АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема сознания. Основные вопросы темы:

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. III. Проблема субстанции.
  4. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  5. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  6. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  7. Активность сознания
  8. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  9. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
  10. Антропологическая проблема в русской философии
  11. Безопасность как проблема дипломатической практики
  12. Бессознательное как философская проблема.

Основные вопросы темы:

1. Отражение и его виды

2. Мышление, сознание, язык.

3. Проблема возникновения сознания.

4. Сознание и мозг.

5. Понятие о бессознательном.

6. Самосознание и его формы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. М., 1995.

2. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.

3. Ерахин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989.

4. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Сб. «Как я понимаю философию». М., 2000.

5. Мамардашвили М.К. Пятигорский А.М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике, языке. М., 1999.

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 270-274.

7. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. Гл. IV.

 

Вопросы и творческие задания:

1. Докажите, что отражение является атрибутивным свойством материи.

2. Приведите примеры, которые показывают, что раздражимость является активной формой отражения и выполняет функцию адаптации.

3. Объясните, почему ощущения называются субъективным образом объективного мира?

4. Ниже приведены примеры различных форм отражения. В каждом столбике найдите и зачеркните «лишние» примеры:

следы на песке боль от укола

превращение воды в пар покраснение кожи при ожоге

замерзание рек повышение температуры при болезни

отражение в зеркале адаптация первокурсников в ВУЗе

замерзание рук след чернил на бумаге

сбрасывание листвы адаптация живых организмов в среде обитания

5. Могут ли животные мыслить? Если да, то чем отличается их мышление от мышления человека?

6. Какая связь существует между прямохождением и возникновением сознания.

Основное содержание темы:

1. Отражением называется способность одних материальных тел воспроизводить некоторые способности других тел. Отражение осуществляется в результате взаимодействия и движения тел. Являясь всеобщим свойством материи, отражение усложняется вместе с усложнением материальных систем. Самую общую классификацию форм отражения можно провести в соответствии со структурными уровнями материи: в неживой природе, в живой природе и социальные формы отражения.

В неживой природе отражение имеет пассивный характер. Примерами отражения в неживой природе являются изменения физических свойств или химических состояний объектов под влиянием воздействий окружающей среды.

В живой природе отражение приобретает активный характер. По мере усложнения живых организмов усложняются и формы отражения. Наиболее сложным является психическое отражение, которое возникает вместе с высшей нервной системой. Психические формы отражения, существующие у высших животных, создают биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания.

 

2.Для изложения вопроса о возникновении сознания очень важно уяснить соотношение между понятиями «мышление», и «сознание» и определить их взаимосвязь с языком.

Современные научные данные говорят о наличии трех форм мышления:

1) наглядно-действенного;

2) наглядно-образного;

3) вербально-понятийного.

Наглядно-действенное мышление возникает при непосредственной деятельности с предметами.

Вторая форма мышления – наглядно-образная – содержит некоторые элементы обобщения и абстракции. Здесь происходит схематизация предметного образа и возникает способность мысленно оперировать объектом.

Третья форма – вербально-понятийная – характерна только для человека и развивается благодаря включенности человека в социальные отношения. Для этой формы мышления надо отметить наличие способности обобщения, формирования и использования понятий, которые имеют языковую форму выражения.

Другим формам мышления также соответствуют свои особые языки (жесты, мимика, позы). Язык можно определить как знаковую систему, способ передачи информации. Язык человека выполняет две основные функции: средства познавательной деятельности (когнитивная функция) и средства общения (коммуникативная функция). Появление словесного языка связано с возникновением понятийного мышления. Словесный язык объединяет все уровни и формы мышления в единое целое и является своеобразным интегратором сознательной деятельности человека. На базе естественного языка возникают искусственные языки: амслен (язык жестов глухонемых Северной Америки), эсперанто, логический, математический и др.

Таким образом, сознание можно рассматривать как высшую вербально-понятийную форму мышления, но, с другой стороны, сознание представляет собой диалектическое снятие предшествующих форм психического отражения и, следовательно, включает в себя в переработанном виде наглядные формы мышления.

 

3. Проблема возникновения сознания – это по сути проблема антропосоциогенеза, главным содержанием которого является качественная перестройка биологического под действием социальных факторов.

Реконструкцию становления человека и общества надо начинать с анализа общебиологических предпосылок: прямохождения, формирование руки, стадного образа жизни, коллективной охоты, уровня развития головного мозга, психики и т.д.

Первой важнейшей биологической предпосылкой становления человека считается так называемая гоминидная триада, которая состоит из трех морфологических признаков: прямохождения, дифференциация руки и изменений в мозговых структурах.

Другой важной биологической предпосылкой гоминизации является стадный образ жизни непосредственных предков человека.

Стадность не выходит за рамки биологических признаков, но в процессе гоминизации она постепенно превращается из формы взаимосвязи особей в форму коллективной деятельности человека.

Биологическими предпосылками человеческого языка является звуковая коммуникация антропоидов и сигналы неголосовой природы: жесты, мимика, позы.

Однако биологические предпосылки социализации не определяют нового качества, они содержат только возможность развития в гоминидом направлении. Определяющая роль в этом процессе принадлежит становящейся трудовой деятельности, которая начинается с систематического изготовления орудий труда при помощи других орудий.

Создание орудий труда положило начало развитию системы «посредников» между человеком и природой. В процессе изготовлений орудий (каменных, костяных, деревянных) раскрывались свойства материалов, становилось возможным познание законов объективного мира.

Еще один критерий человеческого труда – его коллективный характер. Трудовая деятельность имеет общественный характер не потому, что ее субъект – определенная совокупность особей. Такое встречается и в животном мире, когда волки или другие хищники объединяются для охоты в стаи. Человеческая же деятельность имеет общественный характер, потому что ее назначение – удовлетворение общих потребностей в орудиях труда. Деятельность первобытного человека по изготовлению орудий объединяла все другие виды орудийной деятельности (охоту, собирательство) в единую систему общественно полезных работ.

Изготовление и использование искусственных орудий во время охоты, собирательства и других видов хозяйственной деятельности требовали более высокого уровня психического отражения и более совершенных способов общения между членами первобытного стада.

Общественный труд и формировавшаяся речь оказали сильное влияние на прогрессивное развитие мозга. Постепенное усложнение общественной жизни древних людей, использование огня расширяют их кругозор и приводит к изменениям в сознании. Возникают членораздельная речь, обобщающие понятия.

 

4. Физиологической основой сознания является сложноорганизованный человеческий мозг. Вопрос о связи сознания с мозгом является по существу вопросом о соотношении биологического и социального в сознании человека. С одной стороны, формирование сознания возможно только при наличии здорового мозга. Любые даже незначительные разрушения в мозговых структурах или нарушение их функций влекут за собой серьезные отклонения в сознании. С другой стороны, для формирования сознания необходимы социальные связи, в которые включен каждый человек, живущий в обществе. В ситуации Маугли или Тарзана, когда человек с раннего возраста исключен из общения с себе подобными, несмотря на наличие нормально функционирующего мозга, сознание у него развиваться не будет.

Таким образом, мозг и социальные связи являются двумя необходимыми условиями формирования сознания.

 

5. Сознание современного человека представляет собой сложную систему, состоящую из многих элементов. В том числе в нем сохраняются наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления. Они представляют собой досознательный уровень отражения. Существует достаточно широкий круг задач, которые можно решить быстро и эффективно, не прибегая к понятийному мышлению.

Наглядные формы мышления принято относить в сферу бессознательного. Под бессознательным психологи подразумевают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и активно не переживаются.

Как правило, в сферу бессознательного выделяются ощущения, восприятия, инстинкты, установки, сновидения, а также патологические явления, как бред, галлюцинации и т.д. Однако основой бессознательного можно считать формы наглядно-действенного мышления.

Информация, которую хранит наш мозг очень велика, и сознание не в состоянии переработать ее сразу. Осознается толь та информация, которая представляет для человека наибольшую ценность. Ощущения и восприятие часто не становится фактом сознания, но сознание не существует помимо них.

С бессознательной сферой связана способность воображения. По некоторым подсчетам мозг человека способен продуцировать число воображаемых ассоциаций порядка 10 ¹ºº, а это на двадцать порядков превышает число атомов в наблюдаемой нами Вселенной. Осознать и, тем более, выразить в словесной форме все это число воображаемых представлений невозможно. Большая их часть находится в сфере бессознательного. Извлечение их в сферу сознания возможно под влиянием гипноза, в процессе общения с миром искусства или в случае внезапного интуитивного прозрения.

Тема 6


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)