|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие, виды и организациясоциально-психологического тренинга 7 страницаЦентральным понятием психотерапии А. Маслоу является само-актуализация. Самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны. Онитоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эго-центричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализа-ция - это не отсутствие проблемы, а движение от проблем кажущих-ся и простых к проблемам реальным и сложным и их разрешению. А. Маслоу описывает 8 путей, которыми индивид может само-актуализироваться: 1. Полное, живое и беззаветное переживание проблемы с по-вышенным осознанием и интересом. 2. В каждом жизненном выборе принимать решение в пользуличностного роста, даже если это связано с риском, прежде всегос риском оказаться в неизвестном. 3. Становиться реальным, существовать фактически, а не толь-ко в потенциальности. 4. Быть честным и принимать ответственность за свои дейст-вия; ответы на все вопросы искать внутри себя. 5. Развивать способности «лучшего жизненного выбора», веритьсвоим суждениям и интуиции и действовать в соответствии с ними. 6. Развивать свои потенциальные возможности. г 7. Для самоактуализации характерен «пик переживания», когдамы наиболее интегрированы, лучше осознаем мир и себя, думаеми чувствуем наиболее ясно и точно. 8. Обнаруживать свои «защиты» и работать по отказу от них.Другой кардинальный идеей Маслоу была концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших квысшим: удовлетворение первичных потребностей (пища, жилье,сон, безопасность) дает возможность развивать высшие, социаль-ные потребности в признании, дружбе, любви, самоактуализации.И хотя сам Маслоу не создал своих специфических методовпсихотерапии и не был психотерапевтом-практиком, его гумани-стические идеи получили широкое применение в психотерапии. Поего мнению, эффективность психотерапии обусловливается уста-новлением доверительных и близких отношений между людьми безвмешательства в личную жизнь. Психотерапия способствует удов-летворению социальных потребностей человека в общении, пони-мании, уважении, любви. Экзистенциальная психотерапия по своим идеям наиболее близ-ка к гуманистической психологии, и ее можно рассматривать как глубинно-смысловую гуманистическую терапию. В ее основележат идеи феноменологии (Э.Гуссерль), экзистенциональной ианалитической философии (С. Кьеркегор, К.Ясперс, М.Хайдеггер,А.Камю, Ж.П.Сартр и др.), понимающей психологии (В.Диль-тей). В терапевтической практике экзистенциальной психологиивидное место занимает логотерапия В. Франкла. Основной движущей силой в поведении человека и его лично-стном развитии (по Франклу) является стремление к поиску и реа-лизации смысла жизни. Отсутствие смысла жизни или невозмож-ность его реализации приводят к экзистенциальному вакууму, ко-торый является причиной многих психологических и социальныхрасстройств. Логотерапия направлена на то, чтобы помочь челове-ку обрести утраченный им смысл жизни. Уникальный смысл жиз-ни может быть найден клиентом в,одной из трех основных сфер:творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношениик тем обстоятельствам, которые пациент не в силах изменить. В. Франкл разработал 3 основных метода в практике логотера-пии: сократический диалог, парадоксальная интекция и диреф-лексия. Эти методы основываются на таких фундаментальных ха-рактеристиках человека, как способность к самоотстранению исамотрансцендентации. Метод сократического диалога применяется при терапии нев-розов, духовного плана (конфликты совести, морально-нравствен-ного плана). Суть метода состоит в создании и понимании клиен-том смысла своих проблем. Техника парадоксальной интекции состоит в том, чтобы клиентзахотел осуществлять то (при фобии), или сам осуществлял то (приневрозе навязчивых состояний), чего он так опасается. Метод дирефлексии основывается на переключении внимания содной актуальной проблемы на другую, что дает возможность нанекоторое время «отключиться» от волнующей проблемы и по-смотреть на нее под иным углом зрения. Бихевиоральная психотерапия ставит своей целью обучениеадаптивным умениям, полезным при столкновении с теми илииными сложными жизненными ситуациями. У клиента с помощьюспециального тренинга формируются конкретные поведенческиереакции, направленные на решение четко определенных задач. Дляобъяснения поведения бихевиоризм использует 2 основных поня-тия: стимул (S) и реакция (R); сознание и прочие понятия отрица-ются. Бихевиоризм стремится иметь дело только с наблюдаемымифактами. В этом смысле поведение, сколько бы оно ни было слож-ным, может быть исследовано, как и любой другой наблюдаемыйфеномен. По Б. Скиннеру, личность определяется как сумма паттерновповедения. Паттерном поведения называется некоторая целостнаясовокупность поведенческих реакций. Бихевиоральный терапевт не занимается внутренними состоя-ниями или историей клиента, в его поле зрения актуальное пове-дение. Для него симптомы и есть сама болезнь, а не проявлениележащей за ними болезни. Бихевиоральный терапевт предлагаетклиенту неугрожающую, безопасную аудиторию, в которой онможет выразить ранее невыраженное поведение - плач, враждеб-ность, сексуальные фантазии и т. д. Однако терапевт не заинтересо-ван в поощрении этого выражения. Он занимается обучением, на-работкой и поощрением способов поведения, эффективно противо-стоящих тем способам, которые он намеревается исключить, - не-удобным или неправильным. Например, он может учить прогрес-сивной релаксации, чтобы справиться со специфическими реакция-ми тревожности, или воспитывает в клиенте уверенное поведение,чтобы противостоять застенчивости. Данная групповая терапияполучила название групп тренинга умений. Члены группы рас-сматриваются как учащиеся, желающие приобрести умения, кото-рые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки. В группах обучают таким жизненным умениям, как управлениетревогой, планирование карьеры, принятие решений, родитель-ские функции, коммуникативные умения, тренинг уверенности всебе и т. д. В группах клиентов с тяжелыми нарушениями тренинг уменийможет касаться развития элементарных навыков, например, таких,как есть не проливая. В группах здоровых людей ставятся болеесложные цели. Акцент всегда делается на обучение. Например, вгруппе, занимающейся терапией взаимоотношений, члены группыучатся специальным межличностным умениям для эмоциональногосамовыражения без возбуждения защитных и враждебных чувств.Показываются и отрабатываются 4 вида поведенческих умений: 1) выражение межличностных чувств - осознание и коммуникациячувств, восприятий и желаний, связанных со взаимоотношениями; 2) эмпатический ответ - полное понимание и передача этого по-нимания собеседнику; 3) переключение образа действия - адек-ватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатиче-скому ответу; 4) содействие (фасилитация) - обучение тому, какэффективно учить других вышеупомянутым умениям. Другой вид тренинга умений называется структурированно обу-чающей терапией и применяется для развития социальных умений, умений планировать и предупреждать возникновение стресса. Тре-нинг включает использование таких базовых средств, как, напри-мер, моделирование и прогнозирование ролей, осуществление об-ратной связи и перенос приобретенных умений в реальную группу. Одним из распространенных тренингов умений является тре-нинг уверенности в себе (А. Бандура). Быть уверенным в себе озна-чает умение определять и выражать свои чувства, желания, потреб-ности и ожидания; строить отношения с другими, т.е. обратиться с просьбой, ответить «нет», не чувствуя себя виноватым, настаи-вать на реализации своих прав, делать и принимать комплиментыи т.д. Составляются списки основных прав, которые поддержи-вают уверенность в себе. Сюда относится право: - быть одному; - быть независимым; - на успех; - быть выслушанным и принятым всерьез; - получать то, за что платишь; -иметь права, например право действовать в манере уверенно-го в себе человека; - отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым иэгоистичным; - просить то, чего хочешь; - делать ошибки и быть ответственным за них; - не быть напористым. Клиенты обучаются реализовывать и отстаивать свои права.С ними проводятся упражнения, развивающие умения, соответст-вующие уверенному поведению. Таким образом, через развитиеспособности действовать группы тренинга умений ведут человекак большей свободе и самостоятельности. Гештальттерапия представляет собой отрасль психотерапевти-ческой практики, которая основывается на идеях психоанализа,гуманистической и экзистенциальной психологии, гештальтпсихо-логии и телесной терапии. Ее основателем считается Ф. Перлз. Среди основных идей гештальттерапии особое место занимаетпринцип гештальта, т.е. целостности и «фигуративное™». Геш-тальт не сводится к сумме своих частей, это целостность, сущест-вующая на определенном фоне или внутри некоторого контекста. Жизненная ситуация клиента представляет собой гештальт, ипоэтому бессмысленно работать с одним каким-то качеством илиодной его частью, исключив все прочие и не учитывая контекст, вкотором это качество проявляется. То, что мы считаем дефектомили недостатком, может играть чрезвычайную приспособитель- скую роль в контексте жизни клиента. Фактически только самклиент может выстроить новый, более позитивный, с его точки зрения, гештальт своей жизни. Обычно клиент способен видеть ситуацию только с одной точкизрения, важнейшая задача терапевта состоит в том, чтобы расши-рить спектр точек зрения у клиента, предоставить ему возможностьувидеть свою проблему в ином свете и, не навязывая своей точкизрения, сделать так, чтобы он сам обрел новый взгляд на вещи.Иногда для этого надо изменить отношения фигуры и фона - фонсделать фигурой, а фигуру - фоном. Наиболее распространена групповая форма гештальттерапии,характерной чертой которой является так называемый «горячий стул», который периодически занимает (по желанию) тот или инойчлен группы и с которым работает терапевт на глазах остальныхчленов группы. Эмоциональная поддержка со стороны других чле-нов группы оказывает позитивный эффект на процесс терапии, сдругой стороны, наблюдая работу с одним из членов группы, ос-тальные могут разрешить, благодаря переносу, и свои проблемы. Гештальттерапия состоит в том, чтобы предложить клиентусфокусироваться на осознании того, что переживается в настоя-щем, а не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травмеили незаконченной ситуации, но при этом фрагменты незакон-ченных ситуаций (незавершенных гештальтов) из прошлого неиз-бежно всплывают как часть этого опыта в настоящем. Тогда кли-енту предлагается вновь их проиграть, пережить, чтобы завер-шить и ассимилировать в настоящем. Гештальтметодики направляют клиента на воссоздание обеих сторон и установление диалога между ними. Например, если кли-ент сидит на «горячем стуле», то на другой пустой стул напротив него можно посадить воображаемого партнера, с которым у кли-ента нарушены взаимоотношения, и по очереди представлять слово то одному, то другому. От имени воображаемого партнера можетговорить сам клиент, садясь на соответствующий стул, или одиниз участников группы, которого выбирает клиент. Таким же обра-зом может быть организован диалог между психологическими час-тями личности, которые находятся в конфликте, и т.д. Наиболее важно в процессе гештальттерапии обратить внима-ние клиента на актуальные чувства, которые он переживает здесьи теперь, и телесные проявления его состояния, чем достигается расширение зоны осознания. Для успешного проведения терапии сам терапевт должен быть«здесь и теперь». Порой для клиента вполне достаточно, если те-рапевт просто присутствует, но это должно быть искреннее и от-крытое присутствие. Другая задача терапевта - обеспечение обрат-ной связи. То есть он служит своеобразным зеркалом для клиента,позволяя последнему лучше увидеть себя и свою собственную пози-цию в проблемной ситуации. Еще одна сторона гештальтпроцесса - действие. Терапевт по-буждает клиента не только к самоосознанию, но и к совершенноконкретным действиям, например сделать выбор из двух альтер-натив, символизируемых двумя различными стульями. Осуществ-ляется как физическое передвижение клиента. Важное место в деятельности гештальттерапевта занимает орга-низация гештальтэскперимента. Терапевт вводит в ситуацию новыепеременные или по-новому организует взаимодействие междупрежними, побуждает клиента попробовать новые способы пове-дения. Например, клиент жалуется, что ощущает стену между собойи супругом. Терапевт может предложить представить, что барьер преодолен и клиент оказался на стороне супруга, при этом клиентобязательно физически перемещается за воображаемый барьер.Цель - посмотреть, как будет протекать взаимодействие супруговбез барьера. Результат такого взаимодействия заранее неизвестен.Очень может быть, что клиент почувствует, что на самом деле емуне по себе без этого барьера, что он создавал его сам как защитуот супруга и т. д. Работая с группой, терапевт обычно предлагает ряд упражне-ний, способствующих расширению сознания участников и подго-тавливающих их к работе на «горячем стуле» [17]. Среди разновидностей немедицинской групповой психотерапииможно выделить общинную психотерапию. Этот метод предполага-ет привлечение к психотерапии в меру возможностей всех людей,так или иначе причастных к происходящему. Принципы равно-правного корпоративного сотрудничества, отсутствие в терапевти-ческом сеансе отношений «врач-больной», «начальник-подчинен-ный» позволяют всем участникам активно включаться в происхо-дящее и ощущать собственную значимость в принятии всех реше-ний, касающихся группы. Такая форма психотерапии, где проявля-ются только равноправные, партнерские отношения, позволяет каж-дому участнику более свободно проявлять свою индивидуальностьи легко преодолевать барьеры между ведущим-организатором иучастниками из-за отсутствия формально-статусных отношений.Ведущий в этом случае выполняет лишь вспомогательную роль,обусловленную задачей оказания психологической помощи клиен-там и обучением других участников оказывать помощь себе само-стоятельно. Существует определенная специфика в организации ипроведении совещаний больших и малых групп, персонала и семей. На совещаниях, касающихся общих проблем общины, связанныхс терапией, присутствуют все причастные к этому процессу. Суть таких совещаний - преодоление различных антисоциаль-ных тенденций. Направлено оно на отреагирование тех ощущений,которые испытывали участники во время терапии и которые неудалось проконтролировать. Здесь основная цель - укрепить чувст-во самоуважения участников. Совещание персонала связано с кри-тическим обсуждением хода выполнения программы и определе-нием дальнейших шагов терапии. Семейные ежевечерние совеща-ния способствуют укреплению солидарности и взаимопониманияв данной конкретной малой группе (семье). Общинная терапия получила широкое распространение в лечеб-ных заведениях, исправительных учреждениях, религиозных орга-низациях, этнокультурных общностях, в некоторых сферах профес-сиональной деятельности. Как разновидности общинной терапииможно выделить различные клубы, кружки и другие целенаправ-ленные объединения людей, советы ветеранов, участников различ-ных событий, фонды помощи и защиты [34]. Позитивная семейная психотерапия относится к числу направ-лений гуманистического мировоззрения. Ее основатель Н.Пезиш- киан успешно синтезировал опыт различных культур в психоте-рапии. Это направление получило название транскультурной пси-хотерапии, где особое внимание отводится возможности включе-ния в терапевтический процесс всех сфер жизни. В позитивнойпсихотерапии широко используются на различных стадиях техни-ки и элементы таких психотерапевтических методов, как психоана-лиз, психодрама, гештальттерапия, применяются методы саморегу-ляции, гипноза, арттерапии. К базисным идеям и принципам данной семейной психотерапииотносятся позитивные представления о человеке, принцип надеж-ды, принцип баланса, транскультурный принцип, позитивная кон-цепция семьи, принцип кооперации усилий. Позитивное представление о человеке основывается на убеж-дении, что каждому индивиду присущи две базовые способности:любви и знания, которые должны быть развиты посредством со-циализации и образования. Позитивный подход в семейной тера-пии непосредственно связан с позитивной концепцией семьи. Семьярассматривается как основная единица общества и институт чело-веческого сообщества, который существует, пока существует обще-ство. Зависимость между семьей и обществом, отдельными индиви-дами и их семьями дает возможность рассматривать любую психо-терапию как семейную психотерапию. Ни один человек поэтому недолжен подвергаться психотерапии вне семейной терапии. Каждыйклиент должен быть рассмотрен в контексте своего ближайшегоокружения и микрокультуры. Позитивная семейная психотерапия -это не только метод терапии, но и обучение самопомощи. Онапредлагает свою концепцию для предотвращения и разрешенияконфликтов и нарушений. Один из способов - подготовка людей ксемейной жизни. Человек должен познать все в процессе образова-ния, которое бывает физическим, эмоциональным, духовным. Этообразование должно быть сбалансированным и целостным, а неразрозненным. Физические, интеллектуальные, социально-эмоцио-нальные и духовные способности есть в каждом человеке. В зави-симости от культуры и образования одни из них оказались более актуализированы и развиты, чем другие. В позитивной психотера-пии поощряются активность и самостоятельность клиента в ре-шении своих проблем и оказании помощи своей семье и окруже-нию. Транскультурный подход, используемый в позитивной психо-терапии, дает возможность значительно расширить диапазон реше-ний психологических и социальных проблем клиентов, а также уве-личить глубину видения проблем, их относительность и перспекти-вы позитивных изменений. Позитивный подход помогает клиентуизменить свою точку зрения и более гибко реагировать на про-блемную ситуацию. Он является основой терапевтического взаимо- действия между терапевтом и клиентом. Такие культурные элемен-ты, как истории, легко принимаются клиентом и дают материал дляработы воображения в решении собственных проблем. В рамках психотерапии и самопомощи используется пятисту-пенчатая стратегия. На каждой ступени терапии даются истории,для того чтобы помочь клиенту постичь смысл данной стадиитерапии и применить ее в жизни. I. Стадия наблюдения и дистанцирования. Здесь анализируетсяситуация клиента и создается возможность отхода клиента от сво-ей проблемы и рассмотрения ее со стороны. И. Стадия инвентаризации связана с задачей прояснить изучае-мую историю клиента, выявить те правила и отношения, которыекажутся клиенту неизменными, сдерживают его личность и соот-носятся с его жизненной историей. При помощи дифференциаль-но-аналитического опросника (ДАО) опыт клиента осознаетсякак положительно или отрицательно оцениваемые отношения. III. Стадия ситуационной поддержки. На этой стадии клиентработает как «терапевт». Вместо критики в адрес других людей,из-за которых возник, по его мнению, конфликт, клиент учится по-ощрять других, вовлекая и раскрывая их позитивные способности,которые сам клиент уже раскрыл для себя на предыдущих стадиях. IV. Стадия вербализации. Клиент уже на более зрелом уровнеобучается техникам и способам общения и консультации, с кото-рых он начинает общение дома, в кругу семьи. На этой стадии онзнакомится с концепцией семейного совета, члены семьи включа-ются в терапию. V. Стадия расширения целей. На этой стадии, которая, по сути,сопровождает весь терапевтический процесс, клиент приобретаетнавыки самому развивать все свои способности и уделять внима-ние всем сферам жизни. Он учится по-новому жить, видеть и дости-гать те цели, которые раньше ему были неизвестны [21]. Вместе с тем следует ясно отдавать отчет, что групповая пси-хотерапия не панацея от всех проблем. Более того, она можетпривести к социальной дезадаптации, если учитывать разницумежду групповой атмосферой и суровыми реалиями современнойжизни. Полагаться только на групповую психотерапию, по крайнеймере, наивно. Групповая психотерапевтизация населения граничитиногда по своим последствиям с наркотическим эффектом. Подход к решению социально-психологических проблем с по-зиции групповой психотерапии является достаточно традицион-ным. Однако в современных условиях ограничиваться этим нельзя.Дело в том, что проблема социального и психологического здо-ровья не сводится к организационному и личностному развитию итем более не решается только с помощью групповой психотерапии. Она требует более широкой постановки вопроса и решения вболее масштабном контексте посредством социальной психогигие- ны, обеспечения продовольственной, криминальной, экологиче-ской и информационной безопасности. Социальное и психологическое здоровье нации зависит от эко-номических и экологических условий, качества и образа жизни,питания, отдыха, лечения, комфортности среды обитания, наличиястресс-факторов, уровня преступности. Одной из опасностей для психического здоровья нации являетсявлияние «масс-медиа», электронный контроль за жизнью, настрое-ниями, мнениями граждан. Специальные технические средства нового поколения способнынегативно влиять на психику, причем как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Попытки внедрить информационный тоталитаризм (экспансио-низм) объясняются борьбой за расширение сфер контроля с по-мощью средств массовой информации. При этом наблюдается непросто контроль за общественным мнением, но и массовое мани-пулирование. Данный факт прямо противоположен идеям Роджер-са, Маслоу, Франкла о личностном развитии, самоактуализации,поиске смысла человеческой жизни. В связи с этим встает вопросо необходимости создания информационной безопасности лично-сти и общества, в том числе от телевизионного насилия. Она вклю-чает в себя не только технические, юридические средства защиты,но и психологические, например реализацию идеи о ненасилии,что предполагает отказ от насилия в политике, семье, ненасильст-венном общении в организации и пр. Существует очевидная связь между психическим здоровьем и ду-ховным, нравственным развитием нации. На основании этого дела-ется вывод, что решение проблемы связано только с использовани-ем религиозного опыта. Не отрицая нравственных возможностейрелигии, нельзя недооценивать значение качества, образа, укладажизни, ментальности, культуры в развитии нации, т.е. экологиче-ской психологии. Такой подход к роли культуры в духовном разви-тии нации должен стать государственным, что предполагает сохра-нение и всемерную поддержку национальной культуры. Религия яв-ляется сугубо частным делом. Нельзя допустить, чтобы религия ис-пользовалась в государственных, идеологических, манипулятивныхцелях, а также в психологической практике. В противном случае при-кладная социальная психология превращается в оккультную науку. Литература 1. Альманах психологических тестов / Сост. и общ. ред. P.P. и С.А.Рим- ские.-М, 1995. 2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб., 1992. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб., 1993. 4. Бондаренко В.П. Выбор профессии. - М, 1989. 5. Войтова С.А., Зубань Е.Н. Ролевые игры. - СПб., 1992. 6. Волков И.Л. Социометрические методы в социально-психологическихисследованиях. - Л., 1970. 7. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. - М.,1990. 8. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. - М, 1993. 9. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М.,1991. 10. Кондратенко В. Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Минск, 1993. 11. КипперД. Клинические ролевые игры и психодрама / Пер. с англ. - М,1993. 12. Крижановская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. -Л., 1990. 13. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологи-ческой диагностики. - М, 1991. 14. Лейтц Г. Теория и практика: Классическая психодрама Я.Л. Морено /Пер. снем.-М., 1994. 15. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. - М., 1992. 16. Линде Н. Психотерапия в социальной работе. - М., 1992. 17. Личность и личностный рост: Восточная теория личности / Сост. Д.Фей-димен, Р.Фрейгер. - М., 1994. 18. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. - Петрозаводск, 1992. 19. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалева,А. А. Степанова, С. Н. Шаболина. - М., 1973. 20. Основы социального психоанализа / Под ред. В.Д.Попова. - М., 1966. 21. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. - М., 1992. 22. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1998. 23. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллекти-ва. - М., 1978. 24. Практические занятия по психологии. - М., 1972. 25. Проективные методы исследования личности / Сост. В.А.Лапин. -Пенза, 1990. 26. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М.Гу-ревича, Е. М. Борисовой. - М., 1995. 27. Психологическое тестирование / Сост. В.А.Лапин.-Пенза, 1990. 28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995. 29. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:теория и практика. - М., 1993. 30. Сборник психологических тестов / Сост. Е. Каранешта. - Киев, 1992. 31. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы вгрупповой работе с людьми. - СПб., 1992. 32. Франка В. Человек в поисках смысла жизни. - М., 1990. 33. Черны В., Колларик Т. Компедиум психодиагностических методик. -Братислава, 1988.-Т. 2. 34. Шнайдер Г. Криминология. - М., 1994. 35. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992. 36. Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика и ее методы. - Киев, 1992. 37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990. 38. Этнопсихология / Под ред. А. А.Деркача. - М., 1992. - Ч. II. Раздел IX ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Глава 28 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ § 1. Функции и эффективность социальных организаций Под организационной психологией следует понимать направ-ление социальной психологии по развитию социальной организа-ции (управление персоналом, оптимизация организационного кли-мата, информационных потоков) и т. п. Нельзя сказать, что вопрос о развитии социальной организациив отечественной прикладной социальной психологии абсолютнонов. Еще в 70-е годы разрабатывались проблемы социального пла-нирования, паспортизации социальных организаций. Правда, бы-ло и другое - идеологические спекуляции относительно проблемразвития социальных организаций в виде так называемых теорийформирования коллективов. Такой подход был обусловлен идео-логическими соображениями - социальным заказом того времени.Сегодня идеологический подход должен уступить научному. В данном случае,под научным подходом к развитию социальнойорганизации подразумевается теория управления, менеджмента. В зарубежной литературе социальная организация понимаетсякак социальная система, которая характеризуется определеннойобщностью, идентичностью, имеет точный список членов, про-грамму деятельности и процедуру перемещения сотрудников. Неоценимый вклад в разработку проблем, связанных с деятель-ностью социальных организаций, внесли А.Маслоу, Э.Этциони,Ф.Тейлор, Н.Вебер, Л.Урвик, Дж.Рейли, Ф.Херуберг, Д.Макгре-гор, Д. Кайтц. Теоретико-методологические и научно-методическиеосновы классической школы социальной организации составляютпринципы научной организации труда Ф. Тейлора, теория бюро-кратической организации М.Вебера, административная системаФотоля и «синтетическая» концепция управления. Основная идея Муни и Дж. Рейли состоит в том, что эффектив-ная организация - система, построенная на строго формальныхпринципах, которые описываются через процесс и результат. Со- гласно этой идеи самым важным признаком организации являетсякоординация. Скалярный принцип описывает вертикальную коор-динацию, роль лидера в координации действий. Функциональныйпринцип утверждает, что в основании всех других организацион-ных функций лежат планирование, выполнение и контроль. Согласно «синтетическому» подходу Урвика и Гьюлика функ-ции администрации сводятся к планированию, организации, ком-плектованию штатов, руководству, координации, отчетности исоставлению бюджета. Благодаря усилиям Гьюлика, Муни и Урвика теория классиче-ской школы приобрела законченность. Они определили круг поло-жений, ставших затем своего рода аксиомами. К ним относятсяпринципы специализации, диапазона контроля и единоначалия. В дальнейшем принципы социальной организации были обога-щены такими теориями, как «топография» организационного про-странства, которое состоит из «географического», функционально-го, статусного и иерархического; мотивация достижения; описа-ние власти; теория стилей Р. Лайкерта; модель Р. Блейка и др.;модель успешного руководителя Б.Басса (руководитель может бытьуспешным, но неэффективным, а может быть и успешным, и эффек-тивным, если нацеливает подчиненных на организационное раз-витие); обоснование стиля руководства, понятие об адаптивномруководителе; модель эффективной организации Р. Лайкерта; стра-тегия организационного изменения; теория о механистической иорганической организации. Р.Лайкерт к причинным переменным отнес внутриорганиза-ционные факторы: формальная структура организации, стратегияи социальная политика, профессионально-квалификационный со-став работников. Промежуточные переменные обозначают челове-ческие ресурсы организаций: отношение к труду, организационныйклимат, методы принятия решений, уровень доверительности круководству, лояльность и т.п. Наконец, результирующие зависи-мые переменные выражают конечный результат усилий. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.) |