|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 13 страницаграждения, личного коммерческого успеха, что оказывает мощное влияние на сознание и поведение индивидов и их различных общностей - семейных, профессиональных, территориальных и т.д. Совокупность подобного рода перемен в сфере мотивов называется мотивациоиными социальными изменениями. Большую группу социальных переменных, выполняющих важные интеграционные, нормативные, регулятивные функции в обществе, составляют социокультурные изменения. Подобного рода социальные изменения представляют собой сложный многоплановый процесс социокультурной динамики, в ходе развертывания которой меняются не только системы ценностей, норм, образцов поведения, но и, как показал выдающийся российско-американский социолог П.А. Сорокин, сами основополагающие принципы культуры, ее «доминирующая сверхсистема». Так, сверхсистема чувственной культуры античного мира сменяется в эпоху Средневековья сверхсистемой идеациональной культуры, основополагающим принципом которой становится бесконечность, сверхчувственность и сверхразумность Бога. Однако процесс социокультурных изменений на этом не заканчивается. Идеациональная культура постепенно приходит в упадок, ей на смену вновь приходит чувственная сверхсистема культуры, воплощенная ярче всего в искусстве эпохи Возрождения. И такие перемены в культуре происходят вплоть до нашего времени, когда совершается «разрушение чувственной формы западного общества и культуры, за которым последует новая интеграция столь же достойная внимания, какой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета» (8; 433). Все пять видов социальных изменений взаимосвязаны друг с другом и своими совокупными действиями воплощают многообразие проявлений социальной динамики. Их взаимосвязь изображена на рис. 38. Социальные изменения не только многообразны, они охватывают все сферы общества, все уровни и звенья его структуры, все его подсистемы - экономическую, социальную, политическую, социокультурную, все выполняемые ими функции. Поэтому термин «социальные изменения» толкуется не только очень широко, но и по-разному различными социологами, политологами, философами. Наряду с ним и в близком по содержанию значении употребляются и другие термины: социальное развитие, социальная динамика, социальный процесс, социальная эволюция, социальный прогресс, социальное взаимодействие и т.п. Все эти термины име-
щающееся в трансформации его состава или структуры, возникновении или исчезновении его элементов и связей, изменении его функций. Например, политическое развитие сопровождается существенными изменениями во взаимодействии макро- и микрофакторов власти, ведущими к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования. Социальная динамика тоже очень близка по своим характеристикам к тому, что называют социальными изменениями. Термин «социальная динамика» является, однако, более узким по своему содержанию, чем понятие «социальные изменение». В этом термине фиксируются, главным образом, факторы социальных изменений, деятельность субъектов этих изменений и результаты такой деятельности. Существенное значение в социологии имеет типологизация социальных изменений. Наиболее важными типами социальных изменений является следующие. Институциональные и общностиые изменения. Как мы уже отмечали в главе 18, значительная и очень важная часть жизнедеятельности общества институционализирована, т.е. осуществляется посредством деятельности социальных институтов - государства, права, политических партий, системы образования, семьи и т.п. Отметим, в частности, возросший в последние годы интерес не только социологов, но и широкой общественности к изменениям структуры, функций, форм семьи, отношений между ее членами. В круг этого интереса входят изучение изменений ролей и функций членов семьи, направленности действий по выбору супруга, изменений взаимоотношений в семье, приводящих к разводу и т.д. Возрастающее значение приобретает изучение социальных изменений, вызванных распадом Советского Союза и последующей трансформацией политической системы в постсоветских странах. Здесь особенно важную роль играют изменения, связанные с демократизацией общества, с возникновением новых типов государственного правления - президентства, парламентаризма; появлением новых тенденций в электоральном процессе (в политических ориентациях и позициях избирателей, в динамике их политических предпочтений и т.д.); во взаимодействиях субъектов политической деятельности, в изменениях содержания, структуры, функций и механизмов государственного управления. Общностпые изменения характеризуются тем, что, в отличие от институциональных, они охватывают сферу деятельности не одной, а нескольких взаимосвязанных областей. Такой именно характер носили социальные изменения, происходившие в период смены рабовладельческого общества феодальным, а феодального — капиталистическим. Во втором из названных процессов становлению капитализма предшествовали несколько взаимосвязанных и очень существенных изменений - кризис сеньоральных повинностей, разрушавший экономическую основу феодализма, Гуттен-берговско-Скарининская книгопечатная революция, Возрождение, Великие географические открытия, протестантская революция, вызвавшая к жизни дух капитализма. Все эти изменения выходили за сферы деятельности какого бы то ни было из существовавших социальных институтов, оказывали мощное воздействие на все сферы общества и носили вследствие этого общностный (т.е. распространяющийся на все общество) характер. Инновационные изменения — это возникновение новых способов и результатов деятельности людей, которых не существовало на предыдущих стадиях общественного развития. Сущность этих изменений составляет инновационная деятельность индивидов и их групп, а их содержание - комплексный процесс создания, распространения и практического использования различных новшеств (нововведений) для удовлетворения социальных потребностей, изменяющихся под воздействием развития общества или вновь возникающих (например, потребность в радиоэлектронных средствах информации). Сам термин «инновация» вошел в социологию в конце XIX в. через антропологию и этнографию, где используется при исследовании процессов изменений в субкультуре, выступая в качестве антонима термину «традиция», затем стал широко применяться при исследовании изменений в сферах экономики, политики, науки, техники. Выдающийся немецкий социолог М. Вебер раскрыл важнейшую инновационную роль религиозных институтов, в частности, протестантской этики в становлении духа капитализма, в возникновении капиталистической экономической системы. Т. Парсонс показал важное инновационное значение философии, теологии, права и социологии в современном обществе. Обычно в социологии выделяются четыре взаимосвязанных компонента в структуре инновационных изменений. Первым из них является само новшество, в какой бы сфере оно ни появля- лось— в экономической, политической, социальной, научной, технической и т.п. К числу нововведений относятся и новые научные идеи, и новые технические изобретения, и новые политические структуры, и новые социальные роли. Второй элемент нововведений составляют новаторы, т.е. люди, создающие новшества или осуществляющие их реализацию в той или иной сфере общественной жизни. Новаторы, как правило, выделяются своими развитыми способностями, целеустремленностью, высокими волевыми качествами, умением сконцентрировать все свои интеллектуальные и физические ресурсы на решении той или иной задачи, достижении поставленной цели. М. Вебер раскрыл большую значимость личной харизмы (необычайная способность оказывать влияние на других людей) в деятельности политических и религиозных новаторов. Третий компонент инновационных изменений — агенты диффузии, или распространите пи нововведений Это, как правило, ученики и соратники новатора, создающего новые идеи, проекты, технические средства и т.п. Именно такую роль играли, например, апостолы- ученики Христа- в распространении христианского миропонимания. Четвертым компонентом инновационных изменений являются оцениватели, аоспреемники появляющихся новшеств. Социальная оценка нововведений постоянно сопровождает инновационные изменения, но при ее социологическом анализе можно выделить экспериментальную фазу и следующую за ней фазу принятия решений Первоначальное принятие нововведений небольшим кругом лиц представляет собой экспериментальную фазу, а последующее более широкое их применение приводит к фазе принятия решений - применять ли предложенные нововведения, а если применять, то в каких сферах и в каких масштабах. Например, в период холодной войны и существования острой международной напряженности научно-технические нововведения, осуществлявшиеся в Советском Союзе и США, оценивались и применялись, в первую очередь, в военно-промышленном комплексе (компьютерная, лазерная, ракетная техника и др.), а затем уже переносились в гражданские сферы общества. В принятии решений относительно применения нововведений могут существовать три возможных ситуации. Они таковы: 1) отвержение временно принятого нововведения (например, замена парламентского типа власти в Беларуси в 1994 г. на президентский тип); 2) полное принятие новых типов структур и отношений при 3) непрочное, противоречивое следование ранее существо Последнее особенно характерно для лиц старших возрастов и пенсионеров, при широком распространении в других социальных группах рыночных стратегий поведения, (чем выделяются предприниматели, фермеры, так называемые «челноки», лица младших возрастных когорт). Такая ситуация обычна для переходного периода в развитии общества, когда происходящие в нем социальные изменения характеризуются различной направленностью, вследствие чего ни традиционное, ни то, что идет ему на смену (а также их приверженцы), не обладают ощутимым превосходством. В обществе существуют эволюционные и ревонкщионные социальные изменения. Первый из этих типов изменений составляют постепенные количественные перемены, преимущественно необратимого характера, проистекающие в различных социальных системах и общностях — в экономике, политике, культуре, социальной жизни, в функционировании семьи, организации и т.п. Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления новых элементов, свойств, функций, приводящих, в конечном счете, к изменению всей системы. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы. В таких случаях они приобретают характер социальных реформ - преобразования, переустройства какой-либо стороны социальной системы в целях совершенствования ее структуры или функций без разрушения самих основ этой системы. Примером таких преобразований может служить реформирование экономической системы постсоветского общества в Беларуси, России, других странах СНГ на путях становления в них социально ориентированной рыночной экономики, разгосударствления собственности, развития предпринимательства и т.п. Однако эволюционные социальные изменения могут носить и стихийный, неорганизованный характер, примером чего служит урбанизация - процесс сосредоточения населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанного с этим распространения некоторых черт и особенностей городского образа жизни в сельской местности. Революционные социальные изменения коренным образом отличаются от эволюционных. Это, во-первых, изменения прежде всего не количественного, а качественного характера, направленные на радикальное преобразование социальной системы, будь то экономика, политическая система или научная теория. Во-вторых, эти изменения неразрывно связаны с социальным кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят. В-третьих, такие изменения захватывают не второстепенные, не периферийные структуры и функции данной системы, а ее основные структуры и функции, само ее социальное существование. В-четвертых, революционные изменения чаще всего опираются на насилие и сопровождаются применением насилия. В-пятых, в случае своего удачного осуществления они приводят к возникновению на развалинах старой системы радикально отличающейся от нее качественно новой социальной системы, как это произошло в результате Октябрьской революции в 1917 г. Социальные революции именно в силу радикальности осуществляемых ими преобразований и крупномасштабного применения не только сил созидания нового, но и разрушения старого, включая и революционное насилие, вызывают ожесточение и диаметрально противоположные оценки представителями различных социальных групп. Если В.И. Ленин называл революцию «праздником угнетенных», то выдающийся русский философ Н.А. Бердяев, напротив, - «величайшей катастрофой». Важную роль в развитии общества выполняют циклические социальные изменения, представляющие собой совокупность явлений, процессов, событий, - последовательность которых складывается в определенный кругооборот, совершающийся в течение некоторого промежутка времени. Именно такую трактовку историческим процессам давали выдающиеся философы и социологи Н. Макиавелли, Дж. Вико, Ш. Фурье, Н.И. Данилевский, П.А. Сорокин и др. В своих работах они не просто зафиксировали, но и
объяснили, в силу каких причин различные социальные системы -цивилизации, культура, общности и т.п. - проходят через различные стадии циклических изменений - возникновение, рост, расцвет, кризис, увядание, исчезновение, а затем - возникновение новой системы, которая выступает либо как преемник, либо как соперник, отрицатель и уничтожитель предыдущей. Наглядным примером циклического характера социальных изменений может служить динамика различных поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального становления и возмужания, затем - период активной социальной деятельности, за ним - период старения и, наконец, период естественного завершения жизненного цикла. В последние годы обострился интерес к проблеме больших циклов (длинных волн) в экономических и социальных изменениях. Существенный вклад в изучение циклических изменений внес широко известный российский экономист Н.Д. Кондратьев. Он доказал наличие длинных циклов в экономическом развитии, в ходе которых изменяется динамика большинства экономических показателей от фазы восхода к фазе спада, причем в процессе развития этих циклов скачкообразное изменение производительных сил и соответствующих им экономических отношений взаимосвязано с аналогичными изменениями всех социальных структур. Повышательная волна первого из исследованных Кондратьевым большого цикла начинается со значительного изменения в основных условиях хозяйственной жизни общества, в разгар промышленной революции конца XVIII- начала XIX вв., когда совершаются крупнейшие технические изобретения, создаются новые отрасли промышленности, а сами эти циклические изменения сопровождаются крупными социальными потрясениями - революциями и войнами - Великая Французская революция, наполеоновские войны и др. Таким образом, войны и социальные потрясения, с точки зрения Н.Д. Кондратьева, включаются в ритмический процесс развития больших циклов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой его проявления. В частности, считал он, войны возникают на почве повышения темпа и напряжения хозяйственной жизни, обострения экономической борьбы за рынки и сырье, а социальные потрясения — в период бурного натиска новых хозяйственных сил (5; 200-203, 211). Дальнейшие исследования, проведенные в этом направлении Й. Шумпетером, Г. Меншем, Л. Фонвье, Ю.В. Яковцом, Н.В. Лука- шевичем и др., показывают, что вблизи поворотных точек больших циклов экономического развития происходят, как правило, события общеевропейского и даже мирового масштаба. Так, в пределах минимума и максимума первой длинной волны циклических изменений (1780-1820 гг.) произошли Великая французская революция и наполеоновские войны, война России с Турцией, второй и третий разделы Польши. В период второй длинной волны циклических изменений (1842-1870 гг.) свершились буржуазные революции в ряде европейских стран, франко-германская война и Парижская коммуна. В период третьей длинной волны (1890-1920 гг.) произошли русско-японская война, Первая мировая война, Октябрьская революция. Самым крупным потрясением четвертой длинной волны (1930-1970 гг.) стала Вторая мировая война. А в начале развертывания пятой длинной волны циклических изменений (1990 г. - примерно 2030 г.) весь мир был потрясен самоубийственным разрушением Советского Союза (6; 328-329) и трудно сказать, какие еще крупные социальные потрясения ожидают нас в этом периоде. Социальный прогресс и регресс воплощают в себе направленность социальных изменений. Под социальным прогрессом понимают такую направленность изменений, при которой осуществляется переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, гораздо более совершенной социальной системе, обладающей более сложно организованной структурой и более эффективными функциями. Несомненным проявлением прогрессивных изменений в обществе стали переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной эпохе, наступившей 9-10 тыс. лет назад. Столь же прогрессивным был переход от аграрно-ремесленного типа общества к индустриальному его типу, осуществлявшийся примерно 250-300 лет тому назад. Основной же формой этого перехода стала промышленная революция конца XVIII -начала XIX века. Социальные изменения, вызванные этим прогрессивным процессом, были грандиозны. Вместо возделывания земли основой экономики, социальной жизни, политики и культуры стала промышленность. На смену жесткой авторитарной власти монархов пришла демократическая (или псевдодемократическая) власть парламентов и президентов. Вместо феодальной знати господствующее положение в социальной структуре заняла буржуазия. Прежде необразованное большинство населения стало заме- Несомненным проявлением прогрессивных изменений в обществе стали переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной эпохе, наступившей 9-10 тыс. лет назад. Столь же прогрессивным был переход от аграрно-ремесленного типа общества к индустриальному его типу, осуществлявшийся примерно 250-300 лет тому назад. Основной же формой этого перехода стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX века. Социальные изменения, вызванные этим прогрессивным процессом, были грандиозны. Вместо возделывания земли основой экономики, социальной жизни, политики и культуры стала промышленность. На смену жесткой авторитарной власти монархов пришла демократическая (или псевдодемократическая) власть парламентов и президентов. Вместо феодальной знати господствующее положение в социальной структуре заняла буржуазия. Прежде необразованное большинство населения стало замещаться образованными людьми, вместо феодального раздробления этносов возникли сложившиеся в результате их интеграции нации с их высокоразвитыми национальными культурами, основанными на едином литературном языке и распространении книгопечатной продукции. Однако в обществе существуют и такие социальные изменения, направленность которых воплощается в переходе от высшего к низшему, в процессах деградации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых для существования системы и поддержания ее жизнеспособности функций. Это и есть социальный регресс, который кроме нисходящей направленности развития включает в себя и моменты застоя, упадка, возвращения к изжившим себя социальным структурам и функциям. Таким образом, по направленности социальных изменений социальный регресс противоположен прогрессу. Типичным проявлением социального регресса стало утверждение в 30-х годах XX столетия фашистского режима в Германии. В результате этого демократическая парламентская республика была раздавлена тоталитарной диктатурой «фюрера», многие культурные ценности были отвергнуты, в массовом порядке сжигались на кострах выдающиеся произведения мировой литературы. Многие выдающиеся деятели науки и культуры были вынуждены эмигрировать. Был осуществлен геноцид еврейского населения, унесший 6 млн. жизней. А немецкая нация, опьяненная и оболваненная в своем большинстве расистской идеологией, была брошена в пучину Второй мировой войны, обер- нувшейся для страны, всего немецкого народа величайшей социальной катастрофой. Однако между прогрессом и регрессом существует не только связь противоположностей, но и гораздо более многосторонняя взаимозависимость. С одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной системы, с другой - при нарастании регрессивных изменений система в целом, отдельные ее структурные компоненты или функции могут сохранять и даже усиливать прогрессивное направление развития. Так, еще со времен Жан-Жака Руссо (вторая половина XVIII в.) значительная часть ученых, специализирующихся в общественных науках, считают, что научно-технический прогресс при всех своих положительных последствиях для развития общества приводит не к улучшению, а к регрессу нравов, нравственности. Учитывая сложность и противоречивость взаимодействия прогрессивных и регрессивных изменений в развитии общества, многие социологи в последние время отвергают утверждения о существовании линейной направленности исторического процесса, выражают скептицизм относительно теории прогресса. Обобщая различные точки зрения по данной проблеме, президент Международной социологической ассоциации И. Валлерстайн утверждает, что с учетом специфики глобальных тенденций и особенностей переходов от одних исторических систем к другим, «гораздо надежнее допустить возможность прогресса, но такая возможность не будет означать его неизбежности (3; 21). Трансформационные социальные изменения составляют весьма специфический класс перемен, происходящих, как правило, в кризисные эпохи и охватывающих все сферы общества, т.е. носящих общиостный характер. Именно такими особенностями отличаются трансформационные процессы, происходящие на громадном геополитическом пространстве бывшего СССР в течение 90-х годов XX столетия. Эти изменения приобретают по существу системные качества и охватывают все сферы общества, все его социальные структуры, деятельность всех социальных институтов. В эту многогранную систему социальных трансформаций входят изменения политической и государственной системы, преобразования централизованно управляемой и планируемой экономики в экономику рыночного типа. Появляются новые социальные слои (предприниматели, фермеры, менеджеры, лица свободных профес-
гуаций. Графически такое переходное, трансформационное состояние системы и возможные варианты ее изменений можно изобразить в виде взаимного пересечения двух осей: вертикальной, представляющей собой векторальное изображение альтернативных целей, и горизонтальной, вдоль которой располагаются альтернативы средств (рис. 40). Как следует из этого, области возможной социальной реформации общества и возможной социальной реставрации, т.е. отката назад, к старой или новой форме тоталитаризма в трансформирующейся социальной системе, располагаются в антагонистичных по отношению друг к другу квадрантах. Причем первая из них сосредоточена преимущественно в том квадранте, где несущими, системообразующими осями являются два взаимосвязанных направления развития: движение по пути углубления социальной демократии и движение к институционализации соперничества и конфликтов. Комплексным итогом трансформаций, осуществляемых в этих взаимно дополняющих друг друга направлениях, должно стать формирование и функционирование социального государства с последующим его развитием в цивилизованное, гражданское общество. Что же касается области возможной социальной реставрации, то она располагается в правом нижнем квадранте, системообразующими социальными осями которого становятся социально-политическая вседозволенность и тоталитаризм. Социально-политическая трансформация общества в этих двух взаимосвязанных направлениях неизбежно приводит к резкому ограничению демократии, к установлению диктатуры в той или иной форме и в конечном итоге к возрождению тоталитарной общественно-политической системы.
ции и складывающимися в результате этого вакуумом власти, права, морали и др. Пределы обширной сферы социального хаоса в посттоталитарном обществе не остаются неизмененными, они постоянно пульсируют между минимумом и максимумом. Амплитуда таких колебаний определяется тем, какие социальные компоненты — реформационные или реставрационные — превалируют на гом или ином этапе исторического развития данного общества. Поэтому при многообразии форм перехода от тоталитарной к посттоталитарной системе главенствующими остаются две постоянно противоборствующие и взаимоисключающие друг друга тенденции. Первая, как мы уже отметили, заключается в формировании социального государства. Что оно из себя представляет? Это такая социально-политическая система, в которой никто (ни отдельный индивид, ни клика, ни социальная группа) не вправе сосредоточить в своих руках такие инструменты власти (экономические, политические, идеологические), которые позволили бы ему ущемлять гражданские права любого гражданина. Каждый гражданин должен обладать возможностью обрести, по крайней мере, минимально достойные экономические, социальные, культурные условия жизни. Речь в данном случае идет о существовании верхних и нижних границ цивилизованного существования каждого, которое создает предпосылки для цивилизованного существования всех. Этими границами очерчивается пространство гарантированных прав для всех, причем социальное государство выступает не только гарантом их осуществления, но и заботится о том, чтобы границы цивилизованного существования каждого гражданина, следовательно, и всех граждан, неуклонно расширялись. Однако такая социальная гарантия возможна только в том случае, если высшей ценностью и целью социальной системы становится личность, а главным фактором и определяющей категорией развития общества - труд. Только в случае преобладания такой тенденции в трансформирующейся социальной системе она сможет обеспечить строительство и функционирование общества, в котором инструменты цивилизованного развития являются общественными, т.е. рассчитанными на всех, а задачи, которые призвано решать социальное государство, - индивидуализированными, ориентированными на каждого конкретного человека. Именно такая ориентация социально-экономической, политической и духовно-культурной сферы способна обеспечить не только минимум, но и более высокий уро- вень цивилизованного развития для каждого гражданина, следовательно, и для всех членов общества. Если эта тенденция в трансформационном процессе станет преобладающей (для этого существуют все необходимые предпосылки), то цивилизационные основы общества, сосуществование его различных социальных групп и общностей (этнических, профессиональных, территориальных и др.) не только сохраняются, но и обогащаются, приобретают новое качественное содержание. Если же в процессе трансформации посттоталитарного общества возобладает вторая из названных тенденций (движение к тоталитаризму), то восприятие цивилизационно-культурных структур иных социальных, национальных, профессиональных, территориальных общностей той общностью или группой, которая обладает властными или иными (экономическими, например) привилегиями, приобретает отчужденно-враждебный характер, что может обернуться разрушением цивилизационных основ сосуществования различных социальных структур, нарастанием конфликтности и катастрофичности в общественной эволюции. Однако было бы большим упрощенчеством полагать, что трансформационные изменения с их вероятностными, не всегда предсказуемыми последствиями, охватывают только постсоциалистическое геополитическое и экономическое пространство, они присущи всему мировому сообществу государств. Многие социологи-аналитики, задумывающиеся о судьбах человечества в XXI веке, высказывают мнение, согласно которому ныне существующая мировая система просуществует в современном виде едва ли более 50 предстоящих лет, что ее по всей вероятности, ожидает эпоха «некумулятивных, недетерминированных, радикальных трансформаций» (3; 18-20). Трудно предсказать, в каком направлении будут осуществляться такие трансформационные изменения, но скорее всего их основная траектория совпадает с переходом мирового сообщества (разумеется не одновременно для всех регионов, стран и культур) к новому типу цивилизации - цивилизации ноосферного типа, где власть Нуса (знания) и Номоса (закон) станет абсолютной, а центральным элементом системы личности и системы общества будет интеллектуальность, соединенная с нравственностью. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |