|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯОсновные вопросы темы: 1.Общая характеристика эпохи и роль философии в средние века. 2. Патристика и схоластика как исторические формы философии. · Учение Аврелия Августина. · Фома Аквинский-систематизатор схоластики 3.Борьба реализма и номинализма.
Список рекомендуемой литературы: 1. Введение в философию. М., 1989. Ч. 1. Гл. 11. § 4. 2. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 4-22, 31-32, 51-84, 338-379. 3. Краткий очерк истории философии. М., 1981. Гл. IV. § 2. 4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Вопросы и творческие задания 1. Объясните, почему христианизация Рима была исторической необходимостью. 2. Какова разница в статусе философии и философа в античности и в средние века? 3. Найдите общие черты и отличия античной и средневековой философии. 4. Выберите имена философов, которые относятся к средневековью: Платон, Августин, Фома Аквинский, Гераклит, Спиноза, Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Дамаскин, Боэций. 5. Напишите положительные и отрицательные стороны схоластики:
6. В чем сходство и в чем различия в понимании материи и формы Аристотелем и Фомой Аквинским? 7. В средние века велись жаркие споры между реалистами и номиналистами о природе общих понятий. Вам предлагается два высказывания. Определите, какое из них относится к номинализму, а какое – к реализму. – универсалии, т.е. всеобщие понятия, существуют реально и независимо от сознания; – универсалии являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности выражать не могут.
1. Давая общую характеристику средневековой эпохи, следует особое внимание обратить на роль религии и церкви в этот исторический период. В IV веке Римская империя постепенно переходит от язычества к христианскому вероисповеданию: с 324 года христианство становится официальной государственной религией. Господство христианства в политической жизни приводит к его господству и в духовной жизни общества. Религиозное мировоззрение проникает в философию и подчиняет ее себе. С новым летоисчислением в мир приходит христианство, которое уже в первых веках, после пережитых гонений, становится государственной религией, а затем монополизирует духовную жизнь общества. В 529 году «языческие» философские школы в Греции были закрыты. В отличие от античного многобожия христианство, как и иудаизм (от которого оно отпочковалось), и возникший позже, в VII веке, ислам (мусульманство), религия монотеистическая. Бог есть Дух. Правда, вскоре в Христианстве оформляется представление о триедином Боге. Помимо Бога-Отца существуют Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Дух Святой, который в свою очередь является всепроникающим началом бытия. У православных считается, что он исходит от Бога-Отца, а у католиков – что и от Бога-Сына. В этом заключается главное различие внутри христианства. Официальное казенное христианство свелось к ритуалам, стало средством освящения государственной власти и фактически частью государственного аппарата. Светлое воздействие на массы оказывали отдельные его подвижники, которые порой не уживались с церковной иерархией, становились изгоями или возглавляли ереси. Они всегда взывали к истокам и сути христовой веры: «Бог есть любовь». По словам же Иисуса Христа, вся суть его учения двуедина: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и Господа Бога своего больше, чем самого себя». Христос считал себя посланцем единого Бога, о чем напрямую говорит его молитва «Отче наш», завещанная миру в христианском Новом Завете (Ветхий Завет Библии создан в иудаизме). Христианство преодолело где идеологически, а гдесилой власти «переходные», «синтетические» учения (гностицизм, герметизм и др.), в которых соединялись религиозные и философские идеи античности и Востока. Период его формирования получил название патристики (I – VI вв.) – «учение отцов» (ее самая ранняя стадия называется апологетикой). Задача патристики состояла ввоссоздании целостного мировоззрения, философии на основе Священного писания, библии (экзегеза – ее философское и общелогическое истолкование). В итоге христианское учение о мире характеризуют: теоцентризм – Бог центр бытия; креационизм – сотворение мира Всевышним из ничего; провиденциализм – предопределенность спасения мира Богом; теодицея – «оправдание Бога» – неслучайность, оправданность зла в сотворенном Богом мире. Греховность мира, культ духовности, спасение души через веру и любовь к Богу являются основой христианского мировосприятия. Нравственные идеалы христианства несомненно высоки и прекрасны. Но, как отмечал русский философ Николай Александрович Бердяев, религия не божественный, а богочеловеческий процесс. Поэтому человек в мире христианства, как и в другой монотеистической религии, мог спастись настолько, насколько его вера была искренна и пронизана любовью. Любовь занимает в исконной сути христианства совершенно исключительное место, как ни в какой другой религии. Отсюда нравственный пафос, морализм христианского вероучения и философии. Даже В.И. Ленин отмечал христианство – это «мораль, ставшая религией». Примат веры над разумом определил особенности схоластики– этапа развития христианского вероучения, следующего за патристикой. Схоластика «доказывала» то, что уже принято за истину, поэтому приобрела нарицательный, негативный смысл. При ней закрепилось убеждение, что философия – служанка богословия. Однако схоластика (от греческого – «школа») выходила за рамки «школьной философии». При систематизации христианского вероучения схоласты использовали идеи античности, Платона и особенно Аристотеля, не избегали чисто философских споров о природе общих понятий, «универсалий». Здесь схоласты разделились на реалистов и номиналистов. Первые признавали реальность универсалий, вторые – нет. Но были и более существенные различия. Крайние реалисты (Эриугена) рассматривали понятия подобно эйдосам Платона, как самостоятельные духовные сущности. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) – как общее в вещах, божественном и человеческом разуме. К ним приближались умеренные номиналисты(или концептуалисты, Абеляр), полагавшие, что универсалии являются общими понятиями, формами познания действительности. Их понимание полностью отвечало не формальному, а здравому реализму и логике. Крайние номиналисты (Оккам) считали общиe понятия чисто словесным обозначением, пустым звуком. В схоластике положительное развитие получила логика, которая предвосхитила математическую логику. В средневековье наряду с религиозными постепенно развивались и прикладные знания, естественные науки. В конце концов, это привело к торжеству теории двойственной истины: религиозная истина и философская (научная) истина независимы друг от друга. В философию, минуя религиозную схоластику, пошел набирающий силу живой и богатый поток знаний, духовных устремлений, который нуждался в более широком обосновании и осмыслении. Он требовал использования всего арсенала накопленных некогда ценностей, что и произошло позднее в эпоху Возрождения (Ренессанса). Фактически решающий шаг к ней сделала философия. В XIII в. Фома Аквинский напрямую соединил аристотелизм с богословием. Негативная реакция в официальных кругах была успешно преодолена. Постепенно в духовной практике официальный теоцентризм сменяется высоким антропоцентризмом – человек становится центром внимания и осмысления. «Греховный мир» вокруг него, мир природы снова прорастает яркими красками. Эстетический аспект жизни оказывается ведущим. Бог не столько сходит со сцены, сколько заполняет собою живую суть мира. Рождается и все смелее утверждается пантеизм с его принципом безличной божественности бытия: «Все в Боге и Бог во всем». Возрожденческий пантеизм существовал в двух разноводностях – мистической и натуралистической. В мистической версии (Парацельс – XV – XVI вв.; Я. Бёме) природа растворяется в Боге. Причем Бёме подчеркивает, что Бог не только в «природе», и «выше и вне природы», т.к. в нем «пребывает все.» В натуралистической версии (Дж. Бруно и др.) Бог растворяется в природе и мыслится как активная, духовная, движущая ее сила, заключенная в самих природных вещах. Второй человек церкви после папы римского Николаи Кузанский говорил, что Бог – это все: и бытие, и возможность становления бытия. Становление идет к бесконечному. Абсолютный максимум неделим, как и абсолютный минимум. Диалектика Кузанского своеобразно идет к интегральному и дифференциальному исчислению: Бог – тот предел, который невозможно достичь, поэтому он не может быть постигнут рассудочно. Постижимым образом он может проявиться в единичном. Индивидуальное не противоположно общему, а есть его особое осуществление. В сущности Бога сходятся и разрешаются все противоречия. Со всей полнотой и пафосом пантеистические идеи были заявлены Джордано Бруно, за что великий мыслитель поплатился жизнью. Через века он был причислен к лику святых. Согласно Бруно, Бог не источник, а самодвижущееся бытие. Всеобщие природа, душа и разум едины в живом материальном мире. Пантеизм тождествен гилозоизму (от греч. «гиле» – материя и «зое» – жизнь). Средневековая культура и образ жизни вытесняются возрожденной моделью античного типа культуры. Отсюда и название эпохи – Возрождение (фр. Ренессанс). Конечно, античная культура не могла быть реставрирована в своем первозданном виде. Влияние предыдущего исторического этапа – Средневековья – оказалось значительным. В области философии на первый план выходят учения Платона и неоплатоников. Переосмысливаются идеи Аристотеля, Эпикура и эпикурейцев, стоиков. Разумеется, не сразу преодолевается давление средневековой религиозной философии, как европейской, так и арабской. Но центром философской мысли уже становится не Бог, а человек. Антропоцентризм – важнейшая особенность философии Возрождения. В этот период она выступает в содружестве с гуманитарным знанием и искусством (в Средние века – с религией). Антропоцентризм важнейшая особенность философии Возрождения, которая имеет свою периодизацию. 1. Ранний период Возрождения(XIV в.). В средневековой европейской культуре и философии появляются новые – антифеодальные и антисхоластические тенденции. В Италии возникает возрожденческий тип культуры. 2. Период расцвета Возрождения(XV – XVI вв.). В XV в. итальянское Возрождение достигает своего апогея. В философии доминирует гуманистическая проблематика. В XVI в. Возрождение становится общеевропейским явлением. На первый план в философии начинает выдвигаться натурфилософская проблематика. 3. Закат философии Возрождения – начало философии Нового времени (начало XVII в.).
Таким образом, если Возрождение рассматривать как общеевропейское явление, то оно охватывает XV – XVI века. Утверждение антропоцентризма и европейской культуре эпохи Возрождения связано с деятельностью гуманистов. Гуманизм и широком смысле – мировоззрение, в котором человек считается высшей ценностью. Оно отстаивает идеи человечности и человеческого достоинства, свободу и справедливость. В узком смысле гуманизмом называется культурное движение в Европе XIV – XV вв., целью которого было изучение и популяризация античных языков, литературы и искусства, а также философии. Родина гуманизма – Италия, идейный центр - Флоренция. Видные представители: Данте Алигьери (XIII – XIV вв.), Франческо Петрарка (XIV в.), Лоренцо Валла (XV в.), Марсилио Фичино (XV в.), Пико делла Мирандолла (XV в.), Эразм Роттердамский (XV – XVI вв.) и др. Уже Данте предшественник и вдохновитель гуманистов – в своих произведениях человеком интересуется больше, чем Богом. Человек, утверждает он, есть «величайшее чудо». Позже у гуманистов этот интерес выльется в определенный антропоцентризм. Философия Возрождения в понимании человека реабилитирует природное начало, переосмысливает его место в мире, но не отрывает человека от Бога, а сближает их. Радикально, – нет Бога без человека, а человек есть «образ и подобие» Его. Происходит обожествление человека, как существа, поставленного властвовать над природным и социальным миром. (Фичино).
Вопросы для самоконтроля: 1. Когда происходила христианизация Рима? 2. Каковы причины перехода от язычества к христианству? 3. Что такое патристика? 4. В чем состояли основные идеи физики Августина? 5. Гносеология Августина. 6. Этико-политическое учение Августина. 7. Августин об историческом процессе. 8. Что такое схоластика? 9. Назовите основные понятия онтологической концепции Фомы Аквинского. 10. Антропологические взгляды Аквинского. 11. Фома Аквинский о познании и соотношении воли и разума. 12. Социально-политические взгляды Фомы. 13. Номинализм и реализм – две противоположности средневековой схоластики. 14. Назовите отличительные черты европейского Возрождения. 15. Что такое пантеизм и какие разновидности его существуют.
Раздел III Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |