|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учение о числеНачиная с пифагорейцев мир, делится на две части: 1) совершенное, прекрасное, постоянное, вечное и неизменное – это числовые пропорции; 2) несовершенное, безобразное, непостоянное, временное и изменчивое – это вещи – бледные отражения чисел и числовых пропорций. Фюсис для пифагорейцев есть число. Анонимный пифагорейский фрагмент[4]: «Всё есть число». Анонимный пифагорейский фрагмент: «Природа числа есть то, что даёт познание... Если бы не было числа и его сущности, то ни для кого не было бы ничего ясного ни в вещах самих по себе, ни в их отношениях друг к другу». Если для современных людей число – это абстракция, а значит, создание разума, то для пифагорейцев число – это нечто реальное, гораздо реальнее, чем вещи. Другие анонимные пифагорейские фрагменты. «Из форм тел самое прекрасное – шар, из форм плоскостей – круг». «Душа есть числовое устроение». Пифагорейцы значительно повлияли на европейскую философию и науку. До сих пор принцип «Познать означает подсчитать» является основой естественных наук, например, физики.
Философия Гераклита Эфесского (около 540 – около 480 до н.э.)
Легендарному философу Гераклиту приписывают такие слова: «Все течет». Это означает, что вещи переходят (перетекают) в свою противоположность. Например, некто А. Л. Мышинский переходит в труп А. Л. Мышинского, то есть в «не – Мышинского». Гераклит говорил, что вещи пре ходящи. Приставка пре- в русском языке – это сокращенная приставка пере-. Например: «Студентка Клава переходит в модельера (в не – студентку)». «Студент Константин переходит в военнослужащего срочной службы, (в не – студента)». Состояние «студент» – преходящее. Гераклит воспринимал весь мир как набор процессов, а не как набор предметов. Вот реконструкция взглядов Гераклита, принадлежащая перу великого немецкого философа и филолога Фридриха Ницше (1844 – 1900): «Я не вижу ничего, кроме становления. Не позволяйте обманывать себя! Если вы думаете, что нашли остров в этом море становления и всего преходящего, причина этому – ваша близорукость, а не сущность вещей. Вы употребляете имена вещей, как будто бы они постоянны: но ведь даже поток, в который вы вступаете второй раз, уже не тот, каким был при вашем первом в него вступлении». Ницше имеет в виду известный фрагмент из сочинения Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, потому что на входящего в нее накатывают все новые и новые воды». Как мы помним, «становление» означает возникновение, развитие и необратимое изменение. Следовательно, принцип Гераклита «Всё течёт» означает «Всё становится». У знаменитого аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса есть рассказ, в котором описывается особый мир с особым языком. В этом языке вообще нет имён существительных, их заменяет набор «глагол + наречие». Поэтому фраза «Над рекой взошла луна» на языке этого мира выглядит так: «Вверх над постоянно течь залунело». Или «Вверх постоянно течь лунарит». Этот мир похож на то, каким видел наш мир Гераклит. Гераклита очень интересовал закон, или ритм, в соответствии с которым вещи переходят друг в друга. Этот закон или ритм в философии Гераклита обозначается термином Λóγος – «Логос». Логос – это непереводимый и один из самых оригинальных и популярных терминов античной и средневековой философии, обозначающий такое единство мышления и языка, которое доходит до их полного тождества. То есть: «Мышление и язык тож дественны». «Мышление и язык – это одно и тоже». «Мышление и язык – это тоже самое».
Например, в Библии, в Новом Завете, есть Евангелие от Иоанна. Оно начинается словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так вот, вместо русского «Слово» в оригинале стоит древнегреческий термин Λóγος, поскольку оригинал Нового Завета был написан по-гречески. Божественный Ум и Божественное Слово – это одно и то же, Логос. Условно и описательно «логос» можно было бы перевести как «мысль, адекватно выраженная в слове и потому неотделимая от него» или «слово, адекватно выражающее какую-нибудь мысль и потому от неё неотделимое» (А. Ф. Лосев). Слово адекватно означает «соответственно, полно, точно, исчерпывающе». Смысловые значения «логоса»: смысл, понятие, категория, определение, суждение, мысль, умозаключение, отношение, основание, принцип, причина, аргументация, доказательство, исследование, предположение, теория, метод, закон, наука, рассудок, разум (как чисто человеческий разум, так и божественный). Значения из области языка: слово, предложение, высказывание, изложение, речь, разговор. Вот как характеризует термин «логос» С. С. Аверинцев. Гераклит использовал внешнюю созвучность термина «Логос» с житейским обозначением человеческого «слова», чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Логосом как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический логос, как и подобает слову, «окликает» людей, но они, даже «услышав» его, неспособны его схватить и постичь. В свете логоса мир есть единое целое и поэтому мир – гармоничен. Но обыденное сознание ставит свой личный произвол выше общего закона и по-разному оценивает равно одинаковые части целого. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но Логос – ритм их взаимопереходов и закон их взаимоотношений остается тем же самым – это логос. Таким образом, благодаря понятию логос гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. Ниже представлены некоторые сохранившиеся фрагменты из сочинений Гераклита. Гераклит: Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. Космос есть нечто упорядоченное, в отличие от хаоса. «Мерами разгорающимся и мерами погасающим» можно прочесть как «ритмично вспыхивающий». Гераклит: Все обменивается на огонь, и огонь – на все, подобно тому, как золото обменивается на товары, а товары – на золото. Гераклит: Огонь живёт смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живёт смертью воздуха, а земля – смертью воды. Мы вновь встречаемся с учением о четырех стихиях (четырёх элементах). Попробуем перевести фрагмент на современный язык. «Земля» здесь означает твердое вещество вообще, «вода» – любую жидкость, «воздух» – любой газ. «Огонь» означает то, что в современной физике называется «плазма». Поэтому данный фрагмент можно прочесть так: «Плазма возникает, когда загорается твердое тело (например, земля, торф), дым (газ) возникает, когда гаснет огонь, жидкость возникает, когда конденсируется газ, твердое тело возникает, когда кристаллизуется жидкость». Однако Гераклита гораздо больше интересует изменение вещей, чем физика. Точнее, Гераклита интересует их взаимное изменение: «земля умирает, огонь оживает». Гераклит: Грядущий огонь всё обоймёт и всех рассудит. Гераклит полагал, что через какое-то время наступит глобальный пожар, который всё уничтожит. После пожара огонь будет остывать и снова возникнет космос, затем опять будет пожар и т. д. Во фрагментах Гераклита 2, 3 и 4 мы видим мысль, похожую на ту, которую уже видели у Анаксимандра. Из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости. Все они в свое время наказывают друг друга за несправедливость. Гераклит: На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды. Гераклит: Морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же гибель и отрава. Гераклит: Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом человеческим. Гераклит: Для бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно приняли за справедливое, а другое – за несправедливое. Гераклит: Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе – в первом. Гераклит: В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем. Со времен Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) в Европе известен логический закон противоречия: «Не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении». На первый взгляд кажется, что фрагмент 10 нарушает этот закон. Но это не так. Гераклит: Борьба – отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим – людьми. А [из тех] одним – рабами, а другим – свободными. Гераклит: Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости. Гераклит: Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея. Гесиод (8 в. до н. э.) был первым исторически достоверным греческим поэтом. Пифагор (6 в. до н. э.) – знаменитым греческим философом, Ксенофан (к. 6-нач. 5 в до н. э.) – выдающимся греческим философом и поэтом, Гекатей (к. 6 в. до н. э.) – известным путешественником, географом, историком и этнографом. Гераклит: Вечность – дитя, переставляющее шашки, царство ребенка. Гераклит: Подобен беспорядочно рассыпанному сору самый прекрасный космос. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |