|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX вЭмпирическая философия и психология, возникшие в Англии, проникли в Германию не сразу. Только во второй половине XVIII в. появились переводы локковских «Опытов», трудов Юма, в 1770-х гг.— Гартли и затем французов — Бонне, Гельвеция, Кондильяка. До этого здесь господствовали Декарт, Лейбниц и его последователь Христиан Вольф (1679-1754). Вольф «систематизировал и популяризировал Лейбница и установил в Германии психологию, под влиянием которой развивался Кант и которую он, т. е. Кант, потом отверг»1. Система X. Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Этот компромисс выразился уже в разделении X. Вольфом психологии на две науки: эмпирическую («Эмпирическая психология», 1732) и рациональную («Рациональная психология», 1734). В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души вместо утомительных схоластических споров о существе души. Однако эмпирия Вольфа была очень скудна. Вольф смутно указал на возможность измерения в психологии. Величину удовольствия можно измерять осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить. Однако дальнейшие шаги в этом направлении были подавлены отрицательным отношением к ним И. Канта. Предметом рациональной психо- 1 Boring Е.A. History of experimental Psychology. — N.Y., 1929. P. 237. Контрольные вопросы 1. В чем состоит вклад Р. Декарта в психологию? 2. Что такое психофизическая проблема? 3. В чем заключается онтологический дуализм Декарта? 4. Каков механизм функционирования тела, по Декарту? 5. Каково конкретно-научное содержание и философский смысл учения Декарта о страстях души? 6. Какое решение проблемы Декарта получили у Спинозы? 7. Почему Дж. Локка называют «отцом эмпирической психологии»? 8. По каким вопросам развернулась полемика между Локком и Лейбницем? Какие новые понятия ввел в психологию Лейбниц? 9. Как развивалось введенное Локком понятие об ассоциации идей в английской философии XVIII в.? 10. Как происходил процесс становления эмпирической психологии во Франции в XVIII в.? 11. Какие психологические проблемы разрабатывались в русской философии и науке в XVIII в.? 12. Какие идеи немецкой классической философии оказали влияние на развитие психологии? Литература 1. Декарт Р. Страсти души. Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1989. 2. Декарт Р. Письмо к Кольвию. Там же. С.608 - 609. 3. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999. 4. Лейбниц Г.Т. Новые опыты о человеческом разумении. Соч.: В 4 т. Т.2. М., 1983. 5. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1985. Книга вторая. Книга третья. 6. Психологическая мысль в России: век Просвещения / Под ред. В.А.Кольцовой. СПб.,2001. 7. Спиноза Б. Этика. М., 1932. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |