АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внешняя политика. Распад СССР и провозглашение СНГ выделили две сфе­ры внешнеполитических интересов России — дальнее в ближнее зарубежье

Читайте также:
  1. Аграрная политика
  2. Аграрная политика КПСС в середине 60-х - начале 80-х гг.
  3. Аграрная политика П.А. Столыпина
  4. Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX-начале ХХ вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
  5. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  6. Амортизационная политика предприятия
  7. Амортизационная политика предприятия
  8. Амортизационная политика предприятия, как инструмент управления основным капиталом
  9. Антиинфляционная политика государства
  10. Антиинфляционная политика и политика занятости
  11. Антиинфляционная политика как методы борьбы с инфляцией
  12. Антиинфляционная политика правительства.

Распад СССР и провозглашение СНГ выделили две сфе­ры внешнеполитических интересов России — дальнее в ближнее зарубежье.


 

Отношения с США и НАТО. Российское руководство, как прежде союзное, в 1992-1994 гг. отдавало предпочте­ние дальнему зарубежью, прежде всего налаживанию и ук­реплению российско-американских отношений. В январе 1993 г. в Москве был подписан договор ОСНВ-2, по которо­му к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон пред­полагалось сократить на 2/3 по сравнению с уровнем, пре­дусмотренным договором ОСНВ-1 (1991 г.). Трудность по­ложения российской стороны в ходе подписания и ратифи­кации договора состояла в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Белоруссией и Казахстаном она являлась единственной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики не торопились пе­редавать стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории, России. А последняя не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал их интересы.

Важным шагом на пути к безъядерному миру стал под­писанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеоб­щем запрещении ядерных испытаний. Он явился логичес­ким завершением Московского договора 1963 г. о запреще­нии ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.

Провозгласив себя правопреемником СССР и заняв мес­то СССР в ООН и ОБСЕ, Россия продолжила линию, кото­рую проводило союзное руководство в последние годы свое­го существования. Однако эффективность внешней полити­ки российского руководства была низка, что обуславлива­лось нерешенными внутренними проблемами, прежде все­го резким ослаблением ее военной мощи.

Внешняя политика России вошла в фарватер внешней политики США. Это наиболее ярко проявилось в присоеди­нении России к предложенной НАТО программе «Партнер­ство во имя мира» (1994 г.). Партнерство свелось к переда­че в оперативное руководство НАТО российского батальона направленного в вышедшую из Югославской федерации Республику Косово для умиротворения конфликтующих сторон. Отказ от принципа баланса сил как главного стаби­лизирующего фактора мира во всем мире не привел к ут-


 

верждению принципа баланса интересов, несмотря на при­нятие России в Совет Европы (1996 г.). Руководство НАТО с 1994 г. активизировало курс на расширение своей органи­зации за счет стран — бывших членов ОВД (Польши, Че­хии, Венгрии) и республик бывшего СССР (Литвы, Латвии, Эстонии).

Вероятность приближения военно-политического блока к необустроенным границам России обеспокоила политичес­кую элиту страны. Она посчитала неубедительными заяв­ления руководства США о том, что демократическая Рос­сия не рассматривается им в качестве противника. Возник­шую напряженность в некоторой степени смягчил Осново­полагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, под­писанный в мае 1997 г. Согласно акту американское ядер­ное оружие не будет размещено на территории стран — быв­ших членов распущенной в 1991 г. Организации Варшавс­кого договора, а прибалтийские республики не будут при­няты в состав НАТО в обозримом будущем.

В 1999 г. отношения России с НАТО обострились в свя­зи с начавшейся 24 марта военной операцией блока против Югославии. Руководство России (премьер-министр Е. М. Примаков) расценило военное вмешательство стран Североатлантического альянса во внутренние дела суверен­ного государства без санкции ООН как серьезный удар по системе международной безопасности.

Внешнеполитической «сверхзадачей» России во второй половине 90-х годов стало предотвращение дальнейшего умаления своей геополитической роли, падения своего вли­яния в регионах Европы и Азии, где она традиционно при­сутствовала в интересах собственной безопасности. Этому способствовали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) (1994 г.), вхождение в ЕС, Ос­новополагающий акт с НАТО, присоединение к «большой семерке» (Англия, Германия, Италия, Канада, США, Фран­ция, Япония) и превращение ее в «большую восьмерку» (1997 г.), вхождение в «Парижский клуб» кредиторов — международную организацию, обслуживающую государ­ственные долги (1997 г.).

К концу 90-х годов США и страны Европейского Союза не признали Россию страной с рыночной экономикой, не-


 

смотря на то что более 60% ее национального дохода созда­валось в частном секторе. Российский экспорт в эти страны находился в невыгодном положении и был уязвим для ан­тидемпинговых пошлин, особенно в США.

В 1996 г. Россия стала полноправным партнером по ди­алогу с АСЕАН — ассоциацией стран Юго-Восточной Азии по совместному решению общих социально-экономических и политических вопросов. На тот период в ее состав входи­ло 7 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Син­гапур, Таиланд, Филиппины. Партнерство усилило позиции России не только в Юго-Восточной Азии, но и шире — в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Отношения со странами СНГ. В отношении Содружества Независимых Государств Россия с конца 1991 г. вела поли­тику определения своих и общих интересов. К 1999 г. она подписала в рамках СНГ более 800 документов, регулиро­вавших взаимоотношения с государствами Содружества. Вначале они касались создания единого рублевого простран­ства на период хозяйственной стабилизации, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена. 15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан договор о коллективной безопасности стран — членов СНГ (его подписали только 6 из 11 стран: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Тад­жикистан, Туркменистан). Позднее к договору присоедини­лись Белоруссия, Киргизия и Грузия.

В сфере экономики взаимоотношения стран — членов СНГ были далеки от создания единого пространства. Во многом это вызвано финансовой и экспортной политикой республик. Так, например, Россия, сокращая экспорт в ближнее зарубежье, увеличила его в страны, имевшие твер­дую валюту. Борьба за доллар обрекала СНГ на распад. Крупным шагом к нему стала ликвидация единой рублевой зоны в 1993 г.

Попытка скрепить Содружество уставом, проект кото­рого обсуждался на Минской встрече глав государств и пра­вительств в январе 1993 г., ожидаемого успеха не имела, устав подписали 7 государств. Остальные могли его подпи­сь по мере готовности к данному решению вплоть до января 1994 г. В конце 1993 г. об этом заявили Азербайджан и Грузия. В 1994 г. они вошли в состав СНГ.


 

Характер и судьбу СНГ в 1990-е годы определяли рос­сийско-украинские отношения. В 1993-1997 г. они были напряженными из-за проблемы ядерного оружия, Черно­морского флота, Крыма, статуса Севастополя и др.

В мае 1997 г. были наконец урегулированы спорные воп­росы между Россией и Украиной путем подписания полно­масштабного Договора о дружбе, сотрудничестве и партнер­стве. Договор стал результатом осознания руководством РФ того, что дальнейшее промедление в урегулировании спо­ров с Украиной, возникших в результате распада СССР, раз­рушит не только двусторонние отношения, но и всю систе­му Содружества. Тем не менее товарооборот между двумя странами продолжал сокращаться.

В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Тад­жикистана, Армении. Вывод войск из стран ближнего и дальнего зарубежья и обустройство их в России обошлись бюджету в 594,2 млн. долларов и 725 млрд. руб. (в ценах ноября 1992 г.). Однако военные конфликты, разгоревшие­ся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Тад­жикистан), вынудили руководство России оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил.

В конце 1995 г. вместо проамерикански настроенного А. В. Козырева к руководству МИД РФ пришел Е. М. При­маков, заявивший, что отношения со странами СНГ явля­ются главным приоритетом внешней политики России. «Новый курс» МИДа 29 марта 1996 г. был подтвержден подписанием договора между Россией, Белоруссией, Казах­станом и Киргизией об углублении интеграции в экономи­ческой и гуманитарной областях.

2 апреля 1996 г. в Московском Кремле в торжественной обстановке президенты России и Белоруссии Б. Н. Ельцин и А. Г. Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, который предусматривал воссоздание в 1996-1997 гг. единого экономического и финансового пространства. В апреле 1997 г. взятый кур? был развит в новом договоре, по которому Сообщество было переименовано в Союз. Председателем Исполнительного


 

комитета Союза Белоруссии и России стал президент Б. Н. Ельцин (с сентября 1999 г. — председатель российского правительства В. В. Путин).

В декабре 1998 г. была подписана Декларация о даль­нейшем единении Белоруссии и России, а через год, 8 де­кабря 1999 г., — Договор о создании союзного государства и Программа его реализации. Однако реального сближения двух республик не произошло из-за сильной оппозиции внутри правящих кругов обеих стран, а также внешнего давления со стороны прежде всего США. Будучи противни­ком политического воссоединения двух славянских стран, американская администрация перешла к тактике открыто­го нажима на Минск, когда тенденция к реинтеграции Рос­сии и Белоруссии стала обретать зримые очертания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)