|
|||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Предполагается подготовка рефератов по теме.
Темы докладов и рекомендуемая литература: 1. Н. Бердяев о русской революции. - Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. Гл. VI. - Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991. 2. Трагедия интеллигенции (по статьям Г.П. Федотова и П.Б. Струве). - Струве П.Б. Интеллигенция и революция / Вехи. М., 1991. - Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции / О России и русской философской культуре. М., 1990. 3. О русском правосознании. - Кистяковский Б.А. В защиту права / Вехи. М., 1991. - Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции / Из глубины. М., 1991. 4. Судьба России: революция, культура, будущее. - Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? / О России и русской философской культуре. М., 1990. - Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи / Из глубины. М., 1991. - Изгоев А.С. Социализм, культура и большевизм / Из глубины. М., 1991.
Темы рефератов и рекомендуемая литература: 1. М. Бакунин. Государственность и анархия. - Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989. - Бессонов Б.Н. Судьба России. Взгляд русских мыслителей. М., 1992. Гл. VIII. 2. П. Кропоткин о государстве и его роли в истории. - Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. 3. Н. Федоров и Н. Данилевский об истории и государстве. - Семенова С. Николай Федоров. Жизнь и творчество. М., 1990. Разд. 2. Гл. V. 4. Русские мыслители о русской идее. - Русская идея. М., 1992. (Вл. Соловьев, В. Иванов, И.А. Ильин) 5. Духовные силы в жизни русского народа. - Русские философы. Антология. М., 1993. С. 33 (Арсеньев); С. 110 (Булгаков). - Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1993. 6. Россия и свобода. - Мыслители русского зарубежья. М., 1992. С.418 (Г. Федотов). 7. Русские мыслители об истоках русской революции. - Бессонов Б.Н. Судьба России. Взгляд русских мыслителей. М., 1992. Гл. XXI. 8. Проблема цели и средств русской революции. - Бессонов Б.Н. Судьба России. Взгляд русских мыслителей. М., 1992. Гл. XXII.
Вопросы и творческие задания: 1. Проведите сравнительный анализ философии Древнего Востока, Древней Греции и Древней Руси:
2. С какими восточными школами перекликается проблематика древнерусской философии? 3. В чем, с вашей точки зрения, заключаются причины существования европоцентристской концепции возникновения русской философии?
Основное содержание темы: Древнейшая русская философия на протяжении долгих веков была захоронена во времена государственной религии и государственного атеизма. А Гардарика («страна городов»), как ее называли варяги, имела свою систему миропонимания, изложенную в Русских Ведах. Ныне опубликованы такие ведические памятники, как «Книга птицы Гамаюн», «Книга Велеса». Народные жрецы в русской языческой религии, по свидетельству других народов, отличались силой влияния и независимостью от власть имущих. Как заметил о волхвах Пушкин, «правдив и свободен их вещий язык, он с волей небесною дружен». От культа берегинь, хранительниц рода, эта религия взошла к образам богини плодородия Макошь, богини весны и свадеб Ладе, уступившим со временем первенство богу воинов Перуну, богу белого света Даждьбогу и богу подземного царства Велесу. В ряде мест отмечалось их слияние в образе единого бога – Рода. С принятием христианства первый митрополит из русских, Илларион Киевский, создал «Слово о законе и благодати». Закон дается людям, чтобы подготовить личность к благодати и истине во имя века будущего, жизни бессмертной народов. Таков смысл и назначение божьего закона. «Изборник» Святослава (1073) был первой русской энциклопедией, содержащей философские категории. В «Поучениях» Владимира Мономаха (XII в.) обращает на себя внимание идея, что труд является источником спокойствия, знаний, свободы и постижения божества. С древнейших пор на Руси осталась память о монахах-философах, подвижниках, учителях жизни и обличителях зла – Клименте Смолятиче, Феодосии Печерском, Данииле Заточнике, Кирилле Туровском. Идеи исихазма – отрешенности от земных благ во имя высшей духовности, – были представлены личностью Сергия Радонежского, подвигшего Московского князя на антиордынское восстание. С самых ранних пор русскому любомудрию были особенно свойственны этические идеи. Неслучайно в монашеской среде исторически закономерно сформировалась идеология нестяжательства как протеста против богатства монастырей, их «стяжания», что противоречило самому образу монашеской жизни как труду души во имя познания еe тайн и самосовершенствования. Известным идеологом нестяжательства был Нил Сорокин. Русское свободомыслие со всей определенностью заявило о себе и XIV – XVI веках. Оно открыто выступило против внешней обрядности, омертвения и пресмыкательства официальной церкви. Заодно ересь стригольников отразила неугасающее влияние язычников. А протест жидовствуюших (приверженцев Ветхого завета, взятого у иудеев; отсюда и название) рассматривал борьбу Добра и Зла в общественной жизни как отражение схватки между небесным Богом и земным Диаволом. Но особенно смелы и содержательны были «ереси» Матвея Башкина и Феодосия Косого в середине XVI века. Неслучайно впоследствии Г.В. Плеханов находил у М. Башкина «прилежную работу критической мысли»: важна не обрядность, а любовь к людям, ибо люди – братья. Проповедь всенародного братства и общности имущества перешла в практику «истинного раннеапостольского христианства» в общине Ф. Косого. Идеи нестяжательства получили развитие в деятельности таких известных на Руси людей как Максим Грек и Андреи Курбский. Иван Пересветов, ссылаясь на «философов греческих» и «докторов латинских», не побоялся обратиться к Ивану Грозному с проектом реформ, цель которых преобразование России наподобие европейских монархий. При этом автор проекта прямо апеллировал к «естественным правам» человека. В XVII веке в русскую духовную и философскую жизнь вошли Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич. Прибыв из славянского зарубежья, они стали первыми представителями европейских научно-философских знаний. В мировоззрении С. Полоцкого имелись явные элементы деизма и материализма. Но в теории двух истин, религиозной и философской, он oтдавал приоритет первой. Юрий Крижанич в работе «Политика» дал четкую структуру «мудрости» как системы соподчиненных наук, где ведущую роль занимает философия (единство логики, физики – науки о природных явлениях, и этики). Преподавание философии в Славяно-греко-латинской академии братьями Лихудами способствовало ознакомлению русского общества систорической широтой философской мысли. В эпоху же Петра I были открыты первые университеты, стала устойчиво развиваться философская мысль, во многом независимая от официального богословия. Так, во взглядах Феофана Прокоповича ощутимо выступило влияние пантеизма: Бог есть разумная субстанция природы. Сподвижник Петра, Татищев, также видел в Боге творца, реализующегося в естественных законах. Он отводил философии место «заглавной, генеральной науки». Выдающийся ученый Михаил Васильевич Ломоносов признавал бесконечность миров и склонялся к деизму. В теории познания он был рационалистом-эмпириком и считал, что «один опыт выше тысячи мнений». И его теоретических взглядах ощутимо просматриваются черты, как метафизики, так и диалектики. В XVIII веке русское общество испытало заметное влияние просветительской философии и особенно Вольтера. Под их влиянием профессор Семен Десницкий написал прогрессивный проект переустройства власти в России. Воздействие просветительства сочеталось с экспансией масонства той поры (И. Новиков, Л. Радищев). Александр Радищев видел в Боге творческую силу бесконечного мира. Он дал самостоятельную оценку взглядов английского и французского материализма XVII – XVIII веков и немецкого идеализма XVIII века, выделив диалектические идеи Лейбница как наиболее значимые. Теоретические взгляды Радищева были неотделимы от его практического отношения к миру. Открыто заявив, в частности, о самодержавии, как о «наипротивнейшем человеческому существу состоянии», он, в конце концов, вынужден был принять и ссылку, и яд. В XIX веке в России определились позиции западников и славянофилов. Изначально свое влияние на тех и других оказал Петр Чаадаев. В итоге же он считал, что «Россия призвана к необъятному умственному делу: ее задача дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе». Среди первых славянофилов можно отметить Ивана Киреевского. Он противопоставлял Западу, отделяющему «веру ума» от «веры сердца», русскую цельность; первым выделил соборность, как особенность русской национально-духовной жизни, которую понимал как свободное подчинение личности абсолютным ценностям. Алексей Хомяков усматривал в соборности сочетание единства и свободы, свойственного православию (в отличие от католиков, где господствует единство, подчинение; и от протестантов, проповедующих свободу без единства). Яркими представителями умеренного западничества были В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Последний критиковал религию с позиций материализма, а сам материализм – за его ограниченность («материалисты никак не могли понять объективность разума»). В социальной философии Герцен был близок к славянофилам в вопросах общинно-артельных перспектив русской жизни и ее переустройства на этой основе. Среди немногих оригинальных российских мыслителей своего времени К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли Николая Чернышевского. Будучи, подобно Фейербаху, антропологическим материалистом, он, в отличие от немецкого философа, мог мыслить диалектически, особенно в сфере социальных проблем. Ученик Хомякова Владимир Соловьев – первый из русских мыслителей, кто стал общепризнанным философом мирового масштаба. Философия Соловьева – философия «положительного всеединства». Оно олицетворено в Боге, вслед за которым выступает одухотворенная божественным началом природа – София. Она стремится воссоединиться с Сущим. Осуществление этого воссоединения происходит через эволюцию человеческого мира. В Сущем и его вещах заключены благо (реализация воли), Истина (реализация размышления) и красота (реализация чувства). Единство этих ценностей проявляется в любви. Высшая любовь - спасение человечества, она воссоединяет с Богом. Жизнь каждою на этом пути – творчество. Здесь нравственность доминирует над политикой и экономикой (они, соответственно, воплощены в церкви, государстве, земстве). Нравственность позволяет преодолеть разобщенность духовного и материального, разобщенность людей. Развитие философии софийности было продолжено вплоть до середины XX века Сергеем Булгаковым. Отечественная мысль наметила еще одну линию в мировой теории. Это «философия русского космизма» Николая Федорова. Она исходит из борьбы двух тенденций бытия: жизни и смерти. Задача науки – преодолеть смерть, задача живущих – воскресить праотцов. Наша планета, преодолев неизбежность смерти, способна стать космическим земноходом. Значительный теоретический и практический вклад и развитие философии русского космизма сделали выдающиеся ученые Константин Циолковский и Александр Чижевский. Ранее мы уже отмечали, что у истоков мирового персонализма и экзистенциализма стоял русский философ Николай Бердяев. Развитие русской философской мысли в нашей стране после Октябрьской революции 1917 года происходило несколько своеобразно. Официальные круги постепенно накладывали запрет на историю русской философии. Для этого были три причины: – К 1922 году оказались высланными наиболее квалифицированные историки философии. Среди них были Бердяев, Булгаков, Франк, Ильин, Лосский. – Вторая причина заключается в том, что в среде философов-марксистов считалось, что изучение русской философии не будет способствовать восприятию марксизма, т.к. она не является его источником. Оценка развития философии в тот период сводилась к тому, была ли та или иная школа предшественницей марксизма или нет. Особое внимание уделялось изучению античности, французского Просвещения и немецкой классической философии, потому что эти этапы были оценены Марксом. – Третья причина забвения русской философии состояла в том, что не было грамотных марксистов, которые были бы способны изучать историю русской философии. Все серьезные философы начала века стояли на религиозных позициях и были высланы из страны или же другими способами исключены из научной жизни (лагеря, запрет на профессиональную деятельность в своей области). Ситуация изменилась только после 1935 года, когда в связи с угрозой распространения фашизма VII Конгресс Коминтерна подчеркнул необходимость пропаганды материализма и патриотических традиций всех стран и народов. И тогда в вузах вводят преподавание курса истории отечественной философии, правда, в довольно урезанном виде: читается философия Ломоносова, Радищева, декабристов, революционных демократов и естествоиспытателей (Сеченова, Менделеева, Тимирязева, Павлова). Можно сказать, что только в 80-е годы открывается новая страница в истории русской философии: открываются спецхраны и широкой аудитории становится известна философская культура русского послеоктябрьского зарубежья. Несмотря на то, что эта культура представлена разными концепциями и системами, практически всех мыслителей объединяет одна общая тема – тема России.
Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы причины своеобразного отношения к истории русской философии в 20-е – 60-е годы? 2. Расскажите о духовной атмосфере российского общества в 20 – 30-х годах XX столетия? 3. Когда и в связи с чем изменяется отношение к изучению русского философского наследия? 4. Какие имена и философские направления входят в программу по истории русской философии с 1938 года? 5. К какому времени относится возникновение философии на Руси? 6. В чем суть европоцентристской точки зрения на происхождение русской философии? 7. В чем специфика русской средневековой философии? 8. Кого на Руси называли философами? 9. В каких формах существовала философия в Древней Руси? 10. В чем состоит характерная особенность духовной жизни России в последние десятилетия? 11. Каковы особенности философии русского зарубежья? 12. Николай Бердяев: эволюция взглядов, основные идеи философской концепции. 13. Н.О. Лосский об основных принципах организации общества. 14. «Христианский реализм» С.Л. Франка. 15. Что такое евразийство? 16. В чем суть исторической концепции евразийства? 17. Какие проблемы, поставленные евразийцами, актуальны для современности?
Раздел VII Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |