АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Читайте также:
  1. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  2. I. Понятие и значение охраны труда
  3. I. Понятие общества.
  4. I. Формирование системы военной психологии в России.
  5. II. Глава о духовной практике
  6. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  7. II. Понятие социального действования
  8. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  9. Авторское право: понятие, объекты и субъекты
  10. Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
  11. Акты официального толкования: понятие и виды
  12. Акты применения права: понятие, признаки, виды

Конец XX века характеризуется появлением в пси хологической науке двух ярко выраженных тенденций развития. Первую можно обозначить как дифференци­ацию предмета исследования, а вторую как интегра­цию его отдельных свойств. Интерес ко второй тенден­ции объясняется тем, что она стремится построит! специфическое научное знание о реальности индиви­дуальной жизни человека. Появление интегральный наук, например, интегральной медицины, экологии психологии жизненной среды и других, создает обще­научный фон для гуманизации современного научного исследования.

Традиционные науковедческие проблемы — пробле­ма предмета и объекта исследования, выбор адекватного метода, механизмы построения гипотезы, критерии ис­тины научного знания и другие — переходят из плоско­сти научного знания в плоскость знания этического в том случае, когда речь идет об изучении индивидуально» жизни человека. Все эти вопросы обостряются многократ но, когда ставится проблема воздействия на человека.

Достаточно в этом смысле вспомнить знамениты! «хоторнский эффект», описанный в 20—30-е годы груп­пой психологов под руководством Э. Мэйо. Суть его состояла в том, что присутствие исследователя, осуще­ствляющего открытое наблюдение, увеличивает произ­водительность труда независимо от объективных усло-

щидтие е npaiimc™ шшт и дсиоогиеско» цшт

вий его осуществления (увеличение или уменьшение интенсивности освещения в конкретном опыте).

Человек, изучающий другого человека, сам стано­вится инструментом познания, средством познания. Воздействие на другого человека является необходимым моментом его изучения, независимо от того, осуществ­ляется это воздействие непосредственно по типу чело­век—человек или опосредовано предметами, созданны­ми людьми, по типу человек—предмет—человек.

Как известно, предметы несут в себе следы воз­действия, овеществляя их, опредмечивая в своих свой­ствах. Воздействие предмета на человека опосредован­но вводит в эту ситуацию других людей или другого человека, имевшего отношение к предмету ранее, или предполагаемое отношение в будущем.

Воздействие и его организация становятся не только средством получения достоверных данных о человеке, которые можно было бы квалифицировать как истинные данные, но оно одновременно существует и как условие порождения свойств человека, особенно тех, которые составляют содержание психологической реальности.

Люди обладают свойством видеть в других то, что хотят и умеют видеть. Это создает особые требования к ситуации взаимодействия людей с целью получения достоверных научных данных об индивидуальной жиз­ни человека. Хотелось бы назвать это требование тре­бованием практической этики, основа которой сводит­ся к знаменитому «Не навреди!».

Возможность осуществить в воздействии на друго­го человека этот принцип основывается на идеалах ценности жизни и идеях о ее строении, о ее законах. Идеи ценности жизни другого человека, да и своей собственной тоже, исследователь человека получает из контекста культуры, в которой он живет, из того куль­турного слоя, в который он погружен, где черпает материалы для построения своей картины мира.

Кажется, об этом писал Пьер Тейяр де Шарден в «Феномене человека»: «...Мы недостаточно подумали о триедином свойстве, которым обладает каждое созна­ние:

все частично сосредоточивать вокруг себя;

в все больше сосредоточиваться в себе;


• путем этого самого сверхсосредоточения присоединить­ся ко всем другим центрам, окружающим его»

Думается, что при воздействии одного человека на друго го именно эти свойства сознания создают труд­ности для реализации основной цели науки — объек­тивного исследования, достоверного получения знаний о закономерностях.

Сегодня попыткой преодоления этой трудности представляется создание особой области знания о че­ловеке, которую, по-моему, можно назвать по всем объективным признакам наукой (Ж. Пиаже, П. Коп-нин, П. Кедров, М. Ярошевский и др.). Это практичес­кая психология. Ее предмет зародился в начале века вместе с первыми работами по психологии труда и может быть обозначен как изучение индивидуальной жизни человека через воздействие на нее. Задачи практической психологии — исследование закономер­ностей индивидуальной жизни — нетождественны за­дачам общей психологии, изучающей психологию ин­дивидуальных различий, хотя бы уже потому, что категории мышления исследователя о природе инди­видуальных различий и природе индивидуальной жиз­ни предполагают разную содержательную нагрузку.

Основное различие можно связать с необходимо­стью использования при изучении закономерностей индивидуальной жизни этических категорий как меры воздействия исследователя на течение индивидуальной жизни. «Задача этического мыслителя — не давать умолкнуть голосу человеческой совести, усилить его, осознать, что есть для человека добро, а что — зло, независимо от того, добро это или зло для общества на определенном этапе его эволюции. Он может быть «во­пиющим в пустыне», но только если этот голос остает­ся живым и бескомпромиссным, пустыня обратится в цветущую землю» (Э. Фромм).

Исследователь индивидуальных различий имеет дело с результатами воздействия людей друг на друга по законам универсальной и социально имманентной этики (термины Э. Фромма), но он не рассматривает при этом себя как человека, порождающего тот или иной тип этических отношений.

--- Осознание же этого является необходимым при и /11 применении категории индивидуальной жизни как сред-

1101ИШ а ирнпшЕии ттт i тштшдй цшш

ства мышления, как средства организации воздействия исследователя, занятого практической психологией.

В бытовой и профессиональной психологической практике, как случайном или преднамеренном воздей­ствии человека на человека, водораздел между бытовой и профессиональной практикой проходит по линии осоз­нания меры воздействия профессиональным психоло­гом, занимающимся практической деятельностью и слу­чайным, недостаточно осознанным применением меры воздействия бытовым психологом, изменяющим направ­ление активности другого человека. Обоснованность воздействия нравственными мерами, ориентация свое­го отношения с другим человеком на научные знания о закономерностях индивидуальной жизни отличает дей­ствия профессионального психолога. Бытовой психолог обосновывает свои действия своим знанием жизни, сво­им личным представлением о мере и целесообразности воздействия на свойства внутреннего мира человека. Это отличие позволяет говорить о том, что бытовая психо­логическая практика основывается на случайных свой­ствах человека, проявляющихся в ситуации взаимо­действия, а профессиональная практика психолога ориентирована на существенные свойства человека.

Отсюда основными научными категориями профес­сионального мышления практического психолога можно, по нашему мнению, считать следующие: воздействие — управление, манипулирование, формирование, психоло­гическое пространство, психологическое время, психоло­гическая дистанция, взаимодействие — предмет взаимо­действия, позиция во взаимодействии, психологическая реальность, модальности психической реальности и др.

Методы осуществления воздействия одного чело­века на другого можно рассматривать как методы ис­следования в практической психологии как науке.

Условно разделим их на две большие группы: ме­тоды прямого ситуативного воздействия и методы кос­венного воздействия, предполагающие расширение контекста изучаемой ситуации.

Основное отличие этих методов как методов науч­ного анализа в том, что они применяются практичес­ким психологом с точки зрения осознанной им науч­ной концепции, что существенно отличает действия профессионального психолога от действий психолога -„л непрофессионального, некомпетентного, и/1


Задачи воздействия практического психолога oir ределяются его концепцией жизни, которую он вопло­щает в парадигме собственного научного мышления с человеке. Именно оно является основой принятия ре­шения о мере воздействия на другого человека, на ег индивидуальную жизнь как предмет исследования профессионального воздействия.

Практический психолог выступает как исследовав тель индивидуальной жизни человека, воздействуя на нее, получая необходимую для этого психологическую информацию, он становится (пусть на время) частью жизни другого человека.

Практика воздействия на другого человека с при' менением психологической информации о нем делит­ся на несколько видов профессиональной деятельнос­ти психолога, которые отличаются мерой воздействия и степенью ответственности психолога за течение индивидуальной жизни человека.

Психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психо­терапия отличаются как виды профессиональной дея­тельности психолога не только разными задачами воз­действия, но и принципиально отличаются средствами воздействия на другого человека.

Кратко отличие задач воздействия можно предста­вить в разной степени ответственности психолога за сбор и использование психологической информации об индивидуальной жизни человека. Средства воздействия отличаются степенью стандартизации. В этом смысле психодиагностика является наиболее стандартизиро­ванным видом деятельности психолога, а психологи­ческое консультирование находится на противополож­ном его полюсе.

За результаты психодиагностики, особенно с при­менением тестов, психолог несет минимальную ответ­ственность, воздействие его стандартизировано. В пси­хологическом консультировании психолог несет личную ответственность за точность полученной психологичес­кой информации и оказывает непосредственное личное профессиональное воздействие на индивидуальную жизнь человека.

Степень ответственности и осознание ее являются для психолога необходимыми моментами его профес-

ирапшеснй ттт» ясишиптш цтп

сиональной рефлексии. Выделение психологом содер­жания психологической информации, характеризующей индивидуальную жизнь человека, осознание этого со­держания являются необходимым условием построения предмета практической психологии как науки.

Можно сказать, что практика психолога-профес­сионала способствует рождению социального (профес­сионального) заказа на предмет науки — практической психологии.

Существенное отличие ее от прикладной психоло­гии состоит в том, на наш взгляд, что она стремится оперировать содержанием, предполагающим категори­зацию мышления психолога о закономерностях инди­видуальной жизни человека, тогда как прикладная психология традиционно идет от функционального подхода к внутреннему миру человека, порождая пси­хотехнический материал взаимодействия психолога и другого человека.

Не умаляя ценности любого вида научного знания о человеке, стремясь к его реалистичности и целесообраз­ности, хотелось бы предоставить читателям возможность самим поразмышлять над собственной концепцией чело­веческой жизни. Для задач данного практикума считаю важным обозначить свое собственное отношение к ней ссылкой на бесконечно любимого мною А. Швейцера:

«Идеалы истинной культуры поблекли, потому что мы постепенно утрачивали идеалистическое мировоззрение, в котором они коренятся... Единственно возможный вы­ход из хаоса — вновь обрести мировоззрение, уходящее своими корнями в культуру, и вновь подчиняться заклю­ченным в нем идеалам истинной культуры».

Это тем более трудная и ответственная для психо­лога задача, что законам осуществления индивидуаль­ной человеческой жизни во всей ее жизнеутверждаю­щей полноте человеческого в человеке существует множество препятствий. Преодолеть их, вырасти из них, осуществить свое истинное развитие человек может только с помощью другого человека.

Профессиональному психологу надо стать таким человеком при осуществлении психологического кон­сультирования как одного из видов своей профессио­нальной деятельности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)