|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Механизм реализации программыВ основу систематизирующей деятельности в ходе тематической смены мы закладываем: • коллективную творческую деятельность, основанную на свободном самоопределении ребенка и обеспечивающую широкое поле для самореализации личности на многовариантной основе; • образовательную деятельность в рамках обучения основам психологических знаний и подходам к культуре общения и взаимоотношений; • игровую деятельность как оптимальный природосообразный способ вхождения подростка в жизнь, его социальной адаптации; • общественно полезную — краеведческие мероприятия, "тимуровская" помощь, спортивно-оздоровительные мероприятия и общественнозначимый труд. Каждый подросток в соответствии со своими желаниями, умениями, интересами попадает в позицию то организатора, то участника, а то и автора какого-то дела. В плане смены ("Навигационной карте") — коллективные творческие дела, мастерские и клубы, соревнования и смотры, встречи с интересными людьми. Важно, чтобы подростки стали участниками общего творения. Здесь каждый может попробовать испытать себя в разных делах и системах отношений, в разных социальных ролях и конкретных позициях. Участниками игры становятся все подростки и взрослые, находящиеся в лагере. Им присваивается статус "кладоискателей" и предстоят приключения — действительные и виртуальные. На пути к "кладу" нужно обследовать, "перекопать" и "перелопатить" уголки своей души, своих знаний и умений, попробовать поставить себя на место другого, "влезть в его шкуру", примерить его "одежды" и найти свое место в деле общего успеха. Ролевая игра имеет свои законы, принципы построения, алгоритм действия и собственную систему координат, которая предполагает объемную модель игрового плана. Именно эта модель позволяет обеспечить многовариантность игры. Кроме того, сюжетно-ролевая игра позволяет использовать некоторые психологические приемы и методы. Речь идет прежде всего об эмпатии (способности к сопереживанию, эмоциональной идентификации и пониманию психологического состояния другого человека), рефлексии (процессе анализа и самоанализа), методике выбора и т.д. Сюжетно-ролевая игра предполагает два уровня целеполагания: цель в игре для подростка и цель для педагога. Цель подростка и цель для педагога. Цель подростка — осознать себя и свою значимость в окружающей действительности, проверить себя и свою значимость в окружающей действительности, проверить себя и свои возможности через игру. Ему нужно "проложить свою дорогу Успеха" на пути к "Острову сокровищ". Цель же педагога в этой игре — воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать условия реализации их творческих возможностей и для проживания каждым подростком — участником смены — ситуации Успеха. В тематический период "Игра в Себя" происходит запуск игры: объясняется суть, выбираются роли, создаются имиджевые атрибуты. Каждый "кладоискатель" получает индивидуальную визитную карточку. Она выглядит так. По мере участия "кладоискателя" в игре заполняется "Моя дорога Успеха" в знак признания его заслуг. На визитке появляются символы в виде разнообразных вымпелов, сообщение о том, что наш "кладоискатель" достиг определенных успехов и его имя остается в истории "Острова сокровищ". В подростковом возрасте важно научиться что-то делать для себя: писать стихи или играть на гитаре, бросать мяч или плавать. И в процессе такого научения можно совершить ошибки, будучи избавленным от ответственности за них. Замысел блока "Игра в Себя" основан на том, что можно экспериментировать с собственным поведением, выдумывать свою жизнь, исследовать какие-то альтернативные варианты, решая сложные жизненные задачи. Более того, игру в самого себя можно вести наедине с собой и вместе с другими, она как бы провоцирует, подталкивает к принятию самостоятельных творческих решений. И тогда игра предстанет как некая неопределенность, выражаемая в том, что невозможно однозначно предсказать очередной ход, дальнейшее развитие, да и сам результат, которого с практической точки зрения может и не быть. Когда подросток играет для себя, на первый план выходят собственно деятельностные мотивы. На первом этапе подросток выбирает хобби-класс, мастерскую и знакомится с тем, чего раньше не умел и что значимо для раскрытия его творческих способностей. Хобби-классы: "Турист" — посещение уголков природы, овладение техникой туризма; "Мастер" — оздоровительные занятия, уроки самозащиты; "Патриот" — встречи и беседы с интересными людьми; "Хозяин" — занятия общественнополезной деятельностью; "Друг" — тренинги оказания психологической помощи и поддержки. Мастерские: "Игровых дел мастер" — здесь обучаются методике проведения игровых программ и деловых игр. "Хорошие манеры на живых примерах" — для всех, кто желает познакомиться с правилами и нормами поведения в области этикета. "Спортивные победы" — отработка навыков спортивных игр и плавания. "Мой мир" — тренинги любителям психологии и философии. "Студия А" — разучивание любимых песен, исполнение их, игра в спектаклях и др. Итогами первого тематического периода "Игра в Себя" станут выставки творческих работ, личностные турниры, соревнования. На следующем этапе ебята объединяются по 5 человек в бригады. Замысел тематического периода "Игра в Других" строится на том, что надо много играть в других чтобы начать успешно в себя. Это игра Я в "не Я", в другого. В этот период начинают работать и творческие лаборатории: "Посиделки" — место встречи девочек, где за рукод* лием с песней и чаепитием можно поговорить о девичьих заботах и желаниях, решать проблемы. "Клуб мальчишек" — только для мальчиков, желающих обсудить мужские проблемы, решать мужские дела. "Пять шагов к себе" — здесь можно научиться общению со сверстниками, умению лучше понимать друг друга. Клуб "Умников и умниц" — место, куда приглашаются все те, кто хочет принять участие в тематических и интеллектуальных играх; научиться их проводить и создавать, показать свои умения в делах других. "Вятская завалинка" — отрядные путешествия, общественно полезные дела для окружающих (тимуровская и волонтерская работа). Ключевое дело этого периода — организация "Отрядных театров". Для этого выбираются два-три художественных произведения (пьесы, сказки, стихи и т.д.), коллективно осмысливаются и инсценируются в целостной композиции — обязательно с демонстрацией ситуации Успеха в эпилоге. Коллективное соавторство приветствуется и поощряется. Третий тематический период — "Игра на коллективный Успех". В ходе этого периода задача подростка в том, чтобы стать частью команды, не растворяясь, не теряя самого себя. Чтобы достичь Успеха в выполнении поставленных задач, необходимы взаимная поддержка, взаимопомощь и сотрудничество. Основная тема периода — "Пещера Али-Бабы". Цель — добраться до пещеры и получить сокровища. Чтобы добраться до пещеры Али-Бабы, необходимо: • зарабатывать вымпелы — знаки отличия на свои бейд-жи-визитки. Чем больше в отряде сумма знаков отличия, тем больше будет у команды отрыв во времени старта к пещере, хранящей сокровища Али-Бабы; • путешествие "За Синие горы". Пещера Али-Бабы находится за Синими горами, которые нужно обойти. По утрам во время "Утренника" представитель каждого огонька бросает кубик, при этом каждый отряд получает пакет с заданием, которое необходимо выполнить в течение дня. Задания разные, оцениваются по степени сложности, поэтому перед подростками есть выбор в выборе задания. Отряд может отказаться от задания и заработать наивысший балл, тогда он должен совершить "подвиг" — придумать, найти и сделать общественно значимое дело, которое оценивает назначенный совет лагеря; • накануне дня старта "Большой гонки" за сокровищами все отряды участвуют в интеллектуальной игре "Детектив" и зарабатывают фрагменты карты, указывающей место расположения пещеры Али-Бабы. Время старта у каждого отряда индивидуальное и определяется числом знаков отличия в отряде и количеством заработанных баллов. В пещере Али-Бабы находятся 5 сундуков (по количеству отрядов-участников) с сокровищами различной ценности. Команда, прибывшая в пещеру раньше других, имеет право выбрать любой сундук. Команда, которая пришла в пещеру последней, забирает оставшийся сундук. Главный педагогический смысл мероприятий этого периода — создать условия для социальных проб подростков в имитируемой социально-игровой ролевой деятельности или создать ситуацию выбора способа решения социальной игровой проблемы. И здесь важная роль отводится ситуации Успеха. Если ребенок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышаются.
Календарный план мероприятий ("Навигационная карта")
Распорядок дня работ лагеря "Успех содружества" 8.00 — подъем 8.10 — "сильные духом" (оздоровительные занятия, утренний туалет) 9.00 — завтрак 9.30-12.00 — работа мастерских, хобби-классов 12.00-13.00 — обед 13.00-14.30 — отрядное время (подготовка к мероприятиям, общественно-полезные дела, спортивно-туристические мероприятия) 14.30-16.30 — тематические мероприятия согласно плану 16.30-17.00 — полдник 17.00-18.30 — отрядное время 18.30 — ужин 19.00-22.00 — тематические меропр 22.00 — "вечерний огонек" 22.30 — отбой
ВПИ — военно-патриотическая игра ЗОЖ — здоровый образ жизни СИ — спортивная игра ВИИ — военно-историческая игра КТД — коллективные творческие дела ВСИ — военно-спортивная игра Результативность программы оценивается по 5 основным критериям: социальному — развитие лидерских качеств, лидерских умений подростков; готовность к социально значимой деятельности, общественнополезному труду; о бразовательному — пополнение знаний подростков о физиологии, психологии возраста, обучение методам работы в коллективе; культурному — закрепление навыков культуры мира и ненасилия, форм поведения в обществе, правил общения с внутренним и внешним миром; патриотическому — чувство любви к России, гордости за свою малую родину, своих соотечественников; оздоровительному — закрепление навыков здорового образа жизни, обучение формам самозащиты, психологическим методам самопомощи и взаимопомощи. Оценка результатов работы по ходу проекта будет определяться через: 1.Ежедневные мониторинги оценки собственных дел подростков "Моя дорога Успеха". 2.Показатели участия "бригад" в ходе выполнения заданий и мероприятий. 3.Ежедневные индикаторы настроения. 4.Ведение дневника дня лагеря. В начале и по завершении работы лагеря будет проведено анкетирование по ожиданиям и результатам пребывания подростков в лагере, которое даст возможность: 1) учесть интересы и склонности ребят при организации и проведении мероприятий лагеря; 2) определить уровень отношений и общения среди подростков и взрослых; 3) сопоставить имеющиеся и полученные в ходе работы лагеря результаты реабилитационной деятельности; 4) определить уровень ребят и их готовности к волонтерской работе. Отчет о работе лагеря будет обсужден на очередном заседании комиссии по делам несовершеннолетних, межведомственных координационных советах администраций г. Вятские Поляны и Вятскополянского района.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |