АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Читайте также:
  1. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  2. I.2.2 Мир и человек в мифе
  3. I.2.3 Мир, человек, боги в поэмах Гомера и Гесиода
  4. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  5. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  6. YI.3. Сознание и самосознание человека
  7. Абсолютная и относительная масса мозга у человека и антропоидных обезьян (Рогинский, 1978)
  8. АБСУРДНЫЙ ЧЕЛОВЕК
  9. Агрессивность человека
  10. Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  11. Акционерное общество
  12. Акционерное общество как юридическое лицо: порядок образования, правовое положение

 

Основные вопросы темы:

1. Человек в системе социальных связей.

2. Основные характеристики человеческого существования.

3. Понятие свободы и его эволюция.

4. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

 

Литература:

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества / Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 25.

2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. Т. 1. С. 176.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 62.

4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994 г. С. 296-297.

5. Галътон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. М., 1996.

6. Гуревич П.С., Фролов И. Т. Человек // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

7. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 32.

 

Вопросы и творческие задания:

1. Определите тип отношений:

– мать ребенок

– учитель ученики

– руководитель

– предприятия работники

– партия народ

– судья подсудимый

2. Сопоставьте три типа проявления творческой личности: гениальность, талантливость, одаренность.

3.Сопоставьте понятия «творчество» и «деятельность». Выявите общее и различное в них.

4. Определите соответствие терминов в науках – философия, политика, этика – сути понятию «свобода»:

1) порядок;

2) необходимость;

3) ответственность;

4) преодоление

5. Приведите примеры из любой сферы общественной жизни, которые позволили бы разграничить понятия свободы, вседозволенности и раскрепощенности.

6. Как вы понимаете высказывание:

Свобода начинается именно там, где я сознательно ограничиваю себя.

 

Основное содержание темы:

Человек как социальное существо живет в сложной системе социальных связей. Все мы, обитающие в этом мире, связанны между собой определенными узами. Человеческое общество – это сложная живая система. Внутри общества самым замысловатым образом переплетаются экономические, культурные, моральные отношения.

Общество – это некая целостность.

Человечество – это собирательное понятие, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей человека разумного. В истории философии можно выделить, по крайней мере, три версии, толкующие это понятие.

Человек – биосоциальное существо (представитель homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, создавать символы, обладающее членораздельной речью, мышлением сознанием, нравственно-этическими качествами.

Современная философия выделяет существенные черты, отражающие своеобразие человека как земного творения:

· его бытие социально;

· он обладает разумом и представлениями о ценностях;

· он постоянно развивается;

· взаимоотношение между сознанием и бессознательным достигает в нем драматического напряжения;

· ему присуща общительность;

· он возвышается природным царством.

Неповторимость – уникальность человека как живого существа.

Что представляет собой «специфически человеческое»? К. Ясперс в работе «Общая психопатология» подчеркивал, что «в той мере, в какой человек выявляет свою специфическую человеческую природу, он не может быть сопоставлен с животными». Человек уникален. Он привнес в мир некий элемент, чуждый животному миру, но в чем заключается этот элемент, все еще не вполне ясно. С соматической точки зрения, человек – это один из видов животных; и, тем не менее, его тело уникально – причем не только благодаря способности к прямохождению и нескорым другим свойствам, но и благодаря особой конституции, отличающей человека от всех остальных животных и предоставляющей ему больше возможностей за счет менее развитой специализации.

Кроме того, человек отличается от животных способностью использовать свое тело в экспрессивных целях. Психологически он совершенно оторван от царства животных. Животные, в отличие от человека, не смеются и не плачут, а сообразительность обезьян – это не разум и не мышление в истинном смысле слова, а всего лишь высокоразвитое внимание, которое у человека служит лишь предварительным условием способности мыслить, но далеко не тождественно мышлению как таковому.

Творчество – процесс человеческой деятельности, в результате которого возникают новые материальные и духовные ценности. Это высшая форма активности человека.

Творчество – это результат созидательной деятельности.

Талант – качество человека, которое характеризует его человеческие способности в той или иной сфере. Известный английский ученый Френсис Гальтон (1882–1911) выделил следующие сущностные черты творческой личности:

природная даровитость (такие качества ума и характера, которые дают человеку возможность и способность совершать действия, высоко ценимые обществом);

энергия (волевые качества выше средней величины);

способность к сосредоточенной напряженной работе.

Понятие «свобода» осознается по-разному, оно заключает в себе подчас самое неожиданное содержание. Не случайно немецкий философ XX в. Э. Кассирер в работе «Техника современных политических мифов» оценивал данное слово как одно из наиболее туманных и двусмысленных.

Итак, свобода – это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Отсюда, свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей и замечательно, когда человек добровольно подчиняется общей воле, сознательно умеряет собственные порывы... (обдумайте и докажите или опровергните эту мысль).

Свобода, если она не соотнесена с требованиями нравственности, целесообразности, интересами общества и человечества, легко превращается во вседозволенность. В русской общественной мысли всегда различались два слова: «свобода» и «воля».

«Волю» зачастую понимали как разгул темных страстей, разрушительных импульсов. Душа рвется на простор, а там уж – как получится…

Может ли человек быть абсолютно свободным? Нет, потому что общество, человечество в целом ограничено в своих ресурсах, возможностях. Оно живет в такой реальности, где не исключенные катаклизмы, войны, социальные конфликты. Поэтому на пути к предельной реализации индивидуальных потребностей всегда вырастают преграды. Но есть еще один не менее значимый ограничитель – нравственный, ставящий нас постоянно в положение выбора.

Итак, что мы знаем о свободе сегодня? Прежде всего, то, что она выступает как общечеловеческая ценность. Люди стремятся к свободе, иботолько в ней и через нее можно реализовать созидательныйчеловеческий потенциал. Однако свобода не выступает как общеобязательный принцип. В общественном сознании легко можно обнаружить феномен «бегства от свободы», который чреват опасностью деспотизма, т.е. подавления свободы.

Вместе с тем важно различать свободу и своеволие. Свобода – нравственный императив, т.е. нравственное побуждение, веление, требование.Она предполагает не только преодоление различных препятствий на пути человека, но и сознательное ограничение определенных порывов, которые могут обернуться несвободойдля других. Ущемляя чужую свободу, человек самоказаться в зоне дефицита свободы.

Слово со значением «личность» появилось в Западной Европе не ранее XVII в. В России термин был придуман Николаем Карамзиным (1766–1826), который считал человека общественным существом, способным к общению и к нравственному совершенствованию. Личность – это хозяин собственной судьбы, собственной жизни.

В философской литературе для обозначения человека, для его характеристики используют три термина: «индивид», «индивидуальность» и «личность». Специфически выражая понятие человека, они вместе с тем имеют различное содержание. Если говорить о развитии человека, о приобретении им индивидуальных своеобразных психологических, духовных и социальных качеств, то эти понятия выстраиваются именно в той последовательности, в которой они здесь приведены.

Индивид (лат. individuum – «неделимое», «особь») – отдельно взятый представитель человеческой общности и всего человеческого рода. В социальной жизни индивид выступает как неразложимый элемент, как клеточка социальной группы, общества или человечества. Он всегда «один из». Это самая общая, достаточно умозрительная характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная особь. Говоря об индивиде, мы, прежде всего, выделяем его биологические свойства.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Это понятие указывает на необычность человеческого существа. Если, говоря слово «индивид», мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из массы, из группы. Здесь преодолевается «атомарность», «элементарность», «экземплярность» человека. Вместе с тем проступает непохожесть данного субъекта на других.

Личность связана с социальностью, с обществом. Однако ее богатство шире, нежели культура данной эпохи. Личность – универсальное понятие духовного человека в европейской культуре. Она вбирает в себя самобытность, множество социальных качеств, богатство души.

Входя в мир, человеку приходится принять существующие в данной культуре нормы, законы, традиции, правила, общественные представления.

Процесс освоения этого наследия называется социализацией. Он начинается в раннем детстве и продолжается всю человеческую жизнь. Ведь наличная реальность постоянно меняется. Нарождаются новые святыни, принимаются новые законы, складываются новые традиции. Человек все время пытается примерить на себя все богатство социальности. Таким образом, социальность – это способность человека жить в обществе, считаться с его нормами и установлениями.

Личностное богатство рамками конкретного общества не замыкается. XXв. показал, что гражданская верность обществу далеко не всегда может реализоваться в форме преданности социальному устройству, поскольку человечество столкнулось с опытом пагубных, фашистских режимов. Отсюда вытекает мысль о том, что социальность личности выходит за пределы конкретного общественного организма. Личность соотносит себя с универсальной практикой человечества.Индивид рождается и умирает. Личностью не рождаются. Понятие личности предполагает гармонично универсальное развитие всех человеческих задатков.

Личность – это вечное напряжение и искание. Н.А. Бердяев рассматривал проблему личности как основную для философии. Когда человек рождается, он осознает себя индивидом и может сказать о себе: «Я». Но означает ли это, что сформировалась личность? Нет, Я – это изначальная данность. Личность же, по мнению Бердяева, складывается, развивается, обогащается, становится собою. В этом существенное отличие индивида от личности. По словам Бердяева, индивидом можно назвать животное или растение. Личность же есть прорыв в духовную сферу. «Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Есть одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безличны, но способны к тому сопротивлению, к тому усилию, которое требует реализации личности».

Многие свойства человеческой природы свидетельствуют о том, что человек – предельно эксцентричное создание. Дело не в том, что ему присущи разные черты, противоречащие друг другу. Речь идет не о сложности человеческой натуры в целом. Необычность человека обусловлена тем, что он во многом выключен из органики природного мира, хотя и укоренен в ней. Человеческие качества парадоксальны и рождают представление об исключительном существе. Человек – творение социальное. Именно в обществе он становится личностью. Но вместе с тем именно человек постоянно разрушает социальные связи. Тем не менее, и создает общество тоже человек.

Человек — особый род сущего, высшая ступень развития живых: организмов на Земле, «едва ли не самое эксцентричное создание универсума» (Э. Фромм), субъект социального процесса, творец культуры и истории. Человек – биопсихосоцианьное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и нравственно-этическими качествами. Человек многолик. Идеал личности – человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой, всесторонне развитый, воплощающий в себе физическоеи духовное совершенство. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальным Я человек утверждает себя в качестве существа общественного, жизнь которого одухотворена высокими идеалами, нравственным смыслом.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Деятельность и творчество, их взаимосвязь и определяющий характер в человеческой жизни.

3. Человек и свобода.

4. Философское понимание свободы.

5. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

 

Тема 9


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)