АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Музыкальная культура России конца XIX – начала XX веков

Читайте также:
  1. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  2. I. Формирование системы военной психологии в России.
  3. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Принципы средневековой философии.
  6. II.6.1. Античная культура и христианство
  7. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  8. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  9. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  10. IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  11. V.1. Общие начала правового положения лиц в частном праве
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница

Внешнеполитические события; революция 1905 года; годы реакции; первая мировая война. Начало XX века как период интенсивного обновления русской музыки.

Сохранение традиционной для русской классики тематики (в частности, народно-бытовой, народно-фантастической, эпической) при радикальном обновлении в творчестве некоторых композиторов музыкального языка (эмансипация диссонанса, нетерцовая аккордика, расширенная тональность, особые лады) и характерном для XX века плюрализме языковых систем (Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев).

Сохраняющаяся тенденция опосредованного отображения бытовых (в частности, фольклорных) жанров в профессиональной музыке, некоторого абстрагирования от них (С.И. Танеев, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер). Наряду с этим обострение интереса к русскому фольклору, дальнейшее его освоение в соответствии с новыми принципами музыкального языка и, как результат, качественно новый фольклорный колорит профессиональной музыки (И.Ф. Стравинский).

Символизм, его представители; понятие модернизма. Отражение в русском искусстве сложной общественной атмосферы начала века; глубина творческих исканий деятелей культуры в России. Русская литература, театр, живопись. Тесная связь музыки с другими видами искусства, их взаимное влияние. Успехи русского балета. Расцвет исполнительского искусства (Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, С.В. Рахманинов). Музыкальная наука (Б.Л. Яворский, С.И. Танеев, И. Глебов) и критика (В.Г. Каратыгин).

Стилевое многообразие. Развитие традиций обеих основных школ русской классики XIX века (петербургской – Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, И.Ф. Стравинский; московской – С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н. Метнер) и западноевропейского романтизма; возникновение новых стилевых явлений (черты импрессионизма у А.К. Лядова и И.Ф. Стравинского, символизма – у А.Н. Скрябина, неоклассицизма – у С.С. Прокофьева). Продолжающееся сближение петербургской и московской школ (С.В. Рахманинов).

Обновление оперных жанров: эпического – у Н.А. Римского-Корсакова, лирико-драматического у – С.С. Прокофьева. Оттеснение оперы на второй план музыкального театра с одновременным увеличением значения балета. Существенное изменение балета вследствие внедрения и выдвижения на первый план эпического и народно-бытового начал.

Возникновение новых разновидностей кантатно-ораториального жанра («Колокола» С.В. Рахманинова).

Развитие традиций русского классического симфонизма, драматического (А.Н. Скрябин, Н.Я. Мясковский) и жанрово-эпического (А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Р.М. Глиэр). Сближение этих направлений (С.В. Рахманинов). Падение интереса к жанру симфонии и разработка жанра симфонической миниатюры как одна из особенностей данного периода русской симфонической классики.

Превалирование лирико-драматической и лирико-жанровой разновидностей инструментального концерта (А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов). Первостепенное значение камерной инструментальной музыки. Небывалое в русской классике развитие жанров фортепианной сонаты и фортепианной миниатюры (А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский), возникновение новых жанровых разновидностей (поэмы А.Н. Скрябина, «Сказки» Н.К. Метнера).

Преобладание в области камерной вокальной музыки лирического романса, его тяготение к детализации музыки, утонченности вокальной декламации, изощренности фортепианной фактуры, достигающей порой уровня виртуозности (С.В. Рахманинов, Н. Метнер); как следствие, появление жанра «стихотворение с музыкой».

А.Н. Скрябин (1871-1915) – один из крупнейших русских композиторов начала XX века. Новизна творческих задач, поставленных временем перед деятелями русского искусства; известная внутренняя общность музыки А.Н. Скрябина со стихами А. Блока, живописью М. Врубеля. Противоречие между эстетико-философской системой А.Н. Скрябина и его художественным творчеством. Фортепианная и симфоническая музыка – две основные области творчества композитора. Развитие искусства А.Н. Скрябина в русле традиций московской композиторской школы (П.И. Чайковский, С.И. Танеев); связи творчества А.Н. Скрябина с романтическим искусством Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Вагнера. Противоречивость внутреннего мира, сложность художественных образов и языка музыки А.Н. Скрябина. Творческий путь А.Н. Скрябина. Огромный образный диапазон; всечеловеческие масштабы устремлений и воплощение тончайших нюансов внутренней жизни художника; тяготение к выражению особых, крайних состояний человеческого духа, к лирико-философскому содержанию; идущие от традиций музыки XIX века тема искусства и тема природы как всеобщего начала. Неповторимость и богатство музыкального языка, новаторство А.Н. Скрябина; особенности его гармонической системы; применение сложных полифонических приемов в характере творчески воспринятых традиций С.И. Танеева; особенности трактовки классических форм; отсутствие ясно ощутимых народно-жанровых связей. Эволюция стиля. Связь творчества А.Н. Скрябина с традицией романтизма и его новаторский характер. А.Н. Скрябин – исполнитель.

Фортепианное творчество, его ведущее значение. Жанровое разнообразие фортепианных произведений. А.Н. Скрябин – пианист. Истоки скрябинского пианизма, его связь с романтической музыкой, русской фортепианной культурой XIX века (например, с музыкой А.К. Лядова). Особенности и новизна фортепианного стиля. Основные жанры фортепианных миниатюр; циклы миниатюр. Жанр прелюдии, его значение, группы музыкальных образов, традиции. Эволюция жанра. Этюды, особенности трактовки жанра. А.Н. Скрябин – создатель фортепианной поэмы; общее понятие об этом жанре. Краткие сведения о фортепианной сонате в русской музыке. Историческое значение сонат А.Н. Скрябина. Программность в его сонатах.

Симфоническое творчество. Общие сведения о симфоническом творчестве композитора. Симфония и симфоническая поэма – основные жанры симфонического творчества А.Н. Скрябина. Симфоническая форма как воплощение философских идей. Традиции русского драматического конфликтного симфонизма; использование достижений позднего романтизма. Программность симфонического творчества А.Н. Скрябина.

«Поэма экстаза» (до мажор, 1907). Одночастная симфония. Время и история ее создания, идейный замысел, характер программы; обобщенное отражение современности. Композиция поэмы. Оркестровый состав, его особенности. Многотемность поэмы; характер тематизма в целом, проявления черт позднего стиля. Основные музыкальные образы поэмы, их исходный контраст и конечное единство. Изложение материала в экспозиции. Гармонический язык, тематизм, роль полифонии в изложении крупной формы. Видоизменения тем и обострение контрастов в разработке. Строение разработки, ее кульминация, особенности организации кульминации. Классическое строение репризы. Усиление полярности образов в коде; преобразование и сближение противоположных тем.

С.В. Рахманинов (1873-1943) – великий русский композитор, пианист, дирижер. Историческое значение его творчества. Основные определения образного строя музыки С.В. Рахманинова; философские мотивы, тема Родины в его творчестве; сочетание лиризма и мужественности. Связи С.В. Рахманинова с современной русской культурой; С.В. Рахманинов и Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский, А.П. Чехов, И.И. Левитан, поэты-символисты. Творческий путь С.В. Рахманинова. Сложность музыкальных образов С.В. Рахманинова; усиление драматического начала в сочинениях 1910-х гг.; трагедийная направленность творчества зарубежного периода. Жанры творчества, их многообразие, сравнительное значение. Развитие и претворение С.В. Рахманиновым великих традиций классической музыки; народно-песенные истоки мелодики С.В. Рахманинова, связи с древнерусской хоровой культурой; связи творчества композитора с традициями «Могучей кучки», западноевропейского романтизма; влияние творчества П.И. Чайковского, С.И. Танеева, использование эпической традиции русской музыкальной классики. Новаторские черты искусства С.В. Рахманинова. Монументальность стиля, развитость форм; важнейшие мелодические, гармонические, полифонические особенности языка. Взаимное влияние исполнительской и композиторской работы.

Фортепианное творчество. Фортепианная музыка, ее ведущее значение в творчестве композитора. Основные черты фортепианного стиля; истоки пианизма С.В. Рахманинова. Значение фортепианного творчества в истории русской музыки. Конкретная – программная, жанровая – основа музыкальных образов. Важнейшие сочинения и жанры.

«Музыкальные моменты». Особенности цикла, его композиции, образного строя. Многоплановость содержания; преобладание музыки драматического характера; мажорное завершение цикла. Трансформация романтического жанра фортепианной миниатюры в монументальные концертно-виртуозные пьесы. Значение «Музыкальных моментов» для дальнейшего творчества С.В. Рахманинова.

Прелюдии. Жанр, представляющий круг типичных музыкальных образов С.В. Рахманинова и основные особенности фортепианного стиля. Особенности композиции циклов. Отличия от прелюдий Ф. Шопена, А.К. Лядова, А.Н. Скрябина. Расширение традиционного образного круга прелюдий (в частности, в сторону народно-эпической тематики). Группы музыкальных образов. Особенности применения простых форм как монументальных развернутых композиций. Выразительные особенности трактовки жанров (марш, менуэт).

«Этюды-картины». Их фортепианный замысел, отличия от прелюдий. Концертный план, сложность фактуры, крупные масштабы. Внутренняя углубленность содержания. Изобразительные и программные черты; усложнение музыкального языка в более поздних образцах, тенденция к графичности фортепианного стиля в некоторых этюдах-картинах.

Общие сведения о других сочинениях С.В. Рахманинова для фортепиано (сонаты, транскрипции, произведения для фортепиано в четыре руки).

Концерты для фортепиано. Классические образцы жанра в музыке XX века. Основные сведения из истории фортепианного концерта; влияние концертного стиля А.Г. Рубинштейна, А.С. Аренского, а также композиторов-романтиков (например, Э. Грига) на раннее творчество С.В. Рахманинова. Понимание концерта как симфонии для фортепиано с оркестром; симфонические традиции концертов П.И. Чайковского.

Концерт № 3 (ре минор, 1909) – выдающееся произведение С.В. Рахманинова. Время создания, черты более позднего стиля. Значительность музыкальных мыслей, интенсивность преобразования тем, масштабы формы. Сочетание признаков эпического и драматического симфонизма. Строение цикла. Тональные связи частей. Тематические связи частей; главная партия первой части – лейтмотив концерта. Совмещение в Интермеццо свойств медленной части и скерцо. Нарушение равновесия в соотношении фортепиано и оркестра (сравнительно со вторым концертом) в пользу солиста. Характеристика виртуозного стиля концерта. Особенности авторского исполнения.

«Рапсодия на тему Паганини» (ля минор, 1934) – последнее крупное сочинение для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова. Философский замысел сочинения, близкий другим произведениям этого периода. Необычный замысел «Рапсодии»; характеристика тем, определение их соотношения и значения в композиции; авторское хореографическое истолкование «Рапсодии», трагический и фантастический характер балета М.М. Фокина. Глубина контрастов, интенсивность образных трансформаций. Черты позднего стиля; усложнение аккордики, расширенное понимание гармонических функций; новые качества фортепианного стиля (графичность, отказ от пышной нарядности изложения при сохранении виртуозного блеска). Свойства одночастной симфонической поэмы.

Симфоническое творчество. Сведения о симфоническом творчествеС.В. Рахманинова; главные сочинения, их хронология, принадлежность к разным периодам творчества. Сочетание традиций эпического и лирико-драматического русского симфонизма. Приоритетность симфонии в области симфонической музыки.

Хоровое творчество. Общие сведения о хоровом творчестве С.В. Рахманинова. Сочинения, их хронология; черты стиля композитора.

«Колокола» (1913). Выдающееся произведение русской хоровой музыки. Время создания. Жанр сочинения; черты симфонии и черты кантаты. Исполнительские средства. Особенности трактовки хора. Текст Э. По в переводе К. Бальмонта; философская и трагическая трактовка его С.В. Рахманиновым. Строение цикла; особенности тональных соотношений частей; медленный финал; лейтмотив, его значение в цикле. Некоторые черты музыкального языка поздних сочинений С.В. Рахманинова (сложность, насыщенность фактуры; многоголосное изложение; обилие дублировок; применение сложных полифонических приемов; частое использование полиритмии; сложный звуковой состав аккордов; сложность функциональных отношений). Значение мажорного завершения цикла. Оркестр «Колоколов».

Камерное вокальное творчество. Общие сведения о камерном вокальном творчестве С.В. Рахманинова. Романсы. Их роль в творчестве С.В. Рахманинова; периодизация романсного творчества. Традиции П.И. Чайковского, М.И. Глинки, М.А. Балакирева. Вокальный стиль романсов, значительность фортепианной партии. Закономерности отбора текстов; значение текстов поэтов-современников. Преобладание лирической тематики; малая роль комедийных, эпических, жанрово-бытовых образов. Важнейшие жанры романсов С.В. Рахманинова. Трактовка форм. Усложнение образов и музыкального языка в романсах 1910-х годов.

И.Ф. Стравинский (1882-1971) – один из крупнейших композиторов первой половины XX века. Связи его творчества с новейшими явлениями искусства. Развитие традиций русской музыки; самостоятельность творческих решений И.Ф. Стравинского; смена стилей на протяжении долгого творческого пути. Влияние И.Ф. Стравинского на музыку XX века. Сложность, неоднозначность композиторского облика. Творческий путь И.Ф. Стравинского. Основные творческие периоды. Важнейшие области творчества, ведущие жанры, главные сочинения. Преобладающее значение музыкально-сценических произведений. Плодотворность и многообразие поисков. Эмоциональная сдержанность И.Ф. Стравинского, его тяготение к рационализму. Театральность, характеристичность как существенные черты.

Новаторство И.Ф. Стравинского; радикальное преобразование в его творчестве средств музыкальной выразительности, изменение их традиционного соотношения (выдвижение на первый план ритмического начала при оттеснении мелодического). Творческий универсализм композитора, преломление в его стиле многочисленных и существенно различных художественных влияний. Русские национальные черты искусства И.Ф. Стравинского, его связи с отечественной музыкальной классикой. Интерес композитора к классицизму, барокко и более ранним стилям, творческая переработка выразительных средств музыки прошлого на основе современного музыкального языка.

Эволюция стиля И.Ф. Стравинского. Ориентация на «кучкистскую» традицию, сочетающаяся с воздействием новых художественных направлений (импрессионизм) в русский период творчества. Переход от красочно-живописной к линеарно-графической манере письма в швейцарский период. Неоклассицизм как основное направление творчества И.Ф. Стравинского в парижский и американский периоды. Обращение композитора в поздних произведениях к серийной технике. И.Ф. Стравинский – исполнитель.

Музыкально-театральное творчество. Приоритетность балета. Сюжетное разнообразие произведений; условное в большинстве случаев значение сюжета; выдвижение на первый план музыки и хореографии. Обновление балета вследствие внедрения эпического начала. Существенная роль традиционной хореографии наряду с необходимостью нетрадиционных решений. «Номерная» композиция как норма.

«Петрушка» (1911). Выдающееся явление в истории русского балета. История создания; сотрудничество с А.Н. Бенуа, М.М. Фокиным, С.П. Дягилевым. Либретто балета, его проблематика и символика. Влияние эстетики «Мира искусства»; аналогии с живописью А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиева. Особенности отбора и манера использования песенного материала. Оркестр и партитура «Петрушки». Строение балета, сценическая и музыкальная драматургия. Лейтмотивы, лейтгармонии и лейттембры. Общий живописный и звуковой колорит сочинения. Сравнение двух авторских редакций. Пестрое обилие разно-жанровых тем, их оркестровое и ритмическое оформление. Некоторые характерные композиторские приемы.

Существенные различия опер И.Ф. Стравинского в отношении сюжета, жанра, драматургии; соотношение действия и музыки, вокальных и оркестровых партий. Тяготение к «номерной» композиции. Намеренная ретроспективность как характерная черта оперного творчества И.Ф. Стравинского.

Синтетические разновидности музыкального театра; индивидуальность драматургии каждого из произведений такого рода.

Вокально-симфоническое творчество. Обилие произведений, их значимость и показательность для стиля композитора. Разнообразие тематики и жанровых разновидностей (при тяготении к эпосу). Индивидуализация формы. Соотношение слова и музыки, вокальной и оркестровой партий. Многообразные связи с традициями вокально-симфонической музыки (в частности, духовной).

Инструментальное творчество. Первостепенное положение симфонии и концертных жанров. Разнообразие симфоний И.Ф. Стравинского в отношении общего характера музыки, жанровой окраски, композиции. Отказ в большинстве случаев от традиционной формы симфонии. Обращение композитора к различным видам концертной музыки; преимущественное воздействие традиции барокко. Основные области камерного инструментального творчества; обилие произведений и их разнообразие в отношении характера музыки, жанра, формы, исполнительского состава (при ориентации композитора на доклассические жанры и формы).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)