АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наследование между мужем и женой

Читайте также:
  1. I Раздел 1. Международные яиившжоши. «пююеям как процесс...
  2. I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
  3. II. Типы отношений между членами синтагмы
  4. III. Разрешение споров в международных организациях.
  5. IV. О различии между аналитическими и синтетическими суждениями
  6. Анализ взаимосвязей между показателями эффективности инвестиционно-инновационных проектов и показателями эффективности хозяйственной деятельности предприятия
  7. Анализ взаимосвязи между обобщающими, частными показателями экономической эффективности деятельности предприятия и эффективностью каждого научно-технического мероприятия
  8. Анализ затрат с учетом международных стандартов
  9. Анализ равновесия между активами предприятия и источниками их формирования. Оценка финансовой устойчивости предприятия
  10. Анализ стратегических альтернатив международной деятельности
  11. Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
  12. Анализ функциональной связи между издержками и объемом производства продукции

В мусульманском праве о наследовании имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них.

Законы шариата и здесь устанавливают неравное отношение права к мужчине и женщине, мужу и жене. Следствием наследственного права является то, что после смерти мужа положение женщины-мусульманки ухудшается вдвое. Во-первых, смерть мужа является для нее потерей единственного кормильца, а во-вторых, вдова теряет часть имущества, которое было в распоря­жении семьи, пока был жив муж.

Как известно, в мусульманском обществе женщины меньше всего заняты производительным трудом и общественной деятельностью, так что наследственное право во многом определяет экономическое и общественное положение женщины-вдовы. Один только факт из мусульманского наследственного права уже подтверждает это положение: если умирает жена, не оставив после себя детей, половина ее имущества переходит к мужу, если же у нее остались дети от этого или другого мужа, то все равно к нему переходит четверть ее имущества.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы выяснить один важный вопрос. Дело в том, что до сих пор для исследователей остается до конца не ясным имущественное право жены и мужа в мусульманской семье. Как можно делить имущество между женой и мужем в семье, где господство мужа неоспоримо. Кроме того, имущественное право женщины по шариату не имеет аналогии в западной юриспруденции. Советский исламовед И.П. Петрушевский отмечает: «Шариат обязывает жену повиноваться мужу. Но власть мужа распространяется только на личность жены, а не на ее имущество. В отличие от европейского феодального и позднее буржуазного законодательства, по которому имуществом и приданым жены распоряжается муж, мусульманское право строго проводит принцип раздельности имущества супругов. Муж не имеет права распоряжаться имуществом жены»1.

Чтобы определить принцип наследования имущества жены или мужа, необходимо ясно представить себе, что именно и кому принадлежало при их жизни. Имущественные отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся следующим образом. По закону все приданое жены, а также выкуп за жену - калым, полученные ею от мужа и от родителей, принадлежат жене и муж не имеет права ими распоряжаться. Конечно, в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер. Фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она, как правило, является их владелицей лишь формально, но распоряжается ими муж. Но зато это имущество является предметом наследства после ее смерти. Все остальное семейное имущество является собственностью мужа.

Если умирает, не оставив потомства, муж, жена получает 1/4 его наследства. Остальное отходит к другим наследникам. Если же у покойного остались дети от данной жены или от других жен, жена получает лишь 1/8 часть наследства мужа. Жена не получает наследства из следующего имущества мужа: дома мужа, в котором она живет, земельного участка, а также деревьев на земельном участке, т.е. недвижимости. Она может получить часть дохода от фруктовых деревьев, но только по согласованию с другими наследниками. Без разрешения других наследников жена (вдова) не имеет даже права использовать участок земли возле дома, где она живет. Если же у покойного было не­сколько законных жен, а потомков он не имел, его вдовы получают все вместе 1/4 часть наследства, если же остались и дети-1/8 часть, которая поровну делится между ними. И, более того, если покойный по состоянию здоровья не имел со своими законными женами близких отношений, жены не получают никакого наследства. Хотя если замуж выходит больная женщина, которая и умирает от этой болезни, не имея с мужем близких отношений, то муж все-таки получает свою обычную долю из ее наследства.

Если супруги находились во временном разводе и кто-то из них умер в период, когда срок развода еще не истек, то оставшийся в живых получает свою долю наследства. При наступлении смерти после истечения этого срока доля наследства не выделяется. Если муж дал жене развод по болезни и скончался в период, когда еще не истек установленный срок (12 месяцев), жена может и получить и не получить наследство в зависимости от обстоятельств: она получает наследство, если в период 12-месячного срока не вышла замуж и если муж умер от болезни, которая и служила причиной развода; она может не получить наследство покойного, если сама была инициатором развода.

Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа по шариату больше, чем доля и право жены, так же как доля братьев всегда больше доли сестер.

Немалое место в шариате принадлежит вопросам наследования по завещанию (васийат). В них находит отражение становление и развитие мусульманских институтов, которые на ранних стадиях еще вынуждены соотноситься с общинными и личными требованиями мусульман.

Шариатский закон определяет два основных вида завещания: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам. Мусульманское духовенство прежде всего интересуется опекунами и доверенными лицами, которые должны быть, как этого требует закон, на­божными и справедливыми в исламском понимании. И не случайно законы шариата одобрительно относятся к тому, чтобы опекунами и доверенными лицами становились в первую очередь мусульманские священнослужители.

По правилам шариата о завещании наследники не только получают имущество и другую собственность. На их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетние дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. В этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и трезвом состоянии. Шариат запрещает самоубийство и нанесение себе увечий. Если кто-то сознательно поранит себя или примет яд и при этом сделает завещание, то оно считается недействительным. Немой человек может сделать завещание жестом или знаком, но только на незначительные имущество или деньги1.

Завещание о передаче имущества наследникам или другим лицам делается, как правило, в преклонном возрасте. Вот почему с вопросом о завещании связана тщательно и детально разработанная шариатом «подготовка мусульманина к загробной жизни».

В правилах шариата о вакфном соглашении и о завещании есть различие. Человек, оформивший соглашение о вакфной собственности, окончательно теряет на нее право, тогда как завещание об имуществе легко может быть аннулировано завещателем. Так, оформив завещание о передаче своего дома какому-то определенному лицу, человек может продать его другому; завещание при этом просто теряет свою юридическую силу.

Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения законных наследников (т.е. наследников по закону) имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разреше­ние наследников2.

В случае, если кто-то утверждает, что покойный перед смертью сделал завещание в его пользу на определенную сумму или имущество, шариатские судьи требуют свидетелей. Если два «справедливых» (или четыре любых) мусульманина заверят его слова, следует отдать претенденту завещанную сумму или имущество. При отсутствии достаточного числа свидетелей претендующий на наследство получает меньшую долю, чем указано завещателем. Например, если слова претендента подтверждает одна мусульманка, ему дают 1/4 часть, если две —1/2 и если три — 3/4 части искомого. Такое положение шариата открывает лазейку для манипуляций завещаниями скоропостижно скончавшихся.

Разделом наследуемого имущества занимается лицо, избираемое наследниками или назначаемое духовенством для раздела наследства, — касим. Касим должен быть совершеннолетним, мусульманской веры, в полном разуме, а также пользоваться общим уважением единоверцев.

Лицо это получает вознаграждение за свои труды от всех лиц, участвующих в наследстве разделяемого имущества.

Раздел бывает двух видов: раздел однородных предметов и раздел разнородных предметов.

В первом случае раздел производится без затруднения, во втором же — касим должен принимать при разделе в расчет достоинство, ценность и качество предметов, а не одно их количество.

Если предмет такого рода, что с его разделением он потеряет всю свою ценность, то его следует по жребию предоставить одному из наследников. Для этого касим может употребить два способа:

во-первых, отделив все разнородные предметы на столько частей, сколько участвует в разделе лиц, пишет название предметов на особых бумажках, которые дает вынимать каждому лицу, получающему имущество;

во-вторых, предметы располагаются по порядку, а на особых бумажках пишутся имена лиц, участвующих в разделе; далее по­стороннее лицо вынимает бумажки и наследники по порядку открытия их имен получают соответствующее имущество.

В случае невозможности без утраты ценности разделить наследство или часть его на столько частей, сколько наследников, то касим приступает к особому роду раздела, т.е. предоставляет одному лицу право пользования имуществом, с обязательством уплачивать из доходов каждому сонаследнику причитающуюся ему часть.

Прежде раздела наследства между лицами, имеющими на это право, должны быть уплачены из оставшегося по смерти кого-либо имущества все издержки, потраченные на погребение покойного, все его долговые обязательства.

Долговые требования, могущие открыться после раздела имущества, взыскиваются со всех наследников сообразно частям, полученным ими по разделу.

Жалобы на несправедливый раздел наследства должны быть подтверждены свидетельскими показаниями, а если таковых нет, то противной стороне предоставляется присягнуть в том, что ей неизвестно о несправедливом разделе. Если же жалоба подтвердится, то раздел имущества признается незаконным.

По общим правилам шариата о наследовании наследники, как по завещанию, так и по закону не только получают имущество и другую собственность. На них ложится также выполнение религиозных обетов наследодателей, которые те не успели выполнить при жизни. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то обязанность эта переходит к их совершеннолетним детям или иным наследникам по закону или завещанию.

Сложное переплетение степеней родства, частые внутриродовые и внутрисемейные распри привели к регламентации шариатом наследственных отношений даже в таком случае, когда наследником является лицо, убившее наследуемого. Если последний был убит умышленно, убийца исключается из числа наследников. Если же это произошло случайно, то в наследстве ему не может быть отказано. Но интересно, что в таком случае наследство не может быть использовано в качестве платы за пролитую кровь.

Если возникает необходимость выделить из наследства долю еще не родившегося ребенка, то, как правило, она определяется как доля двух сыновей. Если же предполагается, что может родиться тройня (три сына), выделяются равные доли для всех трех сыновей, для дочери же — половинная доля.

Особо установлено, что мусульманин может наследовать кя-фиру — неверному («нечестивому»), т.е. человеку, не относящемуся к конфессиям единобожия (хотя кяфир не может наследовать мусульманину). Следует отметить, что слово «мусульма­нин» дословно переводится с арабского языка на русский как «предавший себя богу».

В мусульманской юриспруденции разработаны даже правила дележа наследства, если оно представлено единичными неделимыми вещами. Например, если после покойного остались перстень, Коран, сабля, какая-то одежда, и все в одном экземпляре, в единичном числе, то их получает старший сын умершего.

Если же указанных предметов осталось по несколько, тогда старший сын должен поделиться ими с другими наследниками. Еслиу покойного остались два сына одинакового возраста от разных жен или близнецы, то эти предметы они должны поделить между собой. Но если у покойного остались долги, наследники должны погасить их за счет имущества покойного, к которому должны быть отнесены и вещи, о которых только что говорилось.

Итак, мы обнаруживаем в мусульманском праве наследования некоторые принципы мирового гражданского права, такие, как учение о частной собственности, ее охране и стремлению не допустить при наследовании дробления имущества в той степени, в которой это могло бы повредить установившемуся сословному делению общества, а также сохранить имущество в рамках рода, определяемого по мужской линии.

 

1.4 Развитие и становление наследственного права России

В период Русской Правды основания наследственного права имеют следующие признаки: наследуют только члены семьи; воля завещателя подчинена этому порядку; наследодатель не может завещать имущество сторонним лицам; если нет членов семьи, то наследство переходит представителю общественной власти.

В XV — XVI вв. в области наследственного права России наблюдается тенденция к постепенному расширению круга наследников и правомочий наследодателя. Наследники по завещанию могли предъявлять иски и отвечать по обязательствам наследодателя только при наличии оформленного завещания, подтверждающего эти обязательства («доклады» и «записи»). Наследники же по закону искали и отвечали по таким обязательствам «без докладу» и «без записи».

По сравнению с предыдущим периодом в праве наследования стала намечаться большая свобода воли завещателя: завещание мог сделать любой член семьи. В этот период основной круг наследников по закону включал сыновей вместе с вдовой. При наличии сыновей дочери устранялись от наследования недвижимости (ст. 60 Судебника 1497 г.), однако в рассматриваемый период они постепенно начинают допускаться к законному наследованию вотчин.

В первой четверти XVIII в. законодатель, стремясь опреде­лять правовой статус каждой социальной группы и нормы наследственного права, внес Указ о единонаследии 1714г. («О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»). Различалось наследование по завещанию и по закону. Наследодатель мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору, дочери наследовали недвижимость по завещанию и только при отсутствии сыновей. При отсутствии завещания в силу вступал законный порядок наследования, и майоратный принцип здесь был непререкаем: недвижимость наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными сыновьями.

В 1716 г. специальным актом регламентируются наследственные доли, которые получали вдовы, в

1725 г. закрепляется право наследования родственников по восходящей линии (матери, отца, деда, бабушки).

В первой половине XIX в. порядок наследования по закону был таким: родственники призывались к наследованию по степени кровного родства, но не совместно. Ближайшие устраняли дальнейших совершенно. Ближайшими наследниками были нисходящие (дети, внуки, правнуки). При отсутствии родственников по нисходящей линии наследство переходило к боковым родственникам, ближайшие боковые исключали дальнейших. Супруги наследовали друг после друга в размере одной седьмой недвижимости и одной четырнадцатой движимого имущества. Когда после умершего не оставалось наследников или никто не являлся в течение десяти лет со времени вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу. Наследник становился активным субъектом прав завещателя и пассивным субъектом его обязанностей1.

В истории советского периода институт наследования подвергался изменениям вплоть до попыток его ликвидации. Так, например, ВЦИК РСФСР 27 апреля 1918 г. издал декрет «Об отмене наследования»2. Этот декрет и специальное постановление Наркомюста РСФСР от 21 мая 1919 г. по сути уничтожили наследование частной собственности и заложили основы для дальнейшего развития наследственного права личной собственности, качественно отличного от прежнего права наследования.

Институт наследования был вновь введен в России декретом «Об основных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» от 22 мая 1922 г.3 и получил дальнейшую разработку в Гражданском кодексе 1922 г., однако нормы наследственного права все-таки носили ограниченный, ущербный характер. В соответствии с ними наследниками признавались самые близкие родственники наследодателя. Зато иждивенцы умершего являлись первоочередными наследниками и, даже при отсутствии супруга и детей наследодателя, устраняли от наследования его трудоспособных родителей, братьев и сестер. Запрещалось завещать в пользу посторонних лиц, даже при отсутствии наследников по закону. В этом случае имущество переходило к государству как выморочное. Фактически завещатель мог только перераспределить наследственное имущество, изменив доли наследников, либо лишить наследства одного или нескольких наследников.

В 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР гражданам было предоставлено право, завещать имущество государству и его органам, государственным учреждениям и предприятиям, партийным, профессиональным и иным общественным организациям. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 28.05.1928 г. был введен также институт обязательной доли в Советском государстве1. Кроме того, расширение границ свободы завещания произошло за счет включения в круг наследников по завещанию усыновленных и их нисходящих. Правило о регистрации усыновления было введено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1.03.1926 г.

Впервые очередность призвания к наследованию была установлена Указом Президиума ВС СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и завещанию»2. Данным указом было уста­новлено три очереди наследников.

К первой очереди относились: дети (в том числе усыновлен­ные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоящие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. При этом иждивенцы умершего не только были оставлены в числе наследников первой очереди, но и могли быть наследниками, даже если находились не на пол­ном иждивении умершего. Такой порядок просуществовал до вве­дения в действие Основ гражданского законодательства 1961 г. Вторая очередь призывала трудоспособных родителей. В третью очередь наследовали братья и сестры умершего.

Названный Указ 1945 г. расширил также свободу завещания. Однако завещания в пользу посторонних наследодателю лиц могли совершаться только при отсутствии наследников по закону.

С принятием ГК РСФСР 1964 г. институт наследования приобретает более существенное значение, хотя правила наследования весьма резко отличались от общемировых. Это было связано с тем, что принятие Кодекса проходило в условиях ограничения видов имущества и даже его количества, которое могло принадлежать гражданам на праве собственности и, следовательно, переходить по наследству. Завещание рассматривалось как нечто особенное, составляемое лишь небольшим числом граждан. При отсутствии завещания к наследованию по закону призываются только ближайшие родственники. В первую очередь наследников по-прежнему входят дети, супруг и родители умершего, во вторую очередь — братья и сестры умершего, его дед и бабка, внуки наследуют по праву представления. Эти нормы устанавливались ввиду «близкой победы коммунизма и отмирания частной собственности», а соответственно, и «буржуазного института наследования».

Раздел VII «Наследственное право» ГК РСФСР 1964 г. был принят в период, когда экономическая, политическая и социальная структура общества, основы построения гражданского оборота принципиально отличались от тех, которые сложились в стране после экономических преобразований конца восьмидесятых — начала девяностых годов.

С началом экономических преобразований в 1990-е гг. и переходом к рыночной экономике появились новые формы собственности и различные организационно-правовые виды юридических лиц, произошли существенные изменения в основополагающих принципах построения гражданского оборота, закрепленные в Законе о собственности (1990 г.), Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (1991 г.), Конституции РФ 1993 г., Гражданском кодексе РФ. Среди таких изменений следует назвать значительное расширение круга участников гражданско-правовых отношений, укрепление начал собственности и уравнивание частной собственности с другими формами собственности, существенное ограничение законодательных запретов, касающихся видов, объема и стоимости имущества, которое может принадлежать гражданам (п. 1, 2 ст. 213 ГК).

Все эти факторы предопределили необходимость реформирования норм наследственного права.

Однако при ее проведении было важно не только актуализировать действовавшую систему наследственного преемства на основе достижений законодательства последних лет, но и дополнить, развить хорошо известные отечественному законодательству механизмы перераспределения наследственного имущества.

С 1 марта 2002 г. вступила в законную силу часть третья ГК РФ, которая посвящена наследственному праву. Она исходит из таких принципов регулирования наследственных отношений, как:

— универсальность наследственного правопреемства. Это означает, что наследник вступает на место наследодателя не только в его правах, но и в его обязанностях (ч. 1 ст. 1112);

— свобода завещания, воплощающая применительно к наследственному законодательству общегражданский принцип диспозитивности правового регулирования;

— предоставление наследникам права выбора — принять наследство либо отказаться от его принятия, а также ряд других принципов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)