|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Молодежные повести 60хМолодой человек стал героем целого тематического и стилевого направления в прозе 60-х годов, получившего название "молодежная проза", где главными героями были герои-бунтари, протестующие против мелочной регламентации во всем, включая стандартный образ жизни, вкусы, привычки. Формой выражения этого протеста становился вызывающий внешний вид ("стиляги"), увлечение западной музыкой, разрыв с родителями, скептическое отношение к идейным и нравственным ценностям старшего поколения, доходящее до полного отрицания моральных ценностей. Появление подобных типажей дало основание зарубежным критикам, внимательно следившим за "молодежной прозой", заговорить о возрождении в литературе "оттепели" темы "лишнего человека". Молодежная» повесть 60х представлена такими произведениями, как «Продолжение легенды» (1956) А. Кузнецова, «Хроника времен Виктора Подгурского» (1956) и «Дым в глаза» (1959) А. Гладилина, «Коллеги» (1960), «Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1963) В. Аксенова. Важнейшая примета стиля "молодежной прозы" - исповедальность. Писатели широко использовали внутренние монологи, поток сознания, форму повествования от первого лица, при которой нередко сливались внутренний мир автора и его героя. Повышенное внимание к мыслям, чувствам молодого человека, к характерным для этого возраста проблемам определило специфику конфликтов произведений "молодежной прозы". Первые столкновения со сложными реалиями "взрослой" жизни и неминуемые разочарования, попытки понять себя, обрести свое место в жизни, найти дело по душе, отношения с родными и друзьями, счастье и горечь первой любви - обо всем этом с подкупающей искренностью поведали книги молодых писателей. Для молодых писателей было характерно полемически заостренное внимание к литературной технике, к тому, как дойти до читателя, заставить его поверить и сопереживать героям. Произведения "молодежной прозы" породили широкую волну дискуссий. Предметом обсуждения был и открытый молодыми писателями тип характера, и созданный ими стиль. Особенно критика рассуждала о традициях западной литературы, на которые опирались авторы. Казаков Юрий Павлович (1927-82) Сб. рассказов «Арктур – гончий пес» (1958), «На полустанке» (1959), «В дороге» (1961), «Голубое и зеленое» (1963) – (описания книжных страстей московского 10классника, к которому пришла первая любовь.эти книжные страсти поражали подробнейшей фиксацией каждого миллиметра сближения Алёши и Лили: “Первый раз я иду в кино с девушкой”; “Её рука иногда касается моей”, Здесь точно запечатлён психологический облик советских мальчиков и девочек, целомудренных и выдержанных, воспитанных в пуританских правилах своего времени. Во взволнованной рефлексии влюблённого мальчика на мельчайшие знаки интереса девочки к себе было что-то смешное и наивное и в то же время светлое и свежее. Ибо когда Лиля полюбила другого, как ни пытается Алексей заговорить всякими обезличенно-патетическими словами свою утрату, как ни настойчиво повторяет он утешительные трюизмы типа “а жизнь не останавливается”, “так прекрасно устроен мир”, всё равно “непрошеные сны”, как память о потере чего-то очень дорогого, может быть, самого главного на свете, не дают ему покоя.в них проступает живое, естественное, природное, то, что прячется глубоко в душе, – влечение, зарождающаяся страсть, любовь, томления сердца. Пробивается сквозь книжность, чопорность сознания и поведения юноши. «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969), проникнутые авторским лиризмом и творчески продолжавшие традиции Бунина, Чехова. Книга очерков «Северный дневник» (1961-73), образцы лирической прозы «Вон бежит собака!», «Во сне ты горько плакал» и др. рассказ “Двое в декабре”. Он и Она – интеллигентные люди, между ними давняя привычная связь, вроде бы ни к чему не обязывающая. И вот очередная встреча на вокзале, они отправляются на зимнюю прогулку за город, на природу. Они идут на лыжах – буквально пиршество впечатлений: Смотри, какие стволы у осин, – говорила она и останавливалась. – Цвета кошачьих глаз. – Он тоже останавливался, смотрел, и верно”. Вроде бы состояние у героев светлое, им всё нравится, они улыбаются, всё время говорят друг другу “посмотри”. Но, по мере того как созревает при созерцании природы желание очага, тепла, дома, уюта, появляется какая-то новая эмоциональная нотка в состоянии героев, прежде всего в состоянии героини. “Она была, правда, грустна и рассеянна и всё отставала, но он не понимал ничего, а думал, что это она от усталости». После этого эпизода эмоциональные краски изобразительного плана тускнеют. И когда Он и Она добираются до избушки, остаются вдвоём, то, что назрело во время прогулки, вышло наружу. Вместо близости, радости общения – усталость, отчуждённость. “Что это ты? – удивился он… Что-то не выходило у них со счастьем, но что, он не знал и злился”. И выясняется, что же у них “не выходило”: “Отчего ей сегодня стало вдруг так тяжело и несчастливо? Она и сама не знала. Она чувствовала только, что пора первой любви прошла, а теперь наступает что-то новое и прежняя жизнь стала ей неинтересна. Ей надоело быть никем перед его родителями, дядьями и тётками, перед его друзьями и своими подругами, она хотела стать женой и матерью, а он не видит этого и вполне счастлив и так”. И вот это чувство, которое где-то в самых глубинах души бродило, потихонечку проступило через психологический параллелизм – через движение от одного наблюдения к другому, от одной эмоции к другой. И Он тоже начинает думать, что “первая молодость прошла, то время, когда всё кажется простым и необязательным”. Так, в сущности, открылся подлинный драматизм душевной жизни двух людей – это драматизм несовпадения состояний, за которым стоит неслиянность душ, не позволяющая достичь гармонии судеб. Битов Владимир Осипович ( 1926- ) – прозаик, участник ВОВ. Рассказ о трагической судьбе маленького героя-разведчика «Иван» (1957), и отмеченная глубоким психологизмом повесть «Зося» (1963). Роман «Момент истины (В августе 44го)» (1974), изображающий повседневный труд армейских контрразведчиков, отличающийся драматической напряженностью, динамикой и экспрессией, точностью речевых хар-к.
Аксенов Василий Павлович (1932) – прозаик, автор лирико-исповедальных повестей «Коллеги» (1960) (три друга врача, сохранившие дружбу со студенческих лет Зеленин, Максимов и Карпов. Кредо: Мое поколение людей, идущих с открытыми глазами. Мы смотрим вперед и назад, и себе под ноги.), «Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1963), принесших ему известность, романов «Ожог» (1975), «Остров Крым» (1979). В 1980 выехал в США, где были написаны «Московская сага» (1992), в кот-й осмыслялась настоящая и прошлая жизнь Америки и России, внутр. Мир соврем-го человека.
Тендряков В. «Про Клаву Иванову» (1964), Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского» (1956).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |