это делало ненужным фор­мирование культуры межнационального общения моло­дежи, ибо целью государственной политики были стирание национальных границ, и система воспитания выполняла этот заказ.

Сегодня нуждается в пересмотре тезис: интернациональ­но то, что объединяет, имеет общее основание, поэтому все частное, особенное, национальное отодвигается на второй план. Волевой объединяющий интернационализм должен­ствования, его постулаты о «слиянии наций», «выравнива­нии народов», «стирании граней и различий» в какой-то мере спровоцировали межнациональные всплески, процес­сы национального обособления, безоглядной суверенизации.

Национально-патриотическое воспитание помогает утвер-£ ждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи на-- родов и наций. Истинный патриот уважительно относится к другим культурам, людям других национальностей.

Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к лю­дям другой национальности.

Первостепенное значение имеют проблемы формирования этики поведения ученика в условиях многонациональной среды, воспитание толерантности и веротерпимости.

 

2. Воспитание культуры межнационально­го общении

В ситуации, когда, с одной стороны, все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а с другой — Россию наполняют беженцы из всех республик быв­шего Союза, резко обострились межнациональные отношения. В условиях многонационального государства решение про­блем межнациональных отношений приобретает судьбонос­ное значение. Только учитель, истинный интеллигент, может в каждом конкретном поселке, деревне, городе помочь де­тям найти правильную позицию, научить межнациональ­ным человеческим взаимоотношениям.

Происшедшие в России и других странах СНГ резкие пе­ремены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внима­ние к сохранению и развитию национальных культур и язы­ков, к возрождению народных традиций, религиозных ве­рований приводят в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональ­ным конфликтам.

Надо учитывать, что сегодня школьники живут в услови­ях особо повышенной социальной тревожности, экономи­ческого напряжения, когда возникающие столкновения в сфере быта, торговли, общественного транспорта легко переносятся на межнациональные отношения.

Взрыв национальной розни, трагедия противостояния, которые привели к кровопролитию в ряде регионов России и СНГ, побуждают проанализировать истоки подобных яв­лений, осознать их причины — и не только социально-эко­номические, но и педагогические.

К конфликтным ситуациям приводят не только разный культурный уровень людей, расхождения во взглядах, по­требностях, вкусах, но и элементарная невоспитанность, эгоизм, грубость, вспыльчивость, неуступчивость, нетерпи­мость, национальная кичливость.

Конфликты последних лет показали, что национальная солидарность нередко выступает как кровнородственная месть, поругание национального достоинства многие люди воспринимают как личное оскорбление. При этом нацио­нальная рознь всегда приводит к ненависти, жестокости, ослеплению разума. Психологическая безграмотность, от­сутствие культуры общения в стрессовых ситуациях осо­бенно пагубно сказываются в области межнациональных от­ношений. Национальная рознь коренится в бескультурье людей, низком уровне их воспитанности. Порой любое сло­во вызывает агрессивную реакцию, особенно когда пред­ставителей некоторых народностей суверенных республик называют мигрантами, оккупантами, инородцами, нацме­нами и т. п.

В сегодняшних условиях возрастает важность формиро­вания культуры межнационального общения подрастающе­го поколения.

Культура межнационального общения зависит от обще­го уровня обучающихся, от их умения воспринимать и со­блюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудни­чества.

Культура межнационального общения — это многофунк­циональное явление, имеющее интегративную характерис­тику. Она имеет следующие структурные компоненты:

■ когнитивный — знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики — таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедли­вость, совесть и др.; проблем теории и практики меж­национальных отношений;

■ мотивационный — желание освоить историю и культу­ру своей нации, а также других народов; интерес к об­щению с другими людьми, представителями других на­циональностей;

■ эмоционально-коммуникативный — способность к иден­тификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соуча­стию, адекватной самооценке; самокритичность, толе­рантность;

■ поведенческо-деятельностный — владение своими эмо­циями, умение объективно оценивать ситуацию, непри­миримость к нарушению прав человека любой нацио­нальности и веры.

В соответствии с этими компонентами выделяются и глав­ные направления педагогической деятельности.

Организованный процесс воспитания культуры межна­ционального общения, по мнению 3. Т. Гасанова, включает ознакомление молодежи с системой научных знаний о пра­вах и свободах человека и народов, о нациях и их отноше­ниях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; раз­витие позитивного опыта культуры общения с людьми раз­ных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высо­конравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.

При организации воспитательного процесса следует ис­ходить из того, что межнациональные отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания, по мнению 3.Т. Гасанова, целесообразно по таким параметрам:

■ «отношения народов и стран мира, формирование об­щечеловеческих чувств сознания и культуры межна­ционального общения;

■ отношения народов стран Европейского Сообщества и формирование у молодежи чувств и сознания европейства;

■ отношения народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;

■ отношения народов России и формирование у молоде­жи российского самосознания, патриотизма и граждан­ственности;

■ этносоциальные условия национально-территориаль­ных образований (республик, областей, округов) и фор­мирование у молодежи национальных, общенациональ­ных и гражданско-патриотических чувств и сознания;

■ этносоциальные условия национально-культурной ав­тономии и формирование у представителей малочисленных, дисперсно расселенных народов и национальных меньшинств национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания»

Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

При организации процесса воспитания у учащихся культуры межнационального общения необходимо предусмотреть осмысление, освоение опыта различных уровней раз-вития межнациональных отношений.

Взаимоотношения народов и стран мира и сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказы­вают реальное воздействие на формирование у людей обще­человеческих норм культуры поведения. Важно упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального об­щения, способность правильно реагировать на воздействия среды.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир восприни­мается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реаль­ное влияние.

Воспитание ставит целью приобщать учащихся к обще­человеческим достижениям и ценностям. В этой связи со­держание образования должно включать следующие направ­ления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция наро­дов к интеграции в Европе и других регионах мира; плане­тарные процессы и глобальные проблемы народов.

Учащимся важно знать:

■ место и роль ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональ­ных обществ;

■ суть деятельности Совета Европы, Европейского союза, Лиги арабских государств, Организации американских

государств, Организации африканского единства, Со­дружества Независимых Государств и др.;

■ содержание международных документов о правах че­ловека и народов, которые регулируют отношения на­родов, позволяют принимать действенные меры по раз­решению возникающих межэтнических конфликтов;

■ культуру народов и государств мира, взаимовлияние культур и традиций;

■ экономические основы взаимодействия стран и народов, разделение труда между народами, кооперирование предприятий различных стран, передвижение капита­лов, рабочей силы и товаров, создание производственных филиалов за пределами национальных территорий;

■ требования ООН о недопустимости эксплуатации и не­равенства между народами, истинные причины отста­лости народов бывшего колониального и полуколони­ального мира, обоснование необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережит­ков идеологии расизма, апартеида, национальной и ре­лигиозной исключительности;

■ политические, экономические, технические, хозяйствен­ные, культурные изменения, происходящие в мире в по­следнее время х.

Педагогу необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину на­циональных отношений как на мировой арене, так и внут­ри многонациональных обществ. Глобальное образование предусматривает воспитание у учащихся интереса и уваже­ния к культурам народов мира, постижения общемирового и специфического в этих культурах, внимания к глобаль­ным, общемировым событиям, понимания их характера и последствий. Ученик должен обрести навыки системного подхода к изучению мировых процессов, признавать равно­правными и равноценными различные точки зрения на ми­ровые явления.

Глобальное образование призвано воспитывать у учащих­ся чувство и сознание ответственности за настоящее и буду­щее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей

знаний о народах и их отношениях, о национальных куль­турах и традициях х.

Для развития культуры межнациональных отношений важное значение имеет кросс-культурная грамотность, ко­торая проявляется в способности сопереживать, чувствовать и понимать проблемы других людей, уважать и принимать культуру другого народа.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание ис­торической памятью, правдой о становлении и развитии на­шего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стиму­лирует сферу духовной деятельности человека. В педагоги­ческом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональ­ных связей, способствует взаимопониманию и взаимообо­гащению народов.

Важную роль в приобщении к культурам, решении про­блем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Разви­тие национальных языков является сегодня одной из при­оритетных задач государственной политики Российской Фе­дерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение язы­ков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гар­монизация межнациональных отношений. Межкультурное двуязычное образование имеет целью подготовить учащих­ся, способных свободно общаться на своем и русском язы­ках, одновременно дать им возможность идентифицировать себя с родной культурой и познакомиться с иными культу­рами. Регулирование языковой политики направлено на гармоничное развитие русского и других языков, возрож­дение, развитие и взаимообогащение национальных куль­тур, укрепление дружбы народов, сплочение и сотрудни­чество, а также усиление интернационального единства всех наций и народностей.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Изучение языков коренных народов представите­лями других национальностей — могучее средство для усво­ения лучших национальных традиций и культуры.

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Учащимся предстоит освоить куль­турные пласты истории и современности разных народов и приобщиться к богатому культурному наследию народов нашей страны. Перед школой ставится задача через гло­бальное образование преодолеть этот пробел в знаниях уча­щихся, приобщить их к культурам и традициям различ­ных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чув­ство и сознание граждан мира. Важно, чтобы эти вопросы нашли отражение и в школьных программах. При этом сле­дует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников, специфику региона.

 

3. Воспитание толерантности и веротерпи­мости

 

Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а ак­тивная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъеди­няет, а то, что объединяет.

Людям свойственны разные воззрения и интересы (соци­альные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становится осно­вой цивилизованных отношений между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценки ценностей, воз­никновения полярных по своим убеждениям партий, рас­слоения общества.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, об­щества в целом. Она полностью соответствует тем гумани­тарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть — со своими обычаями, традиция­ми, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому — это наш долг, причем в первую оче­редь — перед своей совестью.

Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто со­здается негативное отношение к тем или иным группам лю­дей, проявляется агрессивность.

Толерантность означает уважение, принятие и правиль­ное понимание богатого многообразия наших форм само­выражения и способов проявления человеческой индиви­дуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии.

Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

Толерантность — реализуемая готовность к осознан­ным личностным действиям, направленным на достиже­ние гуманистических отношений между людьми и группа­ми людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуа­циях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в от­ношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относится к людям другой веры или националь­ности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о меж­личностной, социальной, национальной толерантности и ве­ротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная — к конкретной группе, обществу; национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.

Проявление толерантности, которое равнозначно уваже­нию прав человека, не означает терпимого отношения к со­циальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же пра­во за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению,

речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также оз­начает, что взгляды одного человека не могут быть навяза­ны другим.

Толерантность является структурным компонентом лич­ности и затрагивает все сущностные сферы человека.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую обще­ственность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расши­рение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти со­циальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных со­циальных проблем.

Сегодня решение задачи воспитания толерантности дол­жно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воз­действие на формирование личности ребенка. Педагоги ча­сто сталкиваются с неблагоприятным воздействием сте­реотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.

Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Они могут быть реализованы в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гумани­стические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Основой толерантности является признание права на от­личие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии тради­ций, ценностей и культуры представителей другой нацио­нальности и веры.

В то же время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональ­ной толерантности, потому что она проявляется в отноше­ниях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональ­ные отношения с учетом соблюдения интересов и прав вза­имодействующих сторон.

В словаре «национальная толерантность» трактуется как «специфическая черта национального характера, духа на­родов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ори­ентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отно­шениях». Таким образом, межнациональная толерантность — это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической груп­пы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия само­выражения.

Межнациональная толерантность тесно связана с веро­терпимостью, которую также необходимо воспитывать у мо­лодого поколения. Сегодня часто бесцеремонно в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше государство — светское, ни­какая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной. В другой статье (28-й) гово­рится, что «каждому гарантируется свобода совести веро­исповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо­вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, ст. 14 запрещает обязательность и го­сударственный характер религии, ст. 28 разрешает ее сво­бодно выбирать и распространять независимо от места жи­тельства или должности человека. Следовательно, это может делать и учитель школы. Тем более что в ст. 29 Конституции говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на про­паганду религиозной нетерпимости или религиозного пре­восходства.

Однако следует заметить, что не все религиозные объеди­нения заслуживают толерантного отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направ­ленности. Некоторые из них, имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих орга­низаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ. Действительно, подобные обстоятельства усложняют де­ятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у де­тей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профес­сионализма в подходе к данному вопросу в учебной и вне-учебной работе.

Как в этой связи относиться к преподаванию религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разно­видностей. Ознакомившись со всем культурным достояни­ем, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоз­зренческому подходу.

Можно предложить в плане воспитания у школьников ве­ротерпимости специальный курс по истории религий народов России, предусмотрев прежде всего изучение религии свое­го народа, затем ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составля­ющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

Воспитание толерантности и веротерпимости является важнейшим элементом и условием формирования культу­ры межнационального общения.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)