|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Крестьянская война под руководством Е. Пугачева: причины, цели, итогиУкрепление во второй половине XVIII века абсолютистско-феодального государства в России сопровождалось усилением крепостничества. За счёт пожалования дворянам земли вместе с населявшими её крестьянами расширяется дворянское землевладение. Крепостное право растёт не только вширь, но и вглубь, по линии ужесточения. В 60-х годах помещики получили право ссылать своих крестьян на каторгу. Крестьянам же под угрозой жестокого наказания специальным указом правительства запрещалось жаловаться на господ. Крепостные по правовому положению уже ничем не отличались от рабов. Их продавали и обменивали, запарывали до смерти. Крепостнические указы Екатерины II, рост барщины и оброка привели к тому, что в конце 60-х годов крестьянские выступления охватили Левобережную Украину, Воронежскую и Белгородскую губернии, 9 центральных уездов. Высшим выражением этих выступлений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва (1773-1775 годы). Она началась в восточных районах страны, где классовые противоречия были особенно напряжены: к ненависти крестьян добавлялось острое недовольство работных людей горных заводов и местных народностей - татар, мордвы, и особенно башкир, земли которых расхищались и отдавались дворянам. Состав движения был достаточно разнороден: в нём активно участвовали крестьяне, работные люди, казацкая беднота, местные нерусские народности. Территория, которую в целом охватило восстание, была огромной: от Воронежа и Тамбова на западе до Тюмени на востоке и от Каспия на юге до Нижнего Новгорода и Перми на севере. Донской казак Емельян Пугачёв, много повидавший на своём веку, бежав в последний раз из Казанской тюрьмы в 1773 году, появился близ Яицкого городка, назвавшись императором Петром III. К нему примкнули беглые крестьяне и казаки. События развивались стремительно. В сентябре повстанцы взяли Татищеву крепость, ряд других городов и в октябре 1773 года осадили главный административный центр края - Оренбург. Штурмом взять хорошо укреплённый город не удалось. Но в ноябре-декабре восстание распространилось на всю Оренбургскую губернию, проникло в Пермскую и Симбирскую, постепенно охватило всё Поволжье. Башкирия была охвачена восстанием полностью. Зимой 1773-1774 года правительственная армия потерпела несколько поражений. Войско повстанцев насчитывало около 10 тысяч человек. Несмотря на размах восстания, в начале 1774 года наметился перелом в пользу правительства. Царские войска взяли Татищеву крепость, и в этом бою была уничтожена лучшая часть войска Пугачёва. Одновременно разгромлена повстанческая армия под Уфой. Пугачёв отступил в район горнозаводского Урала, где создал новое войско. В мае 1774 года он взял Магнитную крепость, но вскоре опять потерпел поражение, оставил Урал и повернул на запад, в поволжские губернии, где рассчитывал на крестьян и нерусские народности. В июле 1774 года крестьянский вождь взял Казань, в августе перешёл на правый берег Волги через главные закрепощённые области. 31 июля 1774 года Пугачёв объявил указ, ставший "жалованной грамотой" восставшему крестьянину. Он давал ему вольность и свободу, земли, лесные угодья, освобождал от рекрутских наборов, подушных и денежных податей. 21 августа началась осада Царицына, но взять город приступом пугачёвцам не удалось. 24 августа Пугачёв был разбит правительственными войсками и с небольшими силами ушёл за Волгу, пытаясь собрать новое пополнение восставших. Однако, на половине пути его арестовала группа казаков, хотевших ценой предательства спасти свои жизни. Пугачёва отправляют в Москву под сильным конвоем. 10 января 1775 года состоялась его казнь. Восстание было жестоко подавленно, пролито много крови. Несмотря на схожесть всех крестьянских восстаний, движение Пугачёва имело свои особенности. Это восстание было самым мощным в истории России. Оно охватило огромную территорию и вовлекло сотни тысяч человек. Впервые к крестьянскому движению в массовом порядке присоединились представители нерусских народностей. Повстанческая армия Пугачёва оказалась весьма организованной: были созданы штаб, военная коллегия, войско делилось на полки, между которыми поддерживалась связь. Войска Пугачёва вооружались не только захваченным в боях оружием, но и получали его организованным путём с заводов Урала. По сравнению с предыдущими восстаниями, не обладавшими никакой политической программой, восстание Пугачёва такой программой обладало. Пугачёв выступал против феодально-крепостнического строя в целом. В своих манифестах он прямо призывал к борьбе против дворянства, как ненавистного господствующего класса, который необходимо убрать с исторической арены, призывал к уничтожению крепостного строя и свержению императрицы, которая этот строй поддерживает. Восстание потерпело поражение из-за типичных черт, присущих средневековым движениям: разрозненности и раздробленности, недостаточной организованности повстанцев, плохой вооружённости и недостаточной военной подготовленности. Не были преодолены национальная вражда среди восставших и монархические иллюзии. Восстание Пугачёва потерпело поражение ещё и потому, что против него была обращена вся мощь государства, поскольку никогда ещё опасность для последнего не была так велика. Однако, крестьянскую войну Пугачёва нельзя назвать бессмысленной. С одной стороны, правительство обрушило репрессии на участников, но с другой помещики всё же поумерили свой пыл, сократив размер оброка и барщину, а на уральских заводах была почти вдвое повышена заработная плата. При всей обречённости крестьянских выступлений они вносили свою лепту в установление более приемлемых экономических отношений. 28. Общественно-политическая мысль, просвещение, наука, литература, искусство России эпоха Екатерины II. Рассматривая культуру эпохи абсолютизма, следует заметить, что в России она прошла определенные этапы. Ее зарождение и становление связывают с именем Феофана Прокоповича и Петра I, а расцвет приходится на времена царствования Екатерины Великой (вторая половина 18 века), которая была преемницей идей заложенных Петром. Именно этот период времени вошел в историю России под названием эпоха просвещенного абсолютизма. Характеристика культуры эпохи абсолютизма в России состоит из множества важных достижений того времени, но нельзя исключать и некоторые недостатки. Историки достаточно высоко оценили роль Екатерины в жизни страны. Она оставила в сознании потомков и духовном настрое общества впечатление мощного энтузиазма. Желание сравнятся с лучшими художественными достижениями Западной Европы эпохи абсолютизма, подтолкнуло императрицу к необходимости стимулирования и поощрения развития в российском государстве образования, искусства, науки и техники. Екатерина была образованным человеком, умела не только воспринимать плодотворные идеи других, но генерировать собственные. Она тяготела к гуманитарным наукам, таким как педагогика, философия, история и художественное творчество. Екатерина II во многом была преемницей Петра, но в отличие от него сама являлась человеком, духовного и политического лидера. Культура эпохи абсолютизма в России находилась под влиянием французской культуры не только на уровне императорского двора, она повлияла на духовное состояние общества, где тенденция украшать себя французскими прическами и платьями сменилась проявлением ума, чтением. За период времени от Петра I и самой Екатерины II в среде дворянской успели смениться три направления в воспитании и образовании. При Петре I дворян принуждали осваивать новые специальности, во время правления его дочери Елизаветы, они ориентировались на усвоение французского светского этикета, а при Екатерине были созданы условия для широкого ознакомления знати и богатых торговцев и купцов с гуманитарной культурой в виде философии, истории, литературы, искусства. В эпоху абсолютизма путешествие превратилось в один из инструментов познания, в нем воедино слились рациональное и эмоциональное начало. В 1783 году в Петербурге создается Российская Академия, её целью стало изучение словесности и языка, а позже создание грамматики и толкового словаря. В это же время происходит формирование научной терминологии. В науке впервые заговорили на родном языке, это было историческим событием в культуре России эпохи абсолютизма. Во 2-й половине 18 века в стране была создана сеть закрытых учебных заведений для детей духовенства, дворян, купечества и солдат. Дети духовенства могли обучаться в духовных семинариях и академиях. Купеческие наследники получали образование в коммерческих школах, а так же в горнодобывающих, медицинских, мореходных, ремесленных школах и Академиях художеств. Именно из солдатских школ вышли многие будущие ученые, просветители и представители искусства. Касаясь гуманитарных наук в эпоху абсолютизма, следует выделить сложность их положения. Все достижения в области культуры и науки в эпоху абсолютизма естественным образом повлияли на дальнейшее развитие отечественной техники. Давая характеристику ее уровню, нельзя не остановиться на открытиях, которые были сделанны в этой области такими людьми как: инженер-самородок И.И. Ползунов, создавший проект и построивший первую паровую машину; И.П. Кулибин, который изобретал различные механизмы для машин; мастер К.Д. Фролов – изобретатель гидравлической машины; купец Р.А. Глинков, создавший многоверетенную прядильную машину. Общая духовная атмосфера культуры эпохи абсолютизма естественным образом нашла себя в художественной жизни, и практике искусств второй половины 18 века. Господствующим направлением в ней продолжал оставаться классицизм, насыщенный призывами служения монарху и отечеству, воспевающий победы и героев, проповедующий высокие нравственные добродетели – долг, честь, патриотизм. В литературе все так же продолжали господствовать похвальные слова и торжественные оды, обращенные к монаршим особам и служившие их восхвалению. Но все же вместе с классицизмом в литературе эпохи абсолютизма существовали и демократические тенденции. Постепенное расширение круга людей с образованием, привело к возникновению таких жанров, как мещанская драма и роман, обращению к народному фольклору – легендам, сказкам, пословицам и поговоркам, песням. Социальные противоречия между сословиями, царившие в обществе, стали основой для постепенного развития сатирико-обличительной литературы, которая берет начало в сатирах Кантимира и развивается дальше в творчестве Фонвизина, Крылова и Капниста. В конце 18 века в русской литературе эпохи абсолютизма проявляются первые черты сентиментализма, они отчасти присущи страницам Радищева, но и развиты в творчестве Карамзина («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза»). Карамзин, наследуя Руссо, говорил, что воспитание чувств – благое дело. Согласно его мнению, человек, плачущий над судьбой героя, чувствителен и к чужому горю. Принципы естественности, провозглашенные французскими просветителями и подхваченные русскими, проявились и в моде. Русское искусство 18 века приобрело светский характер. В архитектуре закрепились три вида светских дворцовых построек: усадебная, городская, загородная. Развитие живописи также было определено потребностями аристократии в украшении своих усадеб, дворцов, особняков. В Москве в эпоху абсолютизма театральные спектакли проходили в университетах, их играла итальянская труппа Локателли. Музыкальное искусство в культуре эпохи абсолютизма получило широкую популярность и переросло в итальянскую и французскую придворную оперу. В конце 18 века начинает формироваться композиторская школа, а ведущим жанром становится комическая опера, основанная на родном фольклоре. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |