АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техника выполнения. Несмотря на то, что капалабхати не является пранаямой в строгом техническом смысле этого слова, все же это безусловно является дыхательным упражнением и все

Читайте также:
  1. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  2. Агротехника возделывания
  3. Агротехника возделывания
  4. Агротехника возделывания конопли
  5. Агротехника возделывания льна
  6. Агротехника возделывания.
  7. Агротехника возделывания.
  8. Агротехника кукурузы
  9. Алгоритм выполнения прически
  10. Анализ выполнения договорных обязательств
  11. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
  12. Анализ выполнения федеральной целевой программы «Дети-инвалиды»

 

Несмотря на то, что капалабхати не является пранаямой в строгом техническом смысле этого слова, все же это безусловно является дыхательным упражнением и все, что описано относительно положения, времени и т.п. для пранаямы, относится и к этой технике. Таким образом, ученик должен выбрать место, привести в порядок свое сидение и отрегулировать время согласно общим инструкциям. Следующие вопросы касаются положения, предназначенного для этого упражнения. Ученик не ориентированный на духовный аспект может принять любое сидячее положение, которое для него удобно. Мы не считаем, что капалабхати может быть полезна в стоячем положении. Это дыхательное упражнение нуждается в очень свободном движении брюшных мышц. Поскольку в стоячем положении передняя часть мышц живота расслаблена не полностью, то ей нельзя двигать свободно. А в сидячем положении брюшные мышцы могут находиться в полной релаксации, и в этой позиции их движение может быть совершенно контролируемым. Таким образом, даже материально направленный человек сможет хорошо выполнить практику капалабхати в сидячем положении.

Относительно заинтересованного в развитии человека, ему необходимо принять устойчивое положение. Здесь для практики капалабхати совершенно конкретно рекомендуется позиция лотоса. Основная причина в том, что капалабхати приносит духовную пользу, ее практикуют энергично и продолжительно. Энергичная практика капалабхати, даже в течение нескольких минут, создает почти всегда некое сплетение вибраций в человеческом теле. Эти вибрации становятся более и более интенсивными, если упражнение продолжается дальше с естественной силой, до тех пор, пока эта сила не становится трудно контролируемой. Так, из всех медитативных положений, которые рекомендуются деховно ориентированному ученику, падмасана - единственная сидячая позиция, которая удерживает конечности в надлежащем положении в подобных условиях. Принципиален вопрос относительно нижних конечностей. Замок ступней, который получается при выполнении падмасаны настолько прочен, что никакая сила не может разъединить его. В других медитативных позициях ноги не закреплены, и интенсивные толчки, которые начинает производить тело вследствие энергичного выполнения капалабхати, вскоре выходят из должного положения. Рекомендуют, чтобы поза, однажды принятая, сохранялась в течение всего упражнения, поэтому падмасана - единственная медитативная поза, пригодная для практики капалабхати.

Традиционное и рациональное обучение капалабхати практикуется только в падмасане, что подтверждено автором Хатха-прадипики. Мы должны признать, что Сватмарама Сури не говорит красноречиво о том, что падмасана обязательна для практики капалабхати, но мы можем понять, что он подразумевает именно это из того, что он говорит в связи с бхастрикой. Между тем, как и в случае других кумбхак, Сватмарама не упоминает никаких особых позиций, в описании бхастрики и кумбхаки он особо упоминает падмасану (samyak padmAsanaM badhdA......| H.P.II59. - Допускается принять позу лотоса). Это означает, что согласно ему, бхастрика и кумбхака должны практиковаться в позе лотоса. А так как упражнение капалабхати родственно бхастрике, то мы можем вполне обооснованно утверждать, что бхастрика равнозначна капалабхати, плюс кумбхаке типа уджджаи. В этом случае мы можем логически заключить, что асана, которая обязательна для бхастрики также обязательна и для капалабхати.

В связи с этим необходимо помнить, что поза лотоса обеспечивает ножной замок, необходимый для капалабхати. Руки могут, по обыкновению, находится на коленях в джняна-мудре, или же они могут быть помещены впереди живота, как это необходимо в падмасане. Следующие инструкции относительно двух бандх, а именно, джаландхара и мула, которые являются обычными формами части падмасаны.

В дыхательном упражнении джаландхара-бандха практикуется только во время кумбхаки. Капалабхати - это, несомненно, дыхательное упражнение, состоящие исключительно из постоянных вдохов и выдохов, оно не включает кумбхаку. Следовательно, практика джаландхара-бандхи не является необходимой в позе лотоса, когда она принимается при капалабхати.

Другая, а именно, мула-бандха, используется по-разному. Ученик-йогин, особенно восприимчивый к вибрации, создаваемой капалабхати, бессознательно совершает эту бандху, с того момента как вибрации становятся все более и более интенсивными. Вся область таза автоматически сокращается в результате сильного сжатия анального сфинктера. Поэтому желательно избегать сознательного выполнения мула-бандхи на начальных стадиях практики. Если же выходит так, что вибрации, вызванные капалабхати не скрепляются автоматически в бандху, даже когда практик утвердился в выполнении этого упражнения, мула-бандха может быть добровольно введена в технику этой крийи.

То, что было сказано относительно прямого позвоночника в случае с уджджаи, касается и капалабхати.

Рассмотрев асану, необходимую при капалабхати, мы переходим к обсуждению техники правильного выполнения упражнения.

В широком смысле, капалабхати - это дыхательное упражнение брюшного или диафрагменного типа, в котором стремительные выталкивания дыхания следуют один за другим в быстрой последовательности и которое характеризуется отсутствием какой-либо паузы при длительном выполнении дыхания. Таким образом, это упражнение состоит только из речаки и пураки, кумбхака совершается независимо. Что касается речаки и пураки, речака - это непременная часть практики, пурака же является только дополнительной. В случае с капалабхати имеется одна большая особенность, которая заслуживает внимания. В других дыхательных упражнениях одна пурака, одна речака и одна кумбхака составляют один цикл. Но в капалабхати один цикл состоит из многих выталкиваний дыхания, по принципу сколько нравится или сколько способен выполнить практикующий. Таким образом, каждый может выполнять по нескольку сотен выталкиваний в одном цикле капалабхати.

Теперь перейдем к деталям практики, начиная с речаки, которая является главенствующим признаком упражнения.

Речака

 

Как в уджджаи, так и в любых других дыхательных упражнениях, не важно - восточные они или западные, речака и пурака неизменно должны быть очень глубокими. Под полной речакой подразумевается, что никакое дополнительное количество воздуха не возможно более извлечь из легких. Так же пурака считается завершенной, когда никакое дополнительное количество воздуха не может в дальнейшем быть введено в легкие. Так каков объем воздуха, который вытеснен из легких при выдохе в капалабхати? В каждой речаки выполненной в капалабхати выдыхается столько воздуха, сколько может быть выведено из легких стремительным и энергечным внутренним толчком совершаемым передними мышцами живота. Естественно это количество воздуха будет различным для каждого человека. Мы проводили эксперементы в лаборотории на измерение этого количества для различных субъектов и также сопоставляли его с соответвующим количеством их естественно выдыхаемого воздуха. На основе этих показаний, мы можем сказать, что в капалабхати выдох должен быть немного глубже, чем при обычном дыхании. (Например, если количество нормально выдыхаемого воздуха в случае отдельного человека равно 360 мл., то он предположительно должен выдыхать 450 мл. во время выполнения капалабхати). В каждодневной практике следующий практический метод будет достаточным. Нужно чтобы брюшные удары были цельными и дыхание легко выходило наружу. Когда это выполнено должным образом, количество выдыхаемого воздуха само собой приложится.

Однако, сущность речаки не заключается в регулировании количества выдыхаемого воздуха, она состоит упорядочивании различных анатомических частей, в особенности тех, что напрямую связаны с дыханием. Ранее упоминалось, что капалабхати - это упражнение брюшного дыхания. Поэтому в этой практике выдох скорее является результатом движения передних брюшных мышц и диафрагмы, чем движением мускулатуры, действующей в ребрах и между ними. Мускулы, задействованные в ребрах и между ними, остаются сжатыми до тех пор, пока продолжается отдельный цикл капалабхати, независимо от количества выталкиваний воздуха, которые формируют этот цикл. В других типах дыхательных упражнений йоги, эти мускулы остаются сжатыми только в пураке и кумбхаке. Как только начинается речака, они расслабляются, расслабление является завершенным, когда речака является наиболее глубокой. Но, в капалабхати, вследствие ее специфического характера, мускулатура, задействованная в ребрах и между ребрами, однажды сжатая остается в таком состоянии, сохраняя ребра поднятыми даже во время выдоха. Только диафрагма и передние брюшные мышцы являются той мускулатурой, которая свободно движется в течении всего упражнения, претерпевая дополнительное сжатие и расслабление. Это не следует интерпритировать в том значении, что ребра не опускаются все время в течении выдоха. Невозможно выдыхать без небольшоего понижения ребер, но понижение ребер должно быть настолько маленьким в капалабхати, что оно всегда незначительное. Оно может быть подтверждено внешним проявлением грудной клетки. Оно не является ни повышением, ни понижением, ощутимым во время всего цикла капалабхати.

Упражнение капалабхати, как указано выше - это работа брюшных мышц и диафрагмы. Они должны быть на протяжении всего времени гибкими и способными претерпевать быстрые и энергичные сокращения. В речаке передние брюшные мышцы внезапно и энергично сокращаются, создавая внутренний натиск брюшным внутренним органам, что поднимает диафрагму, которая отступает в грудную клетку, выталкивая воздух из легких. Поскольку сокращенные легкие не способны соединяться с грудной клеткой, выдох в капалабхати не такой глубокий как в уджджаи. Скорость, которой диафрагма и брюшные мышцы могут быть урегулированы, будет зависеть от практики каждого отдельного человека. Однако, не желательно развивать скорость за счет тщательности.

До этого момента мы обсуждали работу, совершаемую брюшными мышцами и грудной клеткой. Теперь мы рассмотрим как работает респираторный проход внутри грудной клетки.

В уджджаи мы нуждались в частичном закрытии голосовой щели. В данном упражнении это не используется. Причина довольно проста. Объем воздуха выдыхаемый в простой речаки так стремительно выталкивается, что частично закрытая голосовая щель будет доставлять серьезные помехи прохождению воздуха и будет создавать неполноценный выдох. Однако, имеется один обычай (это обычай последователей автора Хатха-прадипики), который обеспечивает очень легкое сужение голосовой щели даже в капалабхати. Но размер этого сужения настолько мал, что выдыхаемый воздух не может быть задержан в какой-либо ощутимой степени.

Когда выдыхаемый воздух способен выходить спокойно через голосовую цель, он становится плавным, спокойным, даже если быстро и стремительно передвигается до самого конца ноздрей. Если позволить выполнять работу автоматически, ноздри будут открываться добровольно, способствуя течению выдыхаемого воздуха. Таким образом, изучающий йогу не должен стараться управлять своими ноздрями и лицевыми мышцами на этой стадии. Очень часто люди по привычке легкой злости кривят лицо, когда они практикуют капалахати. Это не хорошо. Воздух должен течь очень спокойно и ровно.

Также следует помнить, что быстрое вытеснение объема воздуха будет спокойным ввиду некоторых трений в конце ноздрей. Но это не важно. Как наш читатель уже заметил, это часть внутреннего носа, которая покрыта толстой кожей и никакие трения не способны привести к какому-либо некорректному результату. Избегается трение любой слабой части мышечных мембран.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)